Партии как политический институт
ПАРТИИ и НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
План
Партии как основной негосударственный политический институт (сущность понятия, основные функции).
Типология партий.
Характеристика партийных систем.
Общественно-политические объединения и движения.
Лоббизм.
На рубеже ХХ и XXI вв. высокая политическая активность партий, групп интересов (типа профсоюзов) и социальных движений (гражданских инициатив, феминистского, зеленого и т.д.), наряду с деятельностью государства, воспринимается в демократических обществах как естественная и неотъемлемая составляющая мира политики в целом. А ведь 100-200 лет назад в большинстве стран негосударственные политические организации были запрещены и/или находились на нелегальном положении. Через этот период запретов, тайного, неофициального существования в прошлом прошли едва ли не все типы общественных объединений: от партий до масонских лож и от профсоюзов до антивоенных движений. Тогда все, что не принадлежало государству либо не было санкционировано им, признавалось (в т.ч. и большей частью общества) незаконным, нарушающим социальный порядок, искажающим политику как таковую.
И только в конце XVIIIв. в ряде стран партии, профсоюзы и другие объединения высвобождаются из-под государственных запретов и контроля. Из подвластных групп некоторые являются политическими, другие частными. Политическими являются те группы людей, которые образованы на основании полномочий, данных им верховной властью государства. Частными являются те, которые установлены самими подданными или образованы на основании полномочий, данных чужеземной властью. Понятие политической группы (или группового объединения) обозначает негосударственные социально-политические институты, обладающие общностью интересов и коллективных целей, некоей организационной структурой и ведущие совместную политическую деятельность. В политологии к таким институтам относят партии, группы интересов, социальные движения и т.д.
Партии как политический институт
История развития партий проясняет многое из их современной жизни. Со времен Аристотеля и до XVII в. в партиях – тогда их называли факциями – видели «политические тела», сравнимые с живым организмом, где каждый орган отвечает за определенную функцию, а весь организм един в своих устремлениях. Существует несколько истолкований слова факция. Некоторые историки считают, что это понятие связано с венетами и прасинами, специфическими политическими «партиями» в византийских городах V–VII вв., возглавлявшимися представителями купеческой и земледельческой знати, рядовые участники которых набирались из городских низов. Такие «партии» группировались вокруг спортивных цирковых организаций – факций, устраивавших различные массовые зрелища. Венеты и прасины обычно боролись между собой, но иногда объединялись и выступали против правительства. Некоторые исследователи считают, что прообразы партий (протопартии) сложились еще во времена возникновения особой сферы деятельности – политики, менялись только их обязанности и отношение к ним общества. Существует такая точка зрения среди политологов, которая связывает появление партий с политикой Екатерины Медичи (XVI в.), которая создала «срединную» (между католиками и протестантами) партию из людей, «не имевших ни верований, ни убеждений». На самом деле партии античного мира и средневековья были клиентелами, временными объединениями для поддержки каких-либо персон. Многие западноевропейские историки полагают, что партии зародились во времена установления всеобщего избирательного права, а клубы, ассамблеи, политические группы периода Французской революции 1789 г. – их предшественники. Более популярен англо-американский подход, отсчитывающий время партий с XVII–XVIII вв. – с начала деятельности партий тори и вигов в Британии. Российский политолог М.В. Ильин считает, что возникновение партий и политической системы современного типа в Англии XVII–XVIII вв. было обусловлено переосмыслением понятия факции и усвоением концепции общественного договора. Тогда Британия пыталась покончить с борьбой на уничтожение между факциями «кавалеров» и «круглоголовых», т.е. ранних тори и вигов. Славная революция 1688 г. позволила очертить контуры политической системы, основанной на компромиссе и консенсусе. Постепенно тори и виги негласно признали возможность джентльменского сосуществования. Стремление тех и других быть выразителями интересов нации заставило тори из факции воинствующей и репрессивной государственной церкви превратиться в партию «национального интереса», а виги – непримиримые борцы за независимость протестантства и за свободу совести – стали партией «общественных интересов». Обе партии согласились с необходимостью существования оппонента, ибо увидели как раз в этом реализацию главного принципа общественного договора. Правда, даже при первичном оформлении партий в Англии продолжались споры между теоретиками и практиками политики о функциях таких организаций. Одни считали, что факции/партии ведут к разладу в обществе и тормозят его производительную деятельность. Другие, напротив, утверждали, что они вносят дух здорового соревнования, что было важно на заре капитализма, и видели в названии такой организации – партия – естественную часть (от англ. рarty) общества, не навязывающую ему свой надзор.
