Заявлением государственного комитета по
ЧРЕЗВЫЧАЙНОМУ ПОЛОЖЕНИЮ
Августа 1991 г.
В связи с действиями группы лиц, объявивших себя государственным комитетом по чрезвычайному положению, постановляю:
1. Считать объявление комитета антиконституционным и квалифицировать действия его организаторов как государственный переворот, являющийся ничем иным, как государственным преступлением.
2. Все решения, принимаемые от имени так называемого комитета по чрезвычайному положению, считать незаконными и не имеющими силы на территории РСФСР. На территории Российской Федерации действуют законно избранная власть в лице Президента, Верховного Совета и Председателя Совета Министров, всех государственных и местных органов власти и управления РСФСР.
3. Действия должностных лиц, исполняющих решения указанного комитета, подпадают под действие Уголовного кодекса РСФСР и подлежат преследованию по закону.
Настоящий Указ вводится в действие с момента его подписания.
Юрий Лужков. 72 часа агонии. Август 1991-го. Начало и конец коммунистического путча в России. М., 1992. Приложения. С. 18.
Документ 4. ЗАЯВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА СССР И ВЫСШИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
ДЕСЯТИ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК НА V СЪЕЗДЕ НАРОДНЫХ
ДЕПУТАТОВ СССР
1 сентября 1991 г. состоялось совещание Президента СССР М.С. Горбачева с руководителями союзных республик. Было составлено "Заявление Президента СССР и руководителей десяти республик", в котором намечались меры для предотвращения распада СССР. Заявление подписали высшие руководители РСФСР, Украины, Белорусской ССР, Республики Узбекистан, Казахской ССР, Азербайджанской Республики, Республики Кыргызстан, Республики Таджикистан, Республики Армения и Туркменской ССР. На следующий день текст "Заявления" был оглашен на V внеочередном съезде народных депутатов СССР. Съезд одобрил предложенные в "Заявлении" меры.
Сентября 1991 г.
В результате государственного переворота, совершенного 19-21 августа сего года, был сорван процесс формирования новых союзных отношений между суверенными государствами, что поставило страну на грань катастрофы.
Сложившаяся в стране после путча ситуация, если она выйдет из-под контроля, может привести к непредсказуемым последствиям внутри страны и в отношениях с зарубежными государствами.
Мы констатируем, что срыв заговора, победа демократических сил нанесли серьезный удар по реакционным силам и по всему тому, что сдерживало процесс демократических преобразований. Тем самым создан исторический шанс для ускорения коренных преобразований, обновления страны.
В этих условиях законно избранные высшие руководители страны в лице Президента СССР, президентов и председателей Верховных Советов республик в целях недопущения дальнейшего распада структур власти и до создания новой политической, государственной системы отношений между республиками, формирования межреспубликанских (союзных) структур власти на переходный период (до принятия новой Конституции и проведения на ее основе выборов новых органов власти) согласились с необходимостью:
1. Подготовить и подписать всеми желающими республиками Договор о союзе суверенных государств, в котором каждая из них сможет самостоятельно определить формы своего участия в Союзе.
2. Обратиться ко всем республикам независимо от декларируемого ими статуса с предложением безотлагательно заключить экономический союз с целью взаимодействия в рамках единого свободного экономического пространства и для нормального функционирования народного хозяйства, жизнеобеспечения населения, ускоренного проведения радикальных экономических реформ.
3. В условиях переходного периода создать:
Совет представителей народных депутатов по принципу равного представительства от союзных республик для согласованного решения вопросов внутренней и внешней политики, затрагивающих общие интересы республики;
для координации управления народным хозяйством и согласованного проведения экономических реформ создать временно межреспубликанский экономический комитет с представителями всех республик на паритетных началах.
Проект Конституции после его подготовки должен быть рассмотрен и утвержден парламентами союзных республик, а окончательное принятие осуществлено на съезде полномочных представителей союзных республик.
