Мораль предполагает, согласно определению, 1) господство разума над аффектами; 2) стремление к высшему благу; 3) добрую волю и бескорыстие мотивов.
Моральный (добродетельный) человек умеет сдерживать себя, властвовать над страстями. Но для чего он это делает? Чтобы не конфликтовать с окружающими? Если так, то чем он тогда отличается от хитреца, ловко манипулирующего межличностными отношениями и всячески избегающего осложнений? Ему выгодно быть добрым. Но в таком случае это не добро. Правда, его действия можно трактовать иначе: уступая другим, он усмиряет свои эгоистические чувства, желание все сделать по-своему, вопреки другим. А это уже нравственная позиция.
Моральный человек нацелен на высшее благо. Но что такое высшее благо? И как высоко оно расположено? И тогда высшие блага и идеалы предстают перед нами в виде некоего размытого множества, контуры которого приходится определять самим. И притом так, как умеем, как желаем, как нам выгодно. Иными словами, в абсолютные принципы мы привносим относительность и субъективизм. Не превращаем ли мы высокие ценности в низменные оценки? Но чем более универсальными и абстрактными являются высшие идеалы, тем большему числу они подходят. Значит, таким путем они вполне достигают своей цели: выступать регулятором поведения для наибольшего числа людей.
Принцип «не убий» выступает нравственным законом практически во всех культурах. Но абстрактность норм имеет
оборотную сторону — вариативность поведения. Один и тот же принцип может интерпретироваться огромным количеством способов. Но похожи ли они на оригинал? Вариативность в истолковании дополняется вариативностью в исполнении. Человеку говорят: «не убий». А он сомневается, как же не убивать, если он: а) враг моей родины, б) только что убил другого человека, в) смертельно оскорбил честного человека и т.д. Если «не убий» — абсолютный закон, то почему в высоконравственном дворянском обществе разрешались дуэли, во многих, если не во всех, странах до недавнего времени существовала смертная казнь за особо тяжкие преступления, а во всех обществах почетом пользовались воины, уничтожившие наибольшее число врагов?
Парадокс абстрактных норм морали заключается в том, что они не только безадресны, но и бессубъектны. У научной теории и художественного произведения есть конкретный автор. А у моральных норм? Кто наделен правом наказывать за их нарушение, если они — ничьи? Если никто конкретно, то тогда каждый вправе узурпировать данную роль. Но прежде этот каждый вправе оценить, заслуживает ли проступок наказания. Но как в таком случае быть с библейской формулой: «Не суди сам и не судим будешь»? Парадокс моральной оценки связан с вопросом о том, кто может вершить моральный суд, кто имеет право выносить моральные оценки. Может быть, первое лицо в государстве? Но у него иная компетенция: он выносит суд по политическим вопросам. Тогда им может стать самый нравственный человек в стране. Но кто это? Может быть, священник? Но ему запрещают выполнять от имени Господа то, что может делать только сам Господь. Не идет ли речь о святом — человеке, достигшем высшей ступени духовного совершенства. Но именно на этой ступени ему открывается высшая мудрость — скромность и смирение. Самым мудрым в Древней Греции слыл философ Сократ. Но именно ему принадлежит крылатая фраза: «Я знаю только то, что ничего не знаю». В том кроется парадокс, но лишь видимый. Накопление знаний действительно делает человека мудрее икомпетентнее. Но познание можно уподобить шарику, поверхность которого по мере расширения соприкасается со все большим пространством непознанного. Чем больше мудрость, тем выше скромность, точнее, осознание своего
несовершенства. И чем выше человек в нравственном отношении, тем критичней он к себе относится. В таком случае подлинно нравственный человек не может считать себя достойным кого-то судить.
Выходит еще один парадокс: достойные судить отказываются, а другие, кому по моральным качествам заказано это делать, с удовольствием практикуют. На каждом шагу мы получаем осуждения, поучения, замечания и т.д. Конвейер работает безостановочно — в трамвае, на улице, в школе, дома, на работе. И каждый из нас только часть всеобщего кругооборота. При этом люди, охотно берущие на себя роль учителя и судьи в вопросах морали, обнаруживают самодовольство, несовместимое с моралью. Поскольку каждый день нам приходится решать нравственные дилеммы в быту и на работе, мы считаем себя — некоторые вполне справедливо — людьми, достаточно хорошо разбирающимися в таких делах. Мы сами назначили себя в эксперты.
