Фактор многозвенности реализации управленческих решений
Одним из важных факторов, влияющих на качество управленческих решений, является число уровней в организации, через которые транслируется и нередко искажается информация, связанная как с подготовкой управленческого решения, так и с его доведением до исполнителей. Этот же фактор влияет на задержку информации, предназначенную для субъекта принятия или реализации решения, и также негативно сказывается на качестве управленческих решений.
Среди прочих факторов, определяющих качество управленческого решения, можно выделить:
o соответствие принимаемых решений действующему механизму управления;
o квалификацию кадров, осуществляющих разработку, принятие решений и организацию их исполнения;
o готовность управляемой системы к исполнению принятых решений и т.д.
Требования, предъявляемые к качеству управленческих решений
К обеспечению качества управленческих решений предъявляется совокупность следующих требований.
Обеспечение единства целей.Все управленческие решения должны способствовать достижению поставленных целей, согласно определенному дереву целей. В связи с этим управленческие решения не могут носить противоречивый характер.
Обоснованностьи правомочность.Качество управленческих решений определяется их научной обоснованностью и аргументированностью, а также соответствием прав и обязанностей лиц, принимающих решения, с одной стороны, и лиц, осуществляющих реализацию управленческие решения, - с другой.
Ясность формулировок.Управленческое решение должно быть сформулировано в виде доступном и однозначно для конкретного исполнителя - кратко, четко и конкретно.
Гибкость вариантов реализации.Сложные управленческие решения должны предусматривать возможность изменения алгоритма их реализации при изменении внешних и внутренних условий и неизменности цели, что обеспечивает устойчивость ее достижения.
Своевременность принятияи оперативность реализации управленческого решения.Это неотъемлемые требования, предъявляемые к их качеству.
Объективность управленческого решения.Считается наиболее сложным с точки зрения выполнения требований, предъявляемых к сто качеству, поскольку всегда "завязано" на конкретные субъекты управления.
Возможность контроляи корректировки процесса исполнения управленческого решения.Их отсутствие существенно снижает качество исполнения решения.
Эффективная организация процесса сбораи обработки информациидля принятия управленческих решений. Продуманная организация процессов сбора и обработки информации сокращает время и усилия на разработку управленческих решений, повышает их обоснованность и качество.
Наличие механизма реализации.Одним из требований к качеству управленческого решения считаются механизмы, предусмотренные для его реализации.
Цели и критерии оценки качества управленческих решений
В общем случае под целью понимается идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; финальный результат, на который преднамеренно направлен процесс.
Применительно к качественному управленческому решению под целью следует понимать идеальный предмет сознательного стремления субъекта, реализуемого посредством выработки и реализации соответствующего управленческого решения, обеспечивающего получение желаемого результата в определенных условиях на заданном временном интервале.
Основные требования к цели управленческого решения:
o простота и точность формулировок, обеспечивающая понимание исполнителями;
o измеримость, обеспечивающая необходимые корректировки в случае отклонения фактического результата от ожидаемого;
o реальность, обеспечивающая се достижимость в установленные сроки;
o наличие стимулов, мотивирующих исполнителей к ее достижению;
o совместимость с другими целями в рамках общего решения более высокого порядка;
o формализуемость как возможность сформировать цель в стандартизованном виде.
Частно управленческие решения носят многоцелевой характер, поскольку помимо основной идеи, например максимизации выручки и прибыли, должны одновременно обеспечивать приемлемость показателей ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия.
В общем случае в организации выделяют цели трех основных типов (табл. 3.2).
Критерии оценки качества управленческих решений должны позволять заблаговременно устранять, выявлять недостатки и доводить качество решения к моменту его принятия до требуемого уровня, поскольку в отличие от оценки качества продукции отсутствует возможность ожидания окончания производственного процесса для отделения, например, годной продукции от брака. Принимаемое управленческое решение должно быть заведомо "годным" ( качестве иным).
