Роль США в возникновении кризиса

Ряд негативных тенденций1) рост военных расходов (Ирак, Афганистан); рост дифференциации внутри страны 3)рост производных финансовых инструментов (вообще, большинство таких инструментов в принципе появились в США), что усугубляло общую ситуацию в сфере мировых финансов (в США на 1 ед. национального продукта – 20 ед. деривативов).Ведущие финансовые корпорации США вкладывали слабо обеспеченные финансовые инструменты в покупку нефти, цены на которую, соответственно росли (до 140$ за баррель), цены на нефть упали (в 3 раза) многие производственные структуры, ориентированные на высокие цены на нефть понесли тяжелые потери, что повлекло за собой цепочки неплатежей.

Ведущие финансовые компании США стали вкладывать слабо обеспеченные финансовые инструменты в покупку нефти, что способствовало еще большему росту цен. Но в 2008 году цены многих товаров, особенно нефти и продуктов питания, достигли такого уровня, что стали наносить ощутимый экономический ущерб. В январе 2008 года цены на нефть превысили $100 за баррель. В итоге стали расти неплатежи, что привело к падению спроса в США и нанесло серьезный удар по кредитной системе. Ипотечный кризис в США

Предшественником финансового кризиса 2008 года был ипотечный кризис в США (2007 год), первые признаки которого появились в 2006 году в форме снижения числа продаж домов и в начале 2007 года переросли в кризис высокорисковых ипотечных кредитов (англ. subprime). Цены на недвижимость в США росли довольно быстро в течение нескольких лет перед кризисом, что сделало недвижимость привлекательной для вложения денег. Объемы выданных ипотечных кредитов росли. Выпускались различные ценные бумаги (деривативы), в основе которых лежали выданные ипотечные кредиты. Эти ценные бумаги также пользовались большой популярностью у инвесторов, среди которых оказались и ведущие инвестиционные институты США. Но когда цены на недвижимость прекратили свой рост (из-за снижения объемов продаж), то процентные ставки по выданным ипотечным кредитам (имеются в виду sibprime кредиты, то есть кредиты для заемщиков с плохой кредитной историей), которые, как правило, зависели от цен на недвижимость стали расти. Соответственно, стали расти невозвраты выданных ипотечных кредитов. Это толкнуло спрос и, как следствие, цены на недвижимость вниз еще сильнее. Довольно быстро проблемы с кредитованием ощутили и надежные заёмщики. Вследствие 20%-го падения цен на недвижимость американские владельцы жилья обеднели почти на $5 триллионов. Инвесторы, вкладывающие деньги в MBS (mortgage-backed securities – деривативы, производные от выданных ипотечных кредитов), также понесли большие потери.

Говоря об ипотечном кризисе в США, необходимо упомянуть о таких компаниях, которые способствовали развитию рынка ипотеки и рынка ценных бумаг, обеспеченных ипотечными кредитами (MBS), как Jinnie Mae, Fannie Mae, Freddie Mac и др. Jinnie Mae – государственная организация, поэтому ее обязательства гарантируются государством, но две других фирмы – частные. Fannie Mae и Freddie Mac контролировали примерно половину всего рынка ипотеки в США (который оценивался в 12 трлн. долларов в 2008 году), поэтому они оказались в критическом положении, когда произошел кризис. Правительство США в сентябре 2008 года приняло решение о временном принятии на себя функций по руководству этими фирмами, а также о намерении оказать им финансовую поддержку. Эта мера стала одной из многих, которые руководство США стало использовать для преодоления кризиса.

Постепенно кризис из ипотечного стал трансформироваться в финансовый и стал затрагивать не только США. Ипотечный кризис спровоцировал в сентябре 2008 года кризис ликвидности мировых банков. Банки прекратили выдачу кредитов со всеми вытекающими последствиями (сокращение спроса => сокращение доходов компаний => сокращение производства, увольнения) Например, три автогиганта Opel, Daimler и Ford сообщили в октябре о сокращении объёмов производства в Германии. Из сферы недвижимости кризис перекинулся на реальную экономику, началась рецессия, спад производства. Банкротство Lehman Brothers привело к сомнениям в возможности выплат страховых компаний, страхующих от рисков банкротства, что привело к резкому увеличению рисков страхования, вылившемуся в кризис доверия между банками и резкий рост ставок кредитования, что особенно сильно сказалось на развивающихся кредитных рынках. К началу 2008 года кризис приобрёл мировой характер и постепенно начал проявляться в повсеместном снижении объемов производства, снижении спроса и цен на сырьё, росте безработицы, то есть перекинулся и на сферу реального производства.

Немного про кризис в США

Кризис нанес ощутимый урон экономике США. Произошел крах крупнейших инвестиционных банков страны. Серьезные проблемы начались у крупнейших автопроизводителей.

Рост ВВП США в 2008 году составил 1,1% причем в последнем квартале 2008 года произошло падение ВВП на 6,8% по отношению к предыдущему периоду. Инфляция в феврале 2009 года по отношению к февралю 2008 года составила 0,2%. В марте 2009 года уровень безработицы в стране достиг 8,5%, количество безработных – 13 млн. человек. См. также вопрос 10, про мировой финансовый кризис.

11. М/ун торговля услугами: содержание, особенности, виды.

