Правление великого князя Владимира I (980-1015) и его роль в дальнейшем укреплении и развитии Древнерусского государства.

- Укрепление положения Владимира в Киеве и Новгороде. Демонстрация силы на землях племён, подвластных Киеву. Создание князем в столице пантеона языческих божеств во главе с Перуном (языческая реформа Владимира) (980).

- Борьба Владимира на западных рубежах Руси. Успешная война князя с поляками за Червенскую Русь (981). Установление контроля над Перемышлью и Червенем – центрами восточнославянского племени дулебов-волынян.

- Поход против литовских племён с целью установления контроля над речными путями в Балтийское море (983).

- Поход Владимира на волжских булгар (985) и подписание с правителями Волжской Булгарии договора о мире и торговле в интересах Руси.

- Активизация русско-византийского военно-политического сотрудничества (987-989). Участие русских войск в подавлении мятежа на подвластной Византии территории Малой Азии на условиях выдачи замуж за князя Владимира сестры византийского императора принцессы Анны. Христианизация Руси как важное условие договорённости.

- Осада Владимиром Херсонеса (Корсуня) (988) для оказания давления на Византию. Обращение Владимира в христианскую веру в захваченном Херсонесе.

- Возвращение Владимира в Киев. Свержение языческих идолов. Массовое крещение киевлян (988). Начало утверждения христианства на Руси как государственной религии. Огромное позитивное внутриполитическое, внешнеполитическое и культурное значение приобщения Руси к православно-христианской традиции .

- Бракосочетание князя Владимира с принцессой Анной (989).

Приведённые выше сведения о принятии христианства князем Владимиром и крещении Руси основаны на традиционной версии. Наряду с традиционной датой 988г. исследователи обосновывают и более ранние, и более поздние даты, в частности 990г. Соответственно существует и разная датировка взятия Владимиром Херсонеса. По понятным причинам утверждение христианства на Руси не могло осуществиться быстро. Первоначально оно распространялось вокруг Киева и по пути «из варяг в греки» от Киева до Новгорода. В 990 г. митрополит Михаил с епископами и дядей князя Владимира Добрыней ходил в Новгород, где также произошло свержение Перуна в Волхов. Из Новгорода проповедники отправились на восток по Волге и крестили народ в Ростове и Ростовской земле. Активной проповедью христианства занимался и сам Владимир, и его сыновья, разосланные по подвластным землям. Так христианство стало постепенно распространяться в Муроме, Полоцке, на земле древлян, на Волыни, в Смоленске, Пскове, Луцке, Тмутаракани. Его утверждение происходило не без конфликтов и насилия. Когда в 992г. в Новгород явился первый новгородский епископ Иоаким, то он столкнулся с ожесточённым сопротивлением народа, защищавшим языческие традиции. Тысяцкий князя Путята вместе с Добрыней после злой сечи и пожара усмирили город, вследствие чего о новгородцах в народной памяти осталась пословица: «Путята крестил мечом, а Добрыня огнём». В Ростове народ выгнал первых епископов Феодора и Илариона. В Муроме противодействие христианству заставило удалиться из города князя Глеба. Подобных примеров можно привести множество.

- Оборонительно-наступательные бои русских дружин с печенегами (992-996). Организация Владимиром строительства оборонительных рубежей от нападений кочевников. Массовый набор в крепостные гарнизоны воинов из простого народа. Строительство городов-крепостей: Белгорода (991), Переяславля (992). Походы русских дружин в степь. Владимир I («Красное Солнышко») – защитник Руси от иноплеменников в сознании простого народа.

- Активизация европейской политики князя Владимира в начале II-го тысячелетия. Установление контактов с западной христианской Церковью (1000-1001). Оказание Русью военно-политической помощи Византии (1007-1014) в борьбе с дунайскими болгарами.

- Смерть князя Владимира (1015) во время подготовки похода против сына – новгородского князя Ярослава, отказавшегося платить урок Киеву.

V. Расцвет Древнерусского государства. Русь от Ярослава Мудрого до Мстислава Великого.

Наши рекомендации