Государственное управление по-большевистски

Сиюля 1918 г. в Советской республике установилась одно­партийная система. Когда оппозиционная большевикам партия левых социалистов-революционеров 6—7 июля 1918 г. предпри­няла попытку государственного переворота, решением V Всерос­сийского съезда Советов она была исключена из состава Советов. Так прекратила свое существование антибольшевистская оппози­ция в Советах. А между тем существование такой оппозиции спо­собствовало усилению политической и экономической активнос­ти самой правящей партии, помогало выработке наиболее эффективных управленческих решений, позволяло отобрать среди них лучшие, оптимальные.

Однопартийность таила в себе огромную опасность[72]. Партия большевиков получила неограниченное влияние в государствен­ных и общественных структурах, она перестала быть контроли­руемой со стороны оппозиции. Отсутствие оппозиции у больше­виков сама РКП(б) стремилась компенсировать развертыванием внутрипартийной демократии. Ежегодно проходили партийные съезды[73] и конференции. За всю гражданскую войну состоялось 400 заседаний ЦК (из них 59 пленумов, 95 — политбюро, 222 — оргбюро, 19 объединенных заседаний двух последующих орга­нов). Выборы ЦК осуществлялись на альтернативной основе: на 19 мест выдвигалось 60—65 кандидатур. Проходило свободное обсуждение баллотирующихся[74]. Без обсуждения правящей парти­ей не решалась ни одна управленческая проблема.

В 1918—1920 гг. состоялось 6 общероссийских съездов Сове­тов рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов, где с отчетами выступали руководители государства[75]. Всероссийские съезды Советов (а также областные, губернские, уездные и воло­стные) как органы государственной власти сыграли большую роль в управлении страной. Они обосновывали стратегию государствен­ного управления, его приемы и методы, формировали управлен­ческое сознание и волю населения, осуществляли передачу необ­ходимой информации на места. Народная власть обретала авто­ритет.

Правящая партия закрепила в своих решениях основные прин­ципы организации и деятельности государственного аппарата, разработанные Лениным:

1. Единство Советов и их полновластие.

2. Партийное руководство.

3. Участие трудящихся масс в государственном управлении.

4. Демократический централизм.

5. Равноправие национальностей.

6. Единоначалие и коллегиальность.

7. Контроль и проверка исполнения.

8. Социалистическое планирование.

9. Социалистическая законность.

10. Постоянное совершенствование государственного аппарата.

11. Возрастание роли науки в управлении общественными процессами[76].

Вождь большевиков В.И. Ленин призвал превратить Советс­кую республику в единый военный лагерь, свести коллегиаль­ность «к самому краткому обсуждению только самых важных вопросов в наименее широкой коллегии, а практическое распоря­жение учреждением, предприятием, делом, задачей должно быть поручено одному товарищу, известному своей твердостью, ре­шительностью, умением вести практическое дело, пользующе­муся наибольшим доверием».

Председатель СНК РСФСР призвал не создавать новые государственные учреждения, а вести работу помощи войне «через существующие уже военные учреждения, путем их исправления, укрепления, расширения, поддержки». Он подчеркивал, что «безответственность, прикрываемая ссылками на коллегиальность, есть самое опасное зло, которое грозит всем, не имеющим боль­шого опыта в деловой коллегиальной работе, и которое в воен­ном деле сплошь и рядом ведет неизбежно к катастрофе, хаосу, панике, многовластию, поражению»[77].

Важным звеном в государственной системе являлась армия. В июле 1918 г. на V Всероссийском съезде был законодательно оформлен переход ко всеобщей воинской повинности. Числен­ность армии возросла с 360 тыс. человек в июле 1918 г., до 800 тыс. в ноябре того же года, а затем до 1,5 млн. в мае 1919 г. и до 5,5 млн. в конце 1920 г.

На основании Постановления ВЦИК от 2 сентября 1918 г. был создан Революционный военный совет Республики (РВСР) — орган, осуществлявший в годы гражданской войны непосредствен­ное руководство армией и флотом, а также всеми учреждениями военного и морского ведомств. Положение о РВСР, утвержден­ное ВЦИК 30 сентября 1918 г., обязывало советские учреждения, организации и граждан рассматривать и удовлетворять требова­ния РВСР в первую очередь. Председателем являлся народный комиссар по военным и морским делам (утверждался ВЦИК), члены назначались СНК. За годы деятельности РВСР с 6 сентяб­ря 1918 г. по 28 августа 1923 г. в нем участвовало на разных эта­пах гражданской войны 23 человека. Бессменным председателем являлся Л.Д. Троцкий[78]. В ноябре 1918 г. был образован полевой штаб, осуществлявший непосредственное руководство военны­ми действиями. 30 ноября 1918 г.ВЦИК учредил верховный орган управления — Совет рабочей и крестьянской обороны под пред­седательством В.И. Ленина, что завершило меры по организа­ции руководства Красной Армией. Новый орган власти и управ­ления был призван установить твердый режим во всех отраслях народного хозяйства и координировать работу ведомств.

