Основные течения в европейской культуре XVII—XVIII вв.
С конца XVI по середину XVIII в. в европейском искусстве господствовал стиль барокко. Слово «барокко» означает «странный, причудливый». Для архитектуры барокко характерны богатая отделка, нарядные интерьеры, украшенные скульптурой.
Во второй половине XVIII — начале XIX в. одним из основных течений в европейском искусстве становится классицизм. Общей чертой классицизма является обращение к античности как образцу. Классицизм утверждал представление об идеально устроенном государстве, которому подчинены интересы сословий и отдельных личностей. Это определило основную тему искусства классицизма — конфликт личного чувства и гражданского долга.
Романтизм — идейное и художественное направление, возникшее в европейских странах на рубеже XVIII и XIX вв. Для романтизма характерно неприятие действительности, критика капиталистических порядков. Романтики искали новые идеалы, которые приобретали характер утопии.
Одним из этапов в развитии литературы XVIII в. явился сентиментализм. Сентиментализм резко выступал против классицизма, противопоставляя ему поэзию чувства и природы, изображение внутренних переживаний человека.
Писатели.Английский писатель-сатирик Джонатан Свифт был автором многих сатир, в которых выступал как
вдохновитель освободительной борьбы ирландского народа. В своем самом знаменитом произведении «Путешествия Гулливера» под видом страны лилипутов он изобразил Англию, показав произвол и алчность богачей. Писатель осуждал социальную несправедливость, ужасы колонизации и кровопролитных войн, феодальные пережитки, однако не разделял и надежды на прогресс.
Его современник и соотечественник Даниелъ Дефо прославился как автор романа «Робинзон Крузо» о человеке, жившем на необитаемом острове и благодаря трудолюбию и находчивости сумевшем нормально существовать вдали от общества.
Славу французскому драматургу Пьеру Огюстену Бомарше принесли яркие и остроумные комедии «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро». Образ простолюдина Фигаро, его ум и изобретательность противопоставлены бездарности аристократа Альмавивы.
Немецкий поэт Фридрих Шиллер еще в юности написал свою знаменитую драму «Разбойники». Такой же успех имели драмы «Заговор Фиеско в Генуе», «Коварство и любовь»,
трагедия «Дон Карлос». По мнению Шиллера, искусство — единственное средство достижения свободы.
Иоганн Вольфганг Гёте — великий немецкий поэт и мыслитель — в условиях раздробленности в Германии стал борцом за самобытную национальную культуру. Он создал лирическую поэзию, близкую к народной песне и проникнутую философскими мыслями.
Художники.Известным живописцем и графиком был француз Антуан Ватто. Он писал реалистичные жанровые картины, сцены военного быта, полные изящества и тонкой наблюдательности «галантные сцены» с кавалерами и дамами. Его картины наполнены проникновенным лиризмом.
Художественный язык работ испанца Франсиско Хосе де Гойя достигает исключительной остроты и выразительности. В своем творчестве Гойя горячо откликался на все важнейшие события — нашествие Наполеона, революцию в Испании.
Композиторы.Гуманистическое инародное искусство Иоганна Себастьяна Баха обобщило достижения европейской музыкальной культуры. Бах писал сюиты для оркестра и сонаты для флейты. Он значительно обогатил каждый из этих жанров.
Людвиг ван Бетховен был известен не только как композитор, но и как блестящий пианист. Вершиной его творчества является Девятая симфония, написанная им за три года до смерти, в 1824 г.
В музыке великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта отразились передовые идеи века Просвещения. Моцарт обобщил художественный опыт различных национальных школ и традиций.
Развитие науки.Основы свободной от влияния Церкви науки заложили такие ученые XV — XVII вв., как Фрэнсис Бэкон, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Рене Декарт и др.
С начала XVII в. наука активно развивалась. К XIX в. сложилась целостная научная картина мира, в которой фактически не оставалось места для Бога.
С начала XVIII в. техника становится фактором, определяющим могущество государства. Наука на данном этапе все более превращается в производительную силу общества.
Развитие науки привело к созданию первых научных сообществ нового типа. К их числу, например, относится Лондонское королевское общество, созданное в 1660 г., и Парижская королевская академия наук, созданная в 1666 г. Эти сообщества существуют и поныне.