Услуга – это невидимое благо. Услуга – это объект продажи в виде действий, выгод или удовлетворений, услуга может экспортироваться и импортироваться. Эти процессы можно проконтролировать только через движение денежных средств: если идет получение дохода, то это экспорт,

если осуществляется оплата услуги, то это импорт.

Услуги рассматриваются как:1)услуги, сопровождающие материальный товар;2)услуги как непосредственный предмет купли-продажи.

Услуги могут иметь материальный носитель, который позволяет определить качество услуги.

В мировой экономике продолжает разрабатываться Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). Стал вырисовываться наиболее общий качественный признак услуг, связанный с тем, что их производство – это вид деятельности, результат (или продукт) которой направлен на удовлетворение конкретной потребности потребителя услуг. Такой подход позволил создать Классификатор услуг. Услуга становится предметом м/ун коммерции в том случае, если производитель услуги и покупатель ее – это физические или юридические лица – резиденты разных стран независимо от места совершения сделки между ними.

Международная торговля услугами по сравнению с торговлей товарами имеет следующие особенности:

· регулируется не на границе, а внутри страны соответствующими актами внутреннего законодательства. Отсутствие или наличие факта пересечения услугой границы не может выступать критерием экспорта услуги (равно как и валюта, в которой эта услуга оплачивается);

· услуги не подлежат хранению. Они производятся и потребляются одновременно. Поэтому большинство видов услуг базируется на прямых контактах между производителями и потребителями;

· производство и реализация имеют большую государственную защиту, чем сфера производства материального товара и торговля им. Транспорт, связь, финансовые и страховые услуги, наука, образование, здравоохранение во многих странах находятся в полной или частичной собственности государства или под его строгим контролем;

· международная торговля находится в тесной зависимости с торговлей товарами и оказывает на нее сильное воздействие. Например, велико воздействие услуг на торговлю наукоемкими товарами, требующую больших объемов технического обслуживания, информационных и консультационных услуг;

· не все виды услуг могут являться предметов торговли. Услуги, поступающие преимущественно в личное потребление, не могут быть вовлечены в международный хозяйственный оборот. Большие перспективы существуют в настоящее время у туризма, образования, здравоохранения, культуры, искусства,

Рынок услуг – это быстрорастущий рынок. Государство должно определить меру государственного регулирования коммерческой деятельности.

В Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАТС) предусмотрены 4 способа предоставления услуг:

1.трансграничная поставка - ситуация, когда продавец и покупатель услуги не перемещаются через границу, ее пересекает только услуга (юридическое консультирование из-за границы по средствам связи).

2.потребление за рубежом - ситуация, когда потребитель из одной страны приобретает и потребляет услугу на территории другого государства. Услуга и продавец услуги не перемещаются через границы, ее пересекает потребитель (выезд за границу на учебу).

3.коммерческое присутствие - ситуация, когда фирма, предоставляющая услугу, пересекает границу и, находясь на территории данной страны, открывает представительство или дочернюю фирму, через которые осуществляет предоставление услуги. Сама услуга и ее потребитель в данном случае через границу не перемещается.

4.присутствие физических лиц, предоставляющих услугу- ситуация, когда услуга заключена непосредственно в деятельности людей, которые приезжают из-за границы в страну, где находится ее потребитель (иностранный персона, открывающий представительство в данной стране).

Услуги кодируются на основе российского классификатора услуг, где дано 150 услуг.

Классификатор услуг ВТО включает 160 обобщенных видов услуг, разделенных на 12 крупных разделов: деловые,телеко-ые,строительные и инжиниринговые,образование,туризм,спорт,транспорт,прочие.

Большая часть услуг находится в теневом обороте.

В последние десятилетия отраслевая структура мирового хозяйства претерпела существенные изменения . Чем выше уровень социально-экономического развития, тем выше доля услуг в структуре экономики. В РС доля сферы услуг превышает 70%.

Ускоренное развитие сферы услуг решает некоторые проблемы экономики РС:

· происходит снижение удельного потребления ресурсов, материалов, энергии, т.к. третичный сектор уступает по этим показателям материальному производству в 4 раза

· сфера услуг отличается высокой трудоемкостью и способствует поддержанию высокого уровня занятости (при повышении производительности труда в отраслях материаьного производства и высвобождении рабочей силы)

· приводит к снижению загрязнения окружающей среды

· развитие третичного сектора позволяет перепрофилировать и вывести из структурного сектора промышленные зоны.

Мировой экспорт услуг вырос с 0,1 трлн. долл. в 1970 г. до 14 трлн. долл. в 2003. Одновременно происходило изменение его структуры. Постепенно снижается доля транспортных услуг, увеличивается доля м/н туристических услуг. Но главную роль в современном мире играют информационные и профессиональные государственные и частные услуги (страхование, реклама, аудиторская и бухгалтерская деятельность и т.д.).

Доминирующее положение на мировом рынке услуг занимают РС. На долю РС в начале 2000-х гг. приходилось 79% мирового экспорта и 76% мирового импорта услуг. Лидерство в торговле услугами принадлежит США, на них приходится около 20% всего мирового рынка. Эта страна во многом определяет объем, динамику, ценовые и качественные параметры отраслевых рынков услуг. На страны ЕС приходится около 40% торговли услугами. На азиатские страны – около 20%. На долю России приходится примерно 0,9% экспорта и 1,5% импорта услуг в мире. Особенно активно в последние годы развивается электронная торговля через Интернет.

Наши рекомендации