Гражданская война отрезала от Советской республики ряд экономических районов страны: Украину, Сибирь, Урал, Кав­каз. Эти районы давали 90% добываемого в стране каменного угля, почти всю нефть, 85% железной руды, 70% стали, 70% сахара. В руках Советской власти оставался только центральный район. Поэтому главной задачей в этих условиях было мобили­зовать все оставшиеся ресурсы на нужды Обороны. В кратчайшие сроки большевики создали систему особых, чрезвычайных мер антикризисного управления экономикой, назвав их военным ком­мунизмом.

Сущность военного коммунизма в том, что государство концентрировало в своих руках материальные, трудовые и людские ресурсы для наиболее целесообразного использования их в инте­ресах обороны. На основании декрета от 26 июня 1918 г. было национализировано 2500 предприятий (с 1 октября 1919 г.). Они управлялись на основании строгой централизации. Высшим ор­ганом управления промышленностью оставался ВСНХ; его струк­тура имела в этот период ярко выраженный военный характер (имелись отделы снабжения и нормирования, финансово-экономический, производственные отделы — горный, металла, тек­стильный и др.). Оперативное повседневное руководство пред­приятиями каждой отдельной отрасли было сосредоточено в так называемых главных комитетах — главках (Главнефть, Главсоль и др.). До конца 1913 г. было создано 42 главка. Между главком и предприятием в ряде отраслей стояло еще одно звено — трест, управлявший несколькими предприятиями. Такая система цент­рализованного управления получила название «главкизма».

Введение системы главкизма означало, что все предприятия каждой отрасли подчинялись своему главку — отделу ВСНХ. Однако главное не в этом подчинении, а в том, что все экономи­ческие, т.е. денежные, отношения прекращались, в управлении использовались исключительно административные методы. Рентабельность и себестоимость продукции теперь не имели значе­ния. Предприятия бесплатно получали от государства все необ­ходимое для производства, бесплатно отдавали готовую продук­цию. Такая система управления не могла остановить разруху, но смогла изолировать военную промышленность от влияния раз­рухи[79].

В политической жизни страны возросла роль общественных организаций. Быстро увеличивалось число членов Российского Коммунистического союза молодежи (РКСМ). Если делегаты его первого съезда, проходившего в октябре 1918 г., представляли 20 тыс. членов РКСМ, то второго (октябрь 1919 г.) — уже 96 тыс., а третьего (октябрь 1920 г.) — 400 тыс.

В жизни страны возрастала роль профсоюзов, в рядах кото­рых в 1920 г. насчитывалось свыше 4 млн. человек. Профсоюзы играли большую роль на производстве. Им принадлежало право выбирать третью часть членов фабрично-заводских управлений (две трети назначало правительство), они осуществляли норми­рование труда и заработной платы, определяли размер продо­вольственного пайка.

В 1918 г. была образована продовольственная инспекция, имевшая большое значение в осуществлении контроля за дея­тельностью органов Наркомпрода. Нередки были случаи, когда местные Советы создавали инспекционные группы из рабочих. Их опыт был использован при реорганизации в октябре 1920 г. Наркомата государственного контроля в Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции[80].

В налаживании действенности государственных органов ва­жен был контроль за исполнением принятых законодательных актов. При этом неизбежно усиливалась роль партийного конт­роля. Ленин предложил слить контрольные партийные учрежде­ния с контрольными советскими. Так был создан новый орган — ЦКК РКИ.

В ноябре 1920 г. советские войска освободили Крым от войск Врангеля. Этими событиями завершилась гражданская война, начался новый период в истории страны — восстановление на­родного хозяйства.

Руководители антибольшевистских сил потерпели поражение. И руководство, и «среднее звено» «белого» движения в 1918— 1920 гг. определенно проигрывали «красным» в моральном отно­шении. В борьбе «белых» присутствовал психологический над­лом, который углублялся невиданными физическими перегруз­ками. Не случайно Л.Г. Корнилов еще в 1917 г. не смог стать харизматическим лидером, также как не стал им и А.И. Деникин в 1918 и 1919 гг. В 1920 г. Деникин передал командование Врангелю. Причина его управленческой несостоятельности в том, что возвышению Деникина на юге способствовали в большей мере материальные ресурсы края и в меньшей мере его личные каче­ства, кроме того, руководители «белого» движения всегда лишь состояли на службе у государства, в то время как лидеры боль­шевиков, руководствуясь идеалами мировой революции, созда­вали новую государственность по всем правилам реального, а не декларативного великодержавия. Деятели «белого» движения про­играли не случайно. Они не сумели предложить России програм­му, которая могла бы увлечь народ и превзошла бы большевист­ское понимание будущего России[81].

