Развитие государства и права в странах средневековой Азии
В средние века Запад и Восток развивались по-разному, что отразилось не только на общем социально-экономическом облике, но и на государственности. В странах Востока не было сеньориальной монархии. До абсолютизма, каким он был в Европе, не дошла ни одна страна. Капиталистические отношения в Европе вызревали в недрах феодализма, а на Восток они были привнесены европейцами. В странах Азии и Африки не было такого разнообразия форм земельной собственности и такой системы иерархии, как в Европе. На Востоке долго сохранялась государственная собственность, которая сочеталась с общинной.
Крестьянство в странах Востока было формально свободным, хотя в большинстве стран не могло покидать землю. Крестьяне не принадлежали феодалам, их зависимость была меньше, чем в Европе, а прав у них было значительно больше. Зависимое положение крестьян на Востоке выражалось в налоговом бремени. Налог они были обязаны платить государству. Очень долго сохранялась восточная сельская община.
Положение городов также было иным, чем в Европе. Города не были опорой монарха, не стали они и значительными центрами торговли.
На Востоке существовала только одна форма — наследственная монархия деспотического типа. Там не возникли сословно-представительные органы и не было никаких институтов ограничения власти монарха. Поскольку духовная власть также была в руках императора, то монархия на Востоке была теократической и авторитарной одновременно.
Арабский халифат.Аравийский полуостров был центром расселения арабов. В результате объединения арабских племен возникла могущественная империя — Арабский халифат. Образование государства совпало с возникновением новой мировой религии — ислама. Мухаммед (570—632), сирота из Мекки, пастух, разбогатевший после удачного брака, на которого снизошли «откровения», провозгласил необходимость установления культа единого бога Аллаха и нового общественного порядка, исключавшего племенную рознь. Мухаммед стал пророком Аллаха, а его родственники и сподвижники получили исключительное право на власть. Из их среды стали избирать халифов. В развитии Арабского халифата выделяются два периода: дамасский, или правление династии Омейядов (661—750), и багдадский, или правление династии Аббассидов (750—1258). Уже в период правления Омейядов Халифат был централизованной теократической монархией. В руках халифа сосредоточилась духовная (имамат) и светская (эмират) власть, которая считалась неделимой и неограниченной. Первые халифы избирались мусульманской знатью, но скоро власть халифа стала передаваться по завещанию. Главным советником и высшим должностным лицом при халифе стал визирь. Центральное управление оформилось еще при Омейядах. Главными органами управления являлись диваны (канцелярии). Делопроизводство велось на арабском языке. Местное управление менялось: вначале в покоренных странах сохранялось традиционное местное управление, но с упрочением власти халифов местная администрация стала строиться по персидскому образцу.
Территория халифата была разделена на провинции во главе с эмирами (военными наместниками). Они назначались халифом и отвечали за свою деятельность только перед ним. В их ведении были вооруженные силы, местный административно-финансовый и полицейский аппарат. Города и селения управлялись чиновниками разных рангов. Иногда эти функции возлагались на руководителей местных мусульманских общин — шейхов. Судебные функции в Халифате были отделены от административных. Местные власти не имели права вмешиваться в решения судей. Становление правосудия было привилегией духовенства. Верховным судьей считался халиф. Но на практике высшую судебную власть осуществляла коллегия авторитетных богословов, которые одновременно были и правоведами. Они от имени халифа назначали из представителей духовенства нижестоящих судей (кади) и уполномоченных, которые контролировали судебную деятельность на местах.
Основной стратегической задачей Халифата было завоевание путем «священной войны» (джихада) территорий, населенных немусульманами. Участие в джихаде обязаны были принимать все свободные совершеннолетние мусульмане. Разрешалось нанимать и «неверных».
С течением времени (при Аббассидах) происходит ограничение власти халифа. Визири постепенно оттеснили халифов и к началу IX в. сами стали фактическими правителями. Визирь стал самостоятельно назначать чиновников. Духовную власть халифы стали делить с главным кади, руководившим судами и образованием. Выросла роль армии и ее влияние на политическую жизнь в Халифате. Была создана профессиональная наемная армия, дворцовая гвардия халифа (из рабов тюркского, кавказского и даже славянского происхождения). В IX в. она стала главной опорой центральной власти.
Вместе с тем все чаще стали возникать сепаратистские тенденции в провинциях. Власть эмиров и племенных вождей стала менее зависимой от центра. С IX в. политическая власть наместников стала наследственной. Начался распад Халифата на эмираты и султанаты, независимые государства в Испании, Марокко, Египте, Средней Азии. Закавказье.
В X в. Багдадский халиф контролировал лишь часть Персии и сам Багдад. В X—XI вв. в результате захвата Багдада кочевниками халиф дважды лишался власти. Окончательно Восточный Халифат был завоеван и упразднен монголами в XIII в. Резиденция халифов была перенесена в Каир, в западную часть Халифата, где халиф сохранял духовное лидерство среди суннитов до начала XVI в., когда оно перешло к турецким султанам.
