Правовой статус Комитета государственного контроля РБ

КГК РБ является государственным органом, осуществляющим государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других госорганов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, а также по иным вопросам в соответствии с законами и решениями Президента. Систему органов КГК РБ образуют Комитет государственного контроля (центральный аппарат), его территориальные органы, территориальные органы финансовых расследований КГК РБ. В структуру КГК РБ входят Департамент финансовых расследований, Департамент финансового мониторинга с правами юридических лиц и иные структурные подразделения. Комитет государственного контроля является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием. Территориальными органами КГК РБ являются комитеты государственного контроля областей и межрайонные комитеты государственного контроля. КГК областей осуществляют свои полномочия на территории соответствующих административно-территориальных единиц, если иное не определено Председателем КГК РБ.

Правовой основой деятельности КГК РБ и его территориальных органов являются Конституция РБ, Закон «о кгк РБ и его территориальных органах», решения Президента, международные договоры и иные акты законодательства.

Деятельность КГК и его территориальных органов осуществляется на принципах: законности; соблюдения и охраны интересов государства, прав и законных интересов граждан РБ, иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций; единства системы органов КГК и централизации управления ими; открытости и гласности в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и законных интересов граждан и организаций, о государственных секретах и иной охраняемой законодательными актами тайне; презумпции добросовестности и невиновности организаций и граждан, в отношении которых в соответствии с законодательными актами проводятся контрольные мероприятия; равенства прав и законных интересов всех проверяемых субъектов; ответственности КГК и его территориальных органов (их работников) за нарушение законодательства при осуществлении контроля. Решения (предписания, постановления) КГК, его территориальных органов являются обязательными для исполнения в установленный срок всеми государственными органами, иными организациями (их работниками) и другими гражданами.

КГК и его территориальные органы осуществляют в пределах своей компетенции государственный контроль за: исполнением республиканского и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных и инновационных фондов, соблюдением законодательства в области отношений государственной собственности, хозяйственных, финансовых и налоговых отношений в системе местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов, а также проводят в установленном порядке проверку отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год; использованием (расходованием) средств республиканского и местных бюджетов на финансирование деятельности государственных органов, иных государственных организаций; принятием мер по дебюрократизации государственного аппарата; исполнением законодательства по вопросам аренды, а также приватизации и иного распоряжения объектами государственной собственности; соблюдением государственными органами, иными организациями, включая резидентов свободных экономических зон, и индивидуальными предпринимателями законодательства в области инвестиционной деятельности; использованием (расходованием) организациями и индивидуальными предпринимателями бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, инновационных фондов, государственного имущества, мер государственной поддержки; соблюдением государственными органами, иными организациями, проводящими проверки, порядка организации и проведения проверок; исполнением законодательства в области отношений государственной собственности, хозяйственных, финансовых и налоговых отношений, валютного законодательства и по иным вопросам в соответствии с законами и решениями Президента Национальным банком Республики Беларусь, иными банками, небанковскими кредитно-финансовыми и страховыми организациями; соблюдением законодательства о ценных бумагах; соблюдением организациями и гражданами законодательства, определяющего правила торговли, выполнения работ, оказания услуг, порядок формирования цен;

исполнением государственными органами, иными организациями и гражданами законодательства, регулирующего порядок осуществления внешнеторговой деятельности, валютных операций; деятельностью организаций и граждан, осуществляющих финансовые операции, в части соблюдения ими законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности.

КГК и его территориальные органы в пределах своей компетенции: осуществляют в порядке, установленном законодательными актами, координацию плановых проверок, проводимых контролирующими (надзорными) органами; участвуют в установленном порядке в борьбе с коррупцией и организованной преступностью, в том числе во взаимодействии с другими государственными органами и иными организациями.

Комитет государственного контроля устанавливает перечень методов и способов осуществления проверок органами Комитета государственного контроля.

Президент осуществляет общее руководство и контроль за деятельностью КГК и его территориальных органов; принимает решения об образовании КГК, об образовании, реорганизации и ликвидации его департаментов, комитетов государственного контроля областей; утверждает положения о КГК и его департаментах;

назначает на должности и освобождает от должностей Председателя КГК, его заместителей и руководителей департаментов КГК, согласовывает назначение на должности и освобождение от должностей председателей комитетов государственного контроля областей.

Работниками КГК и его территориальных органов могут быть граждане РБ, которые по своим личным, моральным и деловым качествам, уровню образования способны выполнять задачи и функции, возложенные на КГК и его территориальные органы. При исполнении служебных обязанностей являются представителями власти и находятся под особой защитой государства. Надзор за точным и единообразным исполнением Комитетом государственного контроля и его территориальными органами законодательства осуществляют Генеральный прокурор РБ и подчиненные ему прокуроры в пределах своей компетенции.

