Полномочия и организация работы Европейского Парламента

Порядок работы.

А. Руководящие органы

Председатель — высшее должностное лицо Европарламента, кото­рое осуществляет руководство «всей деятельностью Парламента и его органов» Председатель избирается депутатами из своего состава сроком на 2,5 года, т.е. на половину парламентской легислатуры2. Допускается повторное избрание на этот пост.

Помимо традиционных полномочий по руководству пленарными заседаниями Председатель Евро-парламента выступает в качестве официального представителя воз­главляемого им института в отношениях с другими органами ЕС, а также иностранных государств.

Заместители председателя (вице-председатели) - 14, как и Председа­тель, избираются депутатами из своего состава на 2,5 года с правом на переизбрание в дальнейшем. Уже при выборе заместителей определяется «порядок старшинства» (ст. 15 ВР): первый заместитель, второй и т.д.- так, заместители призываются к вы­полнению полномочий Председателя в случае его отсутствия (ст. 20 ВР).

Вместе с Председателем заместители образуют первый коллегиаль­ный руководящий орган Европарламента — Бюро.

Бюро — это орган Парламента, на который возложено решение ор­ганизационных, финансовые и технических вопросов его деятельнос­ти. «Бюро регулирует финансовые, организационные и администра­тивные вопросы, касающиеся депутатов, внутреннюю организацию Парламента, его секретариата и

Конференция председателей. В отличие от Бюро, которое может быть названо административным органом, Конференция председате­лей выступает как орган политического руководства работой Парла­мента. В состав Конференции председателей входят Председатель Европар­ламента и председатели политических групп (отсюда и название дан­ного органа). Еще двух человек делегируют депутаты, не входящие ни в одну из групп («неприсоединившиеся»), но без права голоса. В отличие от других коллегиальных органов Европарламента, Конференция председателей должна стремиться найти консенсус по всем обсуждаемым ею вопросам

Кроме Бюро и Конференции председателей в структуре Европар­ламента функционируют и другие коллегиальные органы с консульта­тивными полномочиями: Конференция председателей комиссий и Кон­ференция председателей делегаций. Эти органы дают рекомендации Бюро и Конференции председателей по вопросам функционирова­ния, соответственно, парламентских комиссий или межпарламент­ских делегаций, включающих депутатов Европарламента.

Б. Парламентские комиссии

Из числа депута­тов в Европейском парламенте образованы комиссии: постоянные и временные.Задача постоянных комиссий — предварительный анализ проек­тов решений, подлежащих принятию Европарламентом. Временные комиссии Европарламента образуются для изучения какого-либо отдельного вопроса. После представления доклада на пленарном заседании они прекращают свое существование.

Каждая комиссия обладает своей внутренней структурой. Внутри нее образуются подкомиссии. Руководящими органами комиссии яв­ляются ее председатель и бюро (председатель комиссии плюс три его заместителя), избираемые членами комиссии из своего состава.

В. Квесторы

Квесторы — это должностные лица Европарламента, которые «от­ветственны за выполнение административных и финансовых задач, непосредственно затрагивающих депутатов» (ст. 25 ВР). Квесторы в своей деятельности подотчетны Бюро Европарламента, в состав кото­рого они входят с правом совещательного голоса. Иизбираются депутатами из своего состава на 2,5 года. Квесторов всего пять, и между ними, аналогично заместителям Председателя, устанав­ливается «порядок старшинства»

Г. Генеральный секретариат

Генеральный секретариат представляет собой аппарат Европарла­мента. Его сотрудники должны обеспечивать нормальную работу Пар­ламента в целом и его членов (перевод документов, техническое об­служивание и т.д.). Это не сами парламентарии, а лица, состоящие на гражданской службе Европейских сообществ (примерно 3500 человек).

Порядок работы и принятия решений

Европарла-мент работает в сессионном порядке. Сессия длится почти целый год и подразделяется на 12 «сессионных периодов». По общему правилу, пленарные заседания и заседания парламент­ских комиссий (кроме следственных) являются публичными; такой же характер имеет их документация .

Принятие решений Европарламент осуществляет, по общему пра­вилу, способом простого большинства, т.е. большинства от числа по­данных голосов.

В некоторых случаях учредительные договоры, однако, предусмат­ривают усложненный порядок принятия решений, а именно:

а) абсолютное большинство от общего числа членов Европарла­мента (т.е. «за» — не менее 314 голосов), например, при даче согласия на вступление новых государств-членов в Союз (ст. 49 Договора о Ев­ропейском Союзе)1;

б) 2/3 поданных голосов, представляющих абсолютное большин­ство всех членов, например, при даче согласия на применение санк­ций к государствам-членам, нарушившим общие принципы консти­туционного строя (ст. 7 Договора о Европейском Союзе).

в) 3/5 поданных голосов, представляющих абсолютное большин­ство всех членов, например, при утверждении некоторых бюджетных расходов (ст. 272 и 273 ДЕС).

Голосование депутатов всегда является личным, а в качестве стандартного способа голосова­ния предусматривает поднятие рук (ст. 133). С учетом технического прогресса в качестве альтернативы может применяться электронное голосование (ст. 135 ВР).

Наши рекомендации