Лекция 1. Сущность, формы, методы, источники изучения истории
ИСТОРИЯ
Курс лекций
Краснодар 2016
ББК
Т 45
УДК
94 (47)(075.8)
Титоренко М.Ф. История: курс лекций / М.Ф. Титоренко. – Краснодар, 2016.
Лекция 1. Сущность, формы, методы, источники изучения истории
История представляет собой сложное явление, ей около 2500 лет. Еще в древности ее называли «наставницей жизни». История – это коллективная память народов мира. В Древней Греции покровительницей истории считалась богиня Клио, которая держала в руках свиток и грифельную палочку, это означало, что ничто не должно исчезнуть бесследно, все нужно зафиксировать и сохранить для потомков.
История – это наука, изучающая особенности и процессы развития человечества, государств, обществ, природы в территориальной, этнокультурной, социально-экономической и политической целостности. Каждая дисциплина имеет свою историю.
Объектом исторической науки является развитие человеческого сообщества во всем его многообразии. История относится к теоретическим дисциплинам, является мощным инструментом воздействия на общественное сознание. История позволяет каждому народу определить свое место в развитии человечества, выбрать свою траекторию развития. Выделяют всемирную (всеобщую) историю, историю континентов Азии, Африки, Латинской Америки, Европы), историю отдельных государств (России, Германии, Италии и др.).
История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Отечественная история изучает процесс возникновения и развития человеческого сообщества на территориях, которые входили и входят в состав России. На протяжении длительного времени (вплоть до XIX в.) историков интересовали войны, восстания, политические процессы, деятельность выдающихся личностей.
Историческое знание зародилось в глубокой древности. Первоначально описывались окружающие события или события прошлого. Авторов таких сочинений называли логографами (от греческого «логос» - слово, сочинение), а их творчество историей. Первым историком принято считать Геродота, жившего в У веке до н.э. Историческое знание первоначально облекалось в мифы, эпос, предания. Начиная с эпохи Просвещения, история стала откликаться на потребности общества, разрабатывались методы исторического познания.
Важнейшая особенность исторического знания в его постоянном обновлении. У человека, изучающего историю, формируется историческое сознание. В науке под историческим сознанием принято понимать совокупность каких-либо представлений, которые присущи обществу в целом и составляющим его социальным группам. История – это не только наука о прошлом, это наука о поступательном движении человеческого общества, процессах его развития.
История воплощает социальную память поколений. Чем обширнее такая память, тем богаче духовно человек и общество. Изучение истории способствует нравственному развитию и формированию личности, стимулирует творческое мышления. В.О.Ключевский писал: «Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином».
Систематизация научных исторических знаний происходила на протяжении XYII – XIX вв. История имеет свою методологию и принципы. В современном понимании история – это способ самопознания и самоидентификации общества.
Способ изучения исторических процессов через их проявления называется методологией (методом). К конкретным методам относятся общенаучные, собственно исторические и специальные (заимствованные у других наук). Общими для гуманитарных наук являются логический и исторический методы.
Исторический метод воспроизводит явления и процессы в их хронологическом развитии со всеми особенностями, через которые проявляются общие закономерности.
Хронологический метод излагает все явления в строгом временном (хронологическом) порядке.
Хронологически-проблемный метод заключается в изучении и исследовании истории России по периодам (эпохам), внутри периодов – по проблемам.
Для установления связи между отдельными явлениями и процессами, возникающих в одно и то же время, но в разных частях страны (за ее пределами), применяется синхронический метод.
Для исследования современных проблем используется социологический метод.
Формационный метод рассматривает историю человечества путем деления на пять социально-экономических формаций (первобытно-общинную, рабовладельческую и др.). Этот метод был разработан К.Марксом и Ф.Энгельсом и лежал в основе советской исторической науки.
Цивилизационный метод популярен в западной историографии, представляет историю человечества как процесс смены цивилизаций и их сосуществование, был разработан русским ученым Н.Я.Данилевским, его продолжателем стал английский ученый историк А.Д.Тойнби.
Религиозный (провиденционалистский)метод видит исторический процесс как результат деятельности высшей божественной силы.
Комплексный метод предполагает совмещение различных методов или их элементов в историческом исследовании.
В первой половине ХХ века в исторической науке произошла революция. Все шире стал применяться междисциплинарный подход (школа «Анналов», французские ученые Люсьен Февр (1878 – 1956), Марк Блок (1886 – 1944)). Они стали создавать многоуровневую картину исторического прошлого. М.Блок уделял внимание историческим проблемам, так появился компаративный (историко-сравнительный) метод. Вместо исторических рассказов появился принцип «Историк не тот, кто знает, а тот, кто ищет».
Во второй половине ХХ века на основе междисциплинарного подхода сформировалась «новая история», для него характерно критическое отношение к марксизму, позитивизму (французский ученый Фернан Бродель (1902 – 1985)).. Прошлое рассматривалось на основе закономерностей, нового отбора источников, идеалов, ценностей личных и коллективных. Так появилась «история ментальностей».
В 60-е годы значительный размах получила «гендерная история». Историки стремились написать особую «женскую историю». Предметом гендерной истории стали «женские проблемы», контроль за распределением материальных и духовных благ, вопросы власти, престижа и др.
В 80-е годы ХХ в. в исторической науке появилась «новая социальная история», она связана с пониманием истории как социального взаимодействия людей. В русле социальной истории появились субдисциплины: «новая рабочая история», «история женщин», «крестьянские исследования», «история семьи» (микрокосмическая).
«Новая биографическая история» определяет поведение людей в определенных ситуациях с учетом культурных традиций, обычаев в контексте времени, в котором жили те или иные личности. Это история показанная через историческую личность.
К наиболее популярным современным историческим направлениям относится «история повседневности». Она изучает отношения между родственниками, условия жизни и труда, эмоциональную жизнь людей.
Любой историк, приступая к исследованию исторических явлений, процессов, изучает то, что было написано другими авторами по данному вопросу, анализирует «написанные истории». История как наука основывается на точно установленных фактах, которые извлекаются из исторических источников.
История как наука опирается на факты, пишется по документам. «Нет документов, нет и истории», - говорят ученые историки. Совокупность фактов называют источниками.
Источники бывают материальные, письменные, аудио-визульные, изобразительные и др. Источниками являются памятники материальной (вещественной) культуры (орудия труда, жилище, одежда, предметы быта, египетские пирамиды, храмы и др.). С появлением письменности появились письменные источники (пергамент, надписи на глиняных табличках, надгробные камни, рукописи, рисунки, схемы, чертежи, переписи, градостроительные документы, архивы – РГИА, ГАРФ, ГАКК и др.), позже – фото-, кино-, видео-документы. Источниками служат специализированные научные журналы («Вопросы истории», «История», «Отечественная история», «Голос минувшего», «Культурная жизнь Юга России» и др.), а также справочники, энциклопедии, периодическая печать. Любые источники историки подвергают внешней и внутренней критике, устанавливают достоверность, авторство, определяют качество излагаемого материала на предмет использования другими исследователями.
Труды по исследуемой проблеме называют историографией, они являются основой для написания кандидатских и докторских диссертаций. Историография – отрасль исторической науки, изучающая накопление знаний по определенной проблеме с учетом методологических направлений в исторической науке.
К основным функциям исторического знанияотносятся:познавательная – выявление фактов и закономерностей человеческого развития; воспитательная – формирование гражданских и нравственных ценностей и качеств личности и общества в целом; прогностическая – предвидение будущего; социальной памяти – способ идентификации и ориентации общества и личности; практически-рекомендательная – выработка научно обоснованного политического курса.