Политическая партия – это институт, который выражает интересы определенной социальной группы (или групп) и/или идеологию, обладает организационной структурой, тактической и стратегической программой (как правило, идеологизированной) и конкурирует с другими образованиями такого же типа за политическое влияние в обществе и государственную власть. Джованни Сартори предложил рассматривать партии как основного «посредника между обществом и правительством». Это означает, что партии формулируют и транслируют органам государственной власти те интересы, которые формируются в различных социальных группах. Специфика партии как политического института заключается в том, что она не только формулирует специфические социальные интересы, но и стремится к их реализации через государственные органы власти. Именно поэтому партии и их кандидаты становятся основными участниками политической борьбы и политической конкуренции в демократической политической системе.
Американские исследователи Джозеф Лапаломбара и Майрон Вайнер выделяют 4 конституирующих партию элемента.
1. Идеология – определенную политическую ориентацию, специфическое видение социального мира и расположение в нем человека и социальных групп.
2. Организация (партия имеет четкую организационню структуру) – продолжительное по времени объединение людей, осуществляющее политическое взаимодействие на основе определенных норм и позволяющее партии осуществлять деятельность, направленную на достижение определенных целей
3. Цель – завоевание власти.
4. Мобилизация – обеспечение поддержки со стороны общества, той его части, которые готовы голосовать за нее на выборах, финансируют и т.п.
Группа людей становится политической партией только тогда, когда приобретает все эти характеристики, хотя одни из них проявляются больше, чем остальные.
Модель партии образуют такие параметры:
1. Институциализация партии (закрепление ее места и позиции в обществе и государстве в действующем законодательстве) – роль в полит системе общества.
2. Статус в правительстве (руководство или участие), представительство (или его отсутствие)в органах власти (законодат, исполнит, суд).
3. Социальная база (сословия, классы, этносы, соц группы и т.д., ее поддерживающие).
4. Цель функционирования (либо реальное завоевание власти, либо соперничество на выборах, подрыв полит системы, поддержка элиты власти).
5. Полит ориентации относительно собственности, роли государства, прав граждан и т.д.
6. Структурная независимость (степень независимости, кадровые и финансовые источники, связи с др. партиями и т.д.)
7. Внутренняя организация (структура, иерархические связи, степень централизации, периодичность проведения съездов, интенсивность пропаганды и т.д.).
8. Уровень сплоченности, активности членов партии.
В организационной структуре партии выделяются три уровня.
1. Низший уровень составляют избиратели, голосующие за данную партию и ее представителей на выборах, но официально не являющиеся ее членами. Это, так сказать, социальная база партии.
2. Основой среднего уровня являются первичные ячейки партии, формирующиеся, как правило, на основе избирательных округов. Эти ячейки состоят из партийных активистов. Их основной целью является мобилизация рядовых избирателей на выборах. Общее руководство осуществляет партийный аппарат, работающий на профессиональной основе. Именно он является организатором проведения избирательных кампаний. В аппарат обычно включаются аналитическое и финансовое подразделения.
3. Высший уровень включает в себя партийных представителей, находящихся в структурах государственной власти. Это своего рода партийная элита, которая одновременно может являться частью административной и политической элиты.
