Доверие к НКО со стороны внешней среды организации
Доверие или недоверие со стороны внешней среды к организации проявляется в коммуникации и взаимодействии между ними: в наличии, частоте и эффективности контактов, а также в репутации.
Зачем НКО нужны доверительные отношения с внешней средой?
С кем? | Зачем? |
С властью | - Для получения финансирования от государственных структур. Доверие к вам — один из важнейших факторов - Для получения нефинансовых благ (например, поддержки административным ресурсом) - Для предотвращения возможной дискредитации со стороны властей (например, если деятельность НКО является оппозиционной, власть может использовать отсутствие обязательной отчетной информации против организации) |
С населением | - Население — это ваши клиенты. Если они потеряют доверие к вам, то больше не захотят воспользоваться вашими услугами. - Население — это ваши потенциальные жертвователи. А пожертвование без доверия невозможно |
С партнерами из других НКО | Величиной доверия в значительной степени измеряется ваша репутация в среде коллег |
С грантодающими фондами | Потеряно доверие — денег больше не дадут |
С бизнес-структурами | Бизнес-структуры могут выступать в роли партнера или донора. В обоих случаях без доверия развитие отношений невозможно |
При рассмотрении вопроса о создании доверительного отношения к НКО со стороны внешней среды имеет смысл использовать понятия открытости и прозрачности, так как именно они являются залогом успеха для организации в решении этой задачи.
Список обоснований открытости НКО:
1. НКО сдают отчеты в соответствующие инстанции, из которых можно проследить, откуда взято финансирование, как оно использовано, соответствует ли это направлениям деятельности организации.
2. Независимые неправительственные организации не скрывают источников своего финансирования.
3. Деятельность организации по одному проекту поддерживает только один фонд, что исключает двойное финансирование. Это стандартная практика иностраннных фондов.
4. Каждая организация предоставляет грантодателям договоры на оказание услуг (транспортных, полиграфических и т. д.), и они вправе не принять эти расходы, если считают их не соответствующими заявленным в проекте целям.
5. НКО, получающие поддержку от иностранных фондов, отчитываются как российским надзорным органам, так и в фонд, т. е. проверка расходования средств происходит дважды, что подтверждает достоверность.
6. Как правило, фонды заботятся о своей репутации и репутации организаций, которым оказывается финансовая поддержка, поэтому при проведении бухгалтерских проверок следуют не только нормам, разработанным в фонде, но и требованиям, предъявляемым налоговыми органами, что исключает недобросовестное использование средств или некачественную подготовку отчетов.
НКО важно быть прозрачными перед всеми секторами общества — это способствует, в первую очередь, выполнению миссий гражданских организаций.
Но: если проверяющие органы имеют возможность убедиться в прозрачности и добропорядочности организации, проведя соответствующую проверку, то, например, представитель коммерческой фирмы, к которому НКО обращается за финансированием, не будет организовывать специальное расследование, как и рядовой человек, для которого организация останется столь же непонятной и непрозрачной, как и прежде. А именно его, рядового гражданина, доверительное отношение и важнее всего для некоммерческой организации.
Прозрачны и подотчетны НКО должны быть, прежде всего, не власти, а обществу, населению (например, публикуя отчеты о своей деятельности, формируя собственную PR-стратегию, используя различные формы общения с основными целевыми аудиториями — заинтересованными сторонами).
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ
Проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов и шагов по ее улучшению.
Основные требования к проекту
1. Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т. д.) — это характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основании обозначенных, измеряемых результатов каждого этапа.
Ограниченность проекта означает, что он содержит:
― этапы и конкретные сроки их реализации;
― четкие и измеряемые задачи;
― конкретные и измеряемые результаты;
― планы и графики выполнения работ;
― конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.
2. Целостность. Общий смысл проекта очевиден и ясен, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.
3. Последовательность и связность — логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.
4. Объективность и обоснованность — доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы появились не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.
5. Компетентность авторов и персонала — адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностях решения вопроса. Владение персонала технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.
6. Жизнеспособность — определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, как он может быть продолжен.
Структура проекта
1. Название проекта должно быть броским, кратким, выражающим основную идею содержания, может быть дана расшифровка названия.