Успехи научного познания вели к размышлениям об относительности религиозного обоснования моральных ценностей. Начались поиски светских нравственных ценностей, получили развитие идеи светского просвещения общества как условия его благополучия. С этим связано зарождение рационализма. Как философское направление рационализм противопоставлял мистике веру в силу человеческого разума. Основным критерием истинности знания рационалисты считали ясность и отчетливость идей человека. Рационалисты по-разному относились к вопросу об отношении мышления к бытию. Так, нидерландский философ Бенедикт Спиноза был материалистом, а его немецкий коллега Готфрид Лейбниц — идеалистом, француз Рене Декарт придерживался дуалистических взглядов, признавая существование одновременно материализма и идеализма.
Большую роль в развитии науки сыграли труды экономистов. Англичанин Адам Смит был одним из выдающихся представителей экономической науки. По мнению Смита, богатство страны заключается в массе произведенных в ней товаров. Ученый утверждал, что стремление людей улучшить свое материальное положение приведет общество к благосостоянию. Большую роль в развитии экономики он отводил свободной конкуренции. Смит впервые обрисовал структуру капиталистического общества, указав, что оно состоит из рабочих, капиталистов, землевладельцев.
Идеология Просвещения.На рубеже XVII —XVIII вв. Европа вступила в эпоху Просвещения.
Просвещение — это идейное движение, выступавшее за торжество разума, просвещения, науки.
Одним из крупнейших деятелей эпохи Просвещения являлся выдающийся французский писатель Мари Франсуа Аруэ, писавший под псевдонимом Вольтер. В 1733 г. он опубликовал «Философские письма», в которых обличал феодальные порядки, религиозную нетерпимость. Вольтер выступал против сословного неравенства, но все же считал необходимым наличие социального неравенства, утверждал идею «просвещенной монархии». Ирония Вольтера обличала Церковь, суеверие, деспотизм, прочие источники зла в жизни общества.
Одной из важных проблем в трудах французского мыслителя Шарля Луи Монтескье является учение о происхождении и развитии государства. Монтескье не верил в боже ственное происхождение государства. Ученый выступал против теорий, сравнивающих власть государя с властью отца. Он считал, что государственная власть существует для народа и соответствует его характеру, доказывал, что народ имеет право выбирать своих руководителей и контролировать их. Важнейшее условие существования справедливого государства Монтескье видел в разделении властей на три ветви:.законодательную, исполнительную и судебную.
Известный просветитель Жан Жак Руссо считал, что движущей силой цивилизации является эгоизм. Он подробно рассмотрел вопрос о появлении неравенства. Первую ступень неравенства, по его мнению, обусловило появление частной собственности на землю. Неравенство усугубилось с возникновением государства — «заговора богатых». Наряду с имущественным неравенством образовалось политическое неравенство. Руссо — сторонник народного суверенитета. Идеалом для него была небольшая республика, в которой граждане могут сами принимать законы. Он мечтал превратить Европу в сообщество таких республик, установить такой общественный строй, где не было бы ни богатых, ни нищих. Руссо признавал право народа на восстание.
Распространение идей Просвещения способствовало утверждению в европейском обществе новых ценностей, высвобождению сознания людей от влияния религии, пониманию важнейшей роли науки в развитии человечества.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Кратко охарактеризуйте главные направления в искусстве Ев
ропы XVII — XVIII вв.
2. Расскажите о самых известных европейских писателях, худож
никах, композиторах XVII — XVIII вв.
3. Как развивалась наука в XVII — XVIII вв.?
4. Что такое эпоха Просвещение? В чем состояли основные идеи
главных деятелей Просвещения? Заполните таблицу.
