Ответственность за нарушения водного законодательства
В случае нарушения закрепленных законом правил рационального использования вод, невыполнения установленных мер по их охране наступает юридическая ответственность - административная, уголовная, гражданско-правовая (материальная) и иная.
Нормы Водного кодекса РФ не содержат перечня водных нарушений и имеют отсылочный характер. Согласно ст. 130 лица, виновные в нарушении водного законодательства РФ, несут административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Административная ответственность в виде штрафа наступает по нормам Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (ст. 47, 57- 60).
Штрафы налагаются должностными лицами специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда за следующие виды водных нарушений:
- самовольный захват водных объектов, самовольное водопользование, переуступку права водопользования, а также совершение других сделок, в прямой или скрытой форме нарушающих право государственной собственности на воды;
- загрязнение и засорение вод, нарушение водоохранного режима на водосборах, вызывающее их загрязнение, водную эрозию почв и другие вредные явления;
- ввод в эксплуатацию предприятий, коммунальных и других объектов без сооружений и устройств, предотвращающих загрязнение и засорение вод или их вредное воздействие;
- забор воды с нарушением планов водопользования, самовольное производство гидротехнических работ, бесхозяйственное использование воды (добытой или отведенной из водных объектов), нарушение правил первичного учета количества забираемых из водных объектов и сбрасываемых в них вод и определения качества сбрасываемых вод;
- повреждение водохозяйственных сооружений и устройств, нарушение правил их эксплуатации;
- невыполнение лицами командного состава судна или другого плавучего средства обязанностей по регистрации в судовых документах операций с вредными для здоровья людей или живых ресурсов моря веществами и смесями.
Уголовная ответственность предусмотрена нормами Уголовного кодекса РФ за следующие экологические преступления в сфере охраны вод:
- загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств (ст. 250);
- загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья людей и живых ресурсов моря либо препятствующих правомерному использованию морской среды (ст. 252).
Разграничение таких нарушений водного законодательства как загрязнение, засорение, истощение вод, наказуемых в уголовном порядке, и подобных же административных проступков осуществляется по квалифицирующим признакам состава преступления - причинению существенного вреда, совершению этих деяний на территории заповедника, заказника, в зоне экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации и др.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения законодательства об ответственности за экологические правонарушения» эксплуатация промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных и других объектов с неисправными очистными сооружениями, отключение очистных сооружений и устройств, нарушение правил транспортировки, хранения, использования минеральных удобрений и препаратов, иные действия, повлекшие загрязнение водоемов и водных источников и причинившие существенный вред животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, должны квалифицироваться по ст. 250 УК РФ. К уголовной ответственности по данной статье могут быть привлечены как должностные лица или лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих организациях, так и другие лица (п. 9).
Привлечение к уголовной или административной ответственности не освобождает виновных лиц от обязанности возмещения причиненного ущерба в порядке, установленномгражданским законодательством.
Согласно ст. 131 ВК РФ граждане и юридические лица, причинившие ущерб водным объектам, возмещают его добровольно или по решению суда либо арбитражного суда в соответствии со специальными методиками исчисления ущерба, причиненного водным объектам, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление водных объектов с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Иски о возмещении ущерба, причиненного водным объектам в результате нарушения водного законодательства, вправе предъявлять органы управления водным фондом, охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора.
Сделки, совершенные с нарушением водного законодательства, признаются недействительными и влекут за собой последствия, предусмотренные общими положениями гражданского законодательства о недействительных сделках.
28. Понятие и виды водопользования, связанного с водопотреблением.
29. Право пользования водными объектами для питьевых, бытовых и иных нужд населения.
30. Право пользования водными объектами для лечебных, курортных и оздоровительных целей.
31. Право пользования водными объектами для сельского и лесного хозяйства.
32. Право пользования водными объектами для промышленных нужд и энергетики.
33. Право пользования водными объектами для обеспечения пожарной безопасности.
Право водопользования для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. В целях обеспечения жизни и здоровья людей В К предусматривает принцип приоритета использования водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Так, использование подземных водных объектов, пригодных для питьевого водоснабжения, для иных целей не допускается, за некоторыми исключениями. На территории, где отсутствуют поверхностные водные объекты, которые могут быть использованы для хозяйственных и других целей, и имеются достаточные запасы подземных вод, пригодных для питьевого водоснабжения, органы исполнительной власти субъектов РФ по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда и с государственным органом управления использованием и охраной недр могут в исключительных случаях разрешать использование этих вод для целей, не связанных с питьевым и хозяйственно-бытовым водоснабжением.
