Развитие государства и права в странах средневековой Азии

В средние века Запад и Восток развивались по-разному, что отра­зилось не только на общем социально-экономическом облике, но и на государственности. В странах Востока не было сеньориаль­ной монархии. До абсолютизма, каким он был в Европе, не дошла ни одна страна. Капиталистические отношения в Европе вызре­вали в недрах феодализма, а на Восток они были привнесены ев­ропейцами. В странах Азии и Африки не было такого разнообра­зия форм земельной собственности и такой системы иерархии, как в Европе. На Востоке долго сохранялась государственная собственность, которая сочеталась с общинной.

Крестьянство в странах Востока было формально свободным, хо­тя в большинстве стран не могло покидать землю. Крестьяне не принадлежали феодалам, их зависимость была меньше, чем в Ев­ропе, а прав у них было значительно больше. Зависимое положе­ние крестьян на Востоке выражалось в налоговом бремени. Налог они были обязаны платить государству. Очень долго сохранялась восточная сельская община.

Положение городов также было иным, чем в Европе. Города не были опорой монарха, не стали они и значительными центрами торговли.

На Востоке существовала только одна форма — наследственная монархия деспотического типа. Там не возникли сословно-представительные органы и не было никаких институтов ограни­чения власти монарха. Поскольку духовная власть также была в руках императора, то монархия на Востоке была теократической и авторитарной одновременно.

Арабский халифат.Аравийский полуостров был центром рассе­ления арабов. В результате объединения арабских племен воз­никла могущественная империя — Арабский халифат. Образова­ние государства совпало с возникновением новой мировой рели­гии — ислама. Мухаммед (570—632), сирота из Мекки, пастух, разбогатевший после удачного брака, на которого снизошли «от­кровения», провозгласил необходимость установления культа единого бога Аллаха и нового общественного порядка, исклю­чавшего племенную рознь. Мухаммед стал пророком Аллаха, а его родственники и сподвижники получили исключительное пра­во на власть. Из их среды стали избирать халифов. В развитии Арабского халифата выделяются два периода: дамас­ский, или правление династии Омейядов (661—750), и багдад­ский, или правление династии Аббассидов (750—1258). Уже в период правления Омейядов Халифат был централизован­ной теократической монархией. В руках халифа сосредоточилась духовная (имамат) и светская (эмират) власть, которая счита­лась неделимой и неограниченной. Первые халифы избирались мусульманской знатью, но скоро власть халифа стала передавать­ся по завещанию. Главным советником и высшим должностным лицом при халифе стал визирь. Центральное управление оформи­лось еще при Омейядах. Главными органами управления явля­лись диваны (канцелярии). Делопроизводство велось на арабском языке. Местное управление менялось: вначале в покоренных странах сохранялось традиционное местное управление, но с уп­рочением власти халифов местная администрация стала строить­ся по персидскому образцу.

Территория халифата была разделена на провинции во главе с эмирами (военными наместниками). Они назначались халифом и отвечали за свою деятельность только перед ним. В их ведении были вооруженные силы, местный административно-финансовый и полицейский аппарат. Города и селения управлялись чиновни­ками разных рангов. Иногда эти функции возлагались на руково­дителей местных мусульманских общин — шейхов. Судебные функции в Халифате были отделены от администра­тивных. Местные власти не имели права вмешиваться в решения судей. Становление правосудия было привилегией духовенства. Верховным судьей считался халиф. Но на практике высшую су­дебную власть осуществляла коллегия авторитетных богословов, которые одновременно были и правоведами. Они от имени хали­фа назначали из представителей духовенства нижестоящих судей (кади) и уполномоченных, которые контролировали судебную деятельность на местах.

Основной стратегической задачей Халифата было завоевание пу­тем «священной войны» (джихада) территорий, населенных не­мусульманами. Участие в джихаде обязаны были принимать все свободные совершеннолетние мусульмане. Разрешалось нани­мать и «неверных».