2. Автор проекта (авторский коллектив): фамилия, имя, отчество, должность в организации, место учебы, электронный адрес, контактный телефон.
3. География проекта — территория, на которой будет проходить реализация проекта.
4. Сроки выполнения. Если проект реализуется в несколько этапов, указываются сроки каждого этапа.
5. Постановка проблемы (введение, актуальность). Актуальность проекта определяется значимостью проблемы, решению которой призван способствовать проект. При этом социальной проблемой можно назвать обнаруживаемое в жизни общества противоречие между существующим и желаемым состоянием, которое вызывает в обществе (сообществе) напряженность и которое оно намеревается решать.
Схема формулирования проблемы состоит в сжатой формулировке ситуации, которая требует изменений (штампы-предложения: «До сих пор ничего не сделано для того, чтобы…», «Все меры по… оказываются малоэффективными», «То, что делалось до сих пор, не принесло результатов…»).
В этом разделе разъясняется актуальность и новизна представленного проекта по сравнению с аналогами, а также то, чьи интересы затрагивает эта проблема, каковы ее масштабы и что может произойти, если не найдется решения.
Одной формулировки недостаточно, требуется аналитическое осмысление, полученное путем анализа ситуации либо проведенного исследования.
В этом разделе также важно выделить сферы применения проекта, его функциональное назначение, стратегию как основной способ решения проблемы.
Раздел можно считать полноценным, если:
- он описывает, почему возникла необходимость выполнения проекта;
- ясно, какие обстоятельства побудили написать проект;
- проблема выглядит значимой для данного общества;
- масштабы проекта разумны, он не делает попытки решить все мировые проблемы сразу.
6. Цель проекта — это осознанное представление результата деятельности по проекту.
Цель возникает при выявлении проблемы и рисует образ желаемого результата.
Основные требования к формулировке цели:
- достижимость в рамках данного проекта;
- безусловность, так как для проектной деятельности изучение возможных условий должно быть завершено до начала работ;
- предусматривание итогового результата проекта.
Определение цели — важный момент процесса проектирования, нельзя подходить к нему формально. Добиться результата в любом деле можно, если четко знаешь, что именно хочешь добиться. Псевдоцель (неточно поставленная или неверная цель) в процессе реализации проекта не позволяет добиться положительных результатов.
7. Задачи проекта
В работе над проектом важно дифференцировать понятия «цель» и «задачи». В жизни и в справочной литературе эти понятия, к сожалению, трактуются как синонимы, но в процессе проектирования они наполняются специфическим смыслом.
Задача — это частная цель или мини-цель. Это конкретизация общей цели, шаг на пути ее достижения. Слово «задача» означает также поручение, задание, вопрос, требующий решения по известным данным с соблюдением условий.
Задача в проекте — это конкретная часть цели, которую предстоит реализовать, или это действие, которое вы предпринимаете, чтобы достичь цели проекта. Лучше избегать глаголов несовершенного вида (содействовать, поддерживать, усиливать), а применять слова: подготовить, уменьшить, увеличить, организовать, изготовить (глаголы совершенного вида). При формулировке задач рекомендуется использовать международный критерий SMART (англ. specific, measurable, area-specific, realistic, time-bound: конкретность, исчисляемость, территориальность, реальность, определенность во времени).
Раздел «Цели и задачи» можно считать полным, если он соответствует следующим условиям:
- описывает предполагаемые итоги выполнения проекта, поддающиеся оценке;
- цель является общим итогом проекта, а задачи — промежуточными, частными результатами;
- из раздела ясно, какие произойдут изменения в социальной ситуации;
- по каждой проблеме, сформулированной в предыдущей части, есть хотя бы одна четкая задача;
- цель достижима, а результаты поддаются измерению;
- постановку целей и задач авторы не путают с методами их решения;
- язык ясен и четок, нет лишних, ненужных пояснений и ссылок.
8. Управление и кадры
В данном разделе авторам необходимо кратко описать схему или механизм управления проектом и квалификацию основного персонала, обеспечивающего его реализацию. Если проект предполагает систему обучения и роста кадрового состава, необходимо прописать механизм и тематику обучения.
