Природа и сущность политических интересов
Термин «интерес» (от лат. т*еге81) означает «важный, имеющий значение». В науке его принято определять как осознанную потребность человека, социальной группы, нации, общества в чем-либо, исходную причину, мотив социального действия. На практике интерес - это та таинственная сила, которая побуждает людей к общественной активности, к тем или иным поступкам и действиям. «На земле, - писал Гельвеций, - интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета» .
В настоящее время природа и сущность интереса раскрываются с позиций трех общепринятых подходов: психологического объективно-идеалистического и субъективно-объективного2. Долгие годы в науке господствовал психологический подход, берущий свое начало еще от Гельвеция. Его сторонники считали,'что интерес относится лишь к сфере обыденного сознания и воли людей и проявляется в виде их желаний, устремлений и помыслов, связанных с удовлетворением потребностей. Именно потребности, проявляемые в виде желаний, эмоций и чувств, побуждают человека к активным действиям, как высоконравственным, так и преступным.
В соответствии с объективно-идеалистическим подходом, одним из родоначальников которого является Гегель, интерес по своей природе - это не только чувства человека, но и результат воздействия на человека окружающего его мира. Сущность интереса проявляется как в степени и характере выражения чувств человека, так и в избирательном отношении людей к окружающей среде. Но мир для Гегеля был воплощением мирового разума, абсолютной идеи. Поэтому объективная сторона интереса им была только обозначена.
Субъективно-объективный подход к объяснению природы и сущности интереса был разработан основоположниками марксистской научной школы. Опираясь на достижения предшествующей общественной мысли, и прежде всего на характеристику интереса, данную Г. Гегелем, К. Маркс и Ф. Энгельс доказали, что социальный интерес имеет двойственную природу. Это единство двух начал: субъективного, представляющего собой осознанную потребность, побуждающую человека к действию, и объективного, заключающегося в избирательном отношении человека к окружающему миру, другим людям, обществу. Субъективная сто-
1 Гельвеций К. О. Об уме. М., 1938 . С. 34. „ЛП1ГГШ|еСкая жизнь
2 См, Голубев В.И., Пирогов А.И. Политология и политическая жизнь
России, М: Народный учитель, 1999. С. 237 - 23».
рона интереса означает, что его возникновение и содержание обусловлены объективными потребностями людей, в которых на уровне сознания личности, социальной группы закрепляется восприятие ими материальных и духовных ценностей, социальных институтов, отношений, формируются мотивы и побуждения. Объективная сторона интереса характеризует как отношение человека к окружающему миру, другим людям, так и его социальную активность, стиль и направленность поведения.
Субъективно-объективный подход трактовки природы и сущности интереса наиболее распространен в современной научной литературе. В сочетании с другими подходами к характеристике этого духовного образования он ориентирует на то, что у человека формируются и развиваются разнообразные интересы, отражающие все богатство окружающего и воспринимаемого людьми мира. Человек является носителем экономических, политических, социальных, духовных, нравственных, военных, экологических и других интересов, определяющих его положение и роль в различных сферах общественной жизни, взаимодействие с природной средой. Особое место среди них занимают политические интересы, которые реализуются в содержании и формах политического поведения людей через включенность их в политические процессы и отношения.
Политические интересы — это осознанная социальными субъектами потребность участия в политической жизни, их стремление к влиянию на политику и политическую власть в целях оптимизации условий своей жизнедеятельности. Политические интересы представляют собой внутренний источник, стимул политического поведения человека и побуждают его к выдвижению опре-деленных целей и осуществлению конкретных политических действий по их достижению. Они тесно взаимосвязаны с другими разновидностями социальных интересов людей, детерминируются ими и, в свою очередь, оказывают влияние на них.