Современные сравнительные исследования показывают, что уровень членства в партиях в странах Западной Европы, за исключением Скандинавских стран, варьирует в пределах 5-10% взрослого населения. Исследователей партий интересует не только степень включенности населения в деятельность партий, но и стимулы партийного активизма. Обычно выделяются два рода стимулов: коллективные и селективные. Коллективные стимулы связаны с потребностью индивида в обретении групповой идентичности. Попросту говоря, люди вступают в партии, чтобы найти себе подобных, избавиться от одиночества, почувствовать сопричастность к единомышленникам. На коллективные стимулы значительное воздействие оказывают идеологические предпочтения. Селективные стимулы связаны со стремлением индивида к извлечению определенной выгоды от активной партийной деятельности, причем это может быть не только материальная выгода, но и социальная (повышение социального статуса) или политическая (получение постов в госструктурах, возможность сделать политическую карьеру). На этапе становления партии коллективные стимулы доминируют над селективными и являются основополагающими. Однако с развитием партии как политического института главенствующую роль начинают играть селективные стимулы. Это означает, что коллективные стимулы должны подкрепляться вознаграждением для партийных активистов.
Партия – это добровольно созданное объединение. Один из самых распространенных сценариев создания партий – одновременное появление избирательного комитета и соответствующей группы в парламенте, которая объединяет депутатов схожей политической ориентации. Избират комитеты действуют на местах. Они укореняются в избират округах, популяризируют своих кандидатов и их взгляды. Осуществляют связь между депутатами в парламенте и их избирателями. С другой стороны, группа в парламенте использует его трибуну для пропаганды своих взглядов и позиций, оттачивая аргументацию и вербуя сторонников. Одновременно плодотворная работа избират комитетов и парламентской группы приводит к оформлению ядра партии, которое позднее приобретает сильную организационную структуру и местные комитеты. Нередко партии выделяются из широких общественных движений. Сначала для объединенных идейно широких масс четкая партийная организация не нужна; потом выделяется группа из руководителей и активистов, которые хотят заявить о каких-то общественных проблемах, протесте или солидарности с кем-то и добиться власти. Так создается программа, а опыт обществ движения помогает лидерам его в становлении партии. Следующий вариант создания партий – на основе клиентелы. (Клиентела – политическая группа, которая образовалась вокруг влиятельного полит лидера, яркой полит фигуры.) Эта группа притягивает и объединяет сторонников и силой своего авторитета приобретает репутацию партии. Кроме того, партии могут формироваться на основе раскола старой партии в результате расхождения во взглядах по вопросам стратегии и тактики, или межличностных конфликтов лидеров. Как бы там ни было, формирование партий (как и общ-полит движений) происходит на учредительных съездах или конференциях. Устные заявления о появлении новой общ-полит организации не считаются достоверной информацией. Только факт регистрации партии государственным органом (в Украине – Минюстом) легализирует ее деятельность. Пройдя госуд регистрацию, партия получает право на участие в выборах, на налоговые льготы, государственное финансирование и т.д.
Основные функции партий в общ-полит жизни
1. Посредническая – полит партии выступают посредником между государством и гражданским обществом; они передают в цивилизованной форме основные требования граждан к государственной власти. Партии явл одним из базовых институтов современного общества, без котолрого невозможно функционирование представительской демократии; при их отсутствии усиливается угроза возникновения авторитарного или тоталитарного режимов. Слабость партий неминуемо оборачивается бессилием государства, которое лишается обратной связи с массами и утрачивает контроль над политическим процессом.
2. Представительская – партия представляет интересы, т.е. выявляет и формулирует интересы граждан (агрегация интересов) и на этой основе создает свою программу, заявляя о ней обществу (артикуляция интересов). Граждане часто осознают свои интересы именно под влияние партий, т.е. из их программ они узнают о собственной полит позиции.
3. Функция объединения (социальной интеграции, т.е включения в полит систему различных соц групп) – партии способны объединить вокруг себя людей со схожими намерениями, интересами, целями. Под влиянием партий многие люди ощущают себя классом или соц группой. Общество, в котором действует много партий, имеет четкую соц структуру, и наоборот – определенность социальной структуры приводит к созданию различных партий.
4. Электоральная функция – поскольку партии появляются вследствие полит конкуренции, они начинают свою деятельность и по участию в выборах, выдвигают своих кандидатов, организуют избират кампании.
5. Функция полит образования (просвещения) граждан – каждая партия занимается разработкой своей теоретической концепции, программы, проводит определенные исследования, информирует граждан, тем самым заинтересована в расширении круга электората, который «учит», как нужно вести себя по отношению к государству.
