Общественное движение в России во второй четверти XIX в. Зарождение российского либерализма.

В первой половине XIX в. во всем мире обострилась идейная и об-

щественно-политическая борьба. Россия не была исключением. Однако,

если в ряде стран эта борьба закончилась победой буржуазных револю-

ций и национально-освободительных движений, то в России правящая

верхушка сумела сохранить существовавший экономический и социаль-

но-политический строй.

Причины подъема общественного движения. Основная причина -

растущее понимание всем обществом отставания России от более пере-

довых западно-европейских стран. Не только прогрессивно мыслящие

представители дворянства и формирующейся из разночинцев интелли-

генции, но и помещики-крепостники (даже императоры Александр I и

Николай I) ощущали необходимость кардинальных перемен. Поэтому

идеологи разных слоев общества разрабатывали свои программы при-

способления социально-политической системы России к требованиям

времени. Русская общественная мысль, тесно связанная с западно-

европейской, имела своеобразные черты. В то время как в Западной

Европе многие мыслители искали пути совершенствования буржуазного

общества, в России создавались теории или ломки самодержавно-

крепостнического строя, или его постепенного изменения, или консер-

вации.

На развитие общественного движения большое влияние оказывали

народные волнения.

Оживление идейной борьбы и общественного движения обусловли*

валось, с одной стороны, желанием правящих кругов сохранить свои

привилегии, спасти крепостнические отношения и самодержавный

строй, а с другой - непрекращающимися народными волнениями и

стремлением части общества выступить защитником народа. Этот про-

цесс не смогла затормозить охранительная политика правительства.

ДЕКАБРИСТЫ

Зарождение движения дворянских революционеров обусловливалось

как внутренними процессами, происходившими в России, так и между-

народными событиями первой четверти XIX в.

Причины и характер движения. Главная причина - понимание

лучшими представителями дворянства, что сохранение крепостничества

и самодержавия гибельно для дальнейшей судьбы страны.

Важной причиной явилась Отечественная война 1812 г. и пребыва-

ние русской армии в Европе в 1813-1815 гг. Будущие декабристы назы-

вали себя "детьми 12-го года". Они поняли, что народ, спасший Россию

от порабощения и освободивший Европу от Наполеона, заслуживает

лучшей участи. Знакомство с европейской действительностью убедило

передовую часть дворян в том, что крепостное состояние русского кре-

стьянства необходимо изменить. Подтверждение этим мыслям они нахо-

дили в произведениях французских просветителей, которые высказыва-

лись против феодализма и абсолютизма. Идеология дворянских револю-

ционеров складывалась и на отечественной почве, так как многие госу-

дарственные и общественные деятели уже в XVIII - начале XIX в. вы-

ступали с осуждением крепостного права.

Тайные общества в России появились на рубеже XVIII-XIX вв.

В 1814 г. в Петербурге Н.Н. Муравьевым была образована "Священ-

ная артель". Известен также "Орден русских рыцарей", основанный

М.Ф. Орловым. Эти организации фактически не предпринимали актив-

ных действий, но имели большое значение, так как в них формирова-

лись идеи и взгляды будущих руководителей движения.

Первые политические организации. В феврале 1816 г. после воз-

вращения большей части русской армии из Европы в Петербурге воз-

никло тайное общество будущих декабристов - "Союз спасения". С

февраля 1817 г. оно было названо "Общество истинных и верных сынов

Отечества". Его основали: П.И. Пестель, А.Н. Муравьев, С.П. Трубец-

кой.

"Союз спасения" — первая русская политическая организация, имев-

шая революционную программу и устав - "Статут". В нем были зало-

жены две основные идеи переустройства российского общества - лнк-

видадия крепостного права и уничтожение самодержавия. Крепостное

право рассматривалось как позор и главный тормоз для поступательного

развития России, самодержавие - как отжившая политическая система.

В документе говорилось о необходимости введения конституции, кото-

рая ограничила бы права абсолютной власти.

В январе 1818 г. был создан "Союз благоденствия" — довольно круп-

ная организация, насчитывавшая около 200 человек. Ее состав по-

прежнему оставался преимущественно дворянским.

Все члены общества принимали участие в легальной деятельности.

Они пытались воздействовать на общественное мнение. С этой целью

создавались просветительские организации, издавались книги и литера-

турные альманахи. Члены общества действовали и личным примером -

отпускали на волю своих крепостных, выкупали у помещиков и отпус-

кали на волю наиболее одаренных крестьян.

В марте 1821 г. на Украине было образовано Южное общество. Его

создателем и руководителем стал П.И. Пестель, убежденный республи-

канец, отличавшийся некоторыми диктаторскими замашками.

Конституционные проекты. Основными обсуждавшимися проекта-

ми стали "Конституция" Н.М. Муравьева и "Русская правда" П.И. Пес-

теля. "Конституция" отражала взгляды умеренной части декабристов,

"Русская правда" - радикальной. В центре внимания стоял вопрос о

будущем государственном устройстве России.

Н.М. Муравьев выступал за конституционную монархию - полити-

ческую систему, в которой исполнительная власть принадлежала импе-

ратору (наследственная власть царя сохранялась для преемственности),

а законодательная власть - парламенту ("Народное вече"). Избиратель-

ное право граждан ограничивалось довольно высоким имущественным

цензом. Таким образом, из политической жизни страны исключалась

значительная часть малоимущего населения.

П.И. Пестель безоговорочно высказался за республиканский госу-

дарственный строй.

П.И. Пестель провозгласил принцип

всеобщего избирательного права.

В решении важнейшего для России аграрно-крестьянского вопроса

П.И. Пестель и Н.М. Муравьев единодушно признали необходимость

полной отмены крепостного права, личного освобождения крестьян. Эта

идея красной нитью проходила через все программные документы де-

кабристов. Однако вопрос о наделении крестьян землей решался ими

по-разному.

