Западноевропейского феодализма
Чтотакое феодализм. Зрелое Средневековье в Европе (конец IX в. — конец XIII в.) явилось временем расцвета феодализма.
' |
Слово «феодализм» происходит от слова «феод» — наследственное земельное владение за службу.
Человек, получавший феод, был вассалом (слугой) того, кто предоставлял ему землю. Тот, кто наделял феодом, являлся сеньором (старшим). И сеньоров, и вассалов называли феодалами. Феодал также был сеньором для всех жителей своего феода.
К X — XI вв. почти вся земля в Европе оказалась поделенной на феоды. В то время так и говорили: «Нет земли без сеньора». Все феодалы фактически были независимыми правителями в своих владениях. Однако между ними все же сохранялась связь, которая предохраняла государства от полного распада. Эту связь принято изображать в виде так называемой феодальной лестницы. На ее верхней ступени находился король или император — верховный владелец всех земель и верховный сеньор в государстве. Король раздавал земли своим вассалам — князьям, герцогам, графам. Те, в свою очередь, выделяли отдельные части своих княжеств, герцогств и графств собственным вассалам — баронам. У баронов тоже были вассалы — рыцари (слово «рыцарь» в переводе с немецкого означает всадник, кавалерист). В качестве феода рыцари получали имение — деревню или часть деревни. Рыцари составляли нижнюю ступень феодальной лестницы.
Существовало правило: «Вассал моего вассала — не мой вассал». Это означало, что вассал служил только своему непосредственному сеньору. Король, например, не мог призвать на службу барона — вассала герцога, а герцог — простого рыцаря. Именно поэтому власть королей была слабой.
Сеньор, наделяя вассала землей, помогал ему, защищал от врагов. Вассал по призыву сеньора становился в ряды его войска. Как правило, военная служба была для вассала обязательной в течение сорока дней в году. За остальные дни, проведенные в седле, он получал от сеньора особую плату. В определенных случаях вассал также дарил подарки сеньору, выкупал его из плена и т.д. Феод после смерти владельца наследовал старший сын.
Причины возникновенияфеодализма. После распада империи Карла Великого Европу сотрясали кровавые усобицы. Еще страшнее оказались опустошительные набеги норманнов (жителей Скандинавии иДании), арабов, венгров и др. Временами эти набеги грозили самому существованию европейского общества. Чтобы противостоять этому, нужно было иметь надежное войско.
Усовершенствования в военном деле (например, внедрение подков для лошадей и стремян для седел) резко подняли значение профессионального рыцарского войска (всадники с тяжелым оружием и в тяжелых доспехах). На смену огромным ополчениям раннего Средневековья приходят небольшие отряды воинов. Рыцарь стал грозной силой, но каждого такого воина и его коня должны были содержать десятки человек.
*' Феодальные порядки обеспечивали существование достаточно надежной военной силы для защиты всего общества.
Трисословия феодального общества. В Средние века люди делились на сословия молящихся, воюющих и работающих. Эти сословия отличались по своим правам и обязанностям, которые были установлены законами и обычаями.
В сословие воюющих(феодалы) входили потомки знатных людей варварских племен и знатных жителей завоеванной ими Западной Римской империи. Положение воюющих было различным. Самые богатые владели целыми областями, а некоторые рыцари иногда были очень бедны. Однако только феодалы имели право владеть землей и управлять другими людьми.
В сословие работающихвошли как потомки обедневших свободных людей из числа варваров и римских граждан, так и потомки рабов и колонов. Подавляющее большинство тех, кто работал, — это крестьяне. Они делились на две категории. Некоторые крестьяне оставались свободными людьми, но жили на землях феодалов. Феод делился на господскую землю и крестьянские наделы. Считалось, что эти наделы крестьянам предоставлял феодал. За это крестьяне работали на господской земле (барщина) и платили феодалу подати (оброк). Феодал судил население своего феода, взимал штрафы за нарушение законов. Другую категорию представляли феодально-зависимые крестьяне. Они считались прикрепленными к своим наделам и не могли их покинуть. Повинности зависимых крестьян (барщина, оброк) были более тяжелыми, чем у свободных. Имущество крепостных считалось собственностью сеньора, их продавали и покупали вместе с землей.