Лидеры умеренных социалистических партий также не вы­двинули руководителя общенационального масштаба. А. Ф. Ке­ренский, который по своему положению мог бы претендовать на место руководителя, быстро понял бесперспективность даль­нейшей борьбы и уже в 1918 г. эмигрировал. Один из крупней­ших представителей рабочего движения дореволюционного и ре­волюционного времени — Г. В. Плеханов отрицательно воспри­нял Октябрь, но активно не выступил против Советской власти. После попыток принять деятельное участие в сплочении анти­большевистских сил в Поволжье и Сибири в конце 1918 г. уеха­ли виднейшие эсеры Н.Д. Авксентьев, бывший в октябре 1917 г. председателем предпарламента, и В.М. Чернов, являвшийся председателем Учредительного собрания. Б. В. Савинков руко­водил в начале гражданской войны белогвардейским подполь­ем. Но как эсер он не мог претендовать на роль лидера в белогвардейском лагере, где тон задавало монархистски настроен­ное офицерство[82].

Гражданская война — общенациональная трагедия. Ее воз­никновению способствовали мировая война, глубокий, затяжной имперский кризис. Вина за нее лежит на всей политической эли­те России независимо от ее оттенков. Она оказалась слишком слабой, не смогла выдвинуть лидеров общенационального мас­штаба, способных сплотить общество, не дать ему сорваться с исторических якорей. Вместо поиска путей к гражданскому согласию, стабильности она была занята внутренней борьбой, во­влекая массы в скрытое противостояние. Именно элита несет от­ветственность за трагедию страны, большинство населения кото­рой было неграмотно[83].

Большевики реализовали идеи Ленина о создании государ­ства диктатуры пролетариата. Они обеспечили ликвидацию раз­деления властей и полновластия большевистской элиты через механизмы Советов (изначально возникших как объективный ответ широких слоев трудящихся на отстранение их от принятия жизненно важных решений).

За первые три года Советской власти численность управлен­ческого аппарата увеличилась почти в пять раз. Причина роста бюрократизма — ликвидация рыночных механизмов саморегули­рования и замена их огромными по количеству и непрофессио­нальными отрядами «новых управленцев», обеспечивающих реа­лизацию идеи всеобщего учета и контроля за производством и распределением[84]. В годы гражданской войны развивался процесс сращивания партийных и государственных структур. РКП(б) рас­пространила свое влияние на все сферы — экономику, культуру, семью, общество. В этих условиях любая попытка воспрепятство­вать ее контролю за общественным и политическим развитием расценивалась как саботаж.

Вопросы для самопроверки

1. Почему в 1917—1918 гг. в России утвердились три системы государ­ственной власти и управления?

2. Охарактеризуйте лидеров трех систем государственной власти Рос­сии.

3. Расскажите о процессе становления важнейших атрибутов советской государственности в 1917—1918 гг.

4. Дайте характеристику охранительно-государственной линии белого движения в 1917—1920 гг.

5. Вскройте сущность «третьего пути» в государственном строитель­стве.

6. Раскройте сущность большевистской системы управления в 1918— 1920 гг.

7. Почему в 1917—1920 гг. верх одержали большевики?

Рекомендуемая литература

Верт Н. История Советского государства. М., 1992.

Гармиза В.В. Крушение эсеровских правительств. М., 1970.

Гимпельсон Е.Г. Советские управленцы: политический и нравствен­ный облик (1917¾1920 гг.). М., 1998.

Городецкий Е.Н. Рождение Советского государства. 1917—1920. М., 1987.

Деникин А.И. Очерки русской смуты. М., 1995.

Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте //Вопросы исто­рии. 1990. № 6¾12. 1991. № 1¾12.

Козлов А.И. Антон Иванович Деникин//Вопросы истории. 1995. № 10.

Коржихина Т. П. История государственных учреждений СССР. М., 1986.

Ленин В. И. Все не борьбу с Деникиным! // Полн. собр. соч. Т. 39.

Очерки истории экономики. М., 1993.

Поляков Ю.А. Гражданская война в России (поиски нового видения) // История СССР. 1990. № 2.

Протасов Л.Г. Всероссийское Учредительное собрание. История рождения и гибели. М., 1997.

Глава 14

Советское государственное

Наши рекомендации