Социально-экономическая политика

3.1. Общая характеристика. В социально-экономической области проводилась, с одной стороны, консервативная политика, направленная на сохранения традиционного уклада жизни сословий и восстановление позиций помещиков, а с другой, принимались меры, способствовавшие развитию рыночных отношений, регулировавшие отношения между различными социальными группами.

Политика по отношению к крестьянству.

3.2.1. Меры либерального характера. В 1882 г. начал действовать Крестьянский банк, выдававший ссуды на покупку земли.

В 1883 г. все крестьяне, еще не заключившие с помещиками выкупных сделок, переводились на обязательный выкуп (т.е. ликвидировалось временнообязанное положение, в котором оставалось еще до 15% крестьянских хозяйств). Сокращалась сумма выкупных платежей, была отменена подушная подать, тяжелым бременем лежавшая на крестьянах.

Было ограничено право общины на передел земли (1893), который, в частности, не мог теперь проводиться раньше, чем через 12 лет после предыдущего.

Эти и другие меры способствовали приспособлению крестьянских хозяйств к рыночной экономике.

3.2.2. Консервативные шаги.По мере спада социальной напряженности и обострения экономического кризиса, правительство возвращается к политике патриархальной опеки (патернализма) по отношению к крестьянству, пытаясь, с одной стороны, оградить его от воздействия рыночных отношений, которые разлагали сельскую массу, выталкивали крестьян из деревни, а с другой - спасти тем самым дворянство от разорения, обеспечить его дешевой рабочей силой.

В этих целях:

- ограничивалось переселение крестьян из центральных губерний на свободные земли окраин;

- укреплялась община за счет ограничения семейных разделов (1886 г.);

- принимались меры, направленные против отчуждения крестьянских наделов, в том числе вводился запрет закладывать надельную землю (1893 г.);

-вопреки направленности реформы 1861 г. собственником уже выкупленного надела становилась община, а не крестьянин;.

- усиливался контроль за крестьянами со стороны представителей помещиков - земских начальников.

3.3. Рабочий вопрос. Правительство Александра III столкнулось с новой для России проблемой - забастовочным движением рабочих. В ответ на это правительство попыталось восстановить порядок, подавляя забастовки и принимая репрессивные меры против их участников.

Но, с другой стороны, обеспокоенные сохранением стабильности, власти стремились оградить рабочих от наиболее жестоких форм эксплуатации, ограничить произвол предпринимателей.

В 1882 г. был принят закон, запрещавший труд детей до 12-летнего возраста, в 1885 г. - закон о запрете ночного труда детей и женщин, в 1886 г. были ограничены штрафы сверх установленного размера, приняты новые правила найма рабочих и т.д. Контроль за исполнением законов и соблюдением охраны труда возлагался на государственную фабричную инспекцию, созданную в 1882 г. усилиями министра финансов Н.Х. Бунге.

Проводя политику патернализма и по отношению к рабочим, государство пыталось обеспечить себе положение над обществом. Отношения между предпринимателями и рабочими начинали регламентироваться со стороны государства, но, с другой стороны, хозяева предприятий были обязаны сообщать в полицию о рабочих волнениях. Им было запрещено вступать в стачки для контроля над ценами и т.д.

Дворянская политика.

3.4.1. В 1885 г. создан Дворянский земельный банк, в котором помещики могли получить льготный долгосрочный кредит под залог имений. Помещичье землевладение поддерживалось и с помощью удержания в деревне дешевой рабочей силы за счет ограничения переселений крестьян и укрепления общины.

3.4.2. Введение земских начальников усилило власть помещиков над крестьянами, а земская и городская реформы расширили влияние дворянства в органах местного самоуправления.

3.4.3. Правительство создавало льготные условия для дворянского предпринимательства, которое было менее динамичным, чем купеческое и потому нуждалось в поддержке властей.

3.5. В области экономики правительство продолжало линию М.Х. Рейтерна.

Основные направления политики индустриализации.

- таможенным протекционизмом, льготными ссудами и концессиями поддерживалась отечественная промышленность, поощрялось создание крупных заводов и фабрик;

-развернулось крупное железнодорожное строительство;

- привлекались иностранные капиталы, как и раньше, в основном при помощи государственных займов.

3.5.2. В финансовой сфере Н.Х. Бунге и И.А. Вышнеградский продолжали политику 60-70-х гг. Развернулась подготовка денежной реформы, главной целью которой должна была стать стабилизация рубля. В 1892 г. министром финансов стал С.Ю. Витте, еще активнее осуществлявший поддержку развития промышленности и банков .приступивший к проведению денежной реформы 1895-1899 гг.

4. ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕЧАТИ.

