Тема: «Политический процесс и политическое поведение личности»
ЗАНЯТИЕ №31
Цели:
1. Обучающая: сформировать знания о понятиях: политический процесс, политическое поведение.
2. Развивающая:формировать умение анализировать основные социальные и политические процессы: явления и закономерности государства; политического поведения личности; политической культуры личности.
3. Воспитательная: формировать объективное отношение к государственной власти, культуру социальных и политических отношений, политическую культуру учащихся.
Тип занятия:изучения и применения новых знаний.
Вид занятия:комбинированный урок.
Оборудование: мультимедийная презентация « Политический процесс».
Ход занятия:
Этап 1. Ориентировочно-мотивационный (вводный)
Вопросы для устного опроса учащихся:
1. Политические выборы и их функции.
2. Понятие и принципы современного избирательного права.
3. Современные избирательные системы.
4. Избирательный процесс и его основные этапы.
Этап 2. Операционно-познавательный (основной)
Вопросы для изучения новой темы:
1. Политический процесс, его субъекты.
2. Уровни, стадии, типы и режимы функционирования политического
процесса.
3. Политическое поведение личности, его формы.
Вопрос №1 Политический процесс – это политическая жизнь общества в динамике; взаимодействие субъектов политики, обеспечивающее достижение общественных целей с помощью механизмов и ресурсов государственной власти.
В политическом процессе участвуют субъекты трёх типов: индивидуальные, групповые, институциональные.
Индивидуальные субъекты – «рядовые» граждане и профессиональные политики.
Групповые субъекты – общности, группы, коллективы.
Институциональные субъекты – организации и учреждения, выполняющие представительские и исполнительные функции в политической системе общества.
Субъекты политического процесса вступают в иерархические отношения друг с другом. Эти отношения носят характер конкурентного взаимодействия, обусловленного взаимным стремлением к завоеванию и использованию государственной власти. Они, как правило, отличаются напряжённостью и конфликтностью.
Наиболее активный субъект политики – политическая элита. Это те, кто осуществляет управленческие функции в обществе – сплочённое, организованное меньшинство, возглавляющее пирамиду власти.
Существует много типологий элит.
Различают элиты: правящую, непосредственно обладающую властью, и оппозиционную (контрэлита);открытую, пополняющуюся из разных социальных групп, и закрытую, воспроизводящуюсяиз собственной среды; традиционную,опирающуюся на религию, традиции, обычаи и современную–чиновники или бюрократы, политические лидеры,технократы;номенклатуру–советскую правящую элиту и истеблишмент – американскую; «львы» и «лисы». Сюда же относится классификация, построенная в соответствии с основными сферами жизнедеятельности общества. Это – политическая, экономическая, военная, социальная, идеологическая, информационная и культурная элиты.
В политическом процессе участвуют политические лидеры.
Политический лидер – авторитетная, обладающая особыми политическими, деловыми, профессионально-нравственными качествами и полномочиями личность, способная объединять и мобилизовать людей (социальные группы, государственные и общественные институты) на достижение социально значимых целей.
Традиционно политических лидеров разделяют на реформаторов, революционеров, консерваторов – догматиков. В основу этой классификации положены способы изменения политической действительности.
Реформаторы стремятся к эволюционному изменению действительности.
Революционеры, напротив, отвергают существующие в обществе базовые ценности и призывают к их разрушению.
Консерваторы считают самым рациональным существующий порядок и стремятся его сохранить и упрочить.
Широкое распространение имеет типология лидерства, предложенная М.Вебером. В зависимости от способа легитимации власти, он выделил три типа политических лидеров – традиционный, рационально-легальный и харизматический.
В основе традиционного лидерства (вожди племён, монархи) лежит сила традиций и обычаев конкретного общества. Человек наделяется властью и осуществляет управленческие функции в соответствии с традициями.
Рационально-легальный лидер приходит к власти на основе существующих в обществе законов. Он, как правило, избирается на руководящую должность в ходе демократических выборов. Он признаёт существующие в обществе законы, строго руководствуется ими в своей деятельности.