6. Функция реализации власти – всякая партия ставит для себя цель стремления к власти, а также ее завоевание. Когда она ее получает, онам подбирает и выдвигает своих людей в госуд аппарат, формирует цели и задачи для всего общества. Но даже, если партия получила большинство, она не может монопольно осуществлять власть. Оппозиционные партии влияют на решения, ограничивают власть правящей партии.
Насколько успешно или нет партия исполняет свое политическое предназначение в обществе, зависит не только от нее самой, но и от целого ряда «внешних» по отношению к ней факторов – действует ли партия в условиях президентской или парламентской республики, унитарного или федеративного устройства, а также от специфики электорального законодательства. Эти и другие обстоятельства предъявляют свои особые требования к организационному строению, повседневной деятельности и к стратегическому планированию партии (программе, предвыборной платформе и т.д.). Кроме того, законодательство каждой страны особым образом регулирует или нет роль и статус политических партий. Так, основной закон ФРГ закрепляет за партиями функцию сотрудничества «для формирования политической воли народа». ФРГ также приняла закон о государственном и общественном финансировании партий. В итальянской конституции записано, что партии обязаны вносить свой вклад в «определение национальной политики». Во Франции правые партии зарегистрированы по закону об ассоциациях 1901 г. Левые же не имеют особого юридического оформления и организуют свою работу в соответствии со ст. 4 конституции республики, гласящей, что партии и политические объединения соревнуются за электорат, свободно образуются и осуществляют свою деятельность, но обязаны уважать принципы национального суверенитета и демократии. Разумеется, судебная власть в любой момент вправе пресечь отклонения от столь широко сформулированных конституционных требований.
Типология партий
В середине XVIII в. английский философ Дэвид Юм впервые наметил типологию партий: на почве совместных интересов люди объединяются в «партии интересов»; по привязанности к тому или иному лидеру – в «партии приверженности», а «партии принципов» — новое явление в политике того времени – возникают на основе общих принципов и олицетворяют собой различные идеи социального прогресса.
В современной политологии на основе различных критериев выделяются след. типы партий.
1. По происхождению партии подразделяются на парламентские и внепарламентские. Парламентские партии – это объединения, исторически возникшие из парламентских фракций и стремящиеся к победе на выборах в представительные органы власти. Свои усилия они сосредоточивают на проведении избирательных кампаний и деятельности во властных структурах. Внепарламентские партии оценивают деятельность представительных органов власти и борьбу за депутатские мандаты как второстепенные. Их происхождение связано с развитием массовых движений и расширением политического участия рабочего класса.
2. В зависимости от положения в политической системе партии разделяются на правительственные и оппозиционные. Первые из них, победившие на выбоах, играют ведущую роль в формировании правительства. Оппозиционные же партии, представляющие интересы политического меньшинства, сосредоточиваются на критике правящих партий и проводимой политики. В свою очередь, оппозиция подразделяется на системную и внесистемную. Системная оппозиция не ставит под сомнение существующие базовые ценности, политические нормы и процедуры. Ее расхождение с правительственной партией связано с такими вопросами, как налоги, социальные программы, степень и характер государственного регулирования экономики, характер приоритетов общественного развития. Внесистемная оппозиция отрицает основы существующего политического режима и политический порядок в целом. Ее целью, как правило, является свержение существующего режима.
3. С точки зрения характера организации партии разделяют на кадровые и массовые. Ядром принятой сегодня этой классификации партий остается схема Мориса Дюверже, представленная им в работе «Политические партии» (1951). Кадровыми он назвал партии, возникшие в результате сотрудничества низовых избирательных комитетов рядовых граждан и парламентских групп в верхах. Массовые партии – плод всеобщего избирательного права. Различаются эти два типа по характеру связей гражданина (в монархиях – подданного) с партией и по своей внутренней структуре. Отношения человека с какой-либо партией обычно иллюстрируют с помощью схемы, содержащей четыре концентрических окружности.
