При президенте российской федерации»

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Государственного и муниципального управления

(наименование (факультета)

  Утверждена ученым советом СЗИУ РАНХиГС (в составе ОП ВО) Протокол № _____ от «__» _________ 201__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Б1.В.ДВ.1.1 Кадровый резерв государственной службы в современной России

(индекс и наименование дисциплины (модуля), в соответствии с учебным планом)

по направлению подготовки (специальности)

__38.04.04 Государственное и муниципальное управление_

(код и наименование направления подготовки (специальности))

____________________магистр____________________

квалификация выпускника

очная, заочная

форма(ы) обучения

Автор–составитель:

Доцент, к.и.н., доцент _______________ Апон М.Е.

(ученое звание, ученая степень, должность) (подпись) (Ф.И.О.)

Рассмотрена и рекомендована для использования в учебном процессе методической комиссией по направлению _________________________________

( наименование направления)

Протокол от «____»_________ 201___ г. № _____

Руководитель научно-
образовательного направления

Государственного и муниципального управления____________________ Балашов А.И.

(наименование направления) (подпись) (Ф.И.О.)

Декан факультета

Государственного и муниципального управления ______________ Лихтин А.А.

(наименование факультета) (подпись) (Ф.И.О.)

_________, 2016 г.

Обучающиеся в Академии по образовательной программе, реализуемой с применением дистанционных технологий, вправе использовать результаты интеллектуальной деятельности (РИД), включенные в состав такой программы, для целей освоения образовательной программы и подготовки к промежуточной и итоговой государственной аттестации. Обучающиеся по соответствующей программе не вправе распространять указанные РИД, а также использовать их в целях получения дохода.

Пункт 6.8 Положения об интеллектуальной собственности ФГБОУ ВПО РАНХиГС.

  © Апон М.Е.
  © СЗИУ РАНХиГС

Оглавление

1. Цель и задачи дисциплины (модуля) 4

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю) 4

3. Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы.. 7

4. Объем дисциплины (модуля) 8

5. Содержание и структура дисциплины (модуля) 9

6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) 11

7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля) 13

8. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю), использование БРС.. 13

9. Перечень основной и дополнительной учебной литературы.. 24

10. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет») 25

11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости) 26

12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю) 26

1. Цели и задачи дисциплины (модуля)

Целью освоения дисциплины «Кадровый резерв государственной службы в современной России» является получение обучающимися прочных теоретических знаний и выработка практических навыков применения современных технологий формирования кадрового резерва в системе государственной службы.

Задачи дисциплины:

· изучить теоретические основы управления кадровым резервом государственной службы в современной России;

· иметь ясное представление об актуальном состоянии кадрового резерва государственной службы РФ;

· иметь представление о формировании кадрового резерва как о современной кадровой технологии;

· овладеть знаниями и навыками самостоятельного анализа проблем работы с кадровым резервом в зависимости от типа организации;

· развить профессиональные компетенции в сфере государственного и муниципального управления;

· воспитать культуру публичного управления и навыков поведения гражданина на государственной гражданской службе.

  1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю)

