Правовая система Союзного государства
Признаком любого самостоятельного государства является наличие у него своей правовой системы. Правовая система в самом общем виде представляет собой совокупность структурных элементов, включающих совокупность всех юридических средств, правовых норм и институтов, правоохранительную систему государства.
Правовая система Союзного государства, так же, как и само это государственное образование – пока, скорее, лишь декларация, которая имеет потенциальные возможности обрести реальность при условии завершения формирования государственности Союзного государства России и Беларуси. Вполне закономерно, что в число закреплённых в ст. 2 Договора о создании Союзного государства целей включена задача формирования единой правовой системы [10]. При этом определена сущность этой системы. Она должна быть правовой системой демократического государства, ибо и Российская Федерация, и Республика Беларусь являются демократическими государствами, а значит, и их национальные правовые системы также являются демократическими.
Однако достижение целей Союзного государства – процесс долговременный, он осуществляется поэтапно, а, следовательно, и правовая система Союзного государства не может быть сформирована одномоментно, для этого требуются многие годы. При этом интенсивность процессов создания правовой системы обусловливается не только темпами решения экономических и социальных задач, но и политической волей лидеров государств-участников Союзного государства, а также депутатов, других представителей политической элиты. Важное значение для правовой системы Союзного государства имеет также воля народов Российской Федерации и Республики Беларусь, ибо именно им предстоит одобрить на всенародных референдумах Конституционный акт – основу правовой системы Союзного государства.
На основе Конституционного акта будет построена система законодательства Союзного государства, потому что именно законодательство является реальной правовой базой формирования Союзного государства. В Договоре констатируется, что в Союзном государстве должно быть разработано законодательство, регулирующее хозяйственную деятельность, в том числе гражданское и налоговое законодательство (ст.20), а также законодательство в части обслуживания и погашения внешнего и внутреннего долга, порядка осуществления внешних заимствований и иностранных инвестиций (ст.26). В ст.31 Договора предусматривается формирования унифицированного трудового законодательства, законодательства в области социальной защиты населения, пенсионного обеспечения [10].
Учитывая характер Союзного государства, систему его законодательства должны составлять два уровня нормативных правовых актов – первое, союзные Основы законодательства, второе, принимаемые в развитие Основ союзные законы и подзаконные акты.
Параллельно с процессом принятия нормативных правовых актов осуществляются и процессы формирования правовой идеологии, развития правовой культуры общества, создания и функционирования юридических учреждений. Договором (ст.50) предусмотрено и создание Суда союзного государства. Этот орган призван обеспечить единообразное толкование и применение Договора, нормативных правовых актов Союзного государства [10].
Завершением работы государств-участников Договора по созданию правовой системы своего государства станет принятие Конституции Союза, что будет свидетельствовать о наличии в государстве сформированной правовой системы как одного из признаков государственного устройства.
Система актов Союзного государства предусмотрена ст.58 Союзного Договора. Согласно Договору, органы Союзного государства в целях осуществления его задач и принципов принимают:
-законы;
- основы законодательства;
- декреты;
- постановления;
- директивы;
- резолюции;
- рекомендации;
- заключения.
Нормативные правовые акты принимаются органами Союзного государства в соответствии с их компетенцией и по предметам ведения.
По предметам исключительного ведения Союзного государства принимаются:
- законы;
- декреты;
- постановления;
- резолюции.
По предметам совместного ведения Союзного государства и государств-участников принимаются:
- основы законодательства;
- директивы;
- резолюции.
Указанные нормативные правовые акты Союзного государства по предметам совместного ведения Союзного государства реализуются путем принятия национальных нормативных правовых актов государств-участников по соответствующим вопросам.
Юридическая сила актов Союзного государства.
1. Законы и декреты:
- предназначены для общего применения;
- являются обязательными во всех частях;
- подлежат официальному опубликованию;
- после их официального опубликования подлежат прямому применению на территории каждого государства-участника.
В случае коллизии нормы закона или декрета Союзного государства и нормы внутреннего закона государства-участника:
- по общему правилу: преимущественную силу имеет норма закона или декрета Союзного государства;
- исключение: коллизии норм закона или декрета Союзного государства и норм, содержащихся в конституциях и конституционных актах государств-участников.
2. Постановления являются обязательными во всех своих частях для того государства, физического или юридического лица, которому они адресованы.
3. Директивы являются обязательными для каждого государства, которому они адресованы, при сохранении за органами соответствующего государства свободы выбора форм и методов действий.
4. Резолюция является актом, посредством которого обеспечивается текущая деятельность органов Союзного государства.
Определение правового статуса Конституционного акта подразумевает решение вопросов, связанных с его правовой природой и, как следствие, позволяет определить последствия его принятия, его юридическую силу, действие во времени, в пространстве и по кругу субъектов, порядок изменения и дополнения, позволяет также сделать предположения о его структуре.
Работа над Конституционным актом Союзного государства была инициирована президентами двух государств. Для осуществления была создана Рабочая группа, в которую вошли представители органов управления России и Республики Беларусь. Были созданы также группы экспертов – от Республики Беларусь и Российской Федерации, в задачу которых входила разработка предложений и принципов создания Конституционного акта и передача их на рассмотрение в соответствующие части Рабочей группы.
Разрабатывая проект Конституционного акта, их авторы исходили из понимания Конституционного акта как нормативного акта. В ходе обсуждения вопроса правовой природы Конституционного акта экспертами были высказаны две принципиальные позиции. Конституционный акт определялся как нормативный правовой акт Союзного государства либо как международный договор. Принципиальное различие этих двух позиций состоит в том, что первая пытается вывести конституционный акт из-под сферы регулирования международным правом и подвести под сферу «государственного» регулирования Союзного государства, а вторая позиция настаивает на международно-договорной природе Конституционного акта и подчинении его нормам международного права.