Схема участия в партийной жизни:
A — электорат
B — симпатизирующие
C — члены партии
D — активисты и функционеры
Здесь 1-й круг – А, 2-й круг – В, 3-й круг – С, 4-й круг – D
Наименьшую из окружностей (на схеме – D)образуют активисты и функционеры партии, для которых она – смысл их политической жизни и/или работы; они обеспечивают организационную и пропагандистскую (нередко и идеологическую) деятельность. Следующий круг (С) – члены партии, выплачивающие в ее фонд взносы и имеющие регистрационный документ. Третий круг (В) – симпатизирующие партии; они оказывают ей всевозможную поддержку и участвуют во вспомогательных объединениях – молодежных, женских, спортивных и пр. Самая большая окружность (А) – избиратели партии, чья привязка к ней чаще всего ограничена голосованием в ее пользу. Важным показателем влияния партий, по Дюверже, выступает так называемый индекс членства: соотношение между числом избирателей и членов данной партии (А/С).
В кадровых партиях обычно нет строгого, постоянного членства и статуса индивидуального участия, а также централизованной структуры; при этом партийный курс вырабатывают влиятельные боссы (консервативные партии в англосаксонских странах). Кадровая партия, по мнению французского социолога Мориса Дюверже – это группы известных людей для подготовки выборов, проведения избирательных кампаний, контактов с избирателями. В нее входят, во-первых, популярные и влиятельные лица, чьи престиж и связи способны оказать кандидату поддержку и привлечь на их сторону избирателей. Во-вторых, эксперты, специалисты в области проведения избирательных кампаний и политической рекламы. В-третьих, лица, обеспечивающие финансирование партии. Схему кадровых партий можно определить как А + В + D. «Концентрическая» структура массовых партий дополнена их постоянными членами: + С. Они довольно сильно централизованы, основаны на иерархии (соподчинении) от нижнего уровня местных организаций до высших органов партии; основными признаками их являются: широкое, активное членство, определенные идеология и мировоззрение финансируются в основном из собранных членских взносов. Партия этого типа предполагает ответственность своих парламентских представителей перед избирателями за принимаемые решения и проводимую политику. Поэтому для нее характерны строгая дисциплина, неукоснительное соблюдение устава и программы ее приверженцами.
Сила или слабость структуры партии не зависит от того, кадровая они или массовая. Например, в Англии консерваторы – это кадровая партия, лейбористы – массовая непрямая партия, но обе обладают жесткой уставной дисциплиной в парламенте. Значит, это парторганизации с сильной структурой. И наоборот, в США депутаты от демократической и республиканской партий при голосовании в конгрессе могут ориентироваться на собственное мнение. Именно отсутствие жесткой партийной дисциплины обеспечивает нормальное функционирование института президента при неимении им своего большинства в парламенте.
В последние два-три десятилетия сформировался новый тип партий – универсальная партия (партия всех избирателей) или партия «хватай всех» (catch-all-parties). Подобные «межклассовые» объединения считают вторичным рост своих рядов, но стараются сплотить вокруг себя максимальное количество избирателей самой разной социальной, этнической и прочей принадлежности, идейной ориентации, с неодинаковыми частными и групповыми интересами для решения важнейших проблем текущего политического момента. Т.е., в отличие от традиционных партий, ориентирующихся на определенные электоральные группы, они стремятся привлечь на свою сторону различные группы избирателей. Для них характерны следующие черты: нефиксированность членства; потенциальный количественный состав; особый тип лидера – интеллектуала, играющего роль мировоззренческого символа; отсутствие жестко фиксированных социальных интересов. Возникновению этого типа партий способствовало размывание жестких границ между социальными группами и вытекающее отсюда ослабление партийной идентичности избирателей; рост благосостояния общества; развитие средств массовой информации, позволявшее партийным лидерам обращаться не к отдельным группам, а ко всем избирателям сразу. Для универсальных партий в целом характерна гибкая политическая линия. Они предлагают обществу идеи согласия, баланса интересов разных социальных групп. Такие партии прагматичны в плане идеологии, заимствуя свои предложения из разных источников, что позволяет им не сковывать свою нацеленность на электоральный прогресс какими-то догматическими приверженностями.