Для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные и подземные водные объекты. Пригодность поверхностных и подземных водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения определяется государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора.
Водный объект может быть отнесен к источникам питьевого водоснабжения, что должно осуществляться с учетом его надежности и возможности организации зон и округов санитарной охраны в порядке, предусмотренном Правительством РФ.
Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 10 апреля 1995 г. № 7 утверждены Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.4.027-95 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения». Зоны санитарной охраны устанавливаются на всех водопроводах независимо от их ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основная цель установления и соблюдения режима в этих зонах — санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
На территории зоны санитарной охраны выделяются три пояса: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок расположения всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Режим охраны в первом поясе должен обеспечить защиту места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Определение границ зон санитарной охраны и разработка комплекса необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий зависят от вида источников водоснабжения (подземных или поверхностных), проектируемых или используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, от степени их естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения.
Решение о возможности организации зоны санитарной охраны должно приниматься на стадии проекта районной планировки или генерального плана, когда выбирается источник водоснабжения. В генеральных планах застройки населенных мест зоны санитарной охраны источников водоснабжения должны быть показаны на схеме планировочных ограничений.
Обязанность выполнения санитарных мероприятий возлагается в пределах первого пояса зоны санитарной охраны на органы коммунального хозяйства или владельцев водопроводов за счет средств, предусмотренных на их строительство и эксплуатацию. В пределах второго и третьего поясов зоны санитарной охраны такие мероприятия выполняют владельцы объектов, оказывающих или могущих оказать отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор на территории зоны санитарной охраны осуществляется органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Государственный экологический контроль за выполнением водоохранных мероприятий в пределах второго и третьего поясов этой зоны проводится специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.
Для обеспечения населения водой, пригодной для питьевого водоснабжения, на случай возникновения чрезвычайных ситуаций осуществляется резервирование источников питьевого водоснабжения на базе защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектов. Для этих источников устанавливается специальный режим охраны и контроля за их состоянием в соответствии с водным законодательством РФ и законодательством РФ об охране окружающей природной среды (ст. 134 ВК).
При централизованном питьевом и хозяйственно-бытовом водоснабжении населения вода забирается из водных объектов организациями, предметом и целями деятельности которых является питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение и которые имеют лицензию на водопользование. В случае нецентрализованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения граждане и юридические лица вправе забирать воду непосредственно из поверхностных и подземных водных объектов.
Право водопользования для нужд здравоохранения. Общие условия данного вида права водопользования содержатся в ст. 136 ВК. Водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы, используются прежде всего для целей здравоохранения в порядке, установленном законодательством РФ о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
В исключительных случаях органы исполнительной власти субъектов РФ могут разрешать использование водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы, для питьевого водоснабжения населения или иных целей. Условием выдачи такого разрешения является согласование его со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, специально уполномоченным государственным органом, осуществляющим управление курортами, а по подземным водным объектам, содержащим природные лечебные ресурсы, — с государственным органом управления использованием и охраной недр.
Эти общие положения водного законодательства конкретизированы в Федеральном законе от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». Так, природные лечебные ресурсы, к которым относятся, в частности, минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, предоставляются юридическим и физическим лицам для лечения и профилактики заболеваний, а также в целях отдыха. Минеральные воды могут использоваться для промышленного розлива.
Природные лечебные ресурсы предоставляются на основании лицензий в порядке, определенном Правительством РФ (подробнее см. § 3 гл. 14).
Право водопользования для нужд промышленности и энергетики. Этот вид права водопользования регулируется ст. 137 ВК. Водопользователи, использующие водные объекты для промышленности и энергетики, обязаны принимать меры по сокращению изъятия и потерь воды, предотвращению загрязнения, засорения и истощения водных объектов, а также обеспечивать сохранение температурного режима водных объектов.
Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ в случаях стихийных бедствий, аварий и других чрезвычайных ситуаций, а также в случае превышения установленного в лицензии на водопользование лимита водопотребления вправе ограничивать, приостанавливать или запрещать использование водных объектов для промышленности и энергетики по представлению специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда в соответствии с требованиями ВК.
Подземные водные объекты могут в надлежащем порядке использоваться для промышленности и энергетики с соблюдением требований рационального использования и охраны подземных вод. Подземные водные объекты, содержащие воды, пригодные для питьевого водоснабжения, могут использоваться для промышленности и энергетики при соблюдении условий, предусмотренных ст. 133 ВК.