Харизматическое лидерство основывается на основе особых качеств лидера, притягательных для широких народных масс. В представлении народа харизматический лидер – это полубог, пророк, который всё знает и всё может. Такие лидеры появляются в кризисные периоды развития общества. Им верят подданные, поддерживают и идут за ними. Однако далеко не каждый харизматический лидер способен направить развитие политического процесса по демократическому пути. Лидер-диктатор, обладающий харизмой, представляет собой опасность для общества.
Опираясь на поддержку народа, он может установить авторитарный или тоталитарный политический режим (Муссолини, Гитлер, Сталин) с культом личности лидера (вождя).
В обществе почти всегда есть силы, недовольные существующей властью. Они и образуют оппозицию (лат. oppositio - противопоставление) – группу лиц, более или менее организованно выступающую против намерений и действий государственной власти.
Сущность и формы действий оппозиции зависят от конкретных политических условий. Так, оппозиция может быть скрытой и открытой. В первом случае недовольство властью существует, но под угрозой репрессий открыто не проявляется. Часто скрытая оппозиция вынуждена действовать полулегально или нелегально. Открытая оппозиция существует в форме оппозиционных партий или других политических институтов, публично выступающих против власти. Такая оппозиция борется за смещение правящих политических сил, но делает это открыто в рамках закона.
Оппозицию также можно разделить на конструктивную и деструктивную. Конструктивность оппозиции – это её способность выдвинуть программу действий, отличную от официальных программ. Деструктивная оппозиция ограничивается критикой действующей власти. Её главная цель – устранение тех, кто стоит у политического руля с помощью сокрушительной критики.
В политологии, кроме того, оппозицию принято определять как лояльную и нелояльную. Лояльная оппозиция борется за власть в рамках существующих законов. Она как бы принимает на себя обязательства в случае победы не уничтожать физически и морально тех, кто находится у власти в данный момент. Она ставит задачу завоевать власть, но при этом не «жаждет крови» своих политических противников. Нелояльная оппозиция относится к власти как к своему заклятому врагу, исходя из того, что если она не уничтожит существующую власть, то власть уничтожит её.
Оппозиция также подразделяется на системную и внесистемную. Системная оппозиция разделяет основные ценности, принципы и цели политической системы, однако расходится с правящей элитой в оценке приоритетов вырабатываемой политики и методах ее осуществления. Так, например, в демократических государствах между правящими силами и оппозицией нет разногласий относительно прав человека, существующих политических процедур, формы правления и государственного устройства. Дискуссии и конфликты возникают по поводу оценки степени и методов вмешательства государства в экономику, величины государственных расходов на социальные программы, методов проводимой внешней политики.
Внесистемная оппозиция, наоборот, ставит под сомнение основополагающие политические ценности, принципы существующей политической системы, призывает к радикальному изменению политического режима.
Ещё одними разновидностями оппозиции являются парламентская и внепарламентская. Первая из них, как правило, выступает против курса, проводимого правительством, и стремится отправить его в отставку. Ее деятельность протекает в основном в стенах парламента и ограничивается парламентскими процедурами. Вторая разновидность оппозиции осуществляет свою деятельность в форме митингов, демонстраций, пикетов, носящих протестный характер.
Таким образом, оппозиция всегда сопутствует власти, принимая ту или иную форму. Но отказывать ей в праве на существование – значит открыть путь к накоплению власти и установлении тирании.
Вопрос №2.Политический процесс имеет два уровня своего проявления:
1) глобальный и 2) частичный.
Глобальный политический процесс можно представить как непрерывное движение всех частей, составляющих политическую систему данного общества или многих политических систем мирового сообщества.
Частичный политический процесс характеризует движение отдельных элементов или частей политической системы, например, представительство или артикуляцию интересов различных социальных групп в государственных решениях.
Оба уровня политического процесса имеют определённые стадии развёртывания того или иного политического «действа».
