Вопрос 36 Понятие и сущность политической культуры
Термин «политическая культура» ввел в научный оборот И. Гердер. В политическую науку он был введен американским политологом Г. Алмондом. Классическое определение было сформулировано Г. Алмондом и Г. Пауэллом. Развернутое исследование политической культуры как системы ценностных ориентаций и политических действий началось с 1950-х годов.
Политическая культура–это совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы; это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение; это система политического опыта, знаний, стереотипов, образцов поведения и функционирования политических субъектов.
Политическая культура – неотъемлемая составная часть общенациональной культуры и прежде всего политический опыт человечества, полученный в ходе исторического развития. Существуя в определенных формах, этот опыт оказывает воздействие на формирование политического сознания людей и в конечном счете выражается в их политических ориентациях и установках, которые, в свою очередь, определяют политическое поведение людей. В этом определении объединены три взаимосвязанных понятия: политический опыт, сознание, политическое поведение.Этоструктурные элементы политической культуры.
Политический исторический опыт (наднациональных и национальных общностей) является основой развития политической культуры. Он фиксирует историю развития политических отношений в различных формах: исторических, литературных, научных памятниках, политических традициях, политической идеологии; в форме функционирующей политической системы с ее институтами, нормами, принципами, социально-политическими связями. На основе исторического познания формируется политическое сознание, социальная память общества, утверждаются политические ориентиры и образцы политического поведения.
На основе политического опыта многих поколений людей формируется их политическое сознание как система политических знаний, ценностей и идейно-политических убеждений, с учетом которых вырабатываются устойчивые и значимые политические ориентации и установки в отношении политической системы и их места в ней.
В политическом сознании можно выделить два основных компонента: идеологический и эмоционально-психологический.
Идеологический компонент. Любой гражданин соотносит свои политические знания, убеждения с существующими политическими организациями и процедурными институтами (политическая система в целом, политический режим, партии, организации, законодательство, бюрократия, лидеры и т.п.). Происходит анализ институтов и политической системы с точки зрения ее способности удовлетворять политические потребности. Все это называют инструментальным аспектом политической культуры.
Идеологический компонент | |
Политические знания | · Знания людей о политике; о политической системе; о различных политических идеологиях; об институтах и процедурах, с помощью которых обеспечивается участие граждан в политическом процессе |
Политические ценности | · Этические и нормативные суждения о политической жизни, о политических целях, на реализацию которых направлена политическая деятельность (например, законность, порядок, стабильность системы; социальная справедливость) |
Политические убеждения | Представления людей о том, какой должна быть политическая система (идеологические предпочтения): · демократия прямая или представительная, основанная на частной собственности; · социалистическая демократия; · тоталитарная система, основанная на идее национального превосходства |
Эмоционально-психологический компонент. С учетом возможностей политической системы у людей формируются политические ориентации и установки, которые составляют второй компонент политического сознания – эмоционально-психологический. Эти ориентации и установки определяют форму участия человека в политическом процессе.
Эмоционально-психологический компонент | |
Политические институты и структуры | · Государство как орган принуждения либо · как организующий и регулирующий инструмент |
Нормативная система | · §Уважение к закону или пренебрежительное отношение к нему |
Политические события | Понимание их необходимости или случайности; определение качества принятия решений |
Отдельные политические роли | Отношение к институту президентства, лидерству в политических организациях, партиях в плане лояльности или рациональности и т.д.; отношение к конкретным политическим деятелям (политические рейтинги); отношение гражданина к самому себе как к участнику политического процесса, т.е. определение своего места в политической системе |
Политическое поведение – это практическое взаимодействие человека с политической средой, выражающееся в определенной форме политического участия. Оно обусловлено, с одной стороны, политическим сознанием, с другой – уровнем политического развития общества в целом. Политическое поведение проявляется в политической деятельности людей. Например, человек может интересоваться политикой и быть хорошо информированным, расценивать деятельность своего правительства как неправильную и даже приносящую вред, но при этом быть безучастным к политической жизни. Это позволяет говорить либо об отсутствии в его политическом сознании чувства гражданской ответственности, либо об отсутствии в политической системе приемлемых форм воздействия на власть.
Формы политического поведения могут быть различными – от активного участия до неучастия.
Участие человека в политическом процессе может быть предопределено сверху (например, участие в безальтернативных выборах в условиях однопартийной системы; участие в организациях, находящихся под полным контролем правительства) и не оказывать влияния на политиков и принимаемые решения.
Степень активности | Приемлемая форма | Неприемлемая форма |
Активное участие | · Предвыборная активность; участие в выборных органах; лоббистская деятельность; организационная деятельность (участие в политических организациях и партиях); участие в политических демонстрациях и других политических акциях | Насилие; подкуп должностных лиц; дезорганизация |
Пассивное участие | · Участие в голосовании; · повиновение закону · Пренебрежение к закону; · нарушение закона | |
Неучастие | – | – |
Автономное участие предполагает свободное волеизъявление гражданина (в демократическом обществе с высоким развитием политической культуры автономное участие граждан в политике является приоритетом).
Высокую политическую культуру отличают три основных критерия, которые проявляются в политическом поведении людей: вовлечение в политическую деятельность; позитивная активность; рациональность.
Посредством участия в политическом процессе и гражданин, и общество в целом обретают новый политический опыт, способствующий дальнейшему развитию политической культуры. Каждое новое поколение несет ответственность за сохранение политической культуры общества и ее обогащение новым положительным опытом. Эту ответственность должен чувствовать и понимать каждый человек, так как основой и условием прогрессивного развития общества является именно высокая политическая культура личности.
Таким образом, в структуре политической культуры целесообразно выделить: познавательные элементы; нравственно-оценочные элементы; поведенческие элементы.
Каждый структурный элемент предполагает наличие и использование общих достижений человечества в политической сфере жизнедеятельности общества. Овладение политической культурой возможно на уровне теории и на уровне практики. Разрыв между ними не может не отражаться на политической культуре каждого индивида и всего общества.
Политическая культура является структурным элементом политической системы, хотя функционирует относительно самостоятельно.
Функции политической культуры
Функции политической культуры вытекают из ее сущности и характеризуют ее значение в политической системе общества. Важнейшими из них являются:
познавательная функция – формирование у граждан необходимых общественно-политических знаний, взглядов, убеждений и политической компетентности;
интегративная функция – достижение на базе общепринятых политико-культурных ценностей согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя. Политическая культура, таким образом, формирует стабилизирующую основу политической жизни и способствует повышению эффективности управления;
коммуникативная функция – установление связи между участниками политического процесса по горизонтали и по вертикали в соответствии с иерархией политической системы, а также трансляция элементов политической культуры от поколения к поколению и накапливание политического опыта;
функция обеспечения социального прогресса – создание условий для эффективного развития политической системы и общества в целом;
нормативно-регулятивная функция – формирование и закрепление в общественном сознании необходимых политических ценностей, установок, целей, мотивов, норм поведения. Они воплощаются в нормативных политических решениях государства и позволяют эффективнее регулировать отношения в рамках политической системы со стороны государственных институтов и со стороны гражданского общества;
воспитательная функция (функция политической социализации) – формирование личности, гражданина.
Данные функции показывают, что применительно к политической системе общества политическая культура имеет тотальный характер. Она пронизывает всю совокупность отношений, складывающихся между участниками политического процесса.