Раздел можно считать достаточным, если:
- четко распределены сферы и функции деятельности персонала;
- ясно, кто кому подчиняется и кто несет ответственность за определенные виды работы;
- персонал, реализующий проект, обладает достаточной квалификацией или получает дополнительное обучение до/или в процессе реализации;
- механизм управления является эффективным, действенным;
- описание четкое, краткое, содержание ясное и понятное.
9. Содержание и механизм реализации
Основной компонент проектирования — выбор содержания, форм, методов деятельности по проекту. Это технологический этап, который подразумевает подбор оптимальной системы действий, направленных на решение каждой из поставленных задач.
Подбор технологического инструментария предполагает, что вы достаточно подробно прописываете, в каких направлениях, каким образом, когда, в какой последовательности, что и как будет сделано для получения желаемых результатов.
Если содержание представляет из себя монолит, не разделенный на части, то это затруднит работу по проекту, так как деятельность носит всегда разноплановый характер. Другими словами, нельзя действовать по принципу «вали все в кучу, потом разберемся».
Содержание проекта, как главы в книге, должно строиться из больших и малых элементов — частей. В качестве элементов структуры используются: блоки, направления, ступени, модули. Для небольших проектов такого деления можно и не делать (если проект сам по себе состоит из одного модуля или направления).
Если же необходимо структурировать содержание, то следует продумать «вертикальные» и «горизонтальные» связи между частями. Чтобы разобраться, можно все содержание сначала представить в виде схемы, так как это позволяет легче представить, что, где, в какой последовательности будет проводиться при реализации проекта. Составление схем — дело не обязательное, но полезное. Схема (или текстовая информация) работы по проекту и план действий являются базовыми понятиями в технологии разработки содержания и механизма реализации, так как достаточно четко показывают, что будет сделано, кто будет осуществлять действия, как они будут осуществляться, какие ресурсы, когда и в какой последовательности будут привлечены.
Контрольными характеристиками к этому разделу могут служить:
― полная ясность того, в каких направлениях будет работать проект;
― четкость структурирования проекта на части и видение их взаимосвязей;
― доступное описание основных мероприятий и причин выбора именно этих форм работы;
― из раздела понятно, как, с кем, когда и где будет проходить/реализовываться проект;
― естественность логической цепочки: проблема — цель — задача — метод;
― нет лишних описаний, приложений и прочего отягощения текста.
10. Планирование
Принцип содержательности. Формы работы соответствуют содержанию проекта, достижению его целей и решению задач.
Принцип времени. Рациональное, логичное и последовательное распределение мероприятий. Нельзя «сшить лоскутное одеяло» из набора непоследовательных действий, всему свое время. Если проект выходит за пределы среднесрочного планирования, его целесообразно разделить на несколько последовательно осуществляемых этапов или отдельных проектов.
Принцип ресурсов. Проект рассчитан на достижение максимального результата при минимальных ресурсных затратах.
Принцип места. Проект ориентирован на место проведения, соответственно отбирается и каждая форма работы по проекту, нельзя ориентироваться на единый стандарт.
Принцип последействия. Поскольку всякое дело имеет как позитивные, так и негативные последствия, надо анализировать результаты и стремиться к уменьшению до минимума негативного и развертыванию до максимума позитивного последействия.
Принцип коррекции. Нет незыблемых планов, лучше вовремя внести корректировки, чем получить отрицательный результат.
План в проекте требует установления перечня и порядка действий по реализации. Мероприятия логически выстраиваются в соответствии с задачами по направлениям, этапам, модулям и др. Все виды работ увязываются с ресурсами, устанавливаются сроки, ответственные исполнители. Конкретизация плана ведется различными способами, в том числе в графической форме, в виде таблицы.
Важно, чтобы план включал разумно ограниченный, содержательно соответствующий целям набор мероприятий, действий.
Все мероприятия могут быть выполнены качественно и в срок с привлечением достаточного количества ресурсов.
План должен быть последователен и убедителен, в нем ясен состав ответственных, исполнителей, средств. Мероприятия плана логически связаны, понятны причины выбора именно этих форм работы.
