Основные течения в европейской культуре XVII—XVIII вв.

С конца XVI по середину XVIII в. в европейском искусстве господствовал стиль барокко. Слово «барокко» означает «странный, причудливый». Для архитектуры барокко харак­терны богатая отделка, нарядные интерьеры, украшенные скульптурой.

Во второй половине XVIII — начале XIX в. одним из основ­ных течений в европейском искусстве становится класси­цизм. Общей чертой классицизма является обращение к ан­тичности как образцу. Классицизм утверждал представление об идеально устроенном государстве, которому подчинены интересы сословий и отдельных личностей. Это определило основную тему искусства классицизма — конфликт личного чувства и гражданского долга.

Романтизм — идейное и художественное направление, возникшее в европейских странах на рубеже XVIII и XIX вв. Для романтизма характерно неприятие действительности, критика капиталистических порядков. Романтики искали новые идеалы, которые приобретали характер утопии.

Одним из этапов в развитии литературы XVIII в. явился сентиментализм. Сентиментализм резко выступал против классицизма, противопоставляя ему поэзию чувства и при­роды, изображение внутренних переживаний человека.

Писатели.Английский писатель-сатирик Джонатан Свифт был автором многих сатир, в которых выступал как

вдохновитель освободительной борьбы ирландского народа. В своем самом знаменитом произведении «Путешествия Гул­ливера» под видом страны лилипутов он изобразил Англию, показав произвол и алчность богачей. Писатель осуждал со­циальную несправедливость, ужасы колонизации и крово­пролитных войн, феодальные пережитки, однако не разделял и надежды на прогресс.

Его современник и соотечественник Даниелъ Дефо про­славился как автор романа «Робинзон Крузо» о человеке, жившем на необитаемом острове и благодаря трудолюбию и находчивости сумевшем нормально существовать вдали от общества.

Славу французскому драматургу Пьеру Огюстену Бо­марше принесли яркие и остроумные комедии «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро». Образ простолюдина Фи­гаро, его ум и изобретательность противопоставлены бездар­ности аристократа Альмавивы.

Немецкий поэт Фридрих Шиллер еще в юности написал свою знаменитую драму «Разбойники». Такой же успех име­ли драмы «Заговор Фиеско в Генуе», «Коварство и любовь»,

трагедия «Дон Карлос». По мнению Шиллера, искусство — единственное средство достижения свободы.

Иоганн Вольфганг Гёте — великий немецкий поэт и мыслитель — в условиях раздробленности в Германии стал борцом за самобытную национальную культуру. Он создал лирическую поэзию, близкую к народной песне и проникну­тую философскими мыслями.

Художники.Известным живописцем и графиком был фран­цуз Антуан Ватто. Он писал реалистичные жанровые кар­тины, сцены военного быта, полные изящества и тонкой на­блюдательности «галантные сцены» с кавалерами и дамами. Его картины наполнены проникновенным лиризмом.

Художественный язык работ испанца Франсиско Хосе де Гойя достигает исключительной остроты и выразительно­сти. В своем творчестве Гойя горячо откликался на все важней­шие события — нашествие Наполеона, революцию в Испании.

Композиторы.Гуманистическое инародное искусство Иоганна Себастьяна Баха обобщило достижения европей­ской музыкальной культуры. Бах писал сюиты для оркестра и сонаты для флейты. Он значительно обогатил каждый из этих жанров.

Людвиг ван Бетховен был известен не только как ком­позитор, но и как блестящий пианист. Вершиной его творче­ства является Девятая симфония, написанная им за три года до смерти, в 1824 г.

В музыке великого австрийского композитора Вольфган­га Амадея Моцарта отразились передовые идеи века Про­свещения. Моцарт обобщил художественный опыт различных национальных школ и традиций.

Развитие науки.Основы свободной от влияния Церкви нау­ки заложили такие ученые XV — XVII вв., как Фрэнсис Бэ­кон, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Рене Декарт и др.

С начала XVII в. наука активно развивалась. К XIX в. сло­жилась целостная научная картина мира, в которой фак­тически не оставалось места для Бога.

С начала XVIII в. техника становится фактором, опреде­ляющим могущество государства. Наука на данном этапе все более превращается в производительную силу общества.

Развитие науки привело к созданию первых научных со­обществ нового типа. К их числу, например, относится Лон­донское королевское общество, созданное в 1660 г., и Па­рижская королевская академия наук, созданная в 1666 г. Эти сообщества существуют и поныне.

