Работа 2.6. Роль словесных раздражителей в возникновении эмоций

Для работы необходимы: набор текстов, эмоционально значимых и индифферентных, секундомер, испытуемые.

Эмоция – реакция организма на внешние или внутренние раздражители, сопровождаемая ярко выраженными переживаниями. Эмоции возникают обычно при удовлетворении или неудовлетворении различных потребностей.

Выделяют 3 базисные эмоции: гнев и страх (отрицательные эмоции), радость (положительная). В формировании эмоций важную роль играют структуры лимбической системы и контролирующая их кора большого мозга. Под действием словесных раздражителей состояние эмоциональной сферы изменяется, что сопровождается рядом изменений центральных и периферических компонентов эмоциональных реакций.

Ход работы. Студенты делятся на испытуемых и исследователей. Исследователи измеряют у испытуемых частоту сердечных сокращений (ЧСС) за 10 с – фоновые измерения. Затем преподаватель начинает читать тексты (7 – 8 текстов). Интервал между чтением каждого следующего текста должен быть 1,5 мин. После прослушивания каждого текста исследователи измеряют у своих испытуемых ЧСС за 10 с.

Рекомендации к оформлению работы. Результаты измерения ЧСС за10 с во время и после чтения каждого текста изобразите в виде графика (рис. П.2.3).

Работа 2.6. Роль словесных раздражителей в возникновении эмоций - student2.ru

Рис. П.2.3. Координаты для внесения результатов исследования

Вопрос: все ли тексты одинаково эмоционально значимы для разных лиц?

Работа 2.7. Исследование изменений ЭЭГ и вегетативных показателей при эмоциональном напряжении человека

Для работы необходимы: электроэнцефалограф (полиграф), электроды для регистрации электроэнцефалограммы (ЭЭГ), кожно-гальванической реакции (КГР), электрокардиограммы (ЭКГ), частоты дыхания (ЧД), вата, марлевые салфетки, шпатель, электродная паста, физиологический раствор, спирт, эфир, коллодий, испытуемые.

Отрицательные эмоции мобилизуют организм, способствуют достижению цели. Однако при часто возникающих отрицательных эмоциях может развиться эмоциональное напряжение, которое сопровождается реакцией тревоги и беспокойства, изменениями состояния ЦНС и внутренних органов.

Ход работы. Накладывают электроды для регистрации ЭЭГ, КГР, ЭКГ, ЧД. Для регистрации ЭЭГ электроды накладывают во фронтальных и затылочных областях. Индифферентный электрод располагают на мочке уха. Запись ЭЭГ монополярная. КГР регистрируется по методу Тарханова. ЭКГ регистрируют в I отведении. Дыхательный электрод помешают на область диафрагмы. Испытуемого необходимо заземлить. Все электроды подключают к электроэнцефалографу. Испытуемому перечисляют 6 – 7 произвольно выбранных слов. С помощью предварительной инструкции просят запоминать одно из предложенных слов и по возможности сосредоточить на нем внимание. При повторном перечислении этих слов с целью выяснения задуманного слова студент должен после каждого слова говорить «нет», в том числе и после задуманного им слова. При этом возникает реакция рассогласования, которая сопровождается изменением электрических процессов головного мозга и вегетативных показателей.

Рекомендации к оформлению работы. В результате визуального анализа ЭЭГ отметьте наличие (+) или отсутствие (–) реакции десинхронизации ЭЭГ. Подсчитайте частоту сердечных сокращений (ЧСС), частоту дыхания (ЧД) и амплитуду КГР после перечисления каждого слова. На задуманное слово отмечается реакция десинхронизации ЭЭГ, ЧСС, ЧД, и амплитуда КГР при этом будут максимальная. Полученные данные внесите в таблицу (табл. П.2.2).

Таблица П.2.2

Изменения ЭЭГ и вегетативных показателей при эмоциональном напряжении человека

Параметры Слова
  лес ветка дерево корень пень дуб
ЭЭГ:            
лобная область (слева)            
лобная область (справа)            
затылок (слева)            
затылок (справа)            
КГР            
ЧЕС            
ЧД            

Вопрос: в чем проявляется «реакция рассогласования» в выполненном исследовании?

Наши рекомендации