Мусульманское право. Мусульманское право одно из крупнейших явлений средневековья на Востоке, правовая система, которая возникла и оформилась в рамках Арабского халифата, вобрала в себя многие элементы предшествующих правовых культур Востока.
Главным источником мусульманского права является Коран — священная книга мусульман, состоящая из притч, проповедей, приписываемых пророку Мухаммеду. Большая часть положений Корана носит казуистический характер. Они являются конкретными толкованиями, данными пророком в связи с частными случаями. Многие постановления имеют неопределенный вид и могут приобретать разный смысл в зависимости от того, какое содержание в них вкладывается.
Вторым источником права мусульман является Сунна, состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках Мухаммеда. В Сунне много противоречий, разрешение которых остается за богословами и судьями.
Иджма является третьим источником права мусульман. Она складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда, а впоследствии — наиболее влиятельными мусульманскими теологами-правоведами. Иджма позволяла создавать новые правовые нормы, приспособленные к меняющимся условиям феодального общества, учитывая специфику завоеванных стран.
Фетва — решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам, важнейший источник права.
Кияс — решение правовых дел по аналогии. Согласно Киясу правило, установленное в Коране, Сунне или Иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Но часто Кияс становился в руках мусульманских судей орудием откровенного произвола. Часть мусульман выступила против Кияса и не признала его источником права.
В качестве дополнительных источников права шариат допускал местные обычаи, не вошедшие в мусульманское право при его становлении, если они не противоречили его принципам и нормам; фирманы — указы и распоряжения халифов; кануны — законы, которые приобретали все большую роль в мусульманских государствах, они не должны были противоречить принципам шариата.
Китай.
Развитие государства в Китае в средние века отличается сложностью и большим своеобразием. Еще в древности здесь наблюдались некоторые черты, характерные для феодального развития общества, а в средние века, напротив, достаточно долго сохраняется институт рабства и пережитки дофеодальных отношений.
Начало новой эры в Китае ознаменовано распадом единого государства и внутренней смутой, продлившейся несколько десятилетий. Период Троецарствия (III) был отмечен борьбой царств Вэй, Шу и У, в результате государство на короткое время объединилось под властью династии Цзинь (265—316), но и в этот период междоусобная феодальная борьба не прекращалась. Вторжения кочевых народов, усилившиеся в начале IV в., уничтожили империю. Некитайские племена захватили весь Северо-Восточный Китай и создали там свои государственные образования. Значительная часть китайской знати переселилась на юг и воссоздала там государство, получившее название Восточный Цзинь (317—420). В V—VI вв. продолжалась острая борьба между Севером и Югом и только к концу VI в. весь Китай был объединен. Сильное китайское государство качало экспансию на востоке и на юге, расширяя свою территорию за счет соседей. Длительные дорогостоящие войны, строительство Великого канала, соединившего реки Байхэ и Хуанхэ с Янцзы, строительство дворцов привели к росту государственных расходов, подорвали экономику страны, вызвали недовольство населения, привели к восстаниям внутри страны и свержению правившей династии. Новая династия Тан восстановила равновесие, подавила восстания и клановый сепаратизм, но для смягчения социальных противоречий уменьшила оброк и сократила трудовые повинности. Танская империя продолжила завоевательные войны и расширение территории. В 630 г. ее армия уничтожила Восточный Тюркский каганат, нанесла поражение войскам Западного Тюркского каганата и поставила эти государства в вассальное положение.
С VIII в. вновь обострились внутренние противоречия, начались восстания крестьян; борьба между феодальными кликами. Период раздробленности продолжался более двух столетий. Только во второй половине X в. была основана империя Сун (960—1279). Китай потерял свои огромные территории, вассалы перестали ему подчиняться, а его собственная территория стала все чаще подвергаться нападениям со стороны соседей. В начале XIII в. началось вторжение монголов, которые к 1279 г. захватили всю территорию Китая и установили там свое господство. Тяжелый политический, экономический и национальный гнет затормозил развитие Китая. Борьба против завоевателей завершилась обретением свободы и независимости только в середине XTV в., когда монголы были изгнаны из Китая. Один из руководителей антимонгольского восстания основал династию Мин (1368—1644). Империя Мин пыталась захватить и подчинить себе районы южных морей и Индийского океана.
В XVI в. в Китай впервые проникли европейцы: португальцы, испанцы и голландцы. Вслед за мореплавателями появились и миссионеры-иезуиты, занимавшиеся распространением христианства и изучением страны. В начале XVII в. империя Мин переживала глубокий кризис, вызванный как внутренними противоречиями и обострившейся классовой борьбой, так и нападениями со стороны маньчжурских племен. Крестьянская война 1628—1645 гг. привела к свержению династии Мин. Китайские феодалы вступили в сговор с маньчжурами и открыли границы для прохода их войск. Маньчжуры подавили крестьянские восстания, захватили Китай и установили там свое господство.