Помимо воюющих и работающих имелось сословие молящихся.Его считали главным. Считалось, что феодал или крестьянин не в силах до конца постигнуть всей глубины учения Христа и самостоятельно общаться с Богом. К тому же людей постоянно искушает дьявол. Только христианская церковь и ее служители — духовенство — могли разъяснить всем Божественные законы, связать человека с Богом, защитить его от козней дьявола и замолить его грехи перед Всевышним. Главной обязанностью сословия молящихся было богослужение. Священники крестили детей, венчали новобрачных, принимали исповедь кающихся и отпускали грехи, причащали умирающих.
В отличие от воюющих и работающих духовенство было открытым сословием. Это означает, что священниками могли стать выходцы из двух других сословий. Для содержания духовенства с работающих взимали подать в размере десятой части дохода (церковная десятина). В непосредственном владении Церкви находились немалые земли.
Крестьяне. Крестьяне в Средние века помимо земледелия и животноводства занимались охотой, ловили рыбу, собирали мед и воск лесных пчел. Они шили себе одежду и обувь, строили жилища и пекли хлеб, прокладывали дороги и возводили мосты, рыли каналы и осушали болота. Но сельское хозяйство все же оставалось для них главным делом.
Успехи земледелия во многом были связаны с изобретением тяжелого плуга с сошником — приспособлением для отвала земли. Придумали и хомут для лошади. Он позволил использовать этих животных для вспашки полей.
Крестьянами было освоено трехполье (чередование севооборота: пар — вспаханное поле, не занятое посевами; озимые — засев под зиму; яровые — засев весной). На поля стали вносить навоз и другие удобрения. Широкое распространение получило выращивание овощей и фруктов. Виноградники постепенно распространялись даже в северных районах, вплоть до Англии.
Каждая крестьянская семья обрабатывала свой надел. Этот надел представлял из себя длинную полосу земли в большом поле. Рядом располагались наделы других семей и полосы господской земли. После сбора урожая на общее поле выгонялся скот. Скот не только пасся, но и удобрял пашню. В таких условиях все работы должны были проводиться одновременно, все сажали одну культуру. Жители деревни помогали попавшим в беду соседям, совместно защищались от грабителей, расчищали новые поля, пользовались лесами и лугами.
Важнейшие вопросы решались на общих сходах, там же избирали старосту — главу крестьянской общины. Община была необходима крестьянам и в их отношениях с феодалом. Староста следил за полнотой уплаты оброка и одновременно за тем, чтобы с крестьян не брали сверх нормы.
ФеодалыРядом с деревней находилось укрепленное жилище сеньора — замок. В IX — X вв. замки возводили для защиты от норманнов, арабов и венгров. Вначале их сооружали из дерева, затем из камня. По периметру замок часто окружал ров с водой, через который перебрасывался подъемный мост. Самым неприступным местом замка была многоэтажная башня — донжон. Наверху в донжоне жил феодал со своей семьей, внизу — слуги. В подвале находилась темница. Каждый этаж донжона при необходимости превращался в маленькую крепость. Взять замок штурмом было почти невозможно. Лишь после долгой осады защитники могли сдаться из-за голода. Но в замке обычно хранились большие запасы продовольствия.
Рыцарство.Вся жизнь сословия воюющих проходила в походах и сражениях. Сыновья феодалов начинали готовиться к рыцарской службе с детства. Без многолетней тренировки невозможно было не только сражаться в тяжелых доспехах, но даже передвигаться в них. С семи лет мальчики становились пажами, с четырнадцати лет — оруженосцами рыцарей. Рыцари приходили на службу к сеньору с пажами и оруженосцами, с легковооруженными слугами. Этот небольшой отряд во главе с рыцарем назывался копье, и феодальное войско состояло из нескольких таких отрядов. В бою рыцарь дрался с рыцарем, оруженосец — с оруженосцем, остальные воины осыпали противника стрелами. В восемнадцать лет оруженосцы становились рыцарями. При посвящении в рыцари они получали от сеньора пояс, меч и шпоры.
Постепенно сложились правила рыцарской чести. Неоспоримыми считались верность по отношению к сеньору и щедрость к вассалам. Еще более важным качеством была доблесть. По правилам рыцарской чести доблестный рыцарь должен был постоянно стремиться к подвигам, проявлять храбрость и даже безрассудство в бою, презирать смерть. Рыцарю не к лицу было нападать тайно, он, напротив, должен был предупредить врага о предстоящем сражении, во время поединка с ним иметь такое же оружие и т.д. Священной была воинская дружба, за оскорбление полагалось вызывать на поединок.