Таким образом, ряд экспертов определяет Союзное государство как интеграционное объединение, обладающее всеми признаками государства, в то время как другая их часть основывается на представлении Союзного государства как современной конфедерации. Эксперты, определяющие Конституционный акт как нормативный правовой акт Союзного государства, руководствуются следующим:
- рассматриваемый документ называется «Конституционный акт», а не «международный договор»;
- Конституционный акт является «основополагающим», «основным» актом Союзного государства;
- международный договор заключается между государствами, тогда как Конституционный акт, якобы, «принимается» органами Союзного государства или даже на «референдуме Союзного государства».
По мнению ряда экспертов, Конституционный акт, принятый на референдуме, выражает волю народа, выше которой ничего быть не может. Отсюда выводится его место в правовой системе Союзного государства как наивысшего нормативного правового акта, обладающего приоритетом даже над конституциями государств-участников. Как бы то ни было, вне зависимости от того, чья позиция победит, не вызывает сомнения тот факт, что Конституционный акт должен стать основным, базисным, правообразующим документом, положенным в основу всей правовой системы Союзного государства.
Статья 62 Договора определяет, что по предложению Высшего государственного совета Парламент Союзного государства рассмотрит проект Конституционного акта. После одобрения Парламентом Союзного государства проект Конституционного акта будет передан президентами государств-участников на рассмотрение парламентов государств-участников, а затем вынесен на референдум в государствах-участниках [10].
Проект Конституционного акта Союзного государства российско-белорусской комиссии содержит восемь глав, объединяющих 68 статей. В главе 1 рассматриваются цели, принципы и устройство Союзного государства. Ключевым здесь является указание на то, что каждое государство – субъект Союзного государства сохраняет государственный суверенитет и, вместе с тем, на добровольной и равноправной основе передает часть своих полномочий Союзному государству для реализации общих целей и задач (ст.1). Здесь же указывается, что территория Союзного государства состоит из территорий субъектов Союзного государства (ст.5). Экономические основы устанавливаются ст. 6-8 проекта. Так, исходя из текста этих статей, в Союзном государстве признаются и защищаются равным образом все формы собственности, всем хозяйствующим субъектам обеспечиваются равные права и гарантии деятельности, устанавливаются равные обязанности; в Союзном государстве вводится денежная единиц (валюта) и формируется единый эмиссионный центр [40].
Согласно проекту, Союзное государство имеет свои флаг, герб, гимн и другие атрибуты государственности, официальными языками являются государственные языки субъектов Союзного государства. В качестве рабочего языка в органах Союзного государства используется русский язык (ст. 9-10) [40].
Глава 2 посвящена основным правам и свободам граждан Союзного государства. Здесь устанавливается единое гражданство Союзного государства, поясняется, что граждане субъектов Союзного государства являются одновременно гражданами Союзного государства. Приобретение и прекращение гражданства Союзного государства осуществляется путем приобретения и прекращения гражданства субъекта Союзного государства. Проект содержит весьма внушительный комплекс прав, социальных свобод и гарантий для граждан Союзного государства: право участвовать в управлении делами Союзного государства, избирать и быть избранным в выборные органы, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и место жительства в пределах Союзного государства; право на труд на территории любого субъекта Союзного государства и его оплату без какой бы то ни было дискриминации, а также право на защиту от безработицы; право на свободное использование свих способностей и имущества для занятия предпринимательской и иной деятельностью, не запрещённой законами Союзного государства и законодательством субъектов Союзного государства; право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и т.п., право на охрану здоровья и медицинскую помощь, на бесплатное получение дошкольного, общего среднего и профессионально-технического образования, а также на конкурсной основе высшего образования в образовательных учреждениях субъектов Союзного государства, и др.
Глава 3 проекта устанавливает предметы исключительного ведения Союзного государства и предметы совместного ведения Союзного государства и субъектов Союзного государства. Глава 4 посвящена вопросам бюджета и основам бюджетного процесса Союзного государства.
К органам Союзного государства глава 5 проекта Конституционного акта относит:
- Высший Государственный Совет Союзного государства;
- Парламент Союзного государства;
- Совет Министров Союзного государства;
- Суд Союзного государства.
Помимо указанных органов предусматривается право создания Высшим Государственным Советом отраслевые и функциональные органы управления Союзного государства (ст. 36). Для осуществления контроля за финансами Союзного государства, согласно ст. 52 проекта, создается Счетная палата Союзного государства.
В главе 6 устанавливается перечень и статус актов Союзного государства. Статья 54 к ним относит:
- декреты, постановления и директивы Высшего Государственного Совета;
- постановления и директивы Совета Министров;
- постановления палат Парламента;
- решения Суда Союзного государства;
- резолюции, рекомендации и заключения органов Союзного государства.
В случае коллизии нормы закона Союзного государства и декрета Высшего Государственного Совета действует норма закона Союзного государства. В случае коллизии нормы закона Союзного государства или декрета Высшего Государственного Совета и нормы конституции субъекта Союзного государства действует норма конституции субъекта Союзного государства. В случае коллизии нормы закона Союзного государства или декрета Высшего Государственного Совета и нормы закона или иного нормативного правового акта субъекта Союзного государства действует норма закона Союзного государства или декрета Высшего Государственного Совета (ст. 59) [40].
Главы 7и 8 носят служебный характер. Здесь устанавливаются:
- порядок внесения в Конституционный Акт поправок (изменений и дополнений);
- правило, согласно которому после вступления в силу Конституционного Акта субъекты Союзного государства должны внести необходимые дополнения и изменения в свои конституции, привести действующие в отношениях между ними свои международно-правовые акты;
- порядок рассмотрения обращений других государств о принятии в состав Союзного государства и т.п [40].