Имея общую природу и сущность с другими разновидностями социальных интересов, политические интересы, вместе с тем, ос ладают своими особенностями. Во-первых, они непосредственно связаны с организацией и Аункттипн сти. Пиитические интерес когда удовлетворение соци1но человека становится все более зависящим Гг^ГоГиТ ходят от потребности у индивидов и социальнь^уГв 1 ственных институтах, от их стремления исполь^тПоедар^о для удовлетворения своих нужд и желаний. Во-еторЫх7оТ^ ские интересы являются вторичными и обусловлены г^^ разом социально-экономическим положением людей которое о ределяет их заинтересованность в таком политическом режиме
I политике и способах ее осуществления, с которыми
зывают свое будущее, благоприятные для себя перспективы обще ственного развития. В-третьих, политические интересы обладают относительной самостоятельностью и определяют характер и направленность государственной власти и политико-властных отношений. Будучи непосредственной движущей силой власти и политики, их реализации, они активно влияют на функционирование и развитие всех сфер общества. В-четвертых, политические интересы многообразны по своему содержанию, уровню общности и проявлениям. Они включают политические интересы отдельных индивидов, социальных групп и образований, общества в целом, которые все вместе образуют совокупный (общественный) политический интерес, формирующийся в процессе взаимодействия и интеграции различных социальных сил, их политической активности. Социальная основа совокупного политического интереса - общая заинтересованность всех социальных слоев в единстве и целостности общества, его эффективном функционировании. Политические интересы отдельных индивидов, социальных слоев и обрывании могут не совпадать с совокупным (общественным) "™« интересом, противоречить ему. В-пятых, политические интересы обладают значительным приоритетом по ™«^Р^ разновидностям социальных^^^^^у,-
ракгера во многом ™»™™^^ь жизни, приоритеты ройства общества, организация общественной и цели общественного развития. Особенности политических интересов свидетельствуют о том, что в них находят обобщенное выражение актуальные политические потребности отдельных индивидов и социальных общностей. Политические интересы той или иной социальной группы, образования всегда направлены на сохранение или изменение ими своего социально-политического положения в обществе. Они служат реальными причинами и предпосылками политического поведения людей, в котором так или иначе отражается взаимосвязь совокупного (общественного) и частного (класса, социальной группы, личности) политических интересов.
Содержание политических интересов составляет совокупность объектов, целей и задач политического участия и политической деятельности, которые овладевают сознанием субъектов политики. С одной стороны, оно отражает достигнутый уровень активности политического поведения субъектов политического процесса, а с другой - степень реализации политикой важнейших социальных потребностей.
Политические интересы как сложное системное образование, многообразное по своему содержанию и формам проявления, по различным основаниям подразделяется на отдельные виды. Так, по степени общности выделяются личные, социально-групповые, социально-классовые, общественные и общечеловеческие политические интересы. В соответствии с их содержанием политические интересы классифицируются как локальные, национально-государственные, региональные и глобальные. По направленности бывают внутриполитические и внешнеполитические интересы. В зависимости от характера воздействия на общественное развитие они подразделяются на прогрессивные, реакционные и консервативные. По степени осознанности людьми различают стихийные и осознанные политические интересы, а по возможностям осуществления - реальные и мнимые. По многообразию социальных отношений политические интересы могут быть: экономико-политические, социально-политические, государственно-политические, культурно-политические, военно-политические и др. Эти и другие виды
Шлитические интересы играют ключевую роль в обшест венной жизни, оказывая значительное влияние на соци^ньш отношения. Во-первых, они выражают насущные поливки! потребности различных субъектов общественной жизни являют ся важнейшим мотивом их политического поведения и действий Активное состояние политических интересов позволяет преодолевать политическую пассивность и политическую апатию людей, избавляет их от чувства политического бессилия. Во-вторых, политические интересы, и прежде всего совокупный политический интерес и интересы массовых социальных групп, в решающей степени влияют на содержание и направленность политики, стратегический курс государства. С их учетом разрабатываются политические и государственные программы и планы общественного развития, определяются его основные направления и перспективы. Содержание политических интересов граждан, различных социальных групп и образований учитывается государственными органами при выработке механизма решения текущих и долгосрочных проблем общественной жизни. От политических интересов во многом зависит внешняя политика государства. В-третьих, в политических интересах отражено отношение членов общества к политической власти, существующему политическому режиму. Содержание ~^^^ их направленность позволяют предвидеть тенденции социальной базы политической власти, ее характер*^Р™ вы. В-четвертых, политические интересы «~"^Гб-формирования политических ^.- ^ материалов СМИ, выражаются в индивидуальном, групповом и общественном мнении.