Н.М. Муравьев, считая помещичью собственность на землю непри-

косновенной, предлагал передать во владение крестьянам приусадебный

участок и по 2 десятины пахотной земли на двор. Этого было явно не-

достаточно для ведения рентабельного крестьянского хозяйства.

Восстание в Петербурге. После смерти царя Александра I в стране

сложилась необычайная ситуация - междуцарствие. Руководители Се-

верного общества решили, что смена императоров создала благопри-

ятный момент для выступления. Они разработали план восстания и

назначили его на 14 декабря — день принятия Сенатом присяги Нико-

лаю. Заговорщики хотели принудить Сенат принять их новый про-

граммный документ - "Манифест к русскому народу" - и вместо при-

сяги императору провозгласить переход к конституционному правле-

нию.

В "Манифесте" были сформулированы основные требования декаб-

ристов: уничтожение прежнего правления, т.е. самодержавия; отмена

крепостного права и введение демократических свобод. Много внима-

ния было уделено улучшению положения солдат: провозглашалось

уничтожение рекрутчины, телесных наказаний, системы военных посе-

лений.

Рано утром 14 декабря 1825 г. наиболее активные члены Северного

общества начали агитацию в войсках Петербурга. Они намеревались

вывести их на Сенатскую площадь и тем самым воздействовать на сена-торов.

Восстание в Петербурге было разгромлено.

Восстание на юге. Несмотря на аресты некоторых руководителей

Южного общества и известия о поражении восстания в Петербурге, ос-

тавшиеся на свободе решили поддержать своих товарищей. 29 декабря

1825 г. С.И. Муравьев-Апостол и М.П. Бестужев-Рюмин подняли вос-

стание Черниговского полка. Изначально оно было обречено на пора-

жение. 3 января 1826 г. полк был окружен правительственными вой-

сками и расстрелян картечью.

КОНСЕРВАТОРЫ И ЛИБЕРАЛЫ ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX в.

Поражение декабристов и усиление полицейско-репрессивной поли-

тики правительства не привели к спаду общественного движения.

Консерватизм в России опирался на теории, доказывавшие незыблемость самодержавия и крепостного права.

Идея необходимости самодержавия как своеобразной и издревле прису-щей России формы политической власти своими корнями уходит в пе-риод укрепления Русского государства. Она развивалась и совершенст-вовалась в течение XVin-XDC вв., приспосабливаясь к новым общест-венно-политическим условиям. Особое звучание для России эта идея

приобрела после того, как в Западной Европе было покончено с абсо-

лютизмом. В начале XIX в. Н.М. Карамзин писал о необходимости со-

хранения мудрого самодержавия, которое, по его мнению, "основало и

воскресило Россию". Выступление декабристов активизировало консер-

вативную общественную мысль.

Крепостное право рассматривалось как благо для парода и го-

сударства. Православие понималось как присущая русскому народу

глубокая религиозность и приверженность ортодоксальному христиан-

ству.

Теория официальной народности вызвала резкую критику не только

радикально настроенной части общества, но и либералов.

Либеральное направление. На рубеже 30-40-х годов XIX в. среди

оппозиционных правительству либералов сложилось два идейных тече-

ния - славянофильство и западничество. Идеологами славянофилов бы-

ли писатели, философы и публицисты: К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. и

П.В. Киреевские, А.С. Хомяков.

Представителей этих течений объединяло же-

лание видеть Россию процветающей и могучей в кругу всех европей-

ских держав. Для этого они считали необходимым изменить ее социаль-

но-политический строй, установить конституционную монархию, смяг-

чить и даже отменить крепостное право, наделить крестьян небольшими

наделами земли, ввести свободу слова и совести. Боясь революционных

потрясений, они считали, что само правительство должно провести не-

обходимые реформы.

Славянофилы преувеличивали национальную са-

мобытность России.

Западники исходили из того, что Россия должна развиваться в русле

европейской цивилизации. Они резко критиковали славянофилов за

противопоставление России и Запада, объясняя ее отличие исторически

сложившейся отсталостью. Отрицая особую роль крестьянской общины,

западники считали, что правительство навязало ее народу для удобства

управления и сбора налогов. Они выступали за широкое просвещение

народа, полагая, что это единственно верный путь для успеха модерни-

зации социально-политического строя России.

Славянофилы и западники заложили в 30-50-е годы XIX в. основу

либерально-реформистского направления в общественном движении.

Радикальное направление. Во второй половине 20-х - первой поло-

вине 30-х годов характерной организационной формой антиправительст-

венного движения стали малочисленные кружки, появлявшиеся в Моск-

ве и в провинции, где не так сильно, как в Петербурге, утвердился по-

лицейский надзор и шпионаж. Их члены разделяли идеологию декабри-

стов и осуждали расправу с ними. Вместе с тем они пытались преодо-

леть ошибки своих предшественников, распространяли вольнолюбивые

стихи, критиковали правительственную политику.

Тайные организации первой половины 30-х годов XIX в. имели в ос-

новном просветительский характер.

Петрашевцы. Оживление общественного движения в 40-х годах вы-

разилось в создании новых кружков. По имени руководителя одного из

них - М.В. Буташевича-Петрашевского - его участники были названы

петрашевцами. В кружок входили чиновники, офицеры, учителя, писа-

тели, публицисты и переводчики (Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-

Щедрин, А.Н. Майков, А.Н. Плещеев и др.).

Петрашевцы решительно осуждали самодержавие и крепостное пра-

во. В республике они видели идеал политического устройства и наме-

чали программу широких демократических преобразований.

Наши рекомендации