18. Принц. построения органов госуправления (исп. Вл.) и принц. их деятельности.

Органы госуправления образуются на основании соответствующих принципов. Под принц. понимаются опред. требования, правила, имеющие обязательный характер, т.к. они находят правовое закрепление. Принципы построения (образования) органов государствен­ного управления относятся к специальному виду, в который вхо­дят и принципы деятельности аппарата управления. Специальные принципы тесно связаны с основными принци­пами государственного управления (административного права). Основные принципы являются конституционными, общими для всех отраслей и сфер госуправления и превалируют над специальными.

В административно-правовой литературе нет единого подхода, к трактовке принципов и их классификации. Нередко все принци­пы сводят к одному виду - только государственною управления и называют принципами организации (построения) и деятельности органов государственного управления (исполнительной власти) или адм. права.

Принципами построения органов государственного управле­ния в первую очередь являются: отраслевой; линейный; функциональный; территориальный. Данные принципы определяют взаимодействие структурных звеньев системы госуправления.

Принципы построения аппарата госуправле­ния получили нормативное закрепление в Конституции (ст.ст. 106. 108, 122), Законе «О СМ РБ» (ст.ст. 1, 12), Законе «О местном управлении и самоуправлении в РБ» (ст.ст. 1. 4, 9) и дру­гих НПА РБ.

Отраслевой принцип построения аппарата управления используется там и тогда, где и когда необходимо объединить под началом одного органа однородные объекты (предприятия, учреждения) управления, занимающиеся хоз., соц-культ. иной д-тью. Сущ-т нижестоящие и вышестоящие орг. Одинаковые по профилю работы организации, расположенные на соответствующей территории, подчиняются одному вышестоящему органу по всем вопросам. Построение по отраслевому принц. Подобно линейной системе управления. Последняя предполагает, что у одного начальника несколько подчи­ненных, но подчиненный имеет только одного начальника. Во внешнем управлении подчиненными могут быть организации, орга­ны управления.

Функциональный принцип предполагает построение аппарата правления т.о., что образуемому органу управления поручается осуществлять одну или несколько управленческих функций по отношению к объекту, не находящемуся в его адми­нистративном подчинении. Т.о, имеет место специа­лизация в работе (управлении), выполнение работы определен­ного вида. На объект управления воздействует не один общий руководитель, как при отраслевом (линейном) построении, а несколько функциональных органов (руководителей)- при этом каждый только в части реализуемой им функции. Основным достоинством функциональной орг-ции является глубокая специализация в управлении. Функц. органы осуществляют свою деят-ть но отношению к разнородным объектам независимо от иерархи­ческой административной подчиненности и уровневой значимо­сти. Они воздействуют и друг на друга, и на организации негосударственного характера. Функциональный принцип способству­ет, кроме того, координации деятельности многих органов, орга­низаций для единообразного решения определенных вопросов.

В практике образования органов госуправления используется и территориальный принцип. Он предполагает создание таких органов, которые, осуществляя общие функции, воздействовали бы в той или иной мере на все объекты, располож. в пределах определенной территории. Подобные органы являются органами общей компетенции. Главная их цель - управление «территорией», административно-территориальной единицей, сбалансированным ее развитием, обеспечение интересов граждан, проживающих на этой территории, и противодей­ствие неконструктивным ведомственным интересам. По такому принципу построены СМ и местные исполнительные и распорядительные органы. Указанные принципы в чистом виде самостоятельно и незави­симо друг от друга не применяются. Они взаимодействуют, допол­няя и обогащая друг друга.

В РБ система госуправления построена по функционально-отраслевому и территориальному принципам. Принципами деятельности органов госуправле­ния являются такие требования, правила, установленные истины, которыми руководствуются органы в своей повседневной деятельности: разделение труда; полномочия и ответственность; дисциплина; единоначалие; единство действий; подчиненность личных интересов; вознаграждение персонала; централизация; скалярная цепь; порядок; справедливость; стабильность персонала; инициатива; корпоративный дух.

Предложенные виды принципов отражают наиболее существенные моменты процесса управления. Этим объясняется ста­бильность деятельности. Принцип полномочий и ответственности предполагает, что у каждого служащего должны быть четко определены полномочия, необходимые и достаточные для выполнения им своих задач, и за это выполнение он должен нести ответственность.