Универсальные партии ставят перед собой более значимые, с точки зрения общественных интересов, цели, они удачливее других в политической игре или в соревновании за государственные посты и депутатские мандаты, успешнее вовлекают в политику молодежь. В большинстве стран Европы к этому образцу тяготеют по преимуществу социал-демократические организации, но в Англии – консерваторы, а в США – республиканцы.
Иногда партии универсального типа называют политическими брокерами, основным товаром которых являются государственные посты. Это означает, что они оказываются более связанными с государством, чем с гражданским обществом, а их главной функцией становится не артикуляция и агрегация интересов, а защита правительственного курса и рекрутация элиты. Партии «всех избирателей» добиваются наибольших успехов в современном постиндустриальном обществе и удачно вписываются в модель плюралистической демократии. С одной стороны, они позволят выражать волю большинства и осуществлять контроль за властью, а с другой – находясь в оппозиции, эффективно защищать интересы и права меньшинства.
Немногим позднее партий избирателей, уже включенных в качестве третьего компонента в классификацию, в политологической литературе появились описания еще одной разновидности этого негосударственного политического института, названной партии «новой волны». Их самоопределение в политическом мире было связано с бурным развитием с конца 1960-х гг. новых социальных движений – экологических, гражданских инициатив и т.д. В то время ощутимо падал престиж партий классического, т.е. парламентского, образца, которые, по мнению многих граждан, отчуждались от гражданского общества. Эти новые партии (яркие примеры – зеленые ФРГ, социал-демократическая партия Великобритании) в 1980-е гг. довольно быстро прошли процесс институционализации в политических системах разных стран. Их отличают от других партий оригинальное организационное строение, иной тип отношений с избирателями и симпатизирующими, четкая ориентация на постматериальные ценности, своеобразный политический стиль. Вместе с тем, такие партии не похожи и друг на друга. Немецкие зеленые построили партию на реально децентрализованном механизме принятия решений, главное в котором – жесткий контроль снизу за деятельностью руководства партии и ее депутатов. Местные организации автономны по отношению к вышестоящим партийным инстанциям, в их работе участвуют не только члены партии, но и ее избиратели. Главный орган партии – национальный исполком, назначаемый делегатами общенемецкого съезда. Для эффективной связи руководства и депутатов зеленых с низовыми структурами распространена практика их ротации (лат. Rotatio – круговращение) – после 1–2 лет пребывания в высших органах партии или половины срока в бундестаге эти люди отзываются в местные отделения, а на их посты приходят другие. У социал-демократов Великобритании (СДП), выходцев из лейбористской партии, руководство наделено большой степенью независимости от активистов и местных отделений, которые в основном налаживают избирательные кампании своих лидеров. Делегаты от низовых организаций собраны в своеобразный «парламент» партии, решающий вопросы текущей работы. Однако политику СДП по ключевым проблемам и ее предвыборную платформу готовит комитет, в который входят президент партии и его заместители, лидер парламентской группы и депутаты.
В целом роль партий «новой волны» состоит даже не в отвоеванных ими голосах избирателей, не в заинтересованности в коалиции с ними кадровых, массовых и универсальных партий, а в том, что эти последние задумались о неполном соответствии своей организационной структуры и политической линии крупнейшим общественным преобразованием конца ХХ в. и стали перенимать некоторые идеи у партий-движений.
4. В соответствии с идеологическими ориентациями выделяют либеральные, консервативные, коммунистические, социалистические, фашистские и неофашистские партии. К либеральным партиям относятся те, ценностями которых являются свобода, права человека, социальный и политический плюрализм, правовое государство и т. п. Консервативные партии делают акцент на сильное государство, сокращение социальных расходов, нравственные устои общества и его традиции, сохранение социального неравенства и социальную стабильность. Социалистические партии выступают за защиту социальных интересов наемных работников, расширение возможностей участия в принятии наиболее важных решений, активную социальную политику государства, справедливость, социальное партнерство, равенство возможностей и т. п. Коммунистические партии выступают с лозунгами ограничения частной собственности, национализации наиболее крупных частных предприятий, расширение государственного регулирования экономики. Фашистские и неофашистские партии выступают с позиций крайнего национализма и экстремизма. Следует отметить, что четкая грань, разделяющая либеральные, консервативные и социал-демократические партии, в последние десятилетия размывается.