11. Оценка результативности проекта
Очень важно отразить систему показателей эффективности проекта. Показатели — инструмент, позволяющий точнее определить и разъяснить цель проекта и измерить его эффект. Когда в предполагаемых результатах говорится об «усилении», «улучшении» или «увеличении» чего-либо, то не совсем ясно, какой конкретно результат позволит считать задачи выполненными и проект осуществленным. Для того чтобы не быть голословными, нужны показатели.
Показатель — это характеристика отдельной стороны объекта или процесса, имеющая количественно-качественное выражение.
Достаточно мало универсальных критериев, которые однозначно подтвердили бы успешность того или иного социально полезного деяния.
Абсурдно и смешно было бы утверждать, например, что «по итогам реализации проекта более милосердными стали 15 % студентов» или «студенчество стало на 15 % милосерднее».
Примерные ориентиры для оценки выполнения проекта:
- количественные показатели (востребованность проекта, охват участников, количество конкретных дел: акций, мероприятий и др.);
- показатели социального развития личности (динамика уровня развития личности: не умел — научился, не знал — узнал, не имел — приобрел и т. п.; качество продуктов социально-творческой деятельности (поделок, рисунков, походов, акций и др.); характер реализованных инициатив и др.);
- показатели социальной адаптации личности (снижение риска асоциальных явлений, повышение уровня социальной успешности участников, активность);
- показатели общественного мнения (популярность проекта, социально-профилактический эффект, заинтересованность социальных партнеров, отклик в средствах массовой информации);
- технологические показатели (уровень организации в целом и отдельных мероприятий, четкость и эффективность управления, организационная культура участников).
Утверждать, что результативность нельзя измерить, равносильно признанию, что проект не дает заметного эффекта.
Критерии эффективности призваны:
- выражать действенность всех видов, форм и методов реализации проекта;
- отражать качество управленческой и содержательной деятельности.
РЕСУРСЫ НКО
Виды ресурсов
Деньги.Этот ресурс почти не нуждается в комментариях. Если есть деньги, многое можно купить. Но с деньгами доноры (донор ― любой человек, организация, дающие деньги или неденежные ресурсы на проекты НКО) расстаются неохотно. Именно поэтому необходимо думать и о других ресурсах. Ведь на самом деле деньги обычно нужны только на зарплату сотрудникам, это единственная трата, которую нельзя совершить в неденежной форме. Все остальное можно получить и без использования денег.
Товары.Компьютеры, бумага, инвалидные коляски ― все это можно купить, но можно и попросить у производителя или продавца этих товаров. Кроме того, нередко товары можно брать во временное пользование. Зачем покупать дорогое выставочное оборудование, если можно взять его на время у рекламного агентства?
Помещения.Речь идет как о постоянных помещениях под офис, так и о временных (для семинаров, конференций и других мероприятий). Как показывает практика, это именно тот ресурс, за которым стоит обратиться в государственные структуры.
Услуги.Квалифицированная юридическая помощь или печать буклетов также могут быть бесплатными. Есть коммерческие структуры, которые готовы часть своего времени работать без прибыли (не в убыток!), а некоторые даже специально устраивают «день добрых дел», во время которого их сотрудники работают на благо общественных организаций: от бесплатного оказания своих услуг до работы с детьми в приюте.
Экономия.Возможность снизить расходы является существенным ресурсом. Сократите расходы на бензин, пересмотрите тарифы на сотовую связь, попытайтесь получить скидки при оплате услуг и т. п.
Персонал.На подготовку хорошего специалиста требуется много времени, сил и денег. Поэтому после всех усилий нельзя обращаться с сотрудниками так, как будто в любой момент можно найти им замену. Это же касается и волонтеров. Так как они не получают денег за свою работу, то им особенно важно осознавать свою значимость. Необходимо обучать волонтеров, работать над их мотивацией, благодарить за работу.
Время.Время ― деньги. Не так много людей, способных грамотно распоряжаться этим ресурсом. Бывает такая ситуация: в какие-то дни дел немного, а в другие ― полный цейтнот, который порой заканчивается либо срывом планов (например, не успели подать заявку на грант в нужные сроки), либо резким снижением качества работы (на работу редактора и корректора времени не осталось). Большую часть цейтнотов можно избежать при грамотном планировании времени.
