Воссоединение Гонконга и Макао с Китаем
В конце 1990-х гг. в новейшей истории КНР произошли два важных события геополитического значения. В середине 1997 г. Великобритания после 160 лет обладания Гонконгом возвратила его Китаю. В конце 1999 г. Португалия, 450 лет владевшая Макао, также передала это владение под юрисдикцию КНР. Обе эти территории расположены на крайнем юге Китая, в месте впадения в Южно-Китайское море р. Сицзян.[52] Только Гонконг находится на восточном берегу широкого устья-залива этой реки, а Макао – на западном.
История Гонконгавкратце такова. В 1842 г., после первой опиумной войны, Великобритания получила у Китая в «вечное владение» небольшой о. Гонконг. Тогда же здесь был основан город, получивший официальное название Виктория (в честь королевы Виктории), но чаще называвшийся Гонконгом. Затем, в 1856–1860 гг., к новому владению была присоединена значительно большая по размерам южная оконечность п-ова Цзюлун (Коулун). А в 1898 г. Великобритания сумела навязать Китаю новую конвенцию, согласно которой получила в аренду на 99 лет и северную часть п-ова Цзюлун – так называемые Новые территории. Из этих трех частей, если не считать множества мелких островов, и состоит Гонконг (рис. 109).
Рис. 109. Сянган (Гонконг)
Исключительно выгодное географическое положение Гонконга на стыке Восточной и Юго-Восточной Азии, морских и сухопутных торговых путей способствовало тому, что уже к концу XIX в. он превратился в один из крупнейших портовых, торговых и финансовых центров этого региона. Такие функции сохранялись за ним и в первой половине XX в. А в 1960-х гг. началось быстрое экономическое развитие Гонконга, обусловившее его переход в категорию новых индустриальных стран, или азиатских «тигров». Чтобы лучше представить себе уровень развитияГонконга к моменту его воссоединения с Китаем, познакомимся с таблицей 42.
На первый взгляд приведенные в таблице 42 данные могут показаться не очень впечатляющими. Однако при их оценке нужно иметь в виду, что в этом случае речь идет о микротерритории площадью немногим более 1000 км2 с населением 7 млн человек (в 2008 г.).
Таблица 42
НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОНКОНГА В 1997 г.
Тем более что, как говорится, все лучше познавать в сравнении. Например, по размеру своего ВВП крошечный Гонконг превосходил Норвегию, Финляндию, Грецию, Польшу, Саудовскую Аравию, Индонезию, Израиль, ЮАР. По показателю душевого ВВП он опережал Великобританию, Италию, Испанию, Канаду, Австралию, Новую Зеландию. По стоимости выпускаемой промышленной продукции стоял впереди Чехии, Венгрии, Пакистана, Алжира, Перу, Чили. По объему предоставляемых услуг оставлял позади Данию, Норвегию, Финляндию, Польшу, Грецию, Турцию, ЮАР. А по числу принимаемых иностранных туристов от него отставали такие страны, как Нидерланды, Украина, Белоруссия, Турция, Малайзия, Республика Корея, Тунис, Бразилия, Австралия.
Ко времени воссоединения с КНР в Гонконге сложился крупный хозяйственный комплекс,к главным функциям которого следует отнести транспортную, торговую, промышленную, финансовую, сервисную.
Роль Гонконга как транспортного узла в первую очередь определяет его морской порт, который, можно сказать, сыграл решающую роль в его судьбе. Этот порт обладает третьей в мире по величине акваторией (после Сан-Франциско и Рио-де-Жанейро); площадь его естественной гавани 52 км2. Он давно уже был объявлен свободным портом, где разрешался беспошлинный ввоз и вывоз большинства товаров.
Этот порт относился к числу крупнейших в мире. А его контейнерный терминал, обрабатывающий ежегодно несколько миллионов контейнеров, в 1993 г. вышел на первое место в мире, опередив Сингапур и Роттердам.
Морской порт стимулировал и развитие международной торговли, по размерам которой Гонконг входил в состав первой десятки стран мира. Особенность Гонконга, как и Сингапура, заключалась в высокой доле реэкспорта. Только здесь его преобладание было еще большим: на него приходилось почти 9/10 всей внешней торговли. Это значит, что Гонконг специализировался на перепродаже товаров, произведенных в других странах. Например, по экспорту продукции текстильной промышленности маленький Гонконг занимал второе место в мире, немного уступая только Китаю. Но 9/10 этого экспорта составлял реэкспорт.
Морской порт и международная торговля в свою очередь стимулировали развитие промышленности, которая работала в основном на импортном сырье и полуфабрикатах, а 4/5 своей продукции направляла на экспорт. Ведущие отрасли промышленности – электронная (750 предприятий, 35 % всего экспорта) и электротехническая, производство часов, игрушек, а также судостроение и судоремонт, нефтепереработка, цементная, текстильная, швейная, пищевкусовая.