В развитии политического процесса выделяются следующие стадии: представление политических интересов, разработка и принятие политического решения; организация исполнения управленческого решения; регулирование политического процесса; учёт, контроль, анализ и подведение итогов деятельности субъектов политики.
Речь идёт о том, как осуществляется власть, какова её технология.
Во-первых, это стадия представления политических интересов. Речь идёт о том, что граждане заявляют перед лицом власти о своих запросах, потребностях (через СМИ, партии, общественные организации, на встречах с представителями власти, на демонстрациях и митингах, во время забастовок, голодовок и других акций протеста), а власть их накапливает и обобщает.
Второй стадией политического процесса становится стадия принятия решений: программ, планов, приказов, указов, декретов, распоряжений и т.д.
В политологии выделяются две основные группы методов принятия и реализации политических решений. К первой группе относятся метод компромисса и консенсуса, а также метод голосования; ко второй – рационально-универсальный метод и метод последовательных ограничений.
Метод компромисса и консенсуса при принятии решений предполагает согласование позиций всех участников политического процесса. Это возможно только тогда, когда участники решения не находятся в жёсткой конфронтации между собой, т.е. тогда, когда их интересы частично совпадают и одновременно частично конфликтуют. Этот метод чаще всего используется при принятии решений в международных организациях, а также в ходе проведения дипломатических переговоров.
Наиболее распространённым методом принятия политических решений является метод голосования. Голосование подводит итог дискуссиям и сомнениям участников политического решения в пользу большинства.
С точки зрения логики принятия политических решений различают рационально-универсальный метод и метод последовательных ограничений.
Первый основан на так называемом «правильном мышлении». В соответствии с ним власть принимает решение, которое более всего соответствует поставленной проблеме. Это как бы идеальный план её решения. Однако, в реальной политике он не всегда приемлем. Политикам приходится считаться не только с тем, какой вариант решения выглядит наилучшим, но и с тем, какой вариант реально возможен и осуществим. Тем более, политические проблемы, требующие своего решения, иногда возникают внезапно, и нужно начинать действовать ещё до того, как будет чётко сформулирована проблема, определены цели и приоритеты. Тут и приходится воспользоваться способом принятия решений, который называют методом последовательных ограничений. В этом случае власть осуществляет осторожные, порой взаимоисключающие друг друга действия, постоянно оглядываясь на особенности текущего момента. Это позволяет избежать резких действий и многих ошибок, ведущих к дестабилизации политической системы.
Когда решение принято политический процесс вступает в третью стадию–стадию реализацииполитической воли.
Принятое и реализованное политическое решение вызывает в обществе определённый отклик, обусловливает появление новых запросов и требований со стороны граждан. Они вновь собираются и обобщаются, и весь процесс повторяется снова.
Политические процессы могут быть разнообразных типов:
- эволюционные: политическая трансформация осуществляется постепенно, непрерывно; граждане удовлетворены происходящими переменами, доверяют властным структурам;
- революционные: радикальные изменения в обществе отличаются решительностью действий политических субъектов, использованием преимущественно насильственных средств и методов;
- открытые: политический курс государства, его проблемы и приоритеты заинтересованно и свободно обсуждаются общественностью; властные структуры учитывают общественное мнение в своей деятельности;
- закрытые: субъекты политики скрывают от общественности объективную информацию о своих истинных целях, процессах в стране и мире, а также негативные факты своей деятельности;
- стабильные: преобразования в обществе осуществляются последовательно, комплексно и эффективно; политические отношения отличаются устойчивостью и цивилизованностью; граждане доверяют институтам власти; преобладают позитивные тенденции в социально-экономическом развитии, обеспечении прав и свобод граждан;
- нестабильные: неустойчивость политической ситуации в обществе; массовое недовольство граждан уровнем и качеством жизни, характером реформ и политическим режимом;
- внутриполитические: отражают изменения в политической системе национального государства;
- международные: отражают политическую жизнь мирового сообщества.
Политический процесс «существует» (проявляет себя) в трёх режимах:
Различают следующие режимы политического процесса: функционирования, развития и упадка.