С течением времени (при Аббассидах) происходит ограничение власти халифа. Визири постепенно оттеснили халифов и к началу IX в. сами стали фактическими правителями. Визирь стал само­стоятельно назначать чиновников. Духовную власть халифы ста­ли делить с главным кади, руководившим судами и образовани­ем. Выросла роль армии и ее влияние на политическую жизнь в Халифате. Была создана профессиональная наемная армия, двор­цовая гвардия халифа (из рабов тюркского, кавказского и даже славянского происхождения). В IX в. она стала главной опорой центральной власти.

Вместе с тем все чаще стали возникать сепаратистские тенденции в провинциях. Власть эмиров и племенных вождей стала менее зависимой от центра. С IX в. политическая власть наместников стала наследственной. Начался распад Халифата на эмираты и султанаты, независимые государства в Испании, Марокко, Егип­те, Средней Азии. Закавказье.

В X в. Багдадский халиф контролировал лишь часть Персии и сам Багдад. В X—XI вв. в результате захвата Багдада кочевниками халиф дважды лишался власти. Окончательно Восточный Хали­фат был завоеван и упразднен монголами в XIII в. Резиденция ха­лифов была перенесена в Каир, в западную часть Халифата, где халиф сохранял духовное лидерство среди суннитов до начала XVI в., когда оно перешло к турецким султанам.

Мусульманское право. Мусульманское право одно из крупнейших явлений средневековья на Востоке, правовая система, которая воз­никла и оформилась в рамках Арабского халифата, вобрала в себя многие элементы предшествующих правовых культур Востока.

Главным источником мусульманского права является Коран — священная книга мусульман, состоящая из притч, проповедей, приписываемых пророку Мухаммеду. Большая часть положений Корана носит казуистический характер. Они являются конкрет­ными толкованиями, данными пророком в связи с частными слу­чаями. Многие постановления имеют неопределенный вид и мо­гут приобретать разный смысл в зависимости от того, какое со­держание в них вкладывается.

Вторым источником права мусульман является Сунна, состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках Мухаммеда. В Сунне много противоречий, разрешение которых остается за богословами и судьями.

Иджма является третьим источником права мусульман. Она складывалась из совпадающих мнений по религиозным и право­вым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухам­меда, а впоследствии — наиболее влиятельными мусульмански­ми теологами-правоведами. Иджма позволяла создавать новые правовые нормы, приспособленные к меняющимся условиям феодального общества, учитывая специфику завоеванных стран.

Фетва — решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам, важнейший источник права.

Кияс — решение правовых дел по аналогии. Согласно Киясу пра­вило, установленное в Коране, Сунне или Иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих ис­точниках права. Но часто Кияс становился в руках мусульман­ских судей орудием откровенного произвола. Часть мусульман выступила против Кияса и не признала его источником права.

В качестве дополнительных источников права шариат допускал местные обычаи, не вошедшие в мусульманское право при его становлении, если они не противоречили его принципам и нор­мам; фирманы — указы и распоряжения халифов; кануны — законы, которые приобретали все большую роль в мусульманских государствах, они не должны были противоречить принципам шариата.

Китай.

Развитие государства в Китае в средние века отличается сложностью и большим своеобразием. Еще в древности здесь на­блюдались некоторые черты, характерные для феодального разви­тия общества, а в средние века, напротив, достаточно долго сохра­няется институт рабства и пережитки дофеодальных отношений.

