Образование Киевской Руси. Экономический, общественный строй древнерусского государства. Принятие христианства на Руси.
882 – образование КР
Причины образования Киевской Руси.
Причинами образования государства были:
· Общность территории, общность языка, общность труда (занятий)
· Развитие производительных отношений (у племен излишек продукции ® обмен);
· Разложение рода (племени), выделение узкого круга людей, которые стремятся передать власть по наследству;
· Накопление богатства ® нужны законы, чтобы его не отобрали;
· Развитие тесных экономических связей между племенами. Торговля;
· Нужна была организация военных походов, чтобы завоевать земли и охранять их;
· Единая религия (принятие)
Кроме того, был и внешнеполитический фактор образования государства:
Развитие международной торговли ® сохранность своей территории® нужна военная сила ® нужен кто-то, кто ее соберет, обучит и т.д.
Для характеристики социально-политического Древней Руси можно использовать такие источники, как свод законов «Русская правда» и летопись "Повести временных лет".
1. свободные общинники - людины или люди, они объединялись в сельскую общину - вервь.
2. смерды – несвободные или полусвободные княжеские данники. Смерд не имел права оставлять своего имущества наследникам. Оно передавалось князю.
3. рабы (челядь, холопы: челядь - это раннее название, холопы - более позднее). "Русская Правда" показывает рабов полностью бесправными.
1. рядовичи – слуги в княжеском доме. Их жизнь также была защищена пятигривенным штрафом.
2. изгои – люди, лишившиеся своего социального статуса - выкупившийся на волю холоп, общинник, изгнанный из верви, разорившийся купец или ремесленник и даже князь, потерявший княжество.
3. ремесленники. Города по мере роста общественного разделения труда становились центрами развития ремесла.
7. купцы.
8. дружинники ("мужи"). Дружинники жили на княжеском дворе, участвовали в военных походах и сборе дани. Княжеская дружина - это составная часть аппарата управления. Дружина была неоднородна: наиболее приближенные дружинники составляли постоянный совет, "думу". Они именовались боярами.
Князь властвовал и управлял не безраздельно. Княжеская власть была ограничена элементами сохранившегося народного самоуправления. Активно действовало народное собрание - вече - в 9-11 вв. (в Новгороде и Пскове значительно дольше). Народные старейшины принимали участие в княжеской думе.
Экономика: До середины 11-12 вв. господствующей формой феодальной собственности была государственная, господствующим видом эксплуатации - взимание дани. Советские историки и археологи окончательно подтвердили те выводы, которые некоторые исследователи сделали уже в начале века – о земледельческом характере хозяйства Древней Руси. Вернее сказать, древнерусская экономика основывалась на комплексном развитии земледелия, скотоводства и разнообразных промыслов, основными из которых были охота, рыболовство и бортничество - добыча меда диких пчел. Натуральное хозяйство, внутренняя торговля.
Урожайность крайне низкая: сам 2 (1/2) сам 5 (1/5). Сам- урожайность в конце лета.
Орудия труда: топор, мотыга, соха, борона.
С/х культуры: свекла, редька, капуста, лен, конопля, рожь, пшеница, просо, ячмень, горох, репа (вместо картофеля).
Ремесла (не основное занятие): Кузнечное (с/х орудия), ювелирное, производство оружия, гончарное производство, ткацкое, сапожное.
Занятия древних славян: Главным занятием славян было земледелие. Однако оно было не пашенным, а подсечно-огневым и переложным. Подсечно-огневое земледелие распространилось в лесной полосе. Деревья подрубались, засыхали на корню и сжигались. После этого пни выкорчевывались, земля удобрялась золой, рыхлилась (без пахоты) и использовалась до истощения. На ранее использованный участок земледельцы возвращались через 25-30 лет. Переложное земледелие практиковалось в лесостепной полосе. Трава выжигалась, полученной золой удобрялась земля, рыхлилась и использовалась до истощения. Поскольку сжигание травяного покрова давало меньше золы, нежели сжигание леса, участки приходилось менять чаще - через 6 -8 лет. Одно поле отдыхало, второе засеивалось.