5. Иногда в качестве критерия типологизации партий выбирают их программные установки. В этом случае партии подразделяются на крайне левые, левые, центристские, правые и крайне правые. К крайне левым относятся партии коммунистического толка, к левым – социалистические и социал-демократические, к центристским – умеренные партии, стремящиеся к компромиссам, сотрудничеству и стабильности, правыми партиями считаются либерально-консервативные, а крайне правыми – фашистские и неофашистские. Существует взаимосвязь программных установок партий, стоящих у власти, и уровня социальных расходов на социальное обеспечение. Так, правление левых партий характеризуется высоким уровнем государственных расходов на социальные нужды. В некоторых странах (Нидерланды, Бельгия, Австрия) программные установки левых находят отражение в программах христианских партий, играющих значительную роль в политических системах этих стран. Доминирование же правых партий обусловливает низкий уровень государственных расходов на социальную сферу в экономически развитых странах. Основные дебаты между левыми и правыми партиями ведутся по поводу таких вопросов как: борьба с безработицей, налоги, обеспечение безопасности и т.д.
Уже в 1970-е гг. некоторые политологи обратили внимание на формирование как новых левых, так и новых правых. Основными проблемами, вокруг которых ведутся острые дискуссии между этими силами, являются: состояние и защита окружающей среды, альтернативные стили жизни, права меньшинств, социальное равенство. Деление на «новых левых» и «новых правых» не отменяет традиционного деления на «правых» и «левых», а как бы накладывается на него, формируя новое политическое пространство.
Партийные системы.
Наряду с партиями в партологии (раздел полит науки, изучающий партии) исследуются и партийные системы. Под партийной системой понимается механизм конкуренции и взаимодействия партий в борьбе за власть и в процессе ее осуществления. Это политическая структура, составленная из самостоятельных, но взаимозависимых элементов – партий. В каждой конкретной стране она характеризуется: 1) количеством партий; 2) социально-политическими и правовыми условиями их деятельности; 3) типом электоральной системы и числом избирателей; 4) особыми параметрами – размерами, спецификой строения партий, условиями коалиционной политики; 5) реальными возможностями доступа партии к власти.
Классическая типология всех существовавших в мире на момент исследования партийных систем была предложена Джованни Сартори в работе «Партии и партийные системы» (1976). Он выделил 7 основных типов, руководствуясь вектором движения от монополии на власть к политическому плюрализму.
1. Однопартийные системы, где фактически существует тотальный контроль одной партии, слившейся с государственным аппаратом. Основополагающим признаком однопартийной системы является монополия одной партии на власть. Подобные системы могут существовать при тоталитарных и авторитарных режимах (СССР, Куба).
2. Системы партии-гегемона при формальном наличии зависимых партий-сателлитов, не влияющих на принятие решений. Несмотря на существование нескольких партий, власть контролируется партией-гегемоном. Подобная система существовала во многих странах Восточной Европы до 1989-1990 гг. В настоящее время характерна для Китая, где наряду с правящей коммунистической партией действует еще восемь.
3. Системы доминирующей партии (Япония, Индия), где долгие годы, несмотря на множество партий, реально правит одна и та же (либерально-демократическая партия Японии, Индийский национальный конгресс).
4. Двухпартийная система (бипартизм), существующая в основном в англосаксонских странах, где две основные партии чередуются у власти (Демократическая и Республиканская партии в США, консерваторы и лейбористы в Великобритании).
5. Системы умеренного плюрализма (от 3 до 5 партий) с довольно фрагментированными партиями (Франция, Бельгия). В результате возникает необходимость формирования коалиций как для формирования правительства, так и для внутрипарламентской деятельности.
6. Системы крайнего плюрализма (от 6 до 8 партий), где происходит поляризация партийного спектра (Нидерланды, Финляндия) и образуются сложные коалиции.
7. Атомизированные системы (свыше 8 партий) с рассредоточением политического влияния и ролей (Малайзия).