Начало новой эры в Китае ознаменовано распадом единого госу­дарства и внутренней смутой, продлившейся несколько десятиле­тий. Период Троецарствия (III) был отмечен борьбой царств Вэй, Шу и У, в результате государство на короткое время объединилось под властью династии Цзинь (265—316), но и в этот период меж­доусобная феодальная борьба не прекращалась. Вторжения коче­вых народов, усилившиеся в начале IV в., уничтожили империю. Некитайские племена захватили весь Северо-Восточный Китай и создали там свои государственные образования. Значительная часть китайской знати переселилась на юг и воссоздала там госу­дарство, получившее название Восточный Цзинь (317—420). В V—VI вв. продолжалась острая борьба между Севером и Югом и только к концу VI в. весь Китай был объединен. Сильное китай­ское государство качало экспансию на востоке и на юге, расширяя свою территорию за счет соседей. Длительные дорогостоящие войны, строительство Великого канала, соединившего реки Байхэ и Хуанхэ с Янцзы, строительство дворцов привели к росту госу­дарственных расходов, подорвали экономику страны, вызвали не­довольство населения, привели к восстаниям внутри страны и свержению правившей династии. Новая династия Тан восстанови­ла равновесие, подавила восстания и клановый сепаратизм, но для смягчения социальных противоречий уменьшила оброк и сократи­ла трудовые повинности. Танская империя продолжила завоева­тельные войны и расширение территории. В 630 г. ее армия унич­тожила Восточный Тюркский каганат, нанесла поражение войскам Западного Тюркского каганата и поставила эти государства в вас­сальное положение.

С VIII в. вновь обострились внутренние противоречия, начались восстания крестьян; борьба между феодальными кликами. Пери­од раздробленности продолжался более двух столетий. Только во второй половине X в. была основана империя Сун (960—1279). Китай потерял свои огромные территории, вассалы перестали ему подчиняться, а его собственная территория стала все чаще под­вергаться нападениям со стороны соседей. В начале XIII в. нача­лось вторжение монголов, которые к 1279 г. захватили всю тер­риторию Китая и установили там свое господство. Тяжелый по­литический, экономический и национальный гнет затормозил развитие Китая. Борьба против завоевателей завершилась обретением свободы и независимости только в середине XTV в., когда монголы были изгнаны из Китая. Один из руководителей анти­монгольского восстания основал династию Мин (1368—1644). Империя Мин пыталась захватить и подчинить себе районы юж­ных морей и Индийского океана.

В XVI в. в Китай впервые проникли европейцы: португальцы, ис­панцы и голландцы. Вслед за мореплавателями появились и мис­сионеры-иезуиты, занимавшиеся распространением христианства и изучением страны. В начале XVII в. империя Мин переживала глубокий кризис, вызванный как внутренними противоречиями и обострившейся классовой борьбой, так и нападениями со сторо­ны маньчжурских племен. Крестьянская война 1628—1645 гг. привела к свержению династии Мин. Китайские феодалы вступи­ли в сговор с маньчжурами и открыли границы для прохода их войск. Маньчжуры подавили крестьянские восстания, захватили Китай и установили там свое господство.

К власти в Китае пришла династия Цин (1644—1911). Китайский народ сопротивлялся чужеземному завоеванию до 1683 г., но силы были не равны. Пинская династия сохранила старые порядки и фео­дальную эксплуатацию, лишь перераспределив земельный фонд в стране: земли минской знати и части нетитулованных китайских землевладельцев перешли в собственность маньчжурского импера­торского дома и маньчжурской аристократии. Маньчжуры в союзе с крупными китайскими феодалами создали сильную деспотическую монархию, опиравшуюся на сильную армию и разветвленный бю­рократический аппарат. Китай был изолирован от внешнего мира, что на время задержало его прогрессивное развитие.

Государственный строй средневекового Китая сохранил черты восточной деспотии. Управление страной было сосредоточено в руках двух канцлеров: левого (старшего) и правого (младшего). Каждому канцлеру подчинялись по три ведомства (министерства): чинов, обрядов, налогов, военное, судебное и общественных работ.