Правила рыцарской чести предписывали защищать Церковь и ее служителей, а также всех слабых — вдов, сирот,
нищих. Но в реальной жизни правила часто нарушались. Среди рыцарей встречалось немало необузданных, жестоких, лживых, жадных людей.
Любимыми развлечениями феодалов были охота и турниры — военные состязания рыцарей в присутствии зрителей. Правда, Церковь осуждала турниры. Ведь на них рыцари тратили свое время и силы, необходимые для борьбы с врагами христианства. Однако, несмотря на огромный авторитет Церкви, ее призывы в этом случае оказывались напрасными.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Что такое феодализм? В чем состояли причины его зарожде
ния?
2. Из каких сословий состояло феодальное общество? Каковы были
функции этих сословий?
3. Почему, по вашему мнению, средневекового крестьянина на
зывают универсальным работником?
4. Расскажите о жизни и быте феодалов.
5. Заполните таблицу.
Сословия | Права | Обязанности |
Средневековый
Западноевропейский город
Феномен средневекового города. В Средние века подавляющая часть населения жила в сельской местности. Во время Великого переселения народов многие города были уничтожены. В оставшихся городах-крепостях жили короли, герцоги, епископы с приближенными и слугами. Горожане занимались сельским хозяйством в окрестностях города, а иногда и внутри него.
Примерно с X в. происходят большие перемены.
Главным занятием жителей городов становятся ремесло и торговля.
Горожане к тому времени отличались от крестьян не только родом занятий. Они обладали особыми правами и обязанностями, носили особую одежду и т.д.
Сословие работающих разделилось на крестьян и горожан.
Возникновение городов как центров ремесла и торговли.
Складывание городов как центров ремесла и торговли было вызвано поступательным развитием общества. Росло население, росли его потребности. Так, феодалы все больше нуждались в вещах, которые привозили купцы из Византии и восточных стран.
Первые города нового типа сложились как поселения купцов, торговавших с далекими странами. На берегах Средиземного моря с конца IX в. возрождались некоторые римские города, строились новые. Особенно крупными стали города Амальфи, Пиза, Генуя, Марсель, Барселона, Венеция. Купцы из этих городов развозили доставленные товары во все уголки Европы. Появились места обмена товарами — ярмарки (ежегодные рынки). Особенно много их было в графстве Шампань во Франции.
В XII — XIII вв. на севере Европы также возникают торговые города — Гамбург, Бремен, Любек, Данциг и др. Отсюда купцы перевозили товары по Северному и Балтийскому морям. Их суда нередко становились добычей стихии, а еще чаще — пиратов. На суше помимо плохих дорог купцам приходилось иметь дело с разбойниками, в роли которых часто выступали рыцари. Поэтому торговые города объединялись для защиты морских и сухопутных караванов.
Союз городов Северной Европы назывался Ганза.
Купцы имелись во всех городах, но в большинстве из них основным занятием жителей, как уже указывалось, была не торговля, а ремесло. Первоначально ремесленники жили в деревнях и замках феодалов. Однако прокормиться ремеслом в сельской местности сложно. Мало кто покупал ремесленные из- делия, ведь господствовало натуральное хозяйство. Поэтому ремесленники стремились переселиться туда, где можно было продать свои изделия. Это были районы ярмарок, перекрестки торговых путей, переправы через реки и т.д. В таких местах обычно находился замок феодала или монастырь. Ремесленники строили вокруг них свои жилища, позже такие поселения нередко превращались в города.
Феодалы были заинтересованы в этих поселениях. Ведь с них можно было получать большой оброк. Сеньоры иногда сами свозили в одно место ремесленников из своего феода, да еще сманивали их у соседей, но основная часть жителей селилась в городах самостоятельно. Нередко крепостные ремесленники и крестьяне бежали в города от своих сеньоров.
Раньше всего города — центры ремесла — возникли в графстве Фландрия (современная Бельгия). В Брюгге, Генте, Ипре изготавливали шерстяные ткани. В этих местах были выведены породы овец с густой шерстью и впоследствии изобретены удобные ткацкие станки.