Успехи научного познания вели к размышлениям об отно­сительности религиозного обоснования моральных ценностей. Начались поиски светских нравственных ценностей, получи­ли развитие идеи светского просвещения общества как усло­вия его благополучия. С этим связано зарождение рациона­лизма. Как философское направление рационализм противо­поставлял мистике веру в силу человеческого разума. Основ­ным критерием истинности знания рационалисты считали ясность и отчетливость идей человека. Рационалисты по-разному относились к вопросу об отношении мышления к бытию. Так, нидерландский философ Бенедикт Спиноза был материалистом, а его немецкий коллега Готфрид Лейб­ниц — идеалистом, француз Рене Декарт придерживался дуалистических взглядов, признавая существование одновре­менно материализма и идеализма.

Большую роль в развитии науки сыграли труды экономи­стов. Англичанин Адам Смит был одним из выдающихся представителей экономической науки. По мнению Смита, бо­гатство страны заключается в массе произведенных в ней то­варов. Ученый утверждал, что стремление людей улучшить свое материальное положение приведет общество к благосо­стоянию. Большую роль в развитии экономики он отводил свободной конкуренции. Смит впервые обрисовал структуру капиталистического общества, указав, что оно состоит из ра­бочих, капиталистов, землевладельцев.

Идеология Просвещения.На рубеже XVII —XVIII вв. Ев­ропа вступила в эпоху Просвещения.

Просвещение — это идейное движение, выступавшее за торжество разума, просвещения, науки.

Одним из крупнейших деятелей эпохи Просвещения яв­лялся выдающийся французский писатель Мари Франсуа Аруэ, писавший под псевдонимом Вольтер. В 1733 г. он опубликовал «Философские письма», в которых обличал фео­дальные порядки, религиозную нетерпимость. Вольтер вы­ступал против сословного неравенства, но все же считал не­обходимым наличие социального неравенства, утверждал идею «просвещенной монархии». Ирония Вольтера обличала Церковь, суеверие, деспотизм, прочие источники зла в жиз­ни общества.

Одной из важных проблем в трудах французского мысли­теля Шарля Луи Монтескье является учение о происхож­дении и развитии государства. Монтескье не верил в боже ственное происхождение государства. Ученый выступал про­тив теорий, сравнивающих власть государя с властью отца. Он считал, что государственная власть существует для наро­да и соответствует его характеру, доказывал, что народ име­ет право выбирать своих руководителей и контролировать их. Важнейшее условие существования справедливого государ­ства Монтескье видел в разделении властей на три ветви:.за­конодательную, исполнительную и судебную.

Известный просветитель Жан Жак Руссо считал, что движущей силой цивилизации является эгоизм. Он подробно рассмотрел вопрос о появлении неравенства. Первую ступень неравенства, по его мнению, обусловило появление частной собственности на землю. Неравенство усугубилось с возник­новением государства — «заговора богатых». Наряду с иму­щественным неравенством образовалось политическое нера­венство. Руссо — сторонник народного суверенитета. Идеалом для него была небольшая республика, в которой граждане могут сами принимать законы. Он мечтал превратить Европу в сообщество таких республик, установить такой обществен­ный строй, где не было бы ни богатых, ни нищих. Руссо при­знавал право народа на восстание.

Распространение идей Просвещения способствовало утверждению в европейском обществе новых ценностей, высвобождению сознания людей от влияния религии, пониманию важнейшей роли науки в развитии челове­чества.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Кратко охарактеризуйте главные направления в искусстве Ев­
ропы XVII — XVIII вв.

2. Расскажите о самых известных европейских писателях, худож­
никах, композиторах XVII — XVIII вв.

3. Как развивалась наука в XVII — XVIII вв.?

4. Что такое эпоха Просвещение? В чем состояли основные идеи
главных деятелей Просвещения? Заполните таблицу.