Политические интересы имеют большое значение для урегулирования общественных отношений, общественного развития. В целях обеспечения эффективного воздействия политических интересов на социальную среду крайне важно, чтобы политические интересы различных социальных групп и властвующей политической элиты принципиально совпадали, соответствовали вектору общественного прогресса. Однако на практике очень часто они не только не совпадают, но и находятся в противоречии между собой. Они обостряются при бюрократизации власти, ее коррумпированности, проникновении во властные структуры криминальных, антиобщественных элементов.
Противоречия и несовпадение политических интересов различных социальных образований и господствующей политической элиты в общественных системах с незрелой политической культурой и слаборазвитой демократией вызваны также тем, что в таких системах имеются довольно значительные социальные силы, элитарные группировки, которые видят в государственной власти инструмент реализации своих эгоистических, амбициозных, а то и явно антиобщественных целей. Эти силы стремятся взять под контроль те или иные властные структуры, что грозит обществу серьезными негативными последствиями.
Возможность подобного развития ситуации особенно возрастает в условиях политической пассивности и безразличия населения, его нежелания и неумения бороться за реализацию своих политических интересов. Несовпадение и несогласованность политических интересов различных социальных групп и образований, их противоположность интересам находящейся у власти со-циальной группы служат причиной политических столкновении, конфликтов и кризисов.
Реализация политических интересов индивидов, социальных слоев и групп общества достигается главным образом политической активностью народных масс и отстаивающими их требования и устремления интеллектуальной и политической элит. Выделяется «только уровней политической актиннл в реализации своих интересов. Прежде всего - это Т ****"*" личных социальных слоев на акции власти, явлен! и^Г ^ социально-политической Жиэни. Реакция моГет1ьГп~ ной, в поддержку действий государственных органов и нега™ ной, когда народ отрицательно относится к тем или иньГр ™" ниям государственной власти, политическим событиям и пр01 сам. В последние годы такая активность, особенно негативная н" редкость в России. Массовое негодование, например, вызвали в российском обществе задержки заработной платы во второй по ловине 1998 г., практическая реализация закона о монетизации льгот в начале 2005 г. Реакция на политические просчеты органов власти - это первичный, низший уровень политической активности граждан и социальных образований в реализации своих интересов. Она может быть стихийной, на уровне охлократии, и высокоорганизованной.
Другой уровень реализации политических интересов - участие граждан в формировании органов государственной власти, деятельности представительной ветви власти, органов местного самоуправления, работе политических партий и других общественно-политических объединений. Такое участие позволяет оказывать влияние на качество политической элиты, функционирование институциональных субъектов политики. Сегодня на практике сложились многообразные формы политического участия граждан, социальных слоев и групп общества, которые они могут использовать для отстаивания своих политических интересов. Это и обсуждение проектов законов, и участие в референдумах, выборах органов государственной власти, акциях политического протеста или поддержки государственных и »™в№ программ, в митингах, собраниях, демонстрациях и ^Большая эффективность этих форм достигается при их массовости, широкой включенности различных слоев населения.
Наиболее высоким уровнем политической «™™^ дай являются прямые политические д^вШ'^^^ гают достижение сознательного изменения или совершенствования проводимой государством политики, политических отноше ний в интересах тех или иных социальных групп, большинства населения. К прямым политическим действиям относятся про-фессиональное выполнение функций в государственных органах руководстве политических партий, в их фракциях в парламенте; госперевороты, революции. Крайне противозаконной и антигуманной формой прямых политических действий является политический терроризм.
Кроме политической активности граждан, социальных групп и слоев общества, особое значение в реализации их политических интересов имеет деятельность государства, политических партий, общественно-политических организаций и движений, профессиональных союзов, церкви, СМИ и других институциональных субъектов общественных отношений. Каждый из этих социальных институтов, исходя из своих возможностей, своего статуса и положения в системе общественных отношений и политической власти, присущими ему способами и приемами добивается реализации тех или иных политических интересов. Ведущая и приоритетная роль в этом принадлежит государству, которое, как основной властный институт общества, призвано выражать и защищать политические интересы большинства населения страны. Осуществляя власть от имени народа и в интересах народа, используя свои властные полномочия, государство обязано мобилизовывать все ресурсы общества для удовлетворения интересов граждан страны, создания условий для их самовыражения, самореализации, прогрессивных социальных изменений. Достигается это при наличии в обществе компетентной, высокопрофессиональной, ответственной перед народом политической элиты, считающей интересы общества своими собственными интересами.