В условиях режима функционирования политическая система воспроизводит сложившиеся отношения между гражданами и государством, элитой и массами. Властные структуры больше придерживаются традиции, чем вводят новации.
В условиях режима развития власти пытаются вывести политику на новый уровень, применить методы управления, отвечающие происходящим переменам как внутри общества, так и на международной арене. При этом политическое развитие сопровождается борьбой различных тенденций и идеологий.
Режим упадка характеризуется тем, что принимаемые властями решения не выполняются, а сами власти теряют легитимность, доверие масс. Власть как бы «не замечает» накапливающихся проблем, а если и пытается их разрешить, то делает это негодными средствами и, в конечном счёте, заходит в тупик.
Разумеется, всякая власть желает быть эффективной и сильной. Если бы она могла выбирать, она бы выбрала такой режим, который бы обеспечивал бы ей долговечное и благополучное существование. Но в реальной политической жизни всё сложнее. Характер политического процесса определяется множеством факторов – от географического положения и экономического потенциала общества – до личных качеств субъектов власти, а также деятельностью политических элит и политических лидеров.
Вопрос №3. Политическое поведение — это поступки и действия субъекта политики, характеризующие его взаимодействие с социальной средой, с различными общественно-политическими силами. Это совокупность поступков, сознательных действий, направленных на достижение какой-либо социально значимой цели, действий, порождаемых традициями, ценностными ориентирами, а также бессознательных действий, вызванных эмоциональным состоянием индивида.
Политическое поведение охватывает все формы политической активности личности, её действия и бездействие.
Участие в политической демонстрации — это возможное политическое действие. Неучастие в выборах — это тоже возможный вариант политического поведения, имеющего форму бездействия. Бездействие в данном случае тоже является поступком, который может иметь те или иные последствия для развития политической ситуации. Участие в выборах, манифестациях, митингах с точки зрения публичности поступков относят к открытым формам политического поведения, а политическую пассивность, стремление уйти от политической жизни — к закрытым формам.
С точки зрения преемственности формы политического поведения делятся на традиционные (соответствующие устоявшимся политическим представлениям, менталитету, типичные для данной политической культуры) и инновационные (создающие новые образцы политического поведения, порождающие новые черты политических отношений).
По своей целевой направленности политическое поведение может быть конструктивным (способствующим нормальному функционированию политической системы) и деструктивным (подрывающим политический порядок).
Политическое поведение бывает индивидуальным, групповым и массовым. Индивидуальное политическое поведение — это поступки индивида, имеющие общественно-политическое значение (практическое действие или публичное высказывание, которое выражает мнение о политиках и политике). Групповое политическое поведение связано с деятельностью политических организаций или стихийно сложившейся политически активной группы индивидов. Самыми массовыми формами политического поведения являются выборы, референдумы, митинги, демонстрации. В групповом, а ещё больше в массовом политическом поведении наблюдается подражание, эмоциональное заражение, сопереживание, подчинение индивидуального поведения групповым нормам.
Политическое поведение подразделяется также на политическое участие и абсентеизм (политическое бездействие).
К политическому участию можно отнести электоральное поведение, активистскую деятельность в избирательных компаниях, партийную деятельность, организация и участие в демонстрациях, митингах и т.д.
Абсентеизм - это полный отказ от какого-либо политического участия. Повышение уровня абсентеизма в обществе, как правило, свидетельствует о глубоком кризисе легитимности политической системы.
Решающее значение в политическом поведении имеет наличие осознанных политических интересов и ценностей личности. Поскольку политические интересы отражают положение в обществе различных групп населения, представители этих групп, как правило, нацелены на реализацию этих интересов через политику. С этой точки зрения политическое поведение мелких предпринимателей может отличаться от поведения, например, служащих государственного аппарата.
Не менее важными являются ценности, разделяемые той или иной группой населения. Утверждение в сознании людей демократических ценностей во многом определяет и их ориентацию на демократические партии и на демократические, правовые формы политического поведения.