Подтвердить сохранение статуса народных депутатов СССР за всеми избранными депутатами на весь срок, на который они были избраны.
В связи с этим мы обращаемся к Съезду с просьбой временно приостановить действие соответствующих статей Конституции СССР.
4. Заключить соглашение на принципах коллективной безопасности в области обороны в целях сохранения единых вооруженных сил и военно-стратегического пространства, проведения радикальных реформ в Вооруженных Силах, КГБ, МВД и Прокуратуре СССР с учетом суверенитета республик.
5. Подтвердить строгое соблюдение всех международных соглашений и обязательств, принятых на себя СССР, включая вопросы сокращения и контроля над вооружениями, внешнеэкономические обязательства.
6. Принять декларацию, гарантирующую права и свободы граждан вне зависимости от их национальности, места проживания, партийной принадлежности и политических взглядов, а также права национальных меньшинств.
7. Просить Съезд народных депутатов СССР поддержать обращение союзных республик в ООН о признании их субъектами международного права и рассмотрении вопроса об их членстве в этой организации.
В связи с безотлагательностью проведения указанных мер, диктуемых сложившейся ситуацией, мы обращаемся к Съезду срочно принять решение по предложенным вопросам. <...>
Известия. Московский вечерний выпуск.
2 сентября 1991 г.
Документ 5.ИЗ АЛМА-АТИНСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ ГЛАВ НЕЗАВИСИМЫХ
ГОСУДАРСТВ
8 декабря 1991 г. руководители России, Украины и Белоруссии объявили о прекращении действия Союзного договора 1922 г. об образовании СССР (Беловежское соглашение). Была достигнута договоренность о создании Содружества Независимых Государств (СНГ), к которому присоединились еще восемь государств - бывших союзных республик. Подписанная в Алма-Ате Декларация глав одиннадцати государств - членов СНГ одобрила Беловежское соглашение. В ней говорилось, что с образованием СНГ Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование.
Декабря 1991 г.
Независимые государства
- Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация (РСФСР), Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина,
стремясь построить демократические правовые государства, отношения между которыми будут развиваться на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета и суверенного равенства, неотъемлемого права на самоотделение, принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела, отказа от применения силы и угрозы силой, экономических и любых других методов давления, мирного урегулирования споров, уважения прав и свобод человека, включая права национальных меньшинств, добросовестного выполнения обязательств и других общепризнанных принципов и норм международного права;
признавая и уважая территориальную целостность друг друга и нерушимость существующих границ;
считая, что укрепление имеющих глубокие исторические корни отношений дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества отвечает коренным интересам народов и служит делу мира и безопасности;
осознавая свою ответственность за сохранение гражданского мира и межнационального согласия;
будучи приверженными целям и принципам Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, заявляют о нижеследующем:
взаимодействие участников Содружества будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни над государственным образованием.
В целях обеспечения международной стратегической стабильности и безопасности будет сохранено объединенное командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием; стороны будут уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерного и (или) нейтрального государства.
Содружество Независимых Государств открыто с согласия всех его участников для присоединения к нему государств - членов бывшего Союза ССР, а также иных государств, разделяющих цели и принципы Содружества.
Подтверждается приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков.
С образованием Содружества Независимых Государств Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование. <...>
Известия. Московский вечерний выпуск.
23 декабря 1991 г.
Задание 41. Подготовить и представить проекты по темам:
1. «Неизбежность и необходимость распада СССР с точки зрения представителей различных политических и социальных групп» (дискуссия).
2. «Межнациональные конфликты на территории СССР на рубеже 1980 – 1990-х гг.» (семинар).
3. «Руководство СССР и РСФСР в условиях роста национальных движений и сепаратизма» (историко-сравнительная характеристика)
Содержание отчета
а) Название работы, Ф.И.О. выполнившего работу студента.
б) Цель работы.
в) Решение заданий № 1 - № 3.
Приложение
__________________________________
1Задание может быть предложено студентам при проведении практического занятия с применением проектной технологии.