Политические интересы тесно взаимосвязаны с политическим сознанием и оказывают существенное влияние на формирование и развитие политического сознания, его состояние и уровень зрелости. В свою очередь, политическое сознание во многом определяет содержание, направленность и характер политических интересов, механизм их реализации.
2. Сущность, структура и социальная „«„ политического сознан^,
Политическое сознание является одной «.
индивидуального и общественного сознания д^ГГ/1™0™*
общественной жизни. В настоящее „™... духовной стороной
основных подхода к 1юш2Г^^ «
виориальный и аксиологический'. В Я^ГГЕ^ альнымподходом политическое сознание раесматрива~С особая форма рационального мышления человека. Политически сознание - это совокупность разнообразных воззрений и поел ставлений человека, на которые он ориентируется при осущеста лении своих политических ролей и функций в системе властных отношений. Это особый компонент общего мышления человека, воздействующий на его политическое поведение.
С точки зрения аксиологического подхода политическое сознание характеризуется как определенный уровень развития социального мышления людей. В соответствии с ним политическое сознание определяют различные воззрения, идеи и ценности человека, способности и умения людей выделять свои групповые интересы, сопоставлять их с интересами других социальных групп, а также определять пути и способы использования политики и государственной власти для реализации своих интересов. Иными словами, политическое сознание понимается как качественное состояние воззрений и представлений человека, которое позволяет ему активизировать политическое поведение, оптимизировать свою роль в сфере политико-властных «я*™*
Обобщая данные подходы, можно сделать вывод, ™ *»"* ческое сознание по своей природе и сущности ^^2^ особую форму рационального ^^^^^^ качественный уровень развития его со^^ политические нента, который позволяет индивиду включаться в политические технологии: Учебник для студентов вузов. М.. А
С. 334.
отношения, выделять политические интересы своей социальной группы и бороться за их реализацию с помощью политики и государственной власти. Политическое сознание - это духовная сторона политической жизни, теоретические, ценностные, нормативные, чувственные и другие представления человека, социальной группы о политике, политических событиях, явлениях и процессах, отражающие их отношение к политической действительности и воздействующие на политическое поведение людей.
Политическое сознание как духовное образование формируется постепенно, поэтапно, на определенной ступени развития человеческой цивилизации. Оно возникает с появлением политических интересов людей, складывается на основе их социально-групповой дифференциации, в результате рационального осмысления и уяснения индивидами и социальными группами особой роли государства в защите и реализации их социальных интересов и потребностей. С развитием общественных отношений политическое сознание совершенствуется и углубляется, становится более емким по содержанию, а процесс его формирования усложняется, становится все более противоречивым и динамичным. В современных условиях политическое сознание формируется и развивается под воздействием сложной совокупности условий и факторов,среди которых выделяются: реальная политическая действительность и политическая практика во всем многообразии их проявления; непосредственное участие индивидов и социальных групп в политических акциях, в формировании органов государственного управления; ознакомление людей с основами политической науки, выработка умений использовать ее положения для анализа и оценки политических явлений и процессов; эмоциональное восприятие индивидами и социальными группами определенных политических идеалов и ценностей. Кроме того, на формирование, развитие и состояние политического сознания оказывают влияние экономические и социальные отношения в обществе, его духовно-нравственное состояние, содержание и характер политики, которую проводит государство, выдвигаемые им политические программы, цели и приоритеты деятельности. Значительное влияние на политическое сознание оказывают политические Ш
пропагандируемые средствами массовой шГ^Т '
ваемые властвующей политической элитой ~ ЯЗЫ"
пиональное восприятие и оценка ЛЮДГ ^ГЛолГче^
явлений, событий и процессов. ^шшческих
Политическое сознание зависит от условий и факторов его формирования и развития. Обладая относительной сшостоятеГ ностью, оно избирательно относится к их восприятию и оценке и во многом определяется социальной принадлежностью индивидов их отношением к тем или иным политическим партиям, общественно-политическим объединениям и движениям, их идеологии.
