Коммерческие службы редакции

Цель их деятельности – обеспечение экономической, прежде всего финансовой, базы редакции и периодического издания.

Важнейшие коммерческие службы редакции: бухгалтерия, отделы маркетинга, рекламы, распространения. Нередко к ним присоединяются редакция приложений, книжная редакция и другие коммерческие структуры. У каждой из них свои задачи и обязанности. Бухгалтерияотвечает за финансовую деятельность редакции, контролирует исполнение редакционного бюджета. Задача отдела маркетинга– исследование рынка периодических изданий, на котором представлена газета, и ее читательской аудитории. Отдел рекламыобеспечивает приток в редакцию рекламных и частных объявлений и их публикацию в газете. Основная функция отдела распространения– обеспечение распространения и реализации тиража периодического издания (см. рис. 3).

Рисунок 3.

СТРУКТУРА КОММЕРЧЕСКОЙ ЧАСТИ ГАЗЕТНОЙ РЕДАКЦИИ

коммерческие службы редакции - student2.ru

Менеджер (коммерческий директор). 2 – Бухгалтерия. 3 – Отдел маркетинга. 4 – Отдел распространения. 5 – Экспедиция. 6 – Отдел рекламы. 7 – Книжная редакция. 8 – Книжный магазин. 9 – Редакция приложений. 10 – Производственный отдел. 11 – Компьютерный центр. 12 – Печатный центр. 13 – Риэлтерский центр. 14 – Транспортная служба

Всеми коммерческими службами руководит редакционный менеджер.Часто его называют коммерческим или исполнительным директором. Он входит в редакционную коллегию газеты на правах одного из заместителей главного редактора. Каждую коммерческую службу возглавляет ее руководитель – главный бухгалтер, менеджер по рекламе или по распространению и т.д.

Редакционный менеджмент

Организация работы редакции. Система управления редакционным коллективом. Правовые и экономические основы функционирования редакции СМИ. Устав редакции. Штатное расписание редакции. Методы управления редакцией: правовые, экономические, психологические, административные. Моделирование работы коллектива. Координация редакционной деятельности, виды планирования. Нормирование труда и учет его результатов.

Заниматься медиабизнесом невозможно, не учитывая требований редакционного менеджмента. Под менеджментом мы понимаем в данном случае, во-первых, управление коллективом редакции, систему методов и форм этого процесса. Во-вторых, определенную профессию, представители которой – менеджеры составляют команду управленцев, руководящих коллективом.

Экономический фактор оказывает сильнейшее влияние на весь процесс редакционного менеджмента. Он определяет его цели, направления и характер. Поскольку, как мы знаем, существование редакции, относительная свобода ее деятельности зависят от ее финансовой независимости, важнейшей целью ее руководителей становится обеспечение экономической базы издания, получение прибыли. Поэтому процесс управления редакцией, редакционный менеджмент приобретает экономический характер. Он становится экономическим управлением коллективом – всеми его работниками, без исключения. Вторая цель редакционного менеджмента – воспитание у всех работников редакции экономического мышления, сознания того, что их деятельность влияет на экономическую базу редакции и газеты.

В систему редакционного менеджмента входит проведение определенной кадровой политики редакции. Она осуществляется под руководством главного редактора газеты, который является работодателем, принимающим решение о приеме на работу нового сотрудника или об отказе ему. В некоторых крупных редакциях главному редактору в реализации кадровой политики помогает менеджер по персоналу. Кадровые вопросы, связанные с приемом новых работников в редакцию, перемещением сотрудников внутри коллектива или их увольнением, нередко обсуждают на редакционной коллегии газеты, где вырабатывают общее мнение по конкретному вопросу, окончательное же решение принимает главный редактор.

СИСТЕМА МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ РЕДАКЦИЕЙ

Социологи рассматривают редакцию как малую социальную группу с особыми, специфичными для нее формальными и неформальными связями и отношениями. Но важнейшее значение для управления редакцией имеет ее понимание как системы. В основе ее формирования лежит разделение труда между сотрудниками редакции. Они-то и являются взаимосвязанными и взаимовлияющими элементами редакционной системы. Каждый из них выполняет свою, порученную ему функцию, но в совокупности их система обретает новые свойства и возможности, приобретает «интегративные качества», позволяющие реализовать общую задачу – давать потребителям информации представление о действительности в целом, о важнейших сторонах освещаемой области жизни.

