Право проживания. Habitatio
Право проживании, или habitatio, являлось личным сервитутом, на основании которого правомочное лицо получало бесплатное и, как правило, пожизненное право пользоваться чужим жилищем для себя и для своей семьи, даже право сдавать это жилище в наем, удерживая за собой полученную плату. Habitatio было выделено в особый вид личного сервитута потому, что право проживания являлось частым предметом установления сервитута. Во всем остальном оно было подобно узуфрукту. Habitatio чаще всего устанавливалось путем завещания, или легата, в котором универсальным наследникам доставалась собственность на дом или его часть, а сингулярным наследникам — право проживания в таких жилищах.
Ореrае servorum vel animalium
Содержание личного сервитута operae servorum vel animalium состояло в праве титуляра бесплатно и, как правило, пожизненно пользоваться рабочей силой чужих рабов или чужих животных. Сначала это право было объединено с правом пользования, а потом утвердилось мнение, что это право по содержанию является узуфруктом. Полномочное лицо могло сдавать рабов и животных, являющихся предметом этого владения, в наем.
Г) Защита и прекращение сервитутов
Защита сервитутного права
Носители права сервитутов были защищены особыми исками и интердиктами. Наиболее ранним иском о защите титуляра сервитута был vindicatio servitutis. Петитум иска, или исковое требование истца гласило: признать его право на сервитут и устранить все препятствия в пользовании этим правом. Для того, чтобы выиграть иск, требовалось доказать, что такое право действительно у истца существует. Носители сервитутов, установленных по предписаниям преторского права (pactionibus et stipulationibus), имели право применять этот иск как vindicatio utilis. Когда при Юстиниане исчезло различие между сервитутами, основанными на предписаниях цивильного и преторского права, был введен общий иск по защите титуляров сервитутов, названный actio confessoria.
Кроме исков, носители права сервитутов были защищены и многочисленными интердиктами. Носители сельских земельных сервитутов имели в своем распоряжении interdictum de itinere actuqe private, как и интердикты de aqua, de rivis et de fonte. Носители городских земельных сервитутов могли применять interdictum de cloacis со operis novi nuntiatio, со cautio dammi infecti, со interdictum quod vi aut clam, даже interdictum uti possidetis, если шла речь о сервитуте на опору. Носители права на личные сервитуты могли употреблять и другие владельческие интердикты, как interdicta utilia.
Прекращение сервитутов
Сервитуты могли прекращаться под действием природных событий, или по воле правомочного лица, или по стечению обстоятельств, ведущих к погашению сервитутов.
Сервитуты прекращались под действием природных событий в случае утраты предмета сервитута, в случае такого его изменения, которое делало невозможным дальнейшее пользование установленным правом, как и со смертью носителя права, когда речь шла о личных сервитутах.
Сервитуты прекращались по выраженной воле правомочных лиц, когда они in jure cessio официально отказывались от сервитута, или же делали это при помощи обычного pactum. Сервитуты прекращались и на основании косвенно выраженной воли титуляра, когда он продолжительным неисполнением своих правомочий доводил дело до usucapio или до praescri ptio libertatis, т. е. до освобождения от сервитутов по истечении предписанного срока.
Сервитуты прекращались и путем так называемого confusio, т. е. совмещением прав собственности и сервитута, как и по истечении срока или исполнении потестативного и резулятивного условий. Это особенно относилось к личным сервитутам, которые могли ограничиваться определенным сроком и условиями. (292)
Б) Долгосрочная аренда земли (jus perpetuum)