Взаимодействие политического сознания с окружающей его носителей социальной средой является весьма сложным и непростым, а его результаты трудно прогнозируемы. Содержание политического сознания составляют самые различные духовные явления: идеи, концепции, взгляды, теории, программы, эмоции, чувства, настроения, переживания и т.д. В определенных условиях они могут проявляться в разных формах, как в рациональных, позитивных, так и в иррациональных, негативных. Например, искаженными формами проявления политического сознания в общепринятом смысле являются догматизм, аксиоматизм, утопизм, субъективизм, мифотворчество и др. В результате люди нередко могут поступать и действовать вопреки своим текущим и долговременным перспективным интересам, а в их восприятии и оценке политики и политических событий эмоции преобладают над рассудком. На такой почве прорастают крайне опасные общественные явления, такие как экстремизм и авантюризм, идолопоклонство и холопское поведение, а к власти могут приходить безнравственные и безответственные лидеры.
Политическое сознание как духовное образование имеет свою сгру^Гв настоящее время в соответствии с социологическим ^к^альным) подходом1 к исследованию духовных образо-
■См.: Соловьев А Я. Политология: Политическая теория, политиче-скис технологии- С. 336.
ваний, обслуживающих политическое поведение, в структуру политического сознания принято включать политическую психологию и политическую идеологию. Оба элемента структуры политического сознания тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены и вместе с тем обладают своей содержательной спецификой.
Политическая психология выражает преимущественно оценочные суждения людей, их эмоциональное отношение к политике и государственной власти, событиям и фактам политической жизни. Это обыденный уровень политического сознания людей, который формируется в процессе повседневных взаимоотношений индивидов и социальных групп с органами государственной власти, их взаимодействия с политической реальностью. Политическая психология - это совокупность несистематизированных, внутренне противоречивых, как рациональных, так и подсознательных (иррациональных), духовных явлений, составляющих основу повседневного политического поведения людей. Содержание политической психологии составляют здравый смысл, менталитет, психический склад, традиции, эмоции, настроения, переживания, чувства и ожидания людей, связанные с политическими отношениями.
Как чувственно-практический элемент политического сознания, политическая психология отражает насущные, актуальные интересы людей, которые требуют удовлетворения в ближайшее время и являются непосредственным мотивом их сиюминутного политического поведения. Известно, что многие героические поступки были совершены теми или иными индивидами под влиянием их любви к тому или иному политическому деятелю, в результате стремления к славе, власти, из желания войти в историю. В функционировании и проявлениях политической психологии отражаются такие наиболее типичные черты психики, как подра-жаемость, внушаемость. Посредством политической психологии в социальной среде распространяются такие психологические явления, как мнения и настроения. Поэтому состояние политической психологии способно оказывать существенное влияние на большие массы людей, на их оценку политических событий и явлений.
Подсознание, эмоции, чувства и другт проявления челове ческой психики в связи и по поводу политических со!™" редко приводдг к неадекватному политическому поведению^Г то психологический компонент политического сознанГберет верх над сознательным осмыслением людьми своего политиче ского поведения. Надо также иметь в виду, что при стабилГой обстановке, успешном развитии общества политическая психоло-гил людей не играет заметной роли в их повседневной жизни Но на крутых переломах общественного развития значение политической психологии в политической жизни и ее влияние на политику, политические явления и события резко возрастают. Свидетельством того являются различные общественные акции, движения и действия как в поддержку существующих политических режимов, так и против официальной политической власти.
Другая составная часть политического сознания - политическая идеология. Термин «идеология» введен в научный оборот французским ученым А. Д. де Трасси в начале XIX в. С того времени сложились различные взгляды на сущность, содержание и роль идеологии как духовного явления политической сферы общественной жизни1. Так, В. Парето рассматривал общественную (политическую) идеологию как интеллектуальную систему, которая является «языком чувств» и лишь оформляет побудительные мотивы человеческого поведения, придает теоретическую форму человеческим эмоциям. К. Маркс видел в идеологии форму иллюзорного сознания, вызванную противоречиями общественного бытия. Немецкий социолог К. Манхейм понимал идеологию как систему «добровольной мистификации», в которой содержатся приемы, от сознательной лжи до полуинстинктивного сокрытия истины, от обмана до самообмана, прикрывающие истинную суть
- См, ГофеТ^^К Помология «™« России. М.: Народный учитель, 1999. С. 253 '^^ ш. Соловь. логия: Учеб. пособив. Ростов н/Д: Феникс, 2004. с^^3^^ евАЖ Политология: Политическая теория, политические технологии.