По Юринской:

Редакция периодического издания – трудовой, производственно – творческий коллектив, система элементами которой являются технические, творческие и коммерческие сотрудники. Эта система функционирования лишь тогда, когда ею управляют.

Уровни менеджмента.

  1. Высший – уровень редактора, ред. коллегии и секретариата.
  2. Средний – руководитель творческих подразделений редакции, ее отделов, технических и коммерческих служб.
  3. Низший – руководитель временных групп, создаются для выполнения конкретных творческих и организационных зданий.

Условием эффективности управления редакции является использование различных методов: правовых, административных, экономических и психологических.

Методы управления коллективом. В процессе редакционной практики используют эффективные методы управления коллективом. К ним относятся политические, правовые, организационные (административные), психологические и экономические методы управления. Разумеется, руководители редакции или телерадиокомпании проводят определенную редакционную информационную политику, на формирование которой влияют как политика государства, власти, так и интересы, прежде всего экономические, учредителей, владельцев СМИ. Эта редакционная политика определяет характер и позицию СМИ, направление деятельности коллектива редакции, ее журналистов. Она влияет и на использование различных административных методов управления: моделирования и планирования, координирования и контроля, стимулирования и обеспечения оптимальных условий труда и др.

После вхождения СМИ в рыночную экономику быстро возрастает значение экономических методов управления редакцией. Используя их, руководители коллектива получают возможность финансового воздействия на работу сотрудника и подразделения, в котором он трудится. Например, путем его перевода на вышеоплачиваемую должность, повышения зарплаты в рамках «вилки» должностного оклада. Весьма эффективно регулирование размера гонорара, который можно изменять в зависимости от качества материала и трудоемкости процесса его подготовки.

Не меньший эффект дает и изменение частоты публикаций журналиста в соответствии с его работой – активностью, инициативой, мастерством, актуальностью тематики и др. Публикуя материалы сотрудника редакции чаще или реже и тем изменяя размер его гонорара, стимулируют активность журналиста и лучшую организацию его труда.

К экономическим методам управления коллективом относится и стимулирование труда работников. В каждой редакции полезно разработать систему стимулирования творческих и технических сотрудников. В ее основе – сочетание материальных и моральных стимулов. Используя формы финансового поощрения работника, в том числе выдачу дополнительной «13-й зарплаты» в конце очередного года, можно дополнить ее памятными подарками, приобретением за счет редакции путевок в дома отдыха и санатории и т.п.

И в новых, рыночных условиях сохраняют свое значение некоторые испытанные формы морального стимулирования. Приказ редактора о благодарности журналисту или решение редколлегии вывесить его материал на доску лучших публикаций месяца, особенно поддержанные премией, всегда производят стимулирующий эффект. Так же как предоставление журналисту возможности выехать в свободную командировку для написания материала на давно «выношенную» им тему. Или предоставление ему возможности вести в периодическом издании свою персональную рубрику, как это делал, например, В. Песков в «Комсомольской правде». При «плоской» структуре редакции использование последнего варианта не вызывает затруднений.

При контрактной системе найма работников редакции самой эффективной формой их стимулирования, сочетающей материальную и моральную стороны, является продление или перезаключение контракта с внесением в него изменений, улучшающих условия труда и его оплаты.

Выбор форм и методов стимулирования сотрудников редакции зависит, понятно, от ее финансовых и материальных возможностей, так же, как и использование различных форм взыскания.

Наряду с системой стимулирования работников редакции полезно обдумать и формы взыскания – наказания за ошибку, срыв задания, нарушение трудовой дисциплины и журналистской этики и, конечно, за действия, повлекшие за собой экономические потери, уменьшение доходов издания. Эти формы также имеют материальный и моральный характер – от сообщения редактора на летучке о том, что слабый материал сотрудника пошел «в корзину», или выговора в приказе за ошибку до увольнения или отказа продлить контракт за попытку журналиста утаить денежное вознаграждение, полученное от рекламодателя за скрытую рекламу. Важно лишь, чтобы при использовании любой формы стимулирования или взыскания была соблюдена объективность: мера поощрения или наказания должна соответствовать мере заслуг или проступка. Лишь в этом случае действия руководителей будут поддержаны коллективом, их использование даст запланированный эффект, в том числе экономический.

Наши рекомендации