После освобождения от монгольского господства император со­средоточил в своих руках высшую законодательную и судебную власть. Трон передавался по наследству старшему сыну, а ос­тальные сыновья получали княжества. Императорский двор играл важную роль в государственном управлении. С XV в. усилилось политическое влияние евнухов. Императоры наделяли евнухов-чиновников огромными полномочиями, что привело к возникно­вению двух центров власти — дворцового и ведомственного. В минском Китае деятельность центральных ведомств координиро­валась Большим секретариатом, во главе которого были два со­ветника, но после 1380 г. функции секретариата перешли к импе­ратору. Деление центральных органов на ведомства сохранилось, и каждое из них имело свою компетенцию и полномочия. Ведом­ство чинов занималось назначением, перемещением и смещени­ем всех гражданских чиновников и служащих. Ведомство дохо­дов вело учет сельскохозяйственных земель и населения, опреде­ляло размер налогов, отвечало за сбор налогов. Ведомство обря­дов занималось возвеличиванием власти императора и религиозными жертвоприношениями. Военное ведомство назначало, пе­ремещало и увольняло всех военных чиновников, занималось снабжением армии, в его ведении была почтовая служба. Судеб­ное ведомство контролировало правосудие на территории всей империи. Кроме того, существовал еще цензорат — надзорный орган, в аппарат которого входили более ста инспектирующих цензоров, которые имели право выявлять ошибки и злоупотреб­ления, исправлять их и применять карательные санкции.

Местное управление в Китае должно было исключать сосредото­чение власти в руках одного лица и сепаратизм. Вся империя де­лилась на десять провинций, которые делились на области и уез­ды. Надзорное управление контролировало местный аппарат управления, проверяло правильность решения судебных дел и исполняло роль апелляционного суда.

В низовых территориальных единицах сохранялись органы само­управления. Общинные старосты следили за порядком, за обра­боткой земли. Все жители общины были связаны круговой пору­кой. Продолжала существовать «система десятидворок», создан­ная для сбора налогов, несения трудовых повинностей и т.д.

Право средневекового Китая.Источником права средневеково­го Китая были законы. Сборники законов строились на закрепле­нии традиционных правовых норм (люй), а по мере необходимо­сти дополнялись новыми нормами (лин). Систематизация законов проводилась при всех династиях. В конце XI в. было даже созда­но специальное бюро по пересмотру и классификации законов, подготовившее «Свод законов из 900 статей». В конце XIV в. был создан «Свод законов династии Мин», включивший в себя боль­шинство законов из предшествующих кодексов. Для всех дина-стийных кодексов законов характерна преемственность основных юридических положений. Династия Цин также создала свои ис­точники права — «Основные своды и постановления великой ди­настии Цин» и «Собрание законов и постановлений великой ди­настии Цин».

Китайское право не различало административные и уголовные наказания. Любое нарушение в сфере деятельности администра­ции вело к уголовному наказанию. Чиновник не нес наказания в том случае, если он совершил противоправные действия по при­казу начальника. Чем более высокопоставленным был чиновник, совершивший преступление, чем больше у него было титулов, чем выше был его ранг, тем больше было возможностей уйти от наказания. В Китае существовал специфический институт — «тень чиновника», который давал возможность получить долж­ность на государственной службе, освобождал от ответственно­сти или смягчал наказание при совершении преступления. Самую мощную «тень» имел сам император. Но и самый мелкий чинов­ник мог прикрыть своей «тенью» ближайших родственников.

Судебный процессв Китае носил инквизиционный характер. Письменная или устная жалоба (по определенной формуле) по­терпевшего в уездный суд служила основанием для начала дела. Специальные чиновники разыскивали преступника и до суда держали его в тюрьме. Женщину оставляли в доме мужа, переда­вая ему на поруки. Если преступник не был найден, наказание грозило нерадивому чиновнику (до 30 ударов палками). Свиде­тель за неявку в суд наказывался 40—50 ударами палок. Судьи проводили допросы, очные ставки, назначали пытки. Пытки мог­ли быть применены и к обвинителю, если его подозревали в лже­свидетельстве. Приговор записывался. При сомнительном реше­нии обвиняемому давалась возможность откупиться. Смертный приговор утверждался императором. Простолюдинов казнили на рыночной площади, а чиновников дома. Тела и головы преступ­ников выставлялись для всеобщего обозрения, так как устраше­ние и предотвращение преступлений было главной целью жесто­ких наказаний.

Наши рекомендации