Таблица 1

Код компетенции Содержание компетенции Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)
ОПК-3 обладать готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.     Знать: - основные термины и понятия из области правовых и организационных основ государственной гражданской службы; - теоретические основы управления кадровым резервом организации; - понятие и содержание кадрового резерва государственной службы; - особенности организации работы с кадровым резервом на государственной службе; - содержание основных этапов формирования кадрового резерва; - содержание базовых технологий управления карьерой и кадровым резервом.
Уметь: - толковать и применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности; - применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности; - использовать полученные знания в управленческой (служебной) деятельности; - самостоятельно разрабатывать мероприятия по формированию и использованию кадрового резерва государственной службы; - использовать различные методы оценки эффективности профессиональной деятельности государственных служащих; - выявлять проблемы работы с кадровым резервом, определять цели и задачи, выбирать оптимальный вариант их решения.
Владеть: – эффективными технологиями формирования и развития кадрового резерва на государственной службе; - навыками реализации основных управленческих функций и самостоятельной творческой работы; - методами планирования служебной карьеры; - навыками работы в команде; - инструментами развития государственных служащих через оценку результатов их деятельности и планирование карьеры.
ПК-1 владеть технологиями управления персоналом, обладанием умениями и готовностью формировать команды для решения поставленных задач;     Знать: - теоретические основы управления кадровым резервом организации; - понятие и содержание кадрового резерва государственной службы; - особенности организации работы с кадровым резервом на государственной службе; - теоретические основы планирования профессиональной карьеры государственных гражданских служащих.
Уметь: - применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности; - применять основы теории управления персоналом к планированию и развитию карьеры государственных служащих.
Владеть: - основными технологиями формирования и использования кадрового резерва на государственной службе; - навыками реализации основных управленческих функций и самостоятельной творческой работы; - методами планирования служебной карьеры.
ПК-2 владеть организационными способностями, умением находить и принимать организационные управленческие решения, в том числе и в кризисных ситуациях;   Знать: - методологии и технологии процессов сбора и анализа информации о системе или ее отдельном элементе; - категориальный аппарат управления кадровым резервом как инструмент научного исследования и учебно-познавательной деятельности; - способы повышения эффективности принимаемых управленческих решений в деятельности по управлению персоналом.
Уметь: - толковать и применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы управленческих наук в профессиональной деятельности; - организовывать простые и более сложные системы; - принимать управленческие решения по мотивированию персонала, его рациональному использованию, перемещению, продвижению и развитию; - решать управленческие задачи на основе современных достижений концепций управления человеческими ресурсами; - применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;
Владеть: - базовыми понятиями, используемыми в рамках исследования проблем создания эффективных систем публичной службы в условиях XXI столетия; - навыками реализации основных управленческих функций; - эффективными технологиями и методами управления кадровым резервом; - способностью к анализу, планированию и организации служебной профессиональной деятельности.
ПК-3 обладать способностью планировать и организовывать работу органа публичной власти, разрабатывать организационную структуру, адекватную стратегии, целям и задачам, внутренним и внешним условиям деятельности органа публичной власти, осуществлять распределение функций, полномочий и ответственности между исполнителями.   Знать: - методологии и технологии процессов сбора и анализа информации о системе или ее отдельном элементе; - категориальный аппарат управления кадровым резервом как инструмент научного исследования и учебно-познавательной деятельности; - способы повышения эффективности принимаемых управленческих решений в деятельности по управлению персоналом органа государственной власти; - принципы развития и закономерности функционирования государственной организации и ее отличие от частной организации; - основные административные процессы и принципы их регламентации. Уметь: - толковать и применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы управленческих наук в профессиональной деятельности; - использовать полученные знания в управленческой (служебной) деятельности; - самостоятельно разрабатывать мероприятия по формированию и использованию кадрового резерва государственной службы; - формулировать задачи и определять направления организации действий с целью обеспечения профессионального развития государственных служащих. Владеть: - базовыми понятиями, используемыми в рамках исследования проблем создания эффективных систем публичной службы в условиях XXI столетия; - навыками реализации основных управленческих функций и самостоятельной творческой работы; - основными технологиями формирования и использования кадрового резерва на государственной службе; - методами планирования служебной карьеры; - инструментами развития государственных служащих через оценку результатов их деятельности и планирование карьеры; - навыками выступлений и публичной презентации аналитического материала.


При освоении программы дисциплины принимаем, что уровни сформированности компетенций определяются:

«Знать» - базовый уровень;

«Уметь» - средний уровень,

«Владеть» - высокий уровень

Матрица формирования компетенций в процессе освоения дисциплины

Таблица 2.

Темы, разделы дисциплины Количество часов очно\заочно компетенции  
ОПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 Примечания
Тема 1 18/24 + + + +
Тема 2 18/24 + + + +
Тема 3 18/24 + + + +
Тема 4 18/20 + + + +
Тема 5 18/24 + + + +
Тема 6 18/19 + + + +
Итого 108/135
  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы:

Учебная дисциплина «Кадровый резерв государственной службы в современной России» относится к дисциплинам по выбору вариативной части профессионального цикла по направлению 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление» и ориентирована на изучение роли, функций и задач современной государственной гражданской службы в современной России.

Дисциплина изучается во 2 семестре на очной форме обучения, в 2 и 3 семестрах на заочной форме обучения.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: государственное и муниципальное управление, государственная и муниципальная служба, теория и механизмы современного государственного и муниципального управления, история и методология науки государственного и муниципального управления, правовое обеспечение государственного и муниципального управления, зарубежный опыт организации государственного и муниципального управления.