Право водопользования для нужд сельского и лесного хозяйства. Граждане и юридические лица, использующие водные объекты для сельского хозяйства и лесного хозяйства, обязаны принимать меры по сокращению потерь и сбросов воды из мелиоративной сети, предотвращению попадания рыбы в мелиоративную сеть, осуществлять в необходимых случаях мероприятия по предупреждению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня.
Орошение, в том числе с использованием сточных вод нормативного качества, осушение и другие мелиоративные работы должны выполняться в комплексе с природоохранными мероприятиями, обеспечивающими защиту водных объектов и их водосборных площадей. Водоснабжение, обеспечивающее нужды сельского хозяйства и лесного хозяйства, осуществляется в соответствии с водным законодательством РФ.
Право водопользования для нужд гидроэнергетики. Водные объекты используются для гидроэнергетики с учетом интересов других водопользователей и соблюдением требований рационального использования и охраны водных объектов. Регулирование данного вида права водопользования основано на принципе комплексного использования вод.
Организации, эксплуатирующие гидроэнергетические и гидротехнические сооружения на водохранилищах и других водоемах, обязаны обеспечить режим наполнения и сработки водохранилищ, соблюдая приоритет питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также потребности рыбного хозяйства на участках рек и водохранилищ, имеющих важное значение для сохранения и воспроизводства рыбных ресурсов. Если вследствие изменения естественного уровня водных объектов, возникшего в результате наполнения и сработки водохранилищ, нанесен ущерб гражданам и юридическим лицам, виновные должны его возместить в соответствии с законодательством РФ.
Порядок эксплуатации водохранилищ устанавливается Правительством РФ. Использование и охрана водохранилищ осуществляются в соответствии с требованиями, определенными специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда для каждого водохранилища, каскада или системы водохранилищ, согласованными с. заинтересованными органами исполнительной власти субъектов РФ, со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора, государственным органом управления использованием и охраной рыбных ресурсов и другими заинтересованными государственными органами управления.
Соблюдение правил эксплуатации водохранилищ контролирует специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда в порядке, устанавливаемом Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ.
20 июня 1997 г. было принято постановление Правительства РФ № 762 «О порядке эксплуатации водохранилищ»*. Этим постановлением было установлено, что поддержание в надлежащем техническом и санитарном состоянии водохранилищ и использование их водных ресурсов осуществляются в соответствии с правилами их эксплуатации. Правила разрабатываются собственниками гидроэнергетических и гидротехнических сооружений этих водохранилищ или эксплуатирующими водохранилища организациями. Правила эксплуатации водохранилищ согласовываются с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов РФ, специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора, другими заинтересованными государственными органами управления, проходят государственную экологическую экспертизу и утверждаются в установленном порядке.
* СЗ РФ. 1997. № 26. Ст. 3054.
На Министерство природных ресурсов РФ возложена обязанность по утверждению таких правил и технической инвентаризации и паспортизации водохранилищ и гидротехнических сооружений на них.
Право водопользования для нужд рекреации. Водные объекты используются для массового отдыха, туризма и спорта в местах, которые устанавливаются органами местного самоуправления. Этот вопрос решается по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, с государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора, с соблюдением требований охраны жизни людей на воде, определяемых органами исполнительной власти субъектов РФ.
Водные объекты используются для любительского и спортивного рыболовства с разрешения органов местного самоуправления по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, с государственным органом управления использованием и охраной рыбных ресурсов и со специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания (ст. 143 ВК).
Право водопользования для нужд транспорта и лесосплава. Общие нормы, определяющие порядок использования водных объектов для транспорта и лесосплава, содержатся в ст. 142 ВК.
Поверхностные водные объекты признаются водными путями общего пользования, за исключением случаев, если их использование в этих целях полностью или частично запрещено либо они предоставлены в особое пользование. Перечень водных объектов, используемых для судоходства, лесосплава, взлета (посадки) воздушных судов, определяется Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ.
Лесосплав на водных объектах, используемых для судоходства, без судовой тяги запрещается. Молевой лесосплав на водных объектах запрещается. Организации, осуществляющие лесосплав, обязаны регулярно очищать водные объекты от затонувшей древесины. Порядок очистки водных объектов от затонувшей древесины устанавливается специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.
Для плавания на маломерных плавательных средствах, а также для взлета (посадки) воздушных судов водные объекты используются в порядке, устанавливаемом органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ.