Дисциплина — это строгое подчинение установленному по­рядку, правилам, а также их выполнение. Единоначалие (единство распорядительства) выражается в том, что работник получает распоряжение от непосредственного начальника, только перед которым он и отчитывается. Единство действий (руководства) предусматривает единство управленческой цели, единство плана и единство руководящего начала. Личные, частные интересы должны подчиняться общим интересам организации, поскольку они имеют преимущество пе­ред интересами индивидуумов. Вознаграждение персонала (труда) предполагает получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд. Централизация- естественный порядок в организации, имею­щей управленческий центр. Скалярная цепь (иерархия) - неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются комму­никации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»). Порядок представляет собой определенное место для каждого лица (служащего). Справедливость (или равенство общегражданского порядка) означает, что установленные правила и соглашения должны про­водиться в жизни справедливо на всех уровнях скалярной цепи. Стабильность (устойчивость) персонала предполагает уста­новку работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу. Инициатива — поощрение работающих к выработка независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ. Корпоративный дух (единение персонала) — гармония инте­ресов персонала и организации — обеспечивает единство усилий («в единении — сила»).

Эти принципы, конечно, относятся к общим или принципам построения органом государственного управления, а не к рассматриваемым принципам.

19. Организационная система органов госуправления (исполнительной власти).

По действующему законодательству органы госуправления образуются в распорядительном порядке, суть состоит в том, что должностное лицо или орган госуправления посредством издания соответствующего решения выражает свое властное волеизъявление об образовании органа. Создание органов государственного управления осуществляется двумя способами: образования и формирования.

Орг. структура органов гос.управ­ления оказывает значительное воздействие па эффективность осу­ществления госуправления. Она влияет на рацио­нальность связей внутри системы органов управления и действенное решение каждым органом своих задач. Под орг. структурой органов госуправления понимается внутреннее строение системы управле­ния и самого органа. Внутреннее строение системы управления состоит из организационных частей, звеньев -органов, управлений, каждое из которых является самостоятельным, имеет свою компетенцию и масштаб внешней деятельности, являясь ниже- или вышестоя­щим по отношению к другому.

Внутренняя структура органа состоит из его частей, структурных подразделений, каждое из которых имеет свои задачи, компетенцию, производную от компетенции органа. Орг. структуру органов госуправления следует рассматривать в двух аспектах: как орг. структуру систем управления - строение систе­мы и как внутреннее строение самого органа. Между этими двумя аспектами существует определенная связь. Во-1, звенья внутренней структуры нижестоящих органов нередко повторяют структуру вышестоящих органов, во-2, между большинством одина­ковых звеньев вышестоящих и нижестоящих органов существует определенная подчиненность, а между некоторыми - и субор­динация, в-3, их обусловливает само название, сущность, то, что оба они представляют совокупность структурных подраз­делений.

Организационная структура систем(ы) управления выража­ет звенность, субординацию той или иной системы управления, наличие вышестоящих и нижестоящих организаций, нередко подчиненных. Связь может быть непосредственной или опосредованной. Не­посредственная связь существует там, где за одним органом сле­дует другой, т.е. вышестоящий орган прямо может воздейство­вать на нижестоящий без промежуточных звеньев. При опосредованной связи между органами существует одно или несколько структурных образований. Звенность существует в основном в отраслевых и функцио­нальных системах госуправления. В наст. вр. дейс. 1-, 2-, 3- и 4-звенная системы.

Орг. Вн. Стр-ра органов госуправления представляет собой состав его подразделе­ний. Т.о., орган состоит из частей, организационных яче­ек. Каждая ячейка представляет собой специализированную группу служащих, личный состав, обособленную часть органа в организационном и правовом отношении. Она также представляет орган. Все они, вместе взятые, образуют аппарат органа. Разделение органа на части производится для того, чтобы распределить задачи, функции и полномочия органа между спе­циалистами, находящимися в структурных подразделениях с целью наилучшей и эффективной их реализации и повышения ответственности за выполнение порученного дела.

 На построение внутренней структуры оказывают влияние факторы: задачи и функции, возлаг. на орган и служ. основой для создания его внутренней структуры. Задачи и функции определяются основным предназначением органа. Ими обусловливаются и компетенция органа, и отличие его от др. органов. Орг. Вн. структура органа строится с ограниченным функционализмом, т.е. внутрен­ние структуры, как правило, не обладают полномочиями внешне­го характера. Т.о., основными звеньями внутренней орг. структуры являются функционально-отраслевые (производ­ственные) структурные подразделения типа комитета, главного управления, управления, отдела, департамента, сектора, группы. Внутренняя организационная структура утверждается, руководителем органа и строится с учетом штатов, т.е. бюджетных средств, выделенных на содержание аппарата. Штаты устан. для каждого органа госупр. Под штатами понимается постоянный состав сотрудников в органе, количество госслуж, за­нятых в аппарате упр. Штаты - это прежде всего кол-о необходимых должн. По каждой штатной 1 устан. Опред. размер з/п (оклад). Штаты каждого органа имеют оф. правовое закрепление- штатное расписание.



Наши рекомендации