Западноевропейского феодализма

Чтотакое феодализм. Зрелое Средневековье в Европе (ко­нец IX в. — конец XIII в.) явилось временем расцвета феода­лизма.

'

Слово «феодализм» происходит от слова «феод» — на­следственное земельное владение за службу.

Человек, получавший феод, был вассалом (слугой) того, кто предоставлял ему землю. Тот, кто наделял феодом, яв­лялся сеньором (старшим). И сеньоров, и вассалов называли феодалами. Феодал также был сеньором для всех жителей своего феода.

К X — XI вв. почти вся земля в Европе оказалась поделен­ной на феоды. В то время так и говорили: «Нет земли без се­ньора». Все феодалы фактически были независимыми прави­телями в своих владениях. Однако между ними все же сохра­нялась связь, которая предохраняла государства от полного распада. Эту связь принято изображать в виде так называе­мой феодальной лестницы. На ее верхней ступени нахо­дился король или император — верховный владелец всех зе­мель и верховный сеньор в государстве. Король раздавал зем­ли своим вассалам — князьям, герцогам, графам. Те, в свою очередь, выделяли отдельные части своих княжеств, гер­цогств и графств собственным вассалам — баронам. У баро­нов тоже были вассалы — рыцари (слово «рыцарь» в перево­де с немецкого означает всадник, кавалерист). В качестве феода рыцари получали имение — деревню или часть деревни. Рыцари составляли нижнюю ступень феодальной лестницы.

Существовало правило: «Вассал моего вассала — не мой вассал». Это означало, что вассал служил только своему не­посредственному сеньору. Король, например, не мог призвать на службу барона — вассала герцога, а герцог — простого рыцаря. Именно поэтому власть королей была слабой.

Сеньор, наделяя вассала землей, помогал ему, защищал от врагов. Вассал по призыву сеньора становился в ряды его вой­ска. Как правило, военная служба была для вассала обяза­тельной в течение сорока дней в году. За остальные дни, про­веденные в седле, он получал от сеньора особую плату. В опре­деленных случаях вассал также дарил подарки сеньору, вы­купал его из плена и т.д. Феод после смерти владельца на­следовал старший сын.

Причины возникновенияфеодализма. После распада им­перии Карла Великого Европу сотрясали кровавые усобицы. Еще страшнее оказались опустошительные набеги норманнов (жителей Скандинавии иДании), арабов, венгров и др. Вре­менами эти набеги грозили самому существованию европей­ского общества. Чтобы противостоять этому, нужно было иметь надежное войско.

Усовершенствования в военном деле (например, внедре­ние подков для лошадей и стремян для седел) резко подня­ли значение профессионального рыцарского войска (всадни­ки с тяжелым оружием и в тяжелых доспехах). На смену огромным ополчениям раннего Средневековья приходят не­большие отряды воинов. Рыцарь стал грозной силой, но каж­дого такого воина и его коня должны были содержать де­сятки человек.

*' Феодальные порядки обеспечивали существование до­статочно надежной военной силы для защиты всего об­щества.

Трисословия феодального общества. В Средние века люди делились на сословия молящихся, воюющих и работающих. Эти сословия отличались по своим правам и обязанностям, которые были установлены законами и обычаями.

В сословие воюющих(феодалы) входили потомки знатных людей варварских племен и знатных жителей завоеванной ими Западной Римской империи. Положение воюющих было различным. Самые богатые владели целыми областями, а не­которые рыцари иногда были очень бедны. Однако только феодалы имели право владеть землей и управлять другими людьми.

В сословие работающихвошли как потомки обедневших свободных людей из числа варваров и римских граждан, так и потомки рабов и колонов. Подавляющее большинство тех, кто работал, — это крестьяне. Они делились на две категории. Некоторые крестьяне оставались свободными людьми, но жили на землях феодалов. Феод делился на господскую зем­лю и крестьянские наделы. Считалось, что эти наделы кре­стьянам предоставлял феодал. За это крестьяне работали на господской земле (барщина) и платили феодалу подати (оброк). Феодал судил население своего феода, взимал штрафы за на­рушение законов. Другую категорию представляли феодально-зависимые крестьяне. Они считались прикрепленными к своим наделам и не могли их покинуть. Повинности зависи­мых крестьян (барщина, оброк) были более тяжелыми, чем у свободных. Имущество крепостных считалось собственностью сеньора, их продавали и покупали вместе с землей.