4.1. Общая характеристика. Консерваторы видели в интеллигенции, либеральной печати, университетах главное зло России и потому принимали меры, призванные если не ликвидировать, то значительно ограничить их деятельность, установить жесткий административный контроль, предоставить преимущества дворянству в получении образования и др.

4.2. Реакция в области образования. Новый университетский устав 1884 г. снова лишал университеты автономии. В средней школе правительство попыталось сократить доступ представителей низших сословий.В начальной школе изменения носили более положительный характер, но в целом система образования России подверглась тяжелым испытаниям. (Подробнее см. ТЕМУ 43)

4.3. По Временным правилам о печати(1882), продлевавшимся затем до 1905 г., была усилена цензура, закрыты все радикальные и многие либеральные издания, в том числе журнал Отечественные записки и многие газеты. В то же время отдельные либеральные издания сохранились, например, Вестник Европы М.М. Стасюлевича.

ИТОГИ.

5.1. Проводившиеся контрреформы не были доведены до конца,анекоторые из планировавшихся мер так и не осуществились, так как реакционные меры объективно противоречили потребностям общественного развития страны. Несмотря на то, что основной акцент во внутренней политике делался на откровенную реакцию, предпринимались и некоторые либеральные шаги. Это обусловливалось тем, что Александр III и его окружение своей главной задачей считали укрепление Российского государства и стабилизацию общества, частично осознавая, при этом, объективную необходимость в прогрессивных мерах.

5.2. Укрепление общины, консервация патриархальности русского крестьянства сковывали его хозяйственную инициативу, затрудняли вхождение в рынок, что, в итоге, способствовало накоплению горючего материала в деревне.

5.3. Попытка укрепить дворянство не привела к желаемым результатам т.к. противоречила общему ходу социально-экономического развития страны. Более того, защита дворянства становилась препятствием на пути его буржуазной эволюции, консервировало в нем традиционалистские черты, порождало иждивенчество, что мешало ему трансформироваться в соответствии с требованиями времени.

5.4. Земская контрреформа не только не ослабила либеральную оппозиционность земств, но даже и усилила ее, т.к. увеличила представительство, в первую очередь, либеральных дворян, отличающихся своей большей общественной активностью. В итоге, обострились отношения между центральной и местными властями.

5.5. Меры, принятые в области образования и печати и направленные на изоляцию интеллигенции, ограничение сфер ее деятельности,не достигли поставленных целей, но вызывали скрытое и все нараставшее недовольство образованной части общества, которое со временем вырвалось наружу и стало одним из факторов кризиса начала ХХ в.

5.6.Охранительная полицейская политика подрывала престиж самодержавия в различных слоях общества, вызывала у них раздражение, вылившееся в острый общественно-политический кризис начала ХХ в.

5.7. В целом, свертывание реформ, направленных на комплексную модернизацию страны, реакционный курс, проводимый в социально-политической сфере и не отвечающий потребностям ускоренного развития экономики, обостряли противоречия в стране и стали одним из факторов структурного кризиса начала ХХ в.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Какие факторы оказывали влияние на внутриполитический курс Александра 111? Чем был вызван поворот в сторону реакции?
  2. Каково основное содержание эпохи правления Александра 111? Можно ли ее охарактеризовать лишь как эпоху контрреформ? В какой степени правомерна ее оценка как периода консервативной модернизации? Какие этапы можно выделить в политике Александра 111?

3. Как личность Александра III оценивается его современниками и исследователями. Расскажите о ее влиянии на внутреннюю политику и духовную жизнь общества.

  1. Проанализируйте содержание основных законов Александра 111, затрагивающих вопросы государственного и местного управления. Какова их основная направленность? Как они воздействовали на систему управления и развитие политической жизни России?
  2. Какие мероприятия проводились в годы правления Александра 111 в социально-экономической сфере? Какое влияние они оказывали на модернизацию России?
  3. Расскажите об итогах правления Александра 111.

ЛИТЕРАТУРА

Ананьич Б., Чернуха В. Партия контрреформ // Родина. 1992. 2.

Витте С.Ю. Воспоминания. М., 1991.

Зайончковский П.А. Российское самодержавие в кон. Х1Х столетия. М., 1970.

Захарова Л.Г. Земская контрреформа 1890 г. М., 1968.

Корнилов А.А. Курс истории России XIX в. М., 1993.

Писарькова Л.Ф. Московская городская дума: 1863-1917 гг. М., 1998.

Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. М., 1993.

Политическая история России. М., 1998.

Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. М., 1991.

Российские самодержцы: 1801-1917. / Отв. ред. А.П. Корелин. М., 1994.

Черноус В.В. Правящие элиты дореволюционной России: Политологический аспект. Ростов н/Д, 1999.

Чернуха В.Г. Александр III // Вопросы истории. 1992. 11-12.

Наши рекомендации