Ответственность за нарушения водного права

Ст 68. Административная, уголовная ответственность за нарушение водного законодательства

1. Лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред.

Статья 69. Возмещение вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства

1. Лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

2. Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В случае нарушения закрепленных законом правил рационального использования вод, невыполнения установленных мер по их охране наступает юридическая ответственность - административная, уголовная, гражданско-правовая (материальная) и иная.

Нормы Водного кодекса РФ не содержат перечня водных нарушений и имеют отсылочный характер. Согласно ст. 130 лица, виновные в нарушении водного законодательства РФ, несут административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Штрафы налагаются должностными лицами специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда за следующие виды водных нарушений:

- самовольный захват водных объектов, самовольное водопользование, переуступку права водопользования, а также совершение других сделок, в прямой или скрытой форме нарушающих право государственной собственности на воды;

- загрязнение и засорение вод, нарушение водоохранного режима на водосборах, вызывающее их загрязнение, водную эрозию почв и другие вредные явления;

- ввод в эксплуатацию предприятий, коммунальных и других объектов без сооружений и устройств, предотвращающих загрязнение и засорение вод или их вредное воздействие;

- забор воды с нарушением планов водопользования, самовольное производство гидротехнических работ, бесхозяйственное использование воды (добытой или отведенной из водных объектов), нарушение правил первичного учета количества забираемых из водных объектов и сбрасываемых в них вод и определения качества сбрасываемых вод;

- повреждение водохозяйственных сооружений и устройств, нарушение правил их эксплуатации;

- невыполнение лицами командного состава судна или другого плавучего средства обязанностей по регистрации в судовых документах операций с вредными для здоровья людей или живых ресурсов моря веществами и смесями.

Уголовная ответственность предусмотрена нормами Уголовного кодекса РФ за следующие экологич. преступления в сфере охраны вод:

- загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств (ст. 250);

- загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья людей и живых ресурсов моря либо препятствующих правомерному использованию морской среды (ст. 252).

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения законодательства об ответственности за экологич. правонарушения» эксплуатация промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных и других объектов с неисправными очистными сооружениями, отключение очистных сооружений и устройств, нарушение правил транспортировки, хранения, использования минеральных удобрений и препаратов, иные действия, повлекшие загрязнение водоемов и водных источников и причинившие существенный вред животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, должны квалифицироваться по ст. 250 УК РФ. К уголовной ответственности по данной статье могут быть привлечены как должностные лица или лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих организациях, так и другие лица (п. 9).

Привлечение к уголовной или административной ответственности не освобождает виновных лиц от обязанности возмещения причиненного ущерба в порядке, установленном гражданским законодательством.

Согласно ст. 131 ВК РФ граждане и юридические лица, причинившие ущерб водным объектам, возмещают его добровольно или по решению суда либо арбитражного суда в соответствии со специальными методиками исчисления ущерба, причиненного водным объектам, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление водных объектов с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Иски о возмещении ущерба, причиненного водным объектам в результате нарушения водного законодательства, вправе предъявлять органы управления водным фондом, охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора.

Содержание и задачи законодательства, регулирующего общественные отношения по поводу использования и охраны атмосферного воздуха

Атмосф воздух – жизненно важный компонент окруж природной среды, представляющий собой естеств смесь газов атмосферы, нах-ся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

Особенность прав режима – в силу физ св-в атмосф воздух не м б объектом права собств-ти ( не м б индивидуализирован).

Пространственная сфера действия зак-ва об охране атмосф воздуха опред-ся пределами гос суверенитета РФ над своим воздушным пространством. В опред мере граница действия зак-ва опр-ся возможным высотным пределом, кот достигают самолеты или др летающие объекты.

НПА: ФЗ «Об охране атмосф воздуха» (не предусм-ет регулир-ние исп-ния атмосф воздуха); ФЗ «об охране окруж среды»; ФЗ «Об экологической экспертизе» и пр.

Задачи:

1) опр-ние общих мер-тий и установление осн положений в области охраны атмосф воздуха;

2) установление нормативов предельно допуст концентраций загрязняю­щих вещ-в в атмосф воздухе и уровней вредного физич воздейст­вия на него;

3) установление единой системы гос учета вредных воздействий на воздух;

4) гос контроль за охраной атмосф воздуха и установление порядка его осущ-ния.

В действ зак-ве предусм-ся ряд запретит мер, связ с охраной атмосф воздуха (запрещ-ся выброс вещ-в, степень опасности кот-ых для жизни и здоровья чел-ка и для окруж природн среды не установлена; внедрение новых мат-лов и применение технологич обор-ния, если они не отвечают установл зак-вом треб-ниям охраны атмосф воздуха).

Содержание правовой охраны атмосферного воздуха

Осн правовые ср-ва охраны атмосферного воздуха:

1) программы по охране атмосферного воздуха;

2) нормирование качества атмосферного воздуха, предельно допустимых воздействий со стороны отд источников;

3) регулирование размещения источников вредных воздействий на атмосферу;

4) экологич экспертиза проектов п/п-ий и иных объектов, эксплуатация кот-ых сопровождается загрязнением атмосферы;

5) разрешительный порядок вредных воздействий на состояние атмосферного воздуха;

6) гос регистрация вредных (загрязняющих) и потенциально опасных веществ;

7) гос учет вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников;

8) инвентаризация выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, вредных физич воздействий на атмосферный воздух и их источников;

9) мониторинг атмосферн воздуха;

10) гос, обществ к-ль за охраной атмосф воздуха;

11) экономич механизм охраны атмосф воздуха;

12) отв-сть за нарушение зак-ва РФ в области охраны атмосф воздуха.

ФЗ «Об охране атмосф воздуха» установил ряд специфич мер по охране этого природного ресурса. Специфически регулир-ся нормирование кач-ва атмосф воздуха и вредных физич воздействий на атм воздух (ст 11). Устан-ся гигиенич и экологич нормативы кач-ва атмосферн воздуха и предельно допустимые уровни физич воздействий на него.

Содержание и задачи лесного права

Лесное зак-во состоит из Лесного кодекса РФ, др федер законов и иных НПА РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

Лес – это сов-ть всех растит организмов, древесных, кустарниковых, травянистых и др растений (мхов, лишайников и пр.).

По целевому назначению леса: защитные, эксплуатационные и резервные (СТ 10 ЛК РФ). Выдел-ся: особо защитные участки лесов (берегозащитные, почвозащитные участки лесов вдоль водных объектов; опушки лесов; заповедные лесные участки; с наличием реликтовых растений; места обитания редких животных).

Гос органы управления лесным хоз-вом вправе издавать акты, содержащие нормы лесного права, в случаях и пределах, установл зак-вом РФ.

Наши рекомендации