Полученные при изучении дисциплины знания могут быть использованы в изучении таких дисциплин, как: «Бюрократия: функции и роль в обществе», «Основные тенденции развития современного федерализма», «Стратегический менеджмент и управление проектами в государственном управлении», «Зарубежный опыт организации государственного и муниципального управления», «Государственная гражданская служба в зарубежных странах».

4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.

Таблица 3

Таблица 4

Наименование темы Всего часов Очно\заочно В том числе, час. (очно/заочно) Формы контроля (очно/ заочно)
Аудиторная работа Самост.работа
лекции практич. занятия Лабораторные занятия
всего Из них в интерактивной форме всего Из них в интерактивной форме
Тема 1. Понятие и виды кадрового резерва. 18/24 2/2 2/2 4/2 4/2 -/- 12/20 УО*/УО
Тема 2.Формирование системы кадрового резерва в организации. 18/24 2/2 2/2 4/2 4/2 -/- 12/20 Т***/Т
Тема 3. Подготовка и использование кадрового резерва. 18/24 2/2 2/2 4/2 4/2 -/- 12/20 Т***/Т
Тема 4.Формирование системы кадрового резерва по различным категориям. 18/20 2/- 2/- 4/- -/- -/- 12/20 УО*/УО
Тема 5.Кадровый резерв государственной службы как объект управления. 18/24 2/2 2/2 4/2 4/2 -/- 12/20 УО*/УО
Тема 6. Особенности формирования кадрового резерва государственной службы. 18/19 2/- 2/- 4/- -/- -/- 12/19 УО*/УО
Промежуточный контроль 108/135 Эссе 72/119  
Итоговый контроль 36/9 Экзамен 36/9  
ИТОГО 12/8 12/8 24/8 16/8   72/119  

УО* – устный опрос;

Т*** – тестирование;

В учебном процессе используются следующие формы интерактивных занятий:

круглые столы, дискуссии, мозговой штурм, а также метод кейс-стади (анализ конкретной ситуации).

5.2. Содержание дисциплины

Тема 3. Подготовка и использование кадрового резерва

Методы работы с кадровым резервом. Подготовка и поддержание кадрового резерва. Практическая подготовка кадрового резерва. Социально-психологическая подготовка кадрового резерва. Программы подготовки резерва: общие, специальные и индивидуальные. Удержание кадрового резерва. Показатель эффективности зачисления в кадровый резерв. Текучесть кадрового резерва.

Структура Положения о работе с резервом кадров для выдвижения на руководящие должности.

Основные термины и понятия

Положение о работе с резервом кадров, матрица кадрового состава, обучение, переподготовка, повышение квалификации, стажировка, социально-психологическая подготовка, перемещение, повышение в должности.