Контакты.Данный вид ресурсов часто выступает в роли способа привлечения других ресурсов. Если полистать визитницу своих ближайших знакомых, найдется немало контактов, которые покажутся потенциально полезными.
Информация.Трудно представить себе, что еще лет 10–20 назад этот ресурс никого особо не волновал. Способов получения информации в мире было ничтожно мало по сравнению с сегодняшним днем. В наше время основной проблемой становится не столько нахождение нужной информации (любая поисковая система в Интернете легко с этой задачей справляется), сколько ее анализ, выбор и систематизация. На любое искомое понятие можно получить несколько страниц ссылок, содержащих как энциклопедические знания, так и сплетни. Сегодня, в отличие от начала ― середины прошлого века, уже ценится не тот, кто знает много, а тот, кто умеет быстро находить и грамотно обрабатывать нужную информацию.
Организация сбора средств
Сбор средств, или фандрайзинг (от англ. fundraising — увеличение ресурсов, сбор денежных средств), преследует следующие цели:
- привлечение средств на некоммерческий проект;
- приобретение новых партнеров и друзей;
- возможность открыто заявить о себе и информировать о своих целях.
Деятельность по сбору средств включает в себя 4 стадии:
1) разработка проекта;
2) поиск источников;
3) контакт с источником;
4) оценка и благодарность.
Первая стадия — определение проблемы или потребности, на решение/удовлетворение которых нужны средства. В эту стадию также входит разработка проекта или услуги и определение их стоимости.
Вторая стадия — поиск источников средств, определение их потенциала и желания будущего донора помочь вам.
Третья стадия — контакт с потенциальным донором и получение поддержки. Контакт осуществляется различными способами (звонок, письмо, объявление, заявка на грант и др.), которые выбираются исходя из специфики донора.
Четвертая стадия — благодарность донору и анализ своей деятельности. Эта стадия часто пропускается, но именно от нее зависит, получите ли вы поддержку от донора в дальнейшем.
Пять основных принципов фандрайзинга:
1. Вы всегда должны знать ваш «продукт». Он состоит из миссии самой организации, ее проектов, программ и услуг, а также выгод, которые может получить конкретный донор взамен своей помощи.
2. Думайте позитивно. Настраивайтесь на победу. Думайте не только о деньгах, но и об уникальном опыте, который вы получите.
3. Установите финансовые цели. Здесь вам пригодится бюджет проекта, программы или всей организации.
4. Продумайте стратегию фандрайзинга. Определите все потенциальные источники средств и разработайте творческие способы работы с ними.
5. Установите план поиска средств. Никогда не полагайтесь на дело случая и посвятите время планированию работ по привлечению средств.
Ценности фандрайзинговой деятельности:
1) соблюдение общечеловеческих норм и ценностей;
2) соблюдение прав человека;
3) соблюдение презумпции невиновности;
4) право любого человека на благотворительность;
5) право представителя любой веры, конфессии откликнуться на призыв о поддержке, осуществлять благотворительную деятельность;
6) соблюдение принципа осознанного и добровольного участия в благотворительности;
7) соблюдение фандрайзером интересов клиента;
8) ориентация на принципы клиента;
9) учет общественного мнения;
10) сохранение собственного имиджа и имиджа клиента;
11) сохранение кредита доверия к фандрайзеру и к профессии;
12) сохранение собственной репутации и репутации клиента;
13) открытость информации;
14) социальная полезность;
15) деньги не цель, а средство решения проблемы и реализации миссии;
16) необходимость вознаграждения за труд;
17) прозрачность финансовых операций;
18) регламентация финансовых операций законодательством РФ;
19) дело важнее профессиональных амбиций;
20) недопустимость создания новых проблем при решении существующих;
21) недопустимость желать другому того, что не пожелаешь себе;
22) независимость партнеров и четкое определение условий взаимодействия с ними;
23) независимость того, кто привлекает, и того, для кого привлекаются средства;
24) независимость донора от клиента.