Порядок использования водных объектов для нужд транспорта и лесосплава регулируется Уставом внутреннего водного транспорта Союза ССР, утвержденного постановлением Совета Минитров СССР от 15 октября 1955 г. № 1801 (в действующей редакции). Устав также предусматривает, что все внутренние водные пути являются путями общего пользования. Однако в местах расположения на водных путях крепостей, военно-морских баз и укрепленных районов и постоянной дислокации войсковых частей внутренние водные пути используются по согласованию с военным командованием.
Органы, регулирующие судоходство и сплав, могут передавать затоны и рейды в исключительное пользование другим ведомствам и организациям и разрешать им устройство новых затонов и рейдов для своих нужд. В Уставе определен порядок проведения дноуглубительных работ, очистки русел судоходных путей, акваторий затонов, рейдов и у причалов, а также устройства навигационной обстановки и ее содержания.
Сплав леса в каждом сплавном районе проводится только одной лесосплавляющей организацией. По окончании сплава лесосплавляющая организация обязана немедленно начать и закончить до начала судоходства очистку судоходного пути от затонувшей древесины, а берегов и островов — от остатков древесины (бревен, коры, сучьев и т.п.).
Возведение сооружений (мостов, плотин, воздушных проводов, подводных кабелей, трубопроводов, водоприемных колодцев, запаней, причалов, причальных устройств и т.п.) на внутренних водных путях допускается только по согласованию с органами, регулирующими судоходство и сплав.
Все организации, в ведении которых находятся гидроэлектростанции, плотины и другие водоподъемные сооружения, обязаны: поддерживать согласованный уровень воды на участках рек ниже и выше сооружений, необходимый для беспрепятственного и безопасного судоходства и сплава в течение всей навигации; обеспечивать беспрепятственный и безопасный пропуск судов, плотов; производить в сроки, устанавливаемые органами, регулирующими судоходство или сплав, пропуски воды из водохранилищ без взимания за это какой-либо платы или сбора.
Владельцы мостов обязаны: изготовлять и содержать за свой счет приспособления, необходимые для безопасного и беспрепятственного прохода под мостами судов, плотов; производить дноуглубительные и дноочистительные работы после постройки и ремонта мостов; разводить и поднимать пролеты наплавных и подъемных мостов в соответствии с установленными правилами.
Право водопользования для добычи полезных ископаемых, строительных нужд и проведения иных работ. Этот вид права водопользования регулируется ст. 145 ВК. Использование водных объектов для добычи полезных ископаемых, торфа и сапропеля, буровых работ, строительства подземных сооружений осуществляется в соответствии с законодательством РФ о недрах и ВК.
Использование водных объектов для добычи торфа и сапропеля, извлечения затонувшей древесины, прокладки кабеля и трубопроводов, проведения дноуглубительных, взрывных и иных работ, связанных с использованием дна водных объектов, строительства и эксплуатации подводных и надводных сооружений, осуществляется на основании лицензии на водопользование, выдаваемой в установленном порядке.
Право водопользования для обеспечения пожарной безопасности. Забор воды для обеспечения пожарной безопасности допускается из любых водных объектов без особого на то разрешения, бесплатно и в количестве, необходимом для ликвидации пожара. Запрещается использовать для иных целей воду из водных объектов, специально предназначенных для обеспечения пожарной безопасности.
Право водопользования для нужд рыбного хозяйства. Водные объекты или их участки, имеющие важное значение для сохранения, воспроизводства и добычи рыбных ресурсов, предоставляются преимущественно для этих целей. В этих случаях использование водных объектов или их участков для иных целей, кроме питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, может быть ограничено в соответствии с ВК. Перечень водных объектов, предназначенных для сохранения, воспроизводства и добычи рыбных ресурсов, определяется Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ.
Граждане и юридические лица, использующие водные объекты для рыбного хозяйства, обязаны содержать берега водных объектов в местах их использования в соответствии с санитарными и экологическими требованиями, установленными законодательством РФ. При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических и других сооружений на водных объектах, используемых для рыбного хозяйства, должны предусматриваться и своевременно осуществляться мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов, рыбных ресурсов, водных и околоводных животных и растений.
Особенности использования водных объектов для сохранения, воспроизводства и добычи рыбных ресурсов устанавливаются федеральным законом в соответствии с ВК.
Право водопользования для нужд охотничьего хозяйства. Водные объекты, являющиеся местами обитания диких водоплавающих и околоводных птиц, ценных пушных зверей, отнесенных к объектам охоты, предоставляются в пользование гражданам и юридическим лицам, имеющим лицензию на пользование объектами животного мира, органами исполнительной власти субъектов РФ и специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда (ст. 141 ВК).