Наконец, в 1980—1990-х гг. Гонконг превратился в один из мировых финансовых центров. Здесь расположились более 500 банков, в большинстве своем зарубежных. Фондовая биржа заняла пятое место в мире по объему операций, здешний рынок золота также один из крупнейших в мире. Гонконг стал крупным экспортером капитала, превратился в один из важнейших центров офшорного бизнеса. Число офшорных компаний в нем измеряется десятками тысяч.
Что же касается миллионов иностранных туристов, то их привлекают сюда наличие дешевых товаров, развитой индустрии развлечений (включая скачки и азартные игры), обилие ресторанов и баров, рассчитанных на самые разнообразные вкусы, прекрасные пляжи. Да и сама панорама города с его небоскребами (крупнейшие из них – «Сентрал Плаза» и «Бэнк оф Чайна Тауэр» имеют высоту 374 и 369 м, занимая по этому показателю восьмое и девятое место в мире) тоже надолго остается в памяти. Развитию туризма способствует и международный аэропорт Цидэ (расположенный в северной части п-ова Цзюлун), который относился к крупнейшим в Азии (20 млн пассажиров в год).
Нельзя особо не отметить и то, что и до воссоединения Гонконг уже имел самые тесные экономические связи с Китаем. С одной стороны, Китай, наряду с Великобританией, являлся крупнейшим инвестором в Гонконге. Через Гонконг проходило до 2/3 китайской внешней торговли, а через его порт – 2/5 всех внешнеторговых грузов. Таким образом, этот город уже выполнял функцию важнейшего «окна», открывающего Китаю выход в мир. С другой стороны, и Гонконг направлял в Китай 2/3 своих зарубежных инвестиций и значительную часть своего реэкспорта. К моменту воссоединения в Китае работали 100 тыс. фирм с участием гонконгского капитала, а 80 % предприятий Гонконга имели производственные связи с китайскими. Особенно тесные связи установились у него с южной китайской провинцией Гуандун. В значительной мере соседству и кооперации с ним была обязана своим феноменальным ростом самая крупная из специальных экономических зон Китая – Шэньчжэнь.
Теперь о самом воссоединении Гонконга с Китаем.Можно сказать, что оно имеет два главных аспекта – правовой и экономический.
После возвращения Гонконга под суверенитет Китая британская колониальная система во главе с губернатором была сразу же ликвидирована. В соответствии с законом, принятым Всекитайским собранием народных представителей еще в 1990 г., Сянган[53] был провозглашен Специальным административным районом в составе КНР. Ему было предоставлено самоуправление «высокой степени», в том числе для осуществления законодательной, исполнительной и судебной власти. Сянган сохранил свой статус свободного порта, международного финансового центра с собственной финансово-валютной и таможенной системами. Он продолжает свое членство в большинстве международных организаций и имеет право вступать в другие организации. Вне компетенции местных властей остаются только вопросы внешней политики и обороны. Такой особый статус Сянгана сохранится на 50 лет. Официальные языки здесь– китайский и английский.
Что же касается экономического аспекта, то установление более тесных связей с быстро растущей китайской экономикой сказалось на развитии Сянгана очень благоприятно. В 2007 г. объем его ВВП достиг 300 млрд долл., что сравнимо с показателями Швейцарии, Филиппин или Нигерии и лишь немного уступает показателю Украины. А по душевому ВВП (42 тыс. долл.) Сянган входит в первую десятку стран мира, почти достигая уровня США. В первую десятку он входит и по многим показателям промышленного и финансового развития. А морской порт Сянгана по грузообороту занимает 7-е место в мире (230 млн т). Неудивительно, что связи Сянгана с Китаем становятся все более тесными. В первую очередь это относится к соседним Гуанчжоу, Шэнчженю и Аомыню.
В декабре 1999 г. в состав Китая вошла и бывшая португальская колония Макао(или Аомынь). Это был совсем маленький анклав на китайской территории площадью всего 18 км2 с населением 470 тыс. человек, 98 % которых – этнические китайцы.[54] Долгое время Макао играл важную роль в торговле, особенно между Китаем и Японией. Но после того как по соседству появился Гонконг, у него возник сильный конкурент. Некогда процветавший город начал постепенно угасать. В 1951 г. он был объявлен заморской провинцией Португалии. С началом китайских реформ экономическое положение Макао снова улучшилось. В состав Китая эта территория вошла на тех же условиях, что и Сянган, с сохранением особого административного статуса на 50 лет. Хотя Макао – тоже китайское название, все же после воссоединения вместо него было официально установлено второе географическое имя этой маленькой территории – Аомынь.
В работах по геополитике иногда встречается выражение «Большой Китай». Под ним обычно понимают Китай, Тайвань, Сянган, Аомынь, Сингапур, которые имеют общую национально-культурную основу. Как видно, некоторые из субъектов «Большого Китая» уже административно объединились с ним, другие же все более тесно сотрудничают с ним экономически.