С. 337 -338.
политики. Для М. Вебера идеология была равнозначна вере, своеобразной религией.
По-разному оценивались и оцениваются роль и значение политической идеологии в обществе. У. Мату считал, что идеология выдвигается на политическую авансцену только во время серьезных политических кризисов. Американский теоретик Л. Саджент полагал, что идеология вырабатывает определенные цели и ценности политического развития, огрубляет решение практических политических проблем. Его соотечественник Ф. Уоткинс утверждал, что идеология является политическим фактором, имеющим значительный потенциал влияния на общество. Г. Лассуэл рассматривал идеологию как разновидность коммуникации, обеспечивающую сохранение или поддержание политического сообщества. Французские ученые Р. Арон и Д. Белл в 50-60-е гг. XX в., сделав вывод о том, что в западном мире достигнуто взаимопонимание между основными политическими силами по принципиальным вопросам общественного развития, объявили о конце идеологии, о необходимости очистить политическое сознание от идейных и партийных пристрастий и вывести его на путь чистой науки. В последующем они вынуждены были отказаться от этой идеи и предложили концепцию реидеологизации - восстановления политической идеологии в новом содержании, соответствующем реалиям конца XX | начала XXI в.
Обобщая основные взгляды на политическую идеологию как явление, можно сделать вывод, что это относительно самостоятельное духовное образование политической жизни общества. Это система идей, теорий, взглядов и концепций, программ и доктрин, обосновывающих притязания той или иной социальной группы на власть и ее использование, определяющих стратегию ее политических действий, подчинения общественного мнения собственной доктрине. Она носит корпоративный характер, отражает групповую точку зрения на социально-политическое развитие общества и потому отличается определенной предвзятостью оценок, склонностью к духовному экспансионизму. Будучи средством идейного обеспечения групповых интересов, она вырабатывается элитарными слоями и ступает тем инструментом, с помощью которого консолиди^ ются граждане, определяется последовательность их действии в политическом пространстве.
Политическая идеология удовлетворяет мировоззренческие и коммуникативные потребности людей, обеспечивает осознанное выражение их групповых и общественных интересов, регулирование политического поведения индивидов и социальных групп в общественно-политической сфере. Отражая и концентрируя интересы определенных социальных групп, созданных ими социально-политических институтов и организаций в системе взглядов, идей, теорий и концепций, она схематизирует политическую действительность, фиксирует определенные критерии оценки политической реальности, создает нормативную модель восприятия мира политики, делает сложную и противоречивую динамику политической жизни простой и понятной для человека. С помощью идеологии политические цели социальной группы, социального института и организации оформляются в форме ценностного идеала, привлекательного образца, а политические действия приобретают конкретную направленность при воздействии на политическую систему общества.
Через идеологию систематизируются и выражаются массовые эмоции, чувства протеста и солидарности, негодования и поддержки. Идеология концептуально оформляет представления людей о политической ситуации, выстраивает их оценки в общую картину мира, делает понятными политические изменения. Без идеологии общественное и индивидуальное сознание склонно к упрощенному и примитивному восприятию политической действительности. С помощью идеологии люди обогащают свои индивидуальные воззрения общегругаювыми представлениями о таких общественно значимых ценностях, как Родина, чувство долга, патриотизм и т.п. Политическая идеология интегрирует общество в целях реализации интересов определенной социальной группы. Идеология сплачивает людей, близких по своему социальному статусу, политическим ориентирам, повышает их политическую активность в достижении поставленных целей, как созидательных, так и разрушительных.
Содержание политической идеологии разрабатывается, систематизируется и отражается в государственных документах, программах и заявлениях политических партий и других социально-политических институтов, в работах политических лидеров и ученых» В политической идеологии как духовном образовании, предназначенном для идейной ориентации политического поведения людей, в зависимости от содержательной специфики элементов и их ролевого проявления выделяются следующие уровни:теоретико-концептуальный, программно-политический (программно-докт-ринальный), эмпирико-прикладной (актуализированный).