Деятели культуры XVII — XVIII вв. Их главные творения
   

§ 41. Война за независимость и образование США

Английские колонии в Северной Америке и причины их борьбыза независимость. В XVIIв. в Северной Америке вдоль побережья Атлантического океана сложилось 13 английских колоний. Со временем в колониях возникли законодательные собрания, члены которых избирались состоятельными коло­нистами. Большинством колоний управляли назначенные ко­ролем губернаторы (в двух колониях их избирали). В отличие от испанских и португальских колоний в Америке, где сохра­нялось значительное число индейцев, считавшихся подданны­ми королей, английские переселенцы почти с самого начала приступили к «очищению» территорий от коренных жителей. Истребляя индейцев, переселенцы захватывали их земли. На части земель сложились фермерские хозяйства, в которых тру­дился сам хозяин или арендатор земли, члены его семьи, ино­гда наемные работники. На других землях, особенно в южных колониях, образовались большие хозяйства (плантации), ко­торыми владели богатые люди. Основной рабочей силой на плантациях были рабы, привозимые из Африки.

Со временем развивавшиеся фермерские и плантационные хозяйства, а также промышленность стали испытывать труд­ности со сбытом продукции. Производители страдали и от алчности купцов, и от политики английского правительства, облагавшего их разорительными пошлинами.

С середины XVIII в. Англия еще более ужесточила поли­тику по отношению к колониям. С целью защиты английской промышленности от конкуренции колонистам запретили за­ниматься обработкой железа, судостроением, продавать свои товары за рубеж, чеканить собственные деньги.

Свои затраты в Семилетней войне Англия стремилась воз­местить за счет колоний. Между тем жители колоний при­нимали активное участие в этой войне и рассчитывали на благодарность со стороны метрополии.

К Англии после Семилетней войны отошли огромные тер­ритории вплоть до реки Миссисипи, простиравшиеся на за­пад от прибрежных колоний. Однако осваивать их колони­стам запретили: правительство Англии не без основания опа­салось, что колонисты быстро истребят местных индейцев, с которых казна рассчитывала получать доходы. В Америку была введена английская армия, которую колонисты обяза­ны были обеспечить всем необходимым.

В1765 г. был принят закон о гербовом сборе. По нему при покупке любого товара, даже газеты, нужно было пла­тить налог в пользу английского короля. В ответ колонисты жгли гербовую бумагу, громили дома сборщиков налогов.

Начало борьбы за независимость.Во всех колониях про­ходили митинги, осуждалась политика английского прави­тельства. В марте 1770 г. на одной из улиц Бостона случилось столкновение между горожанами и британскими солдатами, погибли шесть американцев. Их похороны превратились в массовую антибританскую демонстрацию. В декабре 1773 г. произошло так называемое «бостонское чаепитие», когда привезенная английской Ост-Индской компанией в Бостон­ский порт большая партия чая была выброшена колонистами в море. Так они протестовали против высоких пошлин на чай. За это порт Бостона был закрыт, а колония Массачусетс ли­шена права самоуправления. Эти меры вызвали протест всех колоний. Особенно сильные волнения происходили в коло­нии Вирджиния.

В 1774 г. в столице Вирджинии Филадельфии открылся 1-й Континентальный конгресс, на котором присутство­вали представители всех тринадцати колоний. Конгресс вел осторожную политику. Однако противоречия между жителя-

ми колоний и Англией нарастали. В апреле 1775 г. произо­шло крупное вооруженное столкновение между колонистами и английскими войсками, в ходе которого англичане понесли большие потери. Это столкновение было не единственным.

Декларация независимости. Образование США. Вмае 1775 г. в Филадельфии собрался 2-й Континентальный конгресс. 4 июля 1776 г. конгресс принял Декларацию неза­висимости. Вней объявлялось об отделении колоний от Анг­лии и о создании независимого государства — Соединенных Штатов Америки, а также провозглашались республикан­ские и демократические свободы: равенство всех перед зако­ном, суверенитет народа, его право изменять форму власти.

Автором декларации был молодой юрист Томас Джеф-ферсон. Перечисляя естественные права человека, Деклара­ция не упоминала о собственности. Джефферсон заменил сло­во «собственность» на слова «стремление к счастью».

Война за независимость.Силы повстанцев возглавил гене­рал Джордж Вашингтон — опытный военный, участник войн с индейцами. Под его руководством была создана силь­ная армия. Эта армия первоначально вынуждена была в основ­ном обороняться. В конце августа 1776 г. главные силы коло­нистов, защищавшие Нью-Йорк, едва не попали в окружение. Армии удалось спастись, лишь сдав город англичанам.