Помимо воюющих и работающих имелось сословие моля­щихся.Его считали главным. Считалось, что феодал или кре­стьянин не в силах до конца постигнуть всей глубины учения Христа и самостоятельно общаться с Богом. К тому же лю­дей постоянно искушает дьявол. Только христианская цер­ковь и ее служители — духовенство — могли разъяснить всем Божественные законы, связать человека с Богом, защи­тить его от козней дьявола и замолить его грехи перед Все­вышним. Главной обязанностью сословия молящихся было богослужение. Священники крестили детей, венчали ново­брачных, принимали исповедь кающихся и отпускали грехи, причащали умирающих.

В отличие от воюющих и работающих духовенство было открытым сословием. Это означает, что священниками мог­ли стать выходцы из двух других сословий. Для содержания духовенства с работающих взимали подать в размере десятой части дохода (церковная десятина). В непосредственном вла­дении Церкви находились немалые земли.

Крестьяне. Крестьяне в Средние века помимо земледелия и животноводства занимались охотой, ловили рыбу, собира­ли мед и воск лесных пчел. Они шили себе одежду и обувь, строили жилища и пекли хлеб, прокладывали дороги и воз­водили мосты, рыли каналы и осушали болота. Но сельское хозяйство все же оставалось для них главным делом.

Успехи земледелия во многом были связаны с изобретени­ем тяжелого плуга с сошником — приспособлением для от­вала земли. Придумали и хомут для лошади. Он позволил использовать этих животных для вспашки полей.

Крестьянами было освоено трехполье (чередование сево­оборота: пар — вспаханное поле, не занятое посевами; ози­мые — засев под зиму; яровые — засев весной). На поля ста­ли вносить навоз и другие удобрения. Широкое распростра­нение получило выращивание овощей и фруктов. Виноград­ники постепенно распространялись даже в северных районах, вплоть до Англии.

Каждая крестьянская семья обрабатывала свой надел. Этот надел представлял из себя длинную полосу земли в большом поле. Рядом располагались наделы других семей и полосы господской земли. После сбора урожая на общее поле выго­нялся скот. Скот не только пасся, но и удобрял пашню. В та­ких условиях все работы должны были проводиться одновре­менно, все сажали одну культуру. Жители деревни помогали попавшим в беду соседям, совместно защищались от грабите­лей, расчищали новые поля, пользовались лесами и лугами.

Важнейшие вопросы решались на общих сходах, там же избирали старосту — главу крестьянской общины. Община была необходима крестьянам и в их отношениях с феодалом. Староста следил за полнотой уплаты оброка и одновременно за тем, чтобы с крестьян не брали сверх нормы.

ФеодалыРядом с деревней находилось укрепленное жили­ще сеньора — замок. В IX — X вв. замки возводили для защи­ты от норманнов, арабов и венгров. Вначале их сооружали из дерева, затем из камня. По периметру замок часто окружал ров с водой, через который перебрасывался подъемный мост. Самым неприступным местом замка была многоэтажная баш­ня — донжон. Наверху в донжоне жил феодал со своей семьей, внизу — слуги. В подвале находилась темница. Каждый этаж донжона при необходимости превращался в маленькую кре­пость. Взять замок штурмом было почти невозможно. Лишь после долгой осады защитники могли сдаться из-за голода. Но в замке обычно хранились большие запасы продовольствия.

Рыцарство.Вся жизнь сословия воюющих проходила в по­ходах и сражениях. Сыновья феодалов начинали готовиться к рыцарской службе с детства. Без многолетней тренировки невозможно было не только сражаться в тяжелых доспехах, но даже передвигаться в них. С семи лет мальчики станови­лись пажами, с четырнадцати лет — оруженосцами рыцарей. Рыцари приходили на службу к сеньору с пажами и оруже­носцами, с легковооруженными слугами. Этот небольшой от­ряд во главе с рыцарем назывался копье, и феодальное войско состояло из нескольких таких отрядов. В бою рыцарь дрался с рыцарем, оруженосец — с оруженосцем, остальные воины осыпали противника стрелами. В восемнадцать лет оруже­носцы становились рыцарями. При посвящении в рыцари они получали от сеньора пояс, меч и шпоры.

Постепенно сложились правила рыцарской чести. Неоспо­римыми считались верность по отношению к сеньору и щед­рость к вассалам. Еще более важным качеством была доб­лесть. По правилам рыцарской чести доблестный рыцарь дол­жен был постоянно стремиться к подвигам, проявлять хра­брость и даже безрассудство в бою, презирать смерть. Рыцарю не к лицу было нападать тайно, он, напротив, должен был предупредить врага о предстоящем сражении, во время по­единка с ним иметь такое же оружие и т.д. Священной была воинская дружба, за оскорбление полагалось вызывать на поединок.