Содержание теоретико-концептуального уровня составляют теории и концепции, раскрывающие и обосновывающие интересы, ценности и идеалы определенного класса (нации, государства), социального слоя, ориентированного на конкретную цель политического развития. По сути, это уровень политической философии социальной группы, социального института, выражающий их основные идеалы и ценностно-смысловые ориентиры в общественном развитии. В конкретном обществе отдельные социально-политические группы и институты нередко по-разному интерпретируют одни и те же идеи, принципы, правила и способы общественного развития и преобразования. Поэтому в интересах социальной стабильности и общественного прогресса необходима их систематизация, иерархизация и согласование. Именно в такой, обобщенной системе политических установок, идей и принципов, которая бы объединила граждан государства и социально-политические силы страны, нуждается современная Россия.
Программно-политический (программно-доктриначьный) уровень включает политические доктрины, программы, лозунги и требования социально-политических сил, ориентированные на достижение определенных целей, решение ближайших и перспективных общественных проблем. Доктрины, ключевые лозунги, программы и требования образуют нормативную основу для принятия управленческих решений субъектами политико-властных отношений и стимулирования политического поведения граждан Они в отли чие от политических теорий и концепций, принципов и'идеалов предназначенных для завоевания и объединения сторонников и приверженцев идеологии определенной социальной группы политического института, организации, разрабатываются для организации и осуществления непосредственной политической деятельности. В политических доктринах, программах, лозунгах и требованиях инструментально оформляются основополагающие идеи и ценности группы, института, которые и составляют главный идейный источник политических преобразований действительности с помощью власти. На этом уровне политической идеологии идеалы и ценности проверяются на свою жизнеспособность.
Эмпирико-прикладной (актуализированный) уровень политической идеологии характеризует степень освоения гражданами ее концепций, идей программ, доктрин, целей и принципов, меру их воплощения в практических делах и поступках людей. В жизни складывается довольно широкий спектр вариантов усвоения людьми идеологических установок: от постоянной смены политических позиций, не затрагивающих их гражданские убеждения, до осознания людьми своих политических привязанностей как глубинных, мировоззренческих ориентиров. На этом уровне политическая идеология непосредственно смыкается с политической психологией.
Все уровни политической идеологии тесно взаимосвязаны, функционируют и развиваются как единое целое. Каждый из них выполняет свою роль в обеспечении воздействия политической идеологии на политико-властные отношения, политическую жизнь общества. Характер и степень такого воздействия определяются зрелостью общества, типом политического режима, научностью политической идеологии, объективностью и полнотой отражения в ее содержании политических реальностей.
Благодаря политической идеологии в политической психологии индивидов, социальных групп и слоев более осмысленно и целесообразно отражается повседневная политическая практика,а ее содержание обогащается за счет опыта политических отношений предшествующих и современных поколений, обобщенного в политических идеях, теориях, концепциях и доктринах.
Политическая идеология и политическая психология образуют политическое сознание - единое духовное образование, которое присуще всем социальным субъектам. С учетом различий социальных субъектов как носителей различной степени общности политических ценностей политическое сознание подразделяется на массовое, групповое и индивидуальное. Массовое политическое сознание - это неорганизованное и неструктурированное восприятие и самая общая оценка людьми политической действительности, их реально действующее сознание, определяющее отношение массовых социальных общностей к политике и политической власти, наиболее типичные формы их политического поведения. Групповое политическое сознание составляет обобщенное восприятие и оценку политической действительности теми или иными, более определенными и организованными, чем масса, конкретными большими (классы, нации, социальные слои и т.п.) и малыми (политическая элита, политические круги, кланы) группами, связанными с политикой и включенными в политический процесс. Индивидуальное политическое сознание представляют свойства и качества личности «политического человека», способного воспринимать политику и относительно целеустремленно действовать в системе политических отношений.