Города и сеньоры.Так как города возникали на земле феодалов, многие горожане находились в личной зависимости от сеньора. Феодалы при помощи слуг управляли городами. Переселенцы из деревень приносили в города привычки жизни в общине. Очень скоро горожане стали собираться вместе для обсуждения вопросов городского управления, выбирали главу города (мэра или бургомистра), собирали ополчение для защиты от врагов.
Люди одной профессии обычно селились вместе, ходили в одну церковь, тесно общались друг с другом. Они создавали свои союзы — ремесленные цехи и торговые гильдии. Цехи следили за качеством ремесленных изделий, устанавливали порядок работы в мастерских, охраняли имущество своих членов, боролись с конкурентами в лице нецеховых ремесленников, крестьян и т.д. Для защиты своих интересов цехи и гильдии стремились участвовать в управлении городом.
По мере роста прибыли горожан феодалы увеличивали поборы. Городские общины — коммуны — со временем начинали сопротивляться таким действиям. Некоторые сеньоры за выкуп расширяли права городских жителей. Однако в подавляющем большинстве случаев развертывалась борьба между феодалами и коммунами. Исход борьбы зависел от соотношения сил. Богатые города Италии не только освободились от власти феодалов, но и отняли у них все земли. Замки были
разрушены, а сеньоры насильно переселены в города, где стали служить коммунам. Окрестные крестьяне попали в зависимость от городов. Многие города (Флоренция, Генуя, Венеция, Милан) стали центрами небольших государств-республик.
Почти всюду горожане освободились от власти феодалов и стали свободными людьми.
Более того, свободным теперь становился любой крепостной, бежавший в город, если сеньор не мог его найти и вернуть в течение одного года и одного дня. «Городской воздух делает человека свободным» — гласила средневековая поговорка.
Цеховые организации.Основным органом цехового управления было собрание членов цеха, на котором присутствовали только самостоятельные члены цеха — мастера. Мастера были собственниками орудий труда, самой мастерской.
По мере увеличения спроса мастеру становилось сложно работать в одиночку. Так появились ученики, потом подмастерья. Ученик давал клятву не покидать мастера до окончания обучения; мастер же обязывался обучать его честно своему ремеслу и полностью содержать. Положение учеников было, как правило, нелегким: их заваливали работой, держали впроголодь, били за малейшую провинность.
Со временем ученик становился помощником мастера — подмастерьем. Его положение улучшалось, но он оставался неполноправным работником. Чтобы стать мастером, подмастерье обязан был выполнить два условия: после обучения постранствовать для усовершенствования ремесла, а затем выдержать экзамен, заключавшийся в изготовлении образцового произведения (шедевра).
В борьбе против
сеньоров все горожане были едины. Однако ведущее положение в городах занимали крупные купцы, владельцы городской земли и домов (патрициат). Все они часто являлись родственниками и крепко держали в своих руках городское управление. Во многих городах только такие люди могли участвовать в выборах мэра и членов городского совета. В некоторых городах один голос богача равнялся нескольким голосам простых горожан.
При распределении податей, при наборе в ополчение патрициат действовал в своих интересах. Такое положение вызывало сопротивление остальных горожан. Особенно недо-
вольны были ремесленные цехи, которые приносили городу наибольший доход. В ряде городов цехи восставали против патрициата. Иногда восставшие свергали старых правителей и устанавливали более справедливые законы, выбирали правителей из своей среды.
Значение средневековых городов. Горожане жили намного лучше, чем большинство крестьян. Они были свободными людьми, полностью владели своим имуществом, имели право с оружием в руках сражаться в рядах ополчения, наказать их могли только по решению суда. Такие порядки способствовали успешному развитию городов и общества в целом. Города превратились в центры технического прогресса и культуры. В ряде стран горожане стали союзниками королей в их борьбе за централизацию.
I |
Благодаря деятельности горожан всюду усиливаются товарно-денежные отношения, в которые вовлекаются феодалы и крестьяне.
Рост товарно-денежных отношений привел со временем к освобождению крестьян от личной зависимости.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Почему и как возникли средневековые города?
2. Как города боролись со своими сеньорами? Каковы были ре
зультаты этой борьбы?
3. Какие функции выполняли цехи? Опишите внутрицеховые от
ношения.
4. Какую роль сыграли города в истории средневековой Европы?
5. Используя дополнительную литературу, напишите историче
ское эссе на тему «Роль городов в Западной Европе и на Вос
токе в Средние века. Сравнительный аспект».