Классификация нормативно-правовых актов
Нормативно-правовые акты можно классифицировать по различным основаниям. Наиболее распространенные: по сфере действия, сроку действия, юридической силе и субъектам, их издающим.
По сфере действия:
- общие;
- ограниченного действия.
По сроку действия:
- постоянные;
- относительно ограниченные.
По издающим субъектам:
- акты референдума;
- акты органов государственной власти;
- акты должностных лиц;
- ведомственные акты;
- акты органов местного самоуправления;
- акты общественных организаций, санкционированные государством или принятые на основе делегированных полномочий.
По юридической силе:
- законы;
- подзаконные акты.
Юридическая сила документа означает его способность реально действовать, порождать юридически значимые последствия.
Под юридической силой нормативно-правового акта понимается его место, роль и значение в общей системе нормативно-правовых актов.
Юридическая сила нормативно-правового акта определяется:
- положением издавшего его органа в общей системе правотворческих субъектов;
- характером самого издаваемого акта.
В каждой правовой системе устанавливается на основании вышеуказанных критериев строгая иерархическая система соподчиненности нормативно-правовых актов. Эта иерархия имеет важнейшее значение для упорядочения процессов правотворчества и правоприменения, для поддержания режима законности.
Закон– это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном порядке, устанавливающий основные нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Довольно распространено представление о законе в «широком» смысле. При этом под законами понимается вся система законодательства, т. е. вся совокупность правовых норм, исходящих от государства. С юридической точки зрения такое понимание закона некорректно. Отождествление закона с другими правовыми актами вносит путаницу в понимание различных форм права, снижает эффективность применения правовых норм. Поэтому в научной и учебной литературе понятие «закон» используется в собственном его смысле.
Признаки закона:
- законы принимаются в особом порядке только представительными государственными органами или в порядке референдума;
- законы принимаются, изменяются и дополняются в особом, строго установленном законодательном порядке;
- законы издаются по основным вопросам жизни государства, т. е. регулируют наиболее важные отношения;
- закон должен выражать волю всего народа. Это определяется тем, что он принимается представительными органами власти. Данный признак присутствует при соблюдении демократических принципов формирования представительных органов власти;
- законы являются правовыми актами первичного характера,
т. е. содержат правовые нормы, представляющие основы всей правовой системы;
- законы обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим актам.
В первую очередь закон регулирует только те общественные отношения, которые характеризуются устойчивостью, типичностью, значимостью:
- установление или изменение конституционных норм;
- закрепление прав человека и гражданина;
- определение форм правления, национально-государственного или административно-территориального устройства, конкретных методов осуществления государственной власти;
- фиксирование принципов организации и деятельности государственных органов, их структуры;
- определение общих начал уголовной ответственности;
- установление и гарантию форм и видов собственности;
- регламентацию принципов местного самоуправления.
Классификация законов по юридической силе:
- Конституция – основной закон государства;
- конституционные законы;
- федеральные законы;
- законы субъектов федерации.
Конституция – основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий органы государственной власти. Она обладает самой высокой юридической силой по отношению ко всем без исключения источникам (формам) права и служит правовой основой для всей правотворческой и правоприменительной деятельности в государстве.
Конституционные законы – законы, вносящие изменения и дополнения в тексты конституций, а также регламентирующие наиболее важные вопросы государственного строительства. Эти вопросы определяются в самой конституции.
Конституционные законы отличаются от текущих не только по содержанию, но и по порядку их принятия, внесения в них дополнений и изменений.
Федеральные законы – это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам жизни общества.
Обычные законы принимаются законодательными органами субъекта Федерации.
Подзаконный нормативно-правовой акт – документ, который создается на основе и во исполнении закона.
Подзаконные нормативно-правовые акты имеют подчиненное положение по отношению к законам, играют вспомогательную и детализирующую роль. В то же время подзаконные акты имеют важное значение в жизни общества.
Виды подзаконных актов:
- акты главы государства;
- постановления и распоряжения правительства;
- акты федеральных органов исполнительной власти;
- акты исполнительных органов государственной власти субъектов РФ;
- акты органов местного самоуправления;
- акты государственных и негосударственных организаций (локальные), регулирующие внутриорганизационные отношения.
Все перечисленные нормативно-правовые акты составляют единую систему, основанную на строгой иерархии, взаимодействии, полном соответствии Конституции – основному закону.
Всем подзаконным актам государственных органов присуща общая черта – они издаются в пределах компетенции исполнительного органа, не должны противоречить закону, а могут его развивать, дополнять и даже конкретизировать.
Нормативные акты общественных организаций сами по себе не содержат правовых норм и не имеют юридической силы. Они могут получить её лишь в двух случаях:
- при издании совместного с государственным органом решения;
- в случае предварительной или последующей санкции.
Особое место в системе нормативных актов занимают указы президента. Они относятся к подзаконным актам и должны носить исполнительный характер. Указы президента могут носить нормотворческий характер, т. к. содержат нормы права и посвящены общим вопросам.
Президент может издавать распоряжения, которые не носят нормативный характер. Они содержат конкретные поручения, задания. В форме президентских указов могут издаваться акты применения права (указ о награждении).
Правительство на основе и во исполнении Конституции, федеральных законов, нормативных указов президента издает постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории. В случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам президента они могут быть отменены президентом.
Акты правительства, носящие нормативный характер или имеющие важное общее значение, издаются в форме постановлений. По оперативным или текущим вопросам издаются распоряжения, которые в большей степени являются индивидуальными актами, ненормативными по содержанию.
Нормативные акты, принимаемые министерствами, носят, как правило, отраслевой характер. Они регулируют внутриведомственные отношения. В случае распространения их действий за пределы ведомства они должны регистрироваться в Министерстве юстиции.
Акты органов государственной власти субъектов Федерации и акты органов местного самоуправления распространяются на всех лиц, проживающих или находящихся на данной территории.