Деятели культуры XVII — XVIII вв. | Их главные творения |
§ 41. Война за независимость и образование США
Английские колонии в Северной Америке и причины их борьбыза независимость. В XVIIв. в Северной Америке вдоль побережья Атлантического океана сложилось 13 английских колоний. Со временем в колониях возникли законодательные собрания, члены которых избирались состоятельными колонистами. Большинством колоний управляли назначенные королем губернаторы (в двух колониях их избирали). В отличие от испанских и португальских колоний в Америке, где сохранялось значительное число индейцев, считавшихся подданными королей, английские переселенцы почти с самого начала приступили к «очищению» территорий от коренных жителей. Истребляя индейцев, переселенцы захватывали их земли. На части земель сложились фермерские хозяйства, в которых трудился сам хозяин или арендатор земли, члены его семьи, иногда наемные работники. На других землях, особенно в южных колониях, образовались большие хозяйства (плантации), которыми владели богатые люди. Основной рабочей силой на плантациях были рабы, привозимые из Африки.
Со временем развивавшиеся фермерские и плантационные хозяйства, а также промышленность стали испытывать трудности со сбытом продукции. Производители страдали и от алчности купцов, и от политики английского правительства, облагавшего их разорительными пошлинами.
С середины XVIII в. Англия еще более ужесточила политику по отношению к колониям. С целью защиты английской промышленности от конкуренции колонистам запретили заниматься обработкой железа, судостроением, продавать свои товары за рубеж, чеканить собственные деньги.
Свои затраты в Семилетней войне Англия стремилась возместить за счет колоний. Между тем жители колоний принимали активное участие в этой войне и рассчитывали на благодарность со стороны метрополии.
К Англии после Семилетней войны отошли огромные территории вплоть до реки Миссисипи, простиравшиеся на запад от прибрежных колоний. Однако осваивать их колонистам запретили: правительство Англии не без основания опасалось, что колонисты быстро истребят местных индейцев, с которых казна рассчитывала получать доходы. В Америку была введена английская армия, которую колонисты обязаны были обеспечить всем необходимым.
В1765 г. был принят закон о гербовом сборе. По нему при покупке любого товара, даже газеты, нужно было платить налог в пользу английского короля. В ответ колонисты жгли гербовую бумагу, громили дома сборщиков налогов.
Начало борьбы за независимость.Во всех колониях проходили митинги, осуждалась политика английского правительства. В марте 1770 г. на одной из улиц Бостона случилось столкновение между горожанами и британскими солдатами, погибли шесть американцев. Их похороны превратились в массовую антибританскую демонстрацию. В декабре 1773 г. произошло так называемое «бостонское чаепитие», когда привезенная английской Ост-Индской компанией в Бостонский порт большая партия чая была выброшена колонистами в море. Так они протестовали против высоких пошлин на чай. За это порт Бостона был закрыт, а колония Массачусетс лишена права самоуправления. Эти меры вызвали протест всех колоний. Особенно сильные волнения происходили в колонии Вирджиния.
В 1774 г. в столице Вирджинии Филадельфии открылся 1-й Континентальный конгресс, на котором присутствовали представители всех тринадцати колоний. Конгресс вел осторожную политику. Однако противоречия между жителя-
ми колоний и Англией нарастали. В апреле 1775 г. произошло крупное вооруженное столкновение между колонистами и английскими войсками, в ходе которого англичане понесли большие потери. Это столкновение было не единственным.
Декларация независимости. Образование США. Вмае 1775 г. в Филадельфии собрался 2-й Континентальный конгресс. 4 июля 1776 г. конгресс принял Декларацию независимости. Вней объявлялось об отделении колоний от Англии и о создании независимого государства — Соединенных Штатов Америки, а также провозглашались республиканские и демократические свободы: равенство всех перед законом, суверенитет народа, его право изменять форму власти.
Автором декларации был молодой юрист Томас Джеф-ферсон. Перечисляя естественные права человека, Декларация не упоминала о собственности. Джефферсон заменил слово «собственность» на слова «стремление к счастью».
Война за независимость.Силы повстанцев возглавил генерал Джордж Вашингтон — опытный военный, участник войн с индейцами. Под его руководством была создана сильная армия. Эта армия первоначально вынуждена была в основном обороняться. В конце августа 1776 г. главные силы колонистов, защищавшие Нью-Йорк, едва не попали в окружение. Армии удалось спастись, лишь сдав город англичанам.