Правила рыцарской чести предписывали защищать Цер­ковь и ее служителей, а также всех слабых — вдов, сирот,

нищих. Но в реальной жизни правила часто нарушались. Среди рыцарей встречалось немало необузданных, жестоких, лживых, жадных людей.

Любимыми развлечениями феодалов были охота и турни­ры — военные состязания рыцарей в присутствии зрителей. Правда, Церковь осуждала турниры. Ведь на них рыцари тра­тили свое время и силы, необходимые для борьбы с врагами христианства. Однако, несмотря на огромный авторитет Церк­ви, ее призывы в этом случае оказывались напрасными.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что такое феодализм? В чем состояли причины его зарожде­
ния?

2. Из каких сословий состояло феодальное общество? Каковы были
функции этих сословий?

3. Почему, по вашему мнению, средневекового крестьянина на­
зывают универсальным работником?

4. Расскажите о жизни и быте феодалов.

5. Заполните таблицу.

Сословия Права Обязанности
     

Средневековый

Западноевропейский город

Феномен средневекового города. В Средние века подавля­ющая часть населения жила в сельской местности. Во время Великого переселения народов многие города были уничто­жены. В оставшихся городах-крепостях жили короли, герцо­ги, епископы с приближенными и слугами. Горожане зани­мались сельским хозяйством в окрестностях города, а иногда и внутри него.

Примерно с X в. происходят большие перемены.

Главным занятием жителей городов становятся ремес­ло и торговля.

Горожане к тому времени отличались от крестьян не толь­ко родом занятий. Они обладали особыми правами и обязан­ностями, носили особую одежду и т.д.

Сословие работающих разделилось на крестьян и горо­жан.

Возникновение городов как центров ремесла и торговли.

Складывание городов как центров ремесла и торговли было вызвано поступательным развитием общества. Росло населе­ние, росли его потребности. Так, феодалы все больше нужда­лись в вещах, которые привозили купцы из Византии и вос­точных стран.

Первые города нового типа сложились как поселения куп­цов, торговавших с далекими странами. На берегах Среди­земного моря с конца IX в. возрождались некоторые рим­ские города, строились новые. Особенно крупными стали города Амальфи, Пиза, Генуя, Марсель, Барселона, Вене­ция. Купцы из этих городов развозили доставленные товары во все уголки Европы. Появились места обмена товарами — ярмарки (ежегодные рынки). Особенно много их было в графстве Шампань во Франции.

В XII — XIII вв. на севере Европы также возникают тор­говые города — Гамбург, Бремен, Любек, Данциг и др. От­сюда купцы перевозили товары по Северному и Балтийско­му морям. Их суда нередко становились добычей стихии, а еще чаще — пиратов. На суше помимо плохих дорог купцам приходилось иметь дело с разбойниками, в роли которых часто выступали рыцари. Поэтому торговые города объеди­нялись для защиты морских и су­хопутных караванов.

Союз городов Северной Евро­пы назывался Ганза.

Купцы имелись во всех городах, но в большинстве из них основным занятием жителей, как уже указы­валось, была не торговля, а ремес­ло. Первоначально ремесленники жили в деревнях и замках феода­лов. Однако прокормиться ремес­лом в сельской местности сложно. Мало кто покупал ремесленные из- делия, ведь господствовало натуральное хозяйство. Поэтому ремесленники стремились переселиться туда, где можно было продать свои изделия. Это были районы ярмарок, перекрест­ки торговых путей, переправы через реки и т.д. В таких ме­стах обычно находился замок феодала или монастырь. Ремес­ленники строили вокруг них свои жилища, позже такие по­селения нередко превращались в города.

Феодалы были заинтересованы в этих поселениях. Ведь с них можно было получать большой оброк. Сеньоры ино­гда сами свозили в одно место ремесленников из своего фе­ода, да еще сманивали их у соседей, но основная часть жи­телей селилась в городах самостоятельно. Нередко крепост­ные ремесленники и крестьяне бежали в города от своих сеньоров.

Раньше всего города — центры ремесла — возникли в графстве Фландрия (современная Бельгия). В Брюгге, Генте, Ипре изготавливали шерстяные ткани. В этих местах были выведены породы овец с густой шерстью и впоследствии изо­бретены удобные ткацкие станки.