Однако вскоре Дж. Вашингтон получил свежее подкрепле­ние и нанес противнику ряд серьезных поражений. В октябре 1777 г. у города Саратоги английская армия была окружена и сдалась в плен. Английское правительство обратилось к восставшим с мирными предложениями, обещая им амни­стию и отмену законов, ущемлявших интересы колоний. Но американцы отказались рассматривать эти предложения и требовали признания полной независимости колоний.

Борьбу колоний открыто поддержали Франция и Испания, вступившие в войну с Англией. Россия проводила благопри­ятную для повстанцев политику «вооруженного нейтралите­та» — корабли, ведущие торговлю с колониями, стали ока­зывать вооруженное сопротивление английскому флоту, пы­тавшемуся перекрыть связи американцев с внешним миром. В 1783 г. был заключен Версальский мирный договор, по которому Англия признавала независимость североамерикан­ских колоний.

Конституция США 1787г. Первоначально Соединенные Штаты Америки являлись конфедерацией — союзом прак­тически самостоятельных государств (штатов). Однако вско­ре стало понятно, что такое образование нежизнеспособно.

Тогда было принято решение объединить штаты в федера­цию — более прочный союз самостоятельных государств, ко­торые передают значительную часть государственных полно­мочий общему федеральному правительству.

Весной 1787 г. в Филадельфии созвали конституционное собрание выборных от штатов. На нем была принята Консти­туция США.

Конституция 1787 г. наделяла федеральные органы власти обширными полномочиями. Двухпалатный Конгресс, являв­шийся высшим законодательным органом, получал право на­логообложения, право распоряжения земельным фондом, право содержания армии и флота и др. Конгресс состоял из Палаты представителей, в которую депутаты избира­лись пропорционально численности, имеющих право голоса людей, и Сената, в который входили по два представителя каждого штата. Глава федерации — президент избирался коллегией выборщиков от всех штатов. Президент мог на­кладывать вето на различные законодательные постановле­ния, но если постановление принималось двумя третями чле­нов конгресса, то вето теряло свою силу. Он также являлся главнокомандующим армией и флотом, назначал членов Вер­ховного суда, министров и послов. Первым президентом США стал Дж. Вашингтон.

Государственное устройство США было основано на новом тогда для политической мысли принципе разделения вла­стей — законодательной (Конгресс), исполнительной (пре­зидент) и судебной (независимые судебные органы).

Три ветви власти были независимы друг от друга (в от­личие от абсолютной монархии, где глава государства был законодателем, правителем и судьей) и взаимно контролировали друг друга.

Считалось, что подобный принцип обеспечивает самые бла­гоприятные условия для жителей страны.

В США было узаконено рабство негров. В бесправном по­ложении оставались индейцы, которые не считались гражда­нами США. В 1791 г. был принят Билль о правах(десять по­правок к Конституции), провозглашавший ряд демократиче­ских прав и свобод (свобода слова, собраний, вероисповедова-ния, права на ношение оружия и т.д.) для граждан США.

США, созданные на основе передовых для своего времени принципов, быстро превратились в одно из самых передовых государств мира.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Расскажите об образовании и развитии английских колоний в
Северной Америке.

2. Почему с середины XVIII в. усилились противоречия между
Англией и ее колониями в Северной Америке?

3. Как жители колоний начали борьбу за свою независимость?

4. Опишите ход военных действий. Что позволило восставшим ко­
лонистам одержать победу?

5. Почему США из конфедерации стали федерацией? Составьте
схему государственного устройства США.

Документ

Из воспоминаний ТомасаДжефферсона об обстоятельствах составления Декларации независимости

Малодушная мысль, что у нас есть друзья между англичанами, которых следует по возможности щадить, не покидала многих из членов конгрес­са. Вследствие этого из декларации были выпущены места, где высказы­валось порицание английскому народу, чтобы не возбуждать его против себя. Таким же образом было выпущено то место декларации, где было резкое осуждение рабству негров. Это было сделано в угоду Южной Ка­ролине и Джорджии, которые <...> желали продолжения и впредь торговли неграми. Наши северные братья, надо полагать, также дурно себя чув­ствовали, слыша резкое осуждение рабовладения, так как, хотя жители северных колоний сами имели весьма мало рабов, они довольно часто занимались ввозом рабов в южные колонии.

ВОПРОСЫ К ДОКУМЕНТУ

1. Какие положения из написанной Т. Джефферсоном Декларации
были исключены? Почему?

2. Кто в США был заинтересован в сохранении рабства? Почему
Т.Джефферсон был противником рабства?

Наши рекомендации