Политическое сознание, как неинституциональный элемент политики, выполняет в обществе важную социальную роль, которая реализуется через его функции1.Общепринятыми считаются: когнитивная, коммуникативная, идейная, интегративная и воспитательная функции. Когнитивная функция заключается в том, что политическое сознание на основе постоянного отобра-
См.: Голубев В. И., Пирогов А. И. Политология и политическая жизнь России. С. 259 - 260; Желтое В. В. Политология: Учеб. пособие. С. 330 -331; Соловьев А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии. С. 335 - 336; Тавадов Г Т. Политология: Учебник для вузов. М.: Проект, 2002. С. 208.
жени, и осмысления процессов и явлений политической жизни удовлетворяет потребности общества в обновленных зн™ необходимых для определения оптимальных путей развив властных отношений, выполнения и модификации политик скими субъектами своих ролей. Коммуникативная функция по логического сознания состоит в том, что оно обеспечивает на копление, сохранение и передачу социально-политической информации и опыта от поколения к поколению, осознанное взаимодействие субъектов политики между собой и институтами власти. Идейная функция политического сознания выражается в его способности придавать интересам конкретных субъектов политических отношений ответственный характер, вырабатывать у них собственное видение политического мира. Интегра-тивная функция политического сознания проявляется в том, что оно, обеспечивая осознание представителями общественного слоя (социальной группы, класса и т.д.) своих групповых интересов, способствует объединению их в единое целое как субъектов политико-властных отношений. И наконец, воспитательная функция политического сознания состоит в том, что оно формирует у представителей социальных групп, слоев и классов социально-нравственные позиции, убеждения и идеалы, ценностные ориентиры, обеспечивает определенную направленность их политической активности.
Кроме того, нередко выделяют теоретико-познавательную, мировоззренческую, аксиологическую, регулятивную, прогностическую, социализационную функции, которые не подменяют перечисленные ранее функции, а представляют лишь ту или иную их
модификацию.
Степень и характер реализации функций политического сознания могут существенно меняться в зависимости от содержания и направленности политической жизни общества. Например, в переходных обществах, когда в политический процесс активно включаются различные политические субъекты, обладающие собственным видением настоящего и будущего общества ищущие логику своего властного поведения, как правило, ослабевает коммуникативная функция, но значительно активизируется идейная функция политического сознания.
Политическое сознание людей - важнейший фактор политической активности субъектов политико-властных отношений на различных уровнях и в различных масштабах их взаимодействия. Противоречиво и неоднозначно отражая политические явления, события и факты, оно оказывает существенное влияние на мотивацию, принципы и формы поведения субъектов политики.
Политические интересы и политическое сознание представляют собой основные духовные компоненты политической жизни общества. Они возникают, формируются и развиваются в результате осознания индивидами и социальными группами своих политических потребностей, особого места и роли государства в их реализации, содержания политических отношений. В политических интересах и политическом сознании людей отражаются социально-политическая природа общества, ее содержание и характер, вырабатываются оценки политики и политической власти, отношение к ним, складываются политические эмоции, чувства, настроения идеалы, ценности, взгляды и теории, ориентиры политического поведения.
Как духовные образования, политические интересы и политическое сознание имеют свою структуру и содержание, находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии, дополняют друг друга и динамично развиваются. Политические интересы и политическое сознание проявляются на разных уровнях функционирования и развития социальных систем, оказывают разностороннее и неоднозначное влияние на политическую жизнь общества. Им принадлежит особая роль в регулировании политического поведения людей, обеспечении функционирования политической системы общества.
Литература
1. Борисенко М.В. Роль политических мифов в идейной дезориентации российского общества во второй половине 80-х - начале 90-х годов XX столетия // Социально-гуманитарные знания. - 2003. -№11.
2. Кара-Мурза С. Манипуляция общественным сознанием. - М.:
Алгоритм, 2000.
3. Кертман Г. Л. Интерес к политике по-российски // Политические
исследования. - 2005. - № 1.
А.НугаевР.М., Нугаев Н.А. Общественная идеология как фактор
становления гражданского общества // Социально-гуманитарные зна
ния.-2003.-№4. т9
5. Ольшанский Д. В. Политическая психология. - СПб.: Питер,гшг.
6. Политическая психология: Учеб. пособие / Под общ. Р™ААДеР' кача, В. И. Жукова, А.Г. Лаптева. - М.: Академический проект, 200*
7. Щербаков А.Е. Место мифов в политической идеологии // Политические исследования. - 2003. - № 4.