Веймарская республика и установление нацистского режима в германии

1.КОНСТИТУЦИЯ ГЕРМАНСКОЙ ИМПЕРИИ (ВЕЙМАРСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ) /11 августа 1919 г./(Извлечение)

Германский народ, единый... и одушевленный намерением обновить и упрочить свою империю, в свободе и справедливости служить делу внутреннего и внешнего мира и способствовать об­щественному прогрессу, - дал себе эту конституцию.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. УСТРОЙСТВО И ЗАДАЧИ ИМПЕРИИ

Отдел первый. Империя и области [105][1]

Статья 1. Германская империя [106][2] — республика. Государствен­ная власть исходит от народа.

Статья 2. Территория державы состоит из территорий германских областей. Другие территории могут быть принимаемы имперским законом в ее состав, если того пожелает их население в силу права на самоопределение.

Статья 5. Государственная власть осуществляется по имперским делам органами империи на основании имперской консти­туции, по делам областей (земель) — органами областей (земель) на основании конституций областей (земель).

Статья 6. Исключительно законодательству империи подле­жат: 1) внешние сношения; 2) колониальное дело; 3) гражданст­во, свобода передвижения, иммиграция и эмиграция и выдача преступников; 4) устройство обороны; 5) монетное дело; 6) тамо­женное дело, а также единство таможенной и торговой террито­рии и свобода товарного обращения; 7) почтовое и телеграфное дело, включая телефонное дело.

Статья 7. Законодательству империи подлежат: 1) граждан­ское право; 2) уголовное право; 3) судопроизводство, включая исполнение приговора и взаимную ведомственную помощь властей; 4) паспортное дело и полиция иностранцев; 5) благотворительность и попечение о странствующих; 6) печать, союзы и со­брания; 7) политика народонаселения, попечение о материнстве, младенчестве, детстве и юности; 8) здравоохранение, ветеринар­ное дело и защита растений от болезней и вредителей; 9) рабочее право, страхование, охрана рабочих и служащих, а также приис­кание труда; 10) учреждение профессиональных представи­тельств для имперской территории; 11) попечение об участниках войны и их сиротах; 12) право отчуждения; 13) обобществление естественных богатств и хозяйственных предприятий, а также до­быча, производство, распределение и расценка экономических благ для общественного хозяйства; 14) торговля, система мер и весов, выпуск бумажных денег, банковское дело, а также бирже­вое дело; 15) обращение продуктов питания и потребления, а так­же предметов повседневного обихода; 16) промышленность и горное дело; 17) страховое дело; 18) мореплавание; рыбная ловля в открытом море и береговых водах; 19) железные дороги, внут­реннее судоходство, передвижение при помощи силовых двига­телей по суше, воде и воздуху, а также постройка дорог, посколь­ку это касается общих путей сообщения и обороны страны; 20) театральное и кинематографическое дело.

Статья 8. Империя располагает, далее, законодательной властью в области налогов и прочих доходов, поскольку они целиком или частью взимаются для ее целей. Если империя отнесет к себе какие-нибудь налоги или прочие доходы, которыми раньше рас­поряжались области, то ей надлежит позаботиться о сохранении жизнеспособности областей.

Статья 9. Поскольку встречается надобность в издании одно­родных предписаний, империя пользуется законодательной влас­тью по вопросам ... охраны публичного порядка и безопасности.

Статья 10. Империя может в законодательном порядке устанавливать основные положения относительно: 1) прав и обязанностей религиозных обществ; 2) школьного дела, включая высшие учебные заведения и научные библиотеки; 3) прав чиновников всех союзов публичного характера; 4) земельного права, рас­пределения земельной площади, образования населенных пунк­тов и прав на земельный надел, ограничений землевладения, жи­лищного дела и распределения населения; 5) погребального дела.

Статья 11. Империя может в законодательном порядке устанавливать основные положения относительно допустимости и способа взимания в областях налогов, поскольку это необходимо для охраны важных общественных интересов или устранения: 1) ущерба для доходов или торговых отношений империи; 2) двой­ного обложения; 3) чрезмерных или затрудняющих оборот сборов за пользование общественными путями сообщения и сооружения­ми; 4) невыгодного обложения ввозимых товаров, по сравнению с продуктами внутреннего производства, в торговом обороте между областями и частями областей, или 5) вывозных премий.

Статья 12. До тех пор и в той мере, поскольку империя не пользуется своими законодательными правами, области сохраня­ют законодательную власть. Это не распространяется на круг исключительной законодательной компетенции империи.

Статья 13. Имперское право имеет перевес над областным правом...

Статья 14. Имперские законы приводятся в исполнение областными властями, поскольку в этих законах не постановлено иначе.

Статья 17. Каждая область должна иметь республиканскую конституцию. Народное представительство должно избираться на основе всеобщего, равного, прямого и тайного избирательного права... гражданами Германской империи, мужчинами и женщи­нами, на началах пропорционального представительства. Област­ное правительство должно пользоваться доверием народного представительства.

Отдел второй. Рейхстаг

Статья 20. Рейхстаг состоит из депутатов германского народа. Статья 21. Депутаты являются представителями всего народа. Они подчиняются только своей совести и не связаны мандатами.

Статья 22. Депутаты избираются всеобщей, равной, прямой и тайной подачей голосов на началах пропорционального представительства, мужчинами и женщинами, достигшими 20-летне­го возраста. Выборы должны производиться в воскресенье или в дни общественного отдыха. Подробности устанавливает имперский избирательный закон.

Статья 23. Рейхстаг избирается на 4 года. Новые выборы должны быть произведены не позже как на 60-й день со времени истечения этого срока.

Рейхстаг собирается в первый раз не позже чем на 30-й день после выборов.

Статья 24. ...Рейхстаг устанавливает время окончания сессии в день нового собрания.

Статья 25. Президент империи может распускать рейхстаг, но не более одного раза по данному поводу. Новые выборы должны быть произведены не позже чем на 60-й день после роспуска.

Статья 29. Заседания рейхстага публичны. По предложению 50 членов и большинством в 2/3 голосов заседание может быть объявлено закрытым.

Статья 30. Соответствующие истине добросовестные отчеты о прениях на публичных заседаниях рейхстага, ландтага [107][3] или ко­миссий свободны от всякой ответственности.

Статья 32. Для постановления рейхстага требуется простое большинство голосов, поскольку конституция не предписывает другого соотношения их...

Статья 33. Рейхстаг и его комиссии могут потребовать присутствия рейхсканцлера и каждого из имперских министров.

Рейхсканцлер, имперские министры и их уполномоченные имеют доступ на заседания рейхстага и его комиссий. Области имеют право посылать на эти заседания уполномоченных, кото­рые излагают точку зрения своего правительства по обсуждаемо­му предмету.

По их требованию должны выслушиваться представители правительств во время прений, а представители имперского правительства - даже вне порядка дня...

Статья 34. Рейхстаг имеет право, а по предложению 1/5 своих членов - обязан назначать следственные комиссии. Эти комиссии собирают на публичных заседаниях доказательства, которые они или инициаторы предложения считают нужными. Заседания след­ственной комиссии могут быть объявлены закрытыми большин­ством 2/3 ее членов. Наказ определяет порядок производства дел в комиссии и устанавливает число ее членов...

Статья 36. Никто из членов рейхстага или какого-либо из ландтагов не может когда-либо быть подвергнут преследованию в судебном или должностном порядке или вообще быть привле­чен к ответственности, иначе как в самом законодательном собра­нии, за свое голосование или за мнение, выраженное при осу­ществлении его депутатской деятельности.

Наши рекомендации