К власти в Китае пришла династия Цин (1644—1911). Китайский народ сопротивлялся чужеземному завоеванию до 1683 г., но силы были не равны. Пинская династия сохранила старые порядки и феодальную эксплуатацию, лишь перераспределив земельный фонд в стране: земли минской знати и части нетитулованных китайских землевладельцев перешли в собственность маньчжурского императорского дома и маньчжурской аристократии. Маньчжуры в союзе с крупными китайскими феодалами создали сильную деспотическую монархию, опиравшуюся на сильную армию и разветвленный бюрократический аппарат. Китай был изолирован от внешнего мира, что на время задержало его прогрессивное развитие.
Государственный строй средневекового Китая сохранил черты восточной деспотии. Управление страной было сосредоточено в руках двух канцлеров: левого (старшего) и правого (младшего). Каждому канцлеру подчинялись по три ведомства (министерства): чинов, обрядов, налогов, военное, судебное и общественных работ.
После освобождения от монгольского господства император сосредоточил в своих руках высшую законодательную и судебную власть. Трон передавался по наследству старшему сыну, а остальные сыновья получали княжества. Императорский двор играл важную роль в государственном управлении. С XV в. усилилось политическое влияние евнухов. Императоры наделяли евнухов-чиновников огромными полномочиями, что привело к возникновению двух центров власти — дворцового и ведомственного. В минском Китае деятельность центральных ведомств координировалась Большим секретариатом, во главе которого были два советника, но после 1380 г. функции секретариата перешли к императору. Деление центральных органов на ведомства сохранилось, и каждое из них имело свою компетенцию и полномочия. Ведомство чинов занималось назначением, перемещением и смещением всех гражданских чиновников и служащих. Ведомство доходов вело учет сельскохозяйственных земель и населения, определяло размер налогов, отвечало за сбор налогов. Ведомство обрядов занималось возвеличиванием власти императора и религиозными жертвоприношениями. Военное ведомство назначало, перемещало и увольняло всех военных чиновников, занималось снабжением армии, в его ведении была почтовая служба. Судебное ведомство контролировало правосудие на территории всей империи. Кроме того, существовал еще цензорат — надзорный орган, в аппарат которого входили более ста инспектирующих цензоров, которые имели право выявлять ошибки и злоупотребления, исправлять их и применять карательные санкции.
Местное управление в Китае должно было исключать сосредоточение власти в руках одного лица и сепаратизм. Вся империя делилась на десять провинций, которые делились на области и уезды. Надзорное управление контролировало местный аппарат управления, проверяло правильность решения судебных дел и исполняло роль апелляционного суда.
В низовых территориальных единицах сохранялись органы самоуправления. Общинные старосты следили за порядком, за обработкой земли. Все жители общины были связаны круговой порукой. Продолжала существовать «система десятидворок», созданная для сбора налогов, несения трудовых повинностей и т.д.
Право средневекового Китая.Источником права средневекового Китая были законы. Сборники законов строились на закреплении традиционных правовых норм (люй), а по мере необходимости дополнялись новыми нормами (лин). Систематизация законов проводилась при всех династиях. В конце XI в. было даже создано специальное бюро по пересмотру и классификации законов, подготовившее «Свод законов из 900 статей». В конце XIV в. был создан «Свод законов династии Мин», включивший в себя большинство законов из предшествующих кодексов. Для всех дина-стийных кодексов законов характерна преемственность основных юридических положений. Династия Цин также создала свои источники права — «Основные своды и постановления великой династии Цин» и «Собрание законов и постановлений великой династии Цин».
Китайское право не различало административные и уголовные наказания. Любое нарушение в сфере деятельности администрации вело к уголовному наказанию. Чиновник не нес наказания в том случае, если он совершил противоправные действия по приказу начальника. Чем более высокопоставленным был чиновник, совершивший преступление, чем больше у него было титулов, чем выше был его ранг, тем больше было возможностей уйти от наказания. В Китае существовал специфический институт — «тень чиновника», который давал возможность получить должность на государственной службе, освобождал от ответственности или смягчал наказание при совершении преступления. Самую мощную «тень» имел сам император. Но и самый мелкий чиновник мог прикрыть своей «тенью» ближайших родственников.
Судебный процессв Китае носил инквизиционный характер. Письменная или устная жалоба (по определенной формуле) потерпевшего в уездный суд служила основанием для начала дела. Специальные чиновники разыскивали преступника и до суда держали его в тюрьме. Женщину оставляли в доме мужа, передавая ему на поруки. Если преступник не был найден, наказание грозило нерадивому чиновнику (до 30 ударов палками). Свидетель за неявку в суд наказывался 40—50 ударами палок. Судьи проводили допросы, очные ставки, назначали пытки. Пытки могли быть применены и к обвинителю, если его подозревали в лжесвидетельстве. Приговор записывался. При сомнительном решении обвиняемому давалась возможность откупиться. Смертный приговор утверждался императором. Простолюдинов казнили на рыночной площади, а чиновников дома. Тела и головы преступников выставлялись для всеобщего обозрения, так как устрашение и предотвращение преступлений было главной целью жестоких наказаний.