Взаимодействие международного и внутригосударственного права
Оно происходит в виде их взаимного влияния друг на друга, и первичным при этом является влияние национального права. Однако это не означает признания примата национального права над международным. Такая первичность проистекает из того, что в процессе создания норм международного права государства исходят из норм и принципов своего национального права и не идут на создание норм, противоречащих основам их социального и политического строя, закрепленного в конституциях.
Национальное право оказывает двоякое влияние на международное право.
· Во-первых, это влияние содержания норм национального права на содержание норм международного права, и его можно назвать материальным.
· Во-вторых, это влияние норм национального права, касающихся порядка создания норм международного права (заключения международных договоров), на действительность последних, и его называют процессуальным.
На содержание норм международного права влияют прежде всего принципы внешней политики государств, часто закрепленные в их основных законах. На становление и развитие норм международного права воздействуют и конкретные нормы внутреннего права, регулирующие различные вопросы осуществления внешнеполитических функций государств, а также внутригосударственные законы, касающиеся порядка заключения международных договоров, иммунитета государства и его граждан и т.д. Примером при разработке международных договоров в области защиты прав человека во многом служит прогрессивное национальное законодательство в области прав человека. Впрочем, и некоторые общие принципы международного права появился первоначально во внутреннем праве.
Происходит и обратное: международное право воздействует на внутригосударственное право. Функционирование международного права часто требует содействия со стороны норм национального права. Нередко процесс осуществления норм международного права внутри государства называется трансформацией. Она заключается в том, что государство с помощью своего внутреннего права обеспечивает реализацию норм международного права, поэтому правильнее будет именовать ее национально-правовой имплементацией норм международного права.
Если реализация нормы международного права требует определенных действий со стороны субъектов национального права, то возможны два способа.
Во-первых, государство может включить в свое право норму, отсылающую к международному праву и санкционирующую тем самым применение правил международного договора или обычая для регулирования общественных отношений, сторонами которых являются физические либо юридические лица внутри страны. Этот способ исполнения требований международного права называется отсылкой.
Во-вторых, государство может принять нормы внутреннего права, способствующие исполнению предписаний международного права. Эти нормы могут повторять текстуально некоторые правила международного права (такой способ часто называется рецепцией) или конкретизировать и адаптировать их к особенностям правовой системы государства. При этом изданные во исполнение норм международного права нормы национального права всегда отличаются от первых по своей юридической и социальной природе.
В тех случаях, когда внутригосударственное право санкционирует применение правил международных договоров для регулирования общественных отношений, сторонами которых могут быть физические либо юридические лица, возникает проблема так называемых самоисполнимых и несамоисполнимых договоров. Самоисполнимый договор – это договор, нормы которого в силу их конкретности и завершенности могут применяться для регулирования соответствующих общественных отношений без каких-либо конкретизирующих и дополняющих их внутригосударственных норм. Несамоисполнимый договор – это договор, требующий для своего исполнения конкретизирующего внутригосударственного нормотворчества, даже если государство санкционирует применение его правил внутри страны.
Конституция России и международное право Действующая Конституция РФ 1993 г. создавалась как Основной закон правового государства, необходимым качеством которого является уважение международного права. Соответствующие положения включены в главу об основах конституционного строя и могут быть изменены только в особом порядке. Конституция (ч. 4 ст. 15) определила, что “общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством, то применяются правила международного договора”.
Данная статья воспроизводит правило, известное другим демократическим государствам: международное право – часть права страны. В результате принятия Россией международной нормы содержащееся в ней правило поведения включатся в правовую систему страны, становится ее элементом и уже в этом качестве обретает способность регулировать общественные отношения.
Как элемент национальной правовой системы, такая норма осуществляется в соответствии с целями и принципами системы и в установленном ею процессуальном порядке.
Будучи частью права страны, правила международных договоров регулируют и деятельность государственных органов. В постановлении Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г. сказано: “В соответствии с принципами правового государства, закрепленными Конституцией Российской Федерации, органы власти в своей деятельности связаны как внутренним, так и международным правом”. Из этого следует, что орган власти обязан не только соблюдать нормы международного права, но и принимать в пределах своей компетенции меры, необходимые для реализации таких норм.
В соответствии с центральной идеей Конституции – человек, его права и свободы являются высшей ценностью – особый статус придан нормам о правах человека. В Российской Федерации “признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией” (ч. 1 ст. 17). В России “не должны издаваться законы, отменяющие и умаляющие права человека и гражданина” (ч. 2 ст. 55).
Верховенство международного права признается принципом отношений между странами Содружества Независимых Государств (ст. 3 Устава СНГ). Договор о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 г. (ст. 25) содержит следующее положение: “В случае, если настоящим Договором установлены иные правила, чем предусмотренные национальным законодательством, применяются правила и нормы международного права и настоящего Договора”. При этом стороны согласились в силу необходимости единообразного регулирования экономических отношений “привести национальное законодательство в соответствие с нормами настоящего Договора и международного права” (ст. 26).