Таблица 5

Наименование темы или раздела дисциплины (модуля) Трудоемкость, час. очно\заочно Список рекомендуемой литературы Вопросы для самопроверки
Основная (№ из перечня) Дополни-тельная (№ из перечня)
Тема 1. Семинар1.Понятие и виды кадрового резерва 18/24 1,2,3,6 1,2,4,5,7 1.Понятие и функции кадрового резерва. 2.Цель формирования резерва: улучшение качественного состава, исключение стихийного и нецелесообразного продвижения по службе. 3.Источники кадрового резерва: квалифицированные специалисты, заместители руководителей, руководители нижнего уровня, молодые специалисты, успешно прошедшие стажировку. 4.Универсальные и специфические принципы формирования резерва. 5. Критерии формирования кадрового резерва. 6.Типы кадрового резерва.
Тема 2. Семинар 2. Формирование системы кадрового резерва в организации. 18/24 1,2,3,6 1,2,4,5,7 1.Этапы формирования кадрового резерва: составление прогноза предлагаемых изменений в составе руководящих кадров и потребности в них; подбор кандидатов в резерв: оценка кандидатов, утверждение состава резерва. 2.Факторы, учитываемые при формировании кадрового резерва. 3. Определение потребности организации в кадровом резерве. 4. Основные подходы к формированию кадрового резерва в организации: номенклатурный подход, конкурсный отбор, процедуры целенаправленного выращивания управленцев. 5. Способы выдвижения кандидатов в кадровый резерв. 6. Оценка и сравнение кандидатов. 7.Оперативный, текущий и стратегический резерв: особенности формирования.
Тема 3. Семинар 3.Подготовка и использование кадрового резерва 18/24 1,2,3,6 1,2,4,5,7,8,11 1.Методы работы с резервом. Подготовка и поддержание кадрового резерва. 2.Теоретическая подготовка кадрового резерва. Практическая подготовка кадрового резерва. Социально-психологическая подготовка кадрового резерва. 3.Программы подготовки резерва: общие, специальные и индивидуальные. 4. Удержание кадрового резерва. 5. Показатель эффективности зачисления в кадровый резерв. Текучесть кадрового резерва.
Тема 4. Семинар 4. Кадровый резерв по различным категориям 18/20 1,2,3,6 1,2,4,5,6,8,10 1.Кадровый резерв рабочих. Кадровый резерв специалистов. Кадровый резерв менеджеров. 2.Оценка эффективности работы с кадровым резервом. Экономическая эффективность. Социальная эффективность. 3.Управление талантами. 4.Кадровый резерв государственной и муниципальной службы: специфика работы, проблемы и пути их решения.
Тема 5. Семинар 5.Кадровый резервгосударственной службы как объект управления 18/24 1,2,3,4,5,6 1,2,4,3,5,7 Что представляет собой институт кадрового резерва государственной и муниципальной службы? Сформулируйте цель и место работы с резервом в управлении персоналом. Дайте классификацию кадрового резерва. Назовите источники формирования кадрового резерва государственной и муниципальной службы. Каковы критерии формирования и востребованности кадрового резерва государственных органов? Каковы принципы формирования кадрового резерва? Зарубежный опыт формирования кадрового резерва в системе государственной гражданской службы.
Тема 6. Семинар 6. Особенности формирования кадрового резерва государственной службы 18/19 1,2,3,4,5,6 1,2,4,5,7,8 Планирование кадрового резерва государственной службы. Включение в кадровый резерв. Критерии оценки. Назовите формы и методы практической подготовки кадрового резерва государственных органов. Аттестация государственных служащих. Оценка готовности кадрового резерва.
Итого по дисциплине 108/135      
  1. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для оптимальной организации работ по изучению дисциплины «Кадровый резерв государственной службы в современной России» обучающимся следует придерживаться следующих рекомендаций:

Для освоения курса рекомендуется предварительно знакомиться с литературой по теме предстоящего занятия, чтобы с пониманием относиться к лекционным занятиям.

При подготовке к семинарским занятиям полезно конкретизировать вопросы из предложенных в плане семинарского занятия. Если обучающийся хочет рассмотреть вопрос, не входящий в план семинарского занятия, то он должен согласовать это с преподавателем.

Подготовка к выступлению на семинаре должна проводиться на базе нескольких источников. В выступлении должны быть приведены примеры по конкретным проблемам работы с кадровым резервом государственной службы.

Выступления должны быть предварительно отработаны, чтобы речь выступающего была свободной, не привязанной к тексту.

Полезен разбор практических ситуаций. Материал к занятиям можно подобрать в периодических изданиях научного и прикладного характера, выявляя тот, который имеет отношение к современным управленческим проблемам. Аналитический разбор подобных публикаций помогает пониманию и усвоению теоретического материала, формирует навыки использования различных управленческих подходов, решения стандартных задач, развивает способность к нестандартным решениям.

Изучение дисциплины предполагает значительный объем самостоятельной работы. Она включает в себя не только подготовку к практическим и семинарским занятиям, но и самоконтроль. Самостоятельный контроль знаний должен проводиться регулярно с помощью вопросов к лекциям, проверки знания основных терминов.

Поскольку изучение кадровых технологий управления кадровым резервом государственной службы в России требует использования достижений многих наук, следует применять и сопоставлять знания, полученные при изучении таких дисциплин как управление человеческими ресурсами, государственное и муниципальное управление, государственная гражданская служба в зарубежных странах.