Право водопользования для сброса сточных и дренажных вод. Водное законодательство рассматривает в качестве самостоятельного вида права водопользования использование водных объектов для сброса сточных и дренажных вод. Этот вид права водопользования может осуществляться в соответствии с требованиями, предусмотренными ВК и законодательством РФ об охране окружающей природной среды.
Сброс сточных и дренажных вод запрещен в водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы; отнесенные к особо охраняемым, а также в зоны и округа санитарной охраны водозаборов; в первую и вторую зоны округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов; в места туризма, спорта и массового отдыха населения; в места нереста и зимовки ценных и особо охраняемых видов рыб; в места обитания ценных и занесенных в Красную Книгу видов животных и растений.
В ВК определены случаи, когда сброс сточных и дренажных вод может быть ограничен, приостановлен или запрещен. При возникновении угрозы здоровью населения или существованию водных и околоводных животных и растений специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей природной среды, государственный орган санитарно-эпидемиологического надзора, специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда обязаны приостановить сброс сточных и дренажных вод вплоть до прекращения эксплуатации хозяйственных и других объектов и уведомить об этом Правительство РФ, органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и орган местного самоуправления.
Порядок данного вида водопользования регулируется также Правилами охраны поверхностных вод, утвержденными Госкомприроды СССР от 21 февраля 1991 г. и постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. № 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации»*.
* СЗ РФ. 1999. № 8. Ст. 1028.
Общее и специальное водопользование. Водное законодательство закрепляет и иную классификацию видов водопользования. В зависимости от технических условий водопользования ВК (ст. 86) выделяет право общего и специального водопользования. Основой разграничения этих видов является применение сооружений и технических устройств. Такими сооружениями могут быть насосные станции, плотины, шлюзы, скважины и т.п. объекты капитального типа. Приспособления для забора воды нестационарного типа, например передвижные насосные устройства, рассматриваются как технические устройства.
Соответственно использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств ВК признает общим водопользованием, пользованием водными объектами, которое может осуществляться гражданами и юридическими лицами без лицензии. Общее водопользование может осуществляться как на водных объектах общего пользования, так и на водных объектах, не состоящих в общем пользовании, в порядке, предусмотренном ВК.
Случаи использования водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств считается специальным водопользованием. Такой вид права водопользования осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов. Виды специального водопользования определяются в перечне, утверждаемом специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.
Статья 88 ВК устанавливает требования, предъявляемые к общему водопользованию. Так, общее водопользование осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, а также условиями, устанавливаемыми органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора и другими государственными органами управления использованием и охраной природных ресурсов в пределах их компетенции.
Органы местного самоуправления устанавливают места, где запрещены забор воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, плавание на маломерных плавательных средствах, водопой скота, а также определяют иные условия общего водопользования на водных объектах, расположенных на территориях городских, сельских поселений и других муниципальных образований. О запрещении купания и иных подобного рода условиях общего водопользования население оповещается через средства массовой информации, специальными информационными знаками или иными способами.
Общее водопользование на обособленных водных объектах, находящихся в муниципальной собственности, допускается на условиях, установленных соответствующими органами местного самоуправления по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда. Орган местного самоуправления обязан объявить в установленном порядке об условиях общего водопользования или о его запрещении на водном объекте, находящемся в муниципальной собственности. Общее водопользование на обособленных водных объектах, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, допускается на условиях, установленных собственником по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, в соответствии с законодательством РФ.
Собственник обособленного водного объекта обязан объявить об условиях общего водопользования или о его запрещении. Если условия общего водопользования или его запрещение не объявлены, то общее водопользование осуществляется в соответствии с водным законодательством РФ. Порядок объявления условий общего водопользования и его запрещения устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ.
Особое водопользование. Статья 87 ВК в качестве вида водопользования предусматривает особое пользование водными объектами. Так, для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для иных государственных и муниципальных нужд водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, могут предоставляться в особое пользование по решению Правительства РФ. Для государственных и муниципальных нужд водные объекты, находящиеся в собственности субъектов РФ, могут предоставляться в особое пользование по решению органов исполнительной власти субъектов РФ.
В решении о предоставлении водных объектов в особое пользование указываются цель и основные условия использования водных объектов. Порядок предоставления водных объектов в особое пользование устанавливается Правительством РФ.
На водных объектах, предоставленных в особое пользование, общее водопользование допускается на условиях, установленных водопользователем по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, а при необходимости может быть запрещено водопользователем. Водопользователь обязан объявить об условиях общего водопользования или о его запрещении на водном объекте, предоставленном ему в особое пользование.