Славяне занимались животноводством (коровы, овцы, свиньи, куры), но имело подсобное значение. Важную роль в хозяйстве славян играла охота, но не ради мяса, а только ради пушнины. Охотились на белку, куницу, соболя. Занимались бортничеством - собиранием меда диких пчел. Торговали мехами, медом, воском, обменивая их на ткани и драгоценности, главным образом в Византии.
Основной торговой дорогой Древней Руси стал путь "Из Варяг в Греки": Нева - Ладожское оз. - Волхов - Ильмень-озеро - р. Ловать - волоки до притоков Днепра - Днепр - Черное море.
Финансы: До реформы вместо денег был скот и мех. Киевская гривна: 402 г (потом 160) – 6-угольная. Новгородская гривна: 214 г. ½ гривны – рубль (рубили на пополам). На слитках клеймо. ½ рубля – полтина. ½ полтины – четвертак. Гривна 20 начата=25 куна=50 резана. В КР не существовало чеканки денег (т.к. не было золота, а из серебра только гривны. Все монеты – монеты иностранных образцов, на них клеймо князя.
Религия: При Владимире произошло одно из величайших событий в русской истории - Русь приняла христианство.
Развитие феодальных отношений в производстве, экономике, политике заставило великих князей принять новую идеологию, господствующей формой которой была религия. Владимир сделал попытку реформировать языческое представление, хотел укрепить языческую веру, с этой целью он попытался создать пантеон богов: Перун (глав бог), Дажьбог, Садиба, Мокоша, Херс, Симарги – у этого пантеона состоялось жертвоприношение. Ему не удалось: заставить по-новому верить в старых богов было очень трудно, а в прежнем виде язычество уже не устраивало княжескую власть.
“Повесть временных лет” рассказывает, что в 986 году в Киев приехали представители третьих религий: христианство (Византия), иудаизм (Хазария), ислам (Волжская Булгария). Каждый из них предлагал свою религию. Ислам не подходил Владимиру, т.к. его не устраивало воздержание от вина, иудаизм – т.к. евреи, исповедавшие его, лишились своего государства и были рассеяны по всей земле. А проповедь представителей византийской империи произвела на Владимира впечатление. Однако, чтобы во всем убедиться, он посылает своих послов посмотреть, как поклоняться богу в разных странах. Вернувшись, те заявили, что мусульманский закон “не добр”, что в немецкой церковной службе нет красоты, но зато греческую веру они назвали самой лучшей. В греческих храмах, говорили они, красота такая, что нельзя понять – на земле находишься или на небе.
Крещение Руси происходило очень медленно, т.к. было большое сопротивление со стороны населения, заставить язычников покориться помогало лишь насилие и запугивание. Чтобы как-то облегчить славянам принятие христианства, церковь освятила некоторые языческие праздники (такие как, масленица, Иван Купала…). Также сохранились веры в русалок, леших, домовых.
Значение принятия христианства.
· на Руси стало совершенствоваться огородничество; новая религия содержала много постов, когда рекомендовалось принимать в пищу только овощи; лучшими огородниками на Руси всегда были монахи;
· на Руси появилось каменное зодчество; русские у греков переняли приёмы кладки стен, возведения куполов, камнерезное дело;
· для украшения храмов нужны были иконы; на Руси появляется иконопись - изображение Иисуса Христа, Богородицы, святых и сцен из их жизни;
· на Руси появилась фресковая живопись;
· появилась письменность; первые рукописные книги церковного содержания появились на Руси в ХI в.;
· христианство способствовало укреплению великокняжеской власти; вместе с православием в восточнославянское общество стала приникать мысль о том, что любая власть, тем более, великокняжеская, от Бога, поэтому подданные должны князю беспрекословно подчиняться;
· христианство объединило всех восточных славян в один народ - русский;
· изменилось международное положение Руси; она перестала считаться варварским государством;
· с принятием христианство русское общество обрело духовный стержень, церковь стала объединяющей силой в государстве.