Настанет, игемон, — убеждённо ответил Иешуа

— Оно никогда не настанет! (выделено жирным нами при цитировании) — вдруг закричал Пилат таким страшным голосом, что Иешуа отшатнулся. Так много лет тому назад в долине дев кричал Пилат своим всадникам слова: “Руби их! Руби их! Великан Крысобой попался!” Он ещё повысил сорванный командами голос, выкликивая слова так, чтобы слышали в саду: — Преступник! Преступник! Преступник!

А затем, понизив голос, он спросил:

— Иешуа Га-Ноцри, веришь ли ты в каких-нибудь богов?

— Бог один, — ответил Иешуа, — в Него я верю[294].

— Так помолись ему! Покрепче помолись! Впрочем, — тут голос Пилата сел, — это не поможет…» (М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита», гл. 2. «Понтий Пилат»).

В приведённом фрагменте мы выделили жирным тему, которая так или иначе достаточно часто обсуждалась разными людьми в прошлом и обсуждается в настоящем. И надо признать, что подавляющее большинство солидарны во мнении с булгаковским Пилатом. Хотя некоторое количество придерживается более «мяг­кой» позиции, нежели он, которую можно выразить словами из стихотворения Н.А. Некрасова (1821 — 1877) «Железная дорога» (1864 г.):

«Жаль только — жить в эту пору прекрасную / Уж не придётся — ни мне, ни тебе».

Но это не только слова, поскольку в выражающемся в делах ответе на вопрос о неизбежности становления на Земле Царствия Божиего — Царства Правды-Истины, в котором все будут жить свободно и счастливо, — десятки миллиардов людей[295] на протяжении тысячелетий занимают житейски «мудрую» прагматически-реалис­ти­­ческую позицию:

Коли Царство Правды-Истины не настанет никогда (либо не настанет на нашем веку), то надо приспособиться к сложившемуся порядку и постараться занять наиболее ком­форт­ное место в той социальной организации, что сложилась исторически.

Но вот если бы Царство Правды-Истины каким-то чудом вдруг настало вопреки принципу «Бог не меняет того, что происходит в людьми, покуда люди сами не изменят того, что есть в них»[296] (т.е. нравственности и нравственно обусловленных миропонимания и этики), то все такие убеждены, что они бы были искренне рады этому и точно жили бы по справедливости, никогда не нарушая её норм. А пока Царство Правды-Истины не настало, то их самооправдание широко известно:

Не мы — «такие», а времена — «такие»; нам от них деваться некуда: «времена не выбирают — в них живут и умирают…» Что я один могу поделать, когда все вокруг живут «так»?

Они не задумываются о том, что если бы они — с теми нравами и этикой, хронологически преобладающим[297] типом строя психики, мировоззрением и миропониманием, что стали сутью их личности, — вдруг оказались бы в Царстве Правды-Истины, то оно было бы вынуждено тем или иным способом защититься от них: в противном случае, — не изменив своих нравов и этики, хро­нологически преобладающего типа строя психики, мировоззрения и миропонимания, — они творили бы в его пределах ложь и несправедливость и обратили бы его в ад для самих себя и окружающих, аналогично тому, как это уже произошло на Земле в результате деятельности и бездеятельности многих поколений людей, таких же как и они сами в нравственно-мировоз­зрен­чес­ком отношении.

Они не задумываются о том, что этот мир — такой, каков он есть, прежде всего потому, что мало кто из них, видя несправедливость, содействует её искоренению, делая свой нравственный выбор и проявляя свою волю в русле Промысла.

И потому попущение Божие в отношении таких людей реализуется в соответствии с формулой, выраженной Бенджамином Франклином (1706 — 1790)[298]:

«Те, кто готов отдать свою свободу, чтобы приобрести недолговечную защиту от опасности, не заслуживают ни свободы, ни безопасности» (http://www.democracy.ru/quotes.php).

И таким отношением к жизни десятки миллиардов людей воспроизводят рабовладение в отношении самих себя и своих ближайших потомков из поколения в поколение на протяжении всего обозримого исторического прошлого.

Тем не менее в каждую эпоху во всех обществах есть люди, убеждённые в том, что Царство Правды-Истины, в котором все будут жить свободно[299] и счастливо, неизбежно настанет. Т.е. по их мнению слова молитвы «Отче наш», заповеданной Христом: «Да святится имя Твоё; да приидет Царствие Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» — неизбежно воплотятся в жизнь человечества, искоренив «мудрость» и образ жизни «прагматиков-реалис­тов». Иными словами в их мнении хилиазм-миллинаризм (см. раздел 10.4) — «ересь» обречённая на Победу: «Бог написал: “Одержу победу Я и Мои посланники!”» (Коран, 58:21 (20)). И многие из числа убеждённых в этом — не бездеятельны.

Этот многовековой конфликт «утопистов» мечтателей-идеа­лис­тов и «пра­гматиков-реалистов» приводит к вопросам:

1. Каковы перспективы человечества, если предположить, что житейски «мудрый» «прагматизм-реализм» всё же победит?

2. Есть ли в Мире что-либо такое, чего не чуют и не знают «мудрецы» «прагматики-реалисты», солидарные с булгаковским Пи­латом, но что в то же самое время чуют те, кто убеждён в предопределённости Свыше (т.е. в объективной неизбежности) становления Царствия Божиего на Зе­м­ле в эту эпоху жизни человечества?

3. Способен ли житейски «мудрый» «прагматизм-реализм» искоренить «утопизм» мечтателей-идеалистов и победить окончательно и безвозвратно?

Ответу на третий вопрос будет посвящена Часть 4 настоящего курса[300]. А для начала ответим на первый вопрос.

Наши рекомендации