Города и сеньоры.Так как города возникали на земле фео­далов, многие горожане находились в личной зависимости от сеньора. Феодалы при помощи слуг управляли городами. Пе­реселенцы из деревень приносили в города привычки жизни в общине. Очень скоро горожане стали собираться вместе для обсуждения вопросов городского управления, выбирали гла­ву города (мэра или бургомистра), собирали ополчение для защиты от врагов.

Люди одной профессии обычно селились вместе, ходили в одну церковь, тесно общались друг с другом. Они создава­ли свои союзы — ремесленные цехи и торговые гиль­дии. Цехи следили за качеством ремесленных изделий, уста­навливали порядок работы в мастерских, охраняли имуще­ство своих членов, боролись с конкурентами в лице нецехо­вых ремесленников, крестьян и т.д. Для защиты своих ин­тересов цехи и гильдии стремились участвовать в управле­нии городом.

По мере роста прибыли горожан феодалы увеличивали по­боры. Городские общины — коммуны — со временем начи­нали сопротивляться таким действиям. Некоторые сеньоры за выкуп расширяли права городских жителей. Однако в по­давляющем большинстве случаев развертывалась борьба меж­ду феодалами и коммунами. Исход борьбы зависел от соот­ношения сил. Богатые города Италии не только освободились от власти феодалов, но и отняли у них все земли. Замки были

разрушены, а сеньоры насильно переселены в города, где ста­ли служить коммунам. Окрестные крестьяне попали в зави­симость от городов. Многие города (Флоренция, Генуя, Вене­ция, Милан) стали центрами небольших государств-республик.

Почти всюду горожане освободились от власти феода­лов и стали свободными людьми.

Более того, свободным теперь становился любой крепост­ной, бежавший в город, если сеньор не мог его найти и вер­нуть в течение одного года и одного дня. «Городской воздух делает человека свободным» — гласила средневековая пого­ворка.

Цеховые организации.Основным органом цехового управ­ления было собрание членов цеха, на котором присутствова­ли только самостоятельные члены цеха — мастера. Мастера были собственниками орудий труда, самой мастерской.

По мере увеличения спроса мастеру становилось сложно работать в одиночку. Так появились ученики, потом подмас­терья. Ученик давал клятву не покидать мастера до оконча­ния обучения; мастер же обязывался обучать его честно сво­ему ремеслу и полностью содержать. Положение учеников было, как правило, нелегким: их заваливали работой, дер­жали впроголодь, били за малейшую провинность.

Со временем ученик становился помощником мастера — подмастерьем. Его положение улучшалось, но он оставался неполноправным работником. Чтобы стать мастером, подма­стерье обязан был выполнить два условия: после обучения постранствовать для усовершенствования ремесла, а затем выдержать экзамен, заключавшийся в изготовлении образ­цового произведения (шедевра).

В борьбе против

сеньоров все горожане были едины. Однако ведущее положе­ние в городах занимали крупные купцы, владельцы город­ской земли и домов (патрициат). Все они часто являлись родственниками и крепко держали в своих руках городское управление. Во многих городах только такие люди могли уча­ствовать в выборах мэра и членов городского совета. В неко­торых городах один голос богача равнялся нескольким голо­сам простых горожан.

При распределении податей, при наборе в ополчение па­трициат действовал в своих интересах. Такое положение вы­зывало сопротивление остальных горожан. Особенно недо-

вольны были ремесленные цехи, которые приносили городу наибольший доход. В ряде городов цехи восставали против патрициата. Иногда восставшие свергали старых правителей и устанавливали более справедливые законы, выбирали пра­вителей из своей среды.

Значение средневековых городов. Горожане жили намно­го лучше, чем большинство крестьян. Они были свободными людьми, полностью владели своим имуществом, имели право с оружием в руках сражаться в рядах ополчения, наказать их могли только по решению суда. Такие порядки способ­ствовали успешному развитию городов и общества в целом. Города превратились в центры технического прогресса и куль­туры. В ряде стран горожане стали союзниками королей в их борьбе за централизацию.

I

Благодаря деятельности горожан всюду усиливаются товарно-денежные отношения, в которые вовлекаются феодалы и крестьяне.

Рост товарно-денежных отношений привел со временем к освобождению крестьян от личной зависимости.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Почему и как возникли средневековые города?

2. Как города боролись со своими сеньорами? Каковы были ре­
зультаты этой борьбы?

3. Какие функции выполняли цехи? Опишите внутрицеховые от­
ношения.

4. Какую роль сыграли города в истории средневековой Европы?

5. Используя дополнительную литературу, напишите историче­
ское эссе на тему «Роль городов в Западной Европе и на Вос­
токе в Средние века. Сравнительный аспект».

Наши рекомендации