Глава 2. Методы оценки и прогнозирования управленческих рисков в деятельности государственной власти.
2.1 Содержание процедуры анализа управленческих рисков в деятельности государственной власти
В процессе осуществления анализа управленческого риска в деятельности государственной власти необходимо провести системный анализ субъекта (страны, региона). Для этого требуется решить три основные задачи: 1) выявить политические, экономические и другие факторы риска, относящиеся к данной стране (региону), 2) установить структурную взаимосвязь этих факторов, 3) провести их классификацию. Для этого необходимо собрать достоверную информацию об интересующей исследователя стране. На основе такой информации выделяются политические, экономические факторы (переменные), способные оказать негативное или позитивное влияние на результат достижения цели.
Для сбора информации используются следующие основные приемы и способы.
(1) Метод анализа документов. К документам в широком смысле этого слова относятся печатные и рукописные материалы, теле- радио- и киноматериалы, звуковые записи о деятельности всех ветвей власти, политических партиях, общественных организациях и т. д.
(2) Интервью могут проводиться, например, с работниками правительственных органов, политическими и профсоюзными лидерами, предпринимателями, банкирами, представителями церкви.
(3) Для сбора информации создаются постоянные специальные отделы при правительственных органах, внешнеполитических службах, штаб-квартирах корпораций, банков.
(4) В ряде случаев создаются временные группы, куда привлекаются сторонние аналитики и эксперты, работающие на контрактной основе.
(5) Для получения информации о управленческом риске в деятельности государственной власти той или иной страны используются сотрудники государственных внешнеполитических ведомств – Министерства обороны, иностранных дел, разведывательных служб.
На основе собранной и определенным образом обработанной информации создается банк данных о данной стране (регионе). Он дает возможность выявить конкретные факторы (переменные) политического риска, определить структуру этих факторов и провести их классификацию. В одной из методик (модель «Бэри») используются 15 переменных, характеризующих политическую и экономическую обстановку страны: политическая стабильность, отношение к иностранным инвесторам, уровень национализации, степень инфляции, состояние платежного баланса, степень «бюрократизации», степень экономического роста, конвертируемость валюты, осуществимость контрактов, стоимость рабочей силы, степень профессиональной подготовки, развитие инфраструктуры, местное управление, наличие краткосрочных кредитов, наличие долгосрочных кредитов. Анализ рисков в управленческой деятельности государственной власти начинается с определения некоторой ситуации как потенциально опасной для экономических акторов (в случае узкой трактовки понятия), либо для всех участников политического процесса, включая и само государство. Следует отметить, что анализ управленческого риска в деятельности государственной власти в России имеет некоторую специфику. Во-первых, политическая традиция, несовершенство демократических институтов и переломный момент исторического развития обусловили значительную роль личностного фактора, которому необходимо уделять дополнительное внимание при оценке управленческого риска в деятельности государственной власти. Во-вторых, существенным фактором неопределенности является наличие множества разнотипных политико-территориальных образований, обладающих различным экономическим потенциалом, разнородных по национальному составу и опирающихся на разные исторические, политические, культурные и религиозные традиции. Региональные конфликты оказывают как прямое воздействие на общую политическую обстановку, так и косвенное влияние на ситуацию в других регионах, поскольку решение региональных проблем требует дополнительных субсидий, что ведет к росту дефицита федерального бюджета, изменениям в налоговом законодательстве, сокращению социальных расходов (а, следовательно, возрастанию социальной напряженности), увеличению размера государственного долга, колебаниям процентных ставок и валютного курса, т.е., ухудшению политического и инвестиционного климата в стране. Недостаточный учет региональной специфики, пожалуй, является основным недостатком существующих зарубежных методик при их экстраполяции на Россию. Для адекватного анализа управленческого риска в деятельности государственной власти необходимо проведение подробных исследований отдельных регионов (или групп регионов), учет относительного “веса” каждого региона (группы), включение региональных индикаторов в общую схему оценки странового риска.
К середине 90х гг. политический фактор по силе своего воздействие на ход событий в России превзошел все прочие. В целом, риск, вызываемый текущими политическими процессами, крайне высок, и может быть охарактеризован как риск переходного периода: любые события в политической жизни могут иметь последствия гораздо более разрушительные, чем в стабильно развивающейся стране.