  1. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю), использование БРС

8.1. Паспорт комплекта оценочных средств по дисциплине

Таблица 6

Предмет(ы) оценивания Объект (ы) оценивания Показатели оценки
ОПК-3 – готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; ПК-1 - владение технологиями управления персоналом, обладанием умениями и готовностью формировать команды для решения поставленных задач; ПК-2 - владение организационными способностями, умением находить и принимать организационные управленческие решения, в том числе и в кризисных ситуациях; ПК-3 - способностью планировать и организовывать работу органа публичной власти, разрабатывать организационную структуру, адекватную стратегии, целям и задачам, внутренним и внешним условиям деятельности органа публичной власти, осуществлять распределение функций, полномочий и ответственности между исполнителями.   - основными технологиями формирования и использования кадрового резерва на государственной службе; - знать основные термины и понятия из области правовых, политических и организационных основ государственной гражданской службы в России; особенности организации работы с кадровым резервом. - уметь использовать различные методы оценки эффективности профессиональной деятельности государственных служащих; Активность на семинарских занятиях (правильность ответов на вопросы)   Процент верных ответов на вопросы теста.  
ОПК-3 – готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; ПК-1 - владение технологиями управления персоналом, обладанием умениями и готовностью формировать команды для решения поставленных задач; ПК-2 - владение организационными способностями, умением находить и принимать организационные управленческие решения, в том числе и в кризисных ситуациях; ПК-3 - способностью планировать и организовывать работу органа публичной власти, разрабатывать организационную структуру, адекватную стратегии, целям и задачам, внутренним и внешним условиям деятельности органа публичной власти, осуществлять распределение функций, полномочий и ответственности между исполнителями.     Эссе 1. Способность излагать свои мысли в заданном объеме. 2. Способность применять(излагать) научные знания в сфере управления персоналом государственной гражданской службы. 3. Уметь систематизировать знания согласно указанной цели. 4. Уметь логично ссылаться на результаты-научно- теоретических исследований в области государственной и муниципальной службы. 5. Полнота изложенной информации. 6. Обоснованность выводов об отечественном и зарубежном опыте формирования кадрового резерва в системе государственной службы.  

Описание системы оценивания

При оценивании используется балльно-рейтинговая система. Баллы выставляются за активность на семинарских занятиях (максимум 20 баллов), результаты выполнения теста (максимум 30 баллов), выполнение письменной работы (максимум 20 баллов), ответ на экзамене (максимум 30 баллов). Дисциплина считается освоенной, если экзаменуемый набрал не менее 51 балла в результате выполнения всех типов заданий, включая ответ на экзамене. Минимальное количество баллов для допуска к экзамену – 45.

Расчет итоговой рейтинговой оценки

Таблица 7

от 51 до 60 баллов «удовлетворительно» (Е)
от 61 до 65 баллов «удовлетворительно» (D)
от 66 до 77 баллов «хорошо» (С)
от 78 до 85 баллов «хорошо» (В)
от 86 до 100 баллов «отлично» (А)

Декан факультета /А.А. Лихтин/

Схема расчета рейтинговых баллов по дисциплине Б1.В.ДВ.1.1Кадровый резерв государственной службы в современной России

по направлению 38.04.04.Государственное и муниципальное управление

Таблица 8

Недели Виды учебных занятий (лекции/семинары) Посещение учебных занятий Письменные работы Устные выступления Компенсирующие задания (сверх расчетных 100 баллов) Промежуточная аттестация Итого (максимально-расчетное количество баллов)
Контрольные Реферат/Курсов. работа Тестирование Ролевые игры Доклад (с презентацией / без презентации)
Кол-во баллов за 1 вид мероприятия   0,5 - за посещение 2-х часов занятий, 1 – за посещение 4-х часов занятий 1-7 - Тест       1-5 -за доклад 0-5  
Лекция                
Семинар         Доклады Написание работы по темам пропущенных семинарских занятий    
Семинар Тест       Доклады Написание работы по темам пропущенных семинарских занятий    
Лекция           Конспект лекций   20 за 4 недели
Семинар Тест       Доклады Написание работы по темам пропущенных семинарских занятий    
Семинар         Доклады Написание работы по темам пропущенных семинарских занятий    
  Текущий контроль *25                  
Лекция           Конспект лекций   88 за 8 недели
Семинар Тест       Доклады Написание работы по темам пропущенных семинарских занятий    
Семинар Тест       Доклады Написание работы по темам пропущенных семинарских занятий   100 за 18 нед.  
                     
  Текущий** контроль *55                  
Всего за семестр (баллов)   28 (4 Тест)       30 (6 семинаров)  