Однако простой подсчет количества партий не всегда позволяет судить о типе партийной системы. Дж. Сартори обратил внимание на то, что в многопартийной системе могут существовать партии с антисистемной ориентацией. В зависимости от наличия или отсутствия таких партий он выделил поляризованные и неполяризованные партийные системы. Поляризованные партийные системы характеризуются существованием влиятельных партии внесистемной оппозиции, а неполяризованные, наоборот, – консенсусом между наиболее влиятельными партиями относительно основных политических норм и «правил игры». В целом следует отметить, что в мировой практике демокр государства больше отдают предпочтение использованию умеренному плюрализму – из 3-5 партий ни одна не доминирует и не может создать правящую коалицию, поэтому идут на компромисс (Германия, Бельгия, Франция). Поляризованная же система (Италия, Нидерланды, Финляндия), где существует более 6 партий, по своему хар-ру конфликтная.
В целом соглашаясь с типологией Сартори, другие политологи постарались ее откорректировать. Они выделили два типа монопартизма: идеологический тоталитарный и президенциалистский унитарный. Первый случай – это КПСС в Советском Союзе; второй – целый набор современных африканских стран, где действует единственная «партия президента» (если отвлечься от авторитарных склонностей главы государства, для этих бедных сообществ многопартийность была бы слишком расточительной).
Бипартизм тоже неодинаков. Есть система жесткого бипартизма (Великобритания), где в палате общин представлены только две партии, а пост премьер-министра, фактического главы государства, всегда принадлежит победителю на выборах. При мягком бипартизме президентом может быть представитель другой партии, чем та, которая имеет большинство в конгрессе (США). Понятие несовершенного бипартизма (его еще называют системой «двух с половиной партий») применимо к ФРГ. В этой стране преобладают две крупные партии – христианские демократы и социал-демократы, но формирование правительства часто зависело от того, примкнет ли третья по влиянию партия – либеральная – к какой-либо из них (как правило, она вступала в коалицию с ХДС/ХСС). В последние десятилетия в эту политическую игру на стороне СДПГ включились зеленые, а после воссоединения немецких земель – и Партия демократического социализма.
При сравнении партийных систем демократического толка видно, что каждая из них обладает и преимуществами, и недостатками. Двухпартийная система автоматически обеспечивает одной из партий большинство в парламенте, которое гарантирует устойчивость кабинета министров, обычно позволяя ему отработать весь отпущенный законом срок. При бипартизме возможно наиболее полное представительство интересов граждан – с учетом чередования партий у власти, – а также экономятся средства на отдельные выборы главы государства.
Жесткости бипартизма противопоставлены разнообразие и гибкость многопартийной системы. В ее условиях получают право на вполне достойное существование, на парламентскую трибуну не только малые партии, но и организации, предпочитающие играть исключительно роль принципиальной оппозиции. И те, и другие при бипартизме были бы удалены с политической сцены. Еще важнее то, что лидеру многопартийной системы – так называемой правительственной партии – необходимо вступать в коалиции, а тем самым вырабатывать политический курс государства с учетом мнений других партий, которые в ином случае скорее всего были бы отвергнуты.
Определяя характер и тип партийной системы, политологи столкнулись с серьезными трудностями. К какому типу, например, относить партийную систему, в которой существуют две большие влиятельные партии и в парламенте представлена еще одна – маленькая? Ж. Блондель предложил называть такие системы системами двух с половиной партий. Для них характерен коалиционный потенциал третьей партии.
Особенности партийной системы, количество и природа партий зависят от исторических условий их происхождения и от институционального дизайна. Примеры партийных систем и распределения мест в парламенте – гипотетический пример разделения мест:
Двухпартийная система: 55% – 45%
Партийная система двух с половиной партий: 45 – 40 – 15
Многопартийная система с доминирующей партией: 45 – 20– 15 – 10 – 10
Многопартийная система без доминирующей партии: 25– 25 – 25 – 15 – 10
На формирование партийной системы также значительное влияние оказывает сформировавшаяся в стране избирательная система. Согласно мнению французского политолога, мажоритарная избирательная система в один тур способствует формированию двухпартийной системы, в то время как мажоритарная система в два тура и пропорциональная обусловливают возникновение многопартийной системы.