Любопытно, что степень экспертности прямо связана с социальным рангом: чем выше ступеньку в социальной иерархии занимает индивид, тем с большим упорством мнит себя специалистом по нравственным вопросам. Не менее любопытно и другое. По мере того как человек делает успешную карьеру, продвигается вверх, тем чаще ему приходится совершать поступки, не всегда согласуемые с моралью. Не случайно говорят, что самые безнравственные люди — власть имущие. У кого сохранились остатки убеждений, сходит на половине дистанции. Можно сформулировать своего рода закон: в иерархии каждый поднимается до уровня своей полной безнравственности. Он представляет собой полную аналогию с известным принципом Питера: в управлении каждый поднимается до уровня своей некомпетентности. Прибавим к нему ранее выясненный парадокс: те, кто мог бы вершить моральный суд, не будут этого делать, тем, кто хотел бы вершить его, нельзя этого доверять. Как вы думаете, они не противоречат друг другу?
Первое, что делает человек, вставший на путь нравственного совершенствования, запрещает судить других. Но это означает, что моральная оценка превращается в самооценку. Вы судите в первую очередь себя самого. Но каким еще может быть моральный суд? Возможно, другим он и не должен быть.
Юридическое осуждение выносится одному человеку другим от имени всеобщего закона — Уголовного кодекса, равного для всех. Деяние, за которое человек отвечает перед другими людьми по закону, есть преступление; то же деяние, когда за него человек отвечает перед своей совестью, — грех. Зло или грех есть нарушение нравственного закона.
Серьезное отличие морального познания от научного состоит в его неэкспериментируемости. Предположим, что вы посчитали для себя добром никогда не вмешиваться в чужие дела. Но как проверить, истинно данное суждение или нет? Экспериментировать на себе или на других? Экспериментирование на других получило название учиться на чужих ошибках. Как разумный принцип мы все его признаем. Действительно, зачем совершать свои ошибки, куда лучше поучиться на чужих. Признаем, но не выполняем. Почему? Возможно, потому, что чужой опыт устранения ошибок нам не подходит. Обязательно нужен свой. Чужие ошибки мы познаем абстрактно, не участвуя в эксперименте. Алгоритм их решения никогда не закрепится в нас настолько прочно, чтобы мог автоматически выручать в любой критической ситуации. Когда ученый проверяет ошибочную теорию, то результатами его опытов могут пользоваться все ученые мира. Но когда вы проверяете истинность морального правила, результат эксперимента пригоден вам одному, да и то не всегда.
Моральный лабиринт еще больше запутывается, когда мы вводим в него два новых условия — парадокс моральной оценки и парадокс морального поведения, тесно связанные с нравственной самоаттестацией.
Итак, мораль — система взаимных обязанностей, которые вменяются людям, а те принимают их насебя. Эти обязанности осознаютсяими какопределенные жизненные задачи, безусловно исполняемые в конкретных обстоятельствах.
Понятия:нравственность, мораль, моральное поведение.
Вопросы и задания
1. Как сочетаются разумное и чувственное начала в нравственной личности?
2. Определите основные критерии нравственного поведения.
3. Какие моральные нормы существуют в современном обществе?
*4. Одно из правил морали гласит: «Не суди сам и не судим будешь». Как оно действует в отношении восхваления другого? Составьте новую формулу и объясните ее.
*5. Как вы понимаете выражение: «Мораль обращается к человеку от имени всех людей»?
*6. Парадокс морального поведения сформулировал древнеримский поэт Овидий: «Благое вижу, хвалю, но к дурному влекусь». Как вы его прокомментируете?
*7. Что означает евангельское правило: «По плодам их узнаете их»?
/Проблема.Возможно ли и необходимо ли оставаться моральным человеком в аморальном обществе, коллективе?
Практикум.Апостол Павел в «Послании к Галатам» сформулировал основу религиозного воззрения на мораль: «Ибо весь закон в одном слове заключается: Люби ближнего твоего, как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом. Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти; ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. Дела плоти известны; они суть: вражда, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное; предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божья не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать» (Галат. 5:14—26).
Выскажите свои суждения об актуальности этого поучения в наши дни.