*Количество баллов, достаточное для аттестации текущего контроля

**Количество баллов, достаточное для возможного освобождения от промежуточной аттестации

Комплект оценочных средств

Вопросы к экзамену

  1. Определение сущности кадрового резерва. Виды кадрового резерва.
  2. Цели и принципы формирования кадрового резерва.
  3. Содержание этапов работы кадрового резерва.
  4. Основные подходы к формированию кадрового резерва: номенклатурный подход, конкурсный отбор, процедуры целенаправленного выращивания управленцев.
  5. Способы выдвижения кандидатов в кадровый резерв.
  6. Методы оценки и сравнения кандидатов.
  7. Сущность основных этапов формирования кадрового резерва.
  8. Преемники и хай-по: сходство и отличие.
  9. Источники кадрового резерва в коммерческих и в государственных органах.
  10. Оперативный, текущий и стратегический резерв: особенности формирования.
  11. Определение потребности организации в кадровом резерве.
  12. Методы работы с кадровым резервом.
  13. Подготовка и поддержание кадрового резерва.
  14. Программы подготовки кадрового резерва.
  15. Социально-психологическая подготовка кадрового резерва.
  16. Удержание кадрового резерва.
  17. Кадровый резерв рабочих.
  18. Кадровый резерв специалистов.
  19. Кадровый резерв менеджеров.
  20. Управление талантами.
  21. Эффективность работы с кадровым резервом: экономическая и социальная.
  22. Основные сложности при работе с хай-по. Как их преодолеть?
  23. Понятие «резерв кадров государственной службы» и его содержание.
  24. Формирование резерва кадров в органах государственной власти.
  25. Работа с резервом кадров государственной службы.
  26. Характеристика основных этапов планирования и подготовки кадрового резерва.
  27. Факторы, учитываемые при формировании кадрового резерва.
  28. Управление кадровым резервом и управление талантами: основное отличие.
  29. Опыт профориентации, социальной адаптации и карьерного продвижения государственных служащих на Западе.
  30. Механизм формирования кадрового резерва государственной службы.
  31. Нормативно-правовые основы формирования кадрового резерва на государственной гражданской службе.
  32. Понятие и виды кадрового резерва государственной службы. Цели и функции кадрового резерва государственной службы.
  33. Источники кадрового резерва государственной службы. Принципы формирования и работы с кадровым резервом.
  34. Концепции управления кадровым резервом: планирование замещений, планирование преемственности, управление талантами.
  35. Зарубежный опыт формирования кадрового резерва в системе государственной гражданской службы.

В соответствии с балльно-рейтинговой системой на промежуточную аттестацию отводится 30 баллов. Экзамен проводится по билетам. Билет содержит 2 вопроса по 15 баллов. 1-5 баллов за ответ, подтверждающий знания в рамках лекций и обязательной литературы, 6-10 баллов - в рамках лекций, обязательной и дополнительной литературы, 11-15 баллов – в рамках лекций, обязательной и дополнительной литературы с элементами самостоятельного анализа.

Примерные темы эссе:

  1. Кадровый резерв как элемент системы управления кадровым потенциалом органов государственной власти.
  2. Отечественный опыт формирования кадрового резерва в системе государственной гражданской службы.
  3. Зарубежный опыт формирования кадрового резерва в системе государственной гражданской службы.
  4. Модели карьеры государственного служащего во Франции и в Великобритании: сравнительный анализ.
  5. Правовые основы формирования и функционирования кадрового резерва государственной гражданской службы.
  6. Методы оценки кандидатов в резерв управленческих кадров государственной гражданской службы.
  7. Ротация государственных служащих в системе работы с кадровым резервом.
  8. Механизм формирования кадрового резерва государственной службы.
  9. Роль и место кадрового резерва как элемент системы управления кадровым потенциалом органов государственной власти.
  10. Кадровый резерв государственной и муниципальной службы: специфика работы, проблемы и пути их решения.

Магистрант может подготовить эссе по любой заинтересовавшей его проблематике, предварительно сформулировав тему вместе с преподавателем.

Краткие методические указания по выполнению эссе

При подготовке эссе (далее – письменной работы) магистранты должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения. Выполнение письменной работы должно отвечать всем требованиям, которые предъявляются к научным трудам. Это – важнейшая составная часть научной подготовки магистранта, включающей значительный элемент самостоятельного творчества.

Качество работы свидетельствует о готовности автора к научно-исследовательской деятельности и может стать основой для работы над магистерской диссертацией.

В процессе подготовки работы систематизируются и углубляются знания по отдельным дисциплинам и курсам. От того, насколько успешным и разнообразным станет опыт такого рода самостоятельной работы, во многом зависит его подготовленность к научно-теоретической и практической деятельности как специалиста.

Письменная работа должна:

– носить творческий и самостоятельный характер;

– основываться на теоретической базе, соответствующей современному состоянию науки;

– обобщить и систематизировать актуальные юридические факты и действующие нормативные правовые акты;

– содержать конкретные предложения, направленные на совершенствов

Наши рекомендации