Однако вскоре Дж. Вашингтон получил свежее подкрепление и нанес противнику ряд серьезных поражений. В октябре 1777 г. у города Саратоги английская армия была окружена и сдалась в плен. Английское правительство обратилось к восставшим с мирными предложениями, обещая им амнистию и отмену законов, ущемлявших интересы колоний. Но американцы отказались рассматривать эти предложения и требовали признания полной независимости колоний.
Борьбу колоний открыто поддержали Франция и Испания, вступившие в войну с Англией. Россия проводила благоприятную для повстанцев политику «вооруженного нейтралитета» — корабли, ведущие торговлю с колониями, стали оказывать вооруженное сопротивление английскому флоту, пытавшемуся перекрыть связи американцев с внешним миром. В 1783 г. был заключен Версальский мирный договор, по которому Англия признавала независимость североамериканских колоний.
Конституция США 1787г. Первоначально Соединенные Штаты Америки являлись конфедерацией — союзом практически самостоятельных государств (штатов). Однако вскоре стало понятно, что такое образование нежизнеспособно.
Тогда было принято решение объединить штаты в федерацию — более прочный союз самостоятельных государств, которые передают значительную часть государственных полномочий общему федеральному правительству.
Весной 1787 г. в Филадельфии созвали конституционное собрание выборных от штатов. На нем была принята Конституция США.
Конституция 1787 г. наделяла федеральные органы власти обширными полномочиями. Двухпалатный Конгресс, являвшийся высшим законодательным органом, получал право налогообложения, право распоряжения земельным фондом, право содержания армии и флота и др. Конгресс состоял из Палаты представителей, в которую депутаты избирались пропорционально численности, имеющих право голоса людей, и Сената, в который входили по два представителя каждого штата. Глава федерации — президент избирался коллегией выборщиков от всех штатов. Президент мог накладывать вето на различные законодательные постановления, но если постановление принималось двумя третями членов конгресса, то вето теряло свою силу. Он также являлся главнокомандующим армией и флотом, назначал членов Верховного суда, министров и послов. Первым президентом США стал Дж. Вашингтон.
Государственное устройство США было основано на новом тогда для политической мысли принципе разделения властей — законодательной (Конгресс), исполнительной (президент) и судебной (независимые судебные органы).
Три ветви власти были независимы друг от друга (в отличие от абсолютной монархии, где глава государства был законодателем, правителем и судьей) и взаимно контролировали друг друга.
Считалось, что подобный принцип обеспечивает самые благоприятные условия для жителей страны.
В США было узаконено рабство негров. В бесправном положении оставались индейцы, которые не считались гражданами США. В 1791 г. был принят Билль о правах(десять поправок к Конституции), провозглашавший ряд демократических прав и свобод (свобода слова, собраний, вероисповедова-ния, права на ношение оружия и т.д.) для граждан США.
США, созданные на основе передовых для своего времени принципов, быстро превратились в одно из самых передовых государств мира.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Расскажите об образовании и развитии английских колоний в
Северной Америке.
2. Почему с середины XVIII в. усилились противоречия между
Англией и ее колониями в Северной Америке?
3. Как жители колоний начали борьбу за свою независимость?
4. Опишите ход военных действий. Что позволило восставшим ко
лонистам одержать победу?
5. Почему США из конфедерации стали федерацией? Составьте
схему государственного устройства США.
Документ
Из воспоминаний ТомасаДжефферсона об обстоятельствах составления Декларации независимости
Малодушная мысль, что у нас есть друзья между англичанами, которых следует по возможности щадить, не покидала многих из членов конгресса. Вследствие этого из декларации были выпущены места, где высказывалось порицание английскому народу, чтобы не возбуждать его против себя. Таким же образом было выпущено то место декларации, где было резкое осуждение рабству негров. Это было сделано в угоду Южной Каролине и Джорджии, которые <...> желали продолжения и впредь торговли неграми. Наши северные братья, надо полагать, также дурно себя чувствовали, слыша резкое осуждение рабовладения, так как, хотя жители северных колоний сами имели весьма мало рабов, они довольно часто занимались ввозом рабов в южные колонии.
ВОПРОСЫ К ДОКУМЕНТУ
1. Какие положения из написанной Т. Джефферсоном Декларации
были исключены? Почему?
2. Кто в США был заинтересован в сохранении рабства? Почему
Т.Джефферсон был противником рабства?