Таким образом, при оценке качества управленческих решений взамен схемы "работа - контроль качества итогового результата производства", характерной для создания товарной продукции, должна быть реализована схема "разработка управленческого решения - поэтапная оценка качества, вплоть до представления окончательного варианта для принятия решения". Такая сопровождающая оценка качества управленческого решения, которая может быть использована и на этапе его реализации, представляет собой неотъемлемую часть процесса управления. Она играет роль обратной связи в системе управления качеством разработки и реализации управленческого решения.
Оценка качества управленческих решений может быть осуществлена на основе критериев - показателей качества, под которыми будем понимать значимые признаки и свойства управленческих решений, характеризующие их цели, назначение, содержание, методы и организацию процессов разработки и реализации, сроки выполнения, затраты ресурсов, связь с другими управленческими решениями и т.д.
Таблица 3.2. Основные тины целей организации
Тип цели | Назначение | Характеристика |
Официальные | Определяют общее назначение организации, отражаются в уставе или положении об организации, а также публично озвучиваются руководителем в качестве долгосрочных целей | Объясняют миссию организации в обществе, имеют внешнюю направленность и выполняют важную представительскую и имиджевую функцию, создавая организации соответствующий имидж |
Оперативные | Определяют, чем конкретно в текущий период времени занимается организация и могут несколько отличаться от официальных целей | Имеют внутреннюю направленность и призваны мобилизовать ресурсы организации; формой их выражения может быть план работы |
Операционные | Определяют содержание деятельности конкретных работников и позволяют давать опенку их работе | Более конкретны и измеряемы, чем оперативные цели. Формулируют индивидуальные задания дня конкретных исполнителей |
Критерии, позволяющие оценить качество управленческих решений, представлены в табл. 3.3.
Таблица 3.3. Совокупность критериев оценки качества управленческих решений
Критерий оценки | Характеристика оценки |
Целесообразность управленческого решения | Оправданность пели принятия решения |
Качество пояснений причин принятия управленческого решения | Доступность причин возникновения управленческого решения для его понимания исполнителем |
Качество изложения задании л. 1я исполните. | Содержание перечня заданий для исполнения |
Качество отражения происхождения решения | Атрибуты источника возникновения управленческого решения (присутствие названия формы документа, наличие официального бланка, указание лица, принявшего решение и т.д.) |
Качество выделения основной мысли управленческого решения | Качество выделения основной идеи управленческого решения |
Качество мотивации управленческого решения | Качество обозначения стимулов для успешной реализации управленческого решения |
Качество учета индивидуальных особенностей исполнителей | Качество учета индивидуальных способностей, возможностей и мотивов исполнителей к реализации управленческого решения |
Критерий оценки | Характеристика оценки |
Правомерность управленческого решения | Качество соблюдения законодательной и правовой базы |
Отражение индикаторов управленческого решения | Качество отражения ожидаемых результатов и сроков реализации управленческих решений |
Культура формулировки управленческого решения | Степень уважения к исполнителям, отраженная в формулировке управленческого решения |
Рациональность использования ресурсов, предусмотренная управленческим решением | Заложенная в управленческом решении рациональность использования ресурсов, а также фактическая эффективность использования ресурсов при реализации управленческих решений |
Новизна управленческого решения | Новаторство разработанного решения и творческий подход исполнителей при его реализации |
Уровень технической обеспеченности управленческого решения | Уровень продуманности при разработке управленческого решения вопросов технической обеспеченности исполнителей |
Эксплуатация в управленческом решении имиджа организации | В какой мере в управленческом решении используется имидж организации и в какой степени само решение соответствует этому имиджу |
Вариативность | Возможность выбора исполнителем вариантов реализации управленческого решения, предусмотренная при разработке решения, и фактическая реализация этих возможностей при реализации решения |
Социально-целевые критерии, характеризующие управленческое решение | В какой степени управленческое решение направлено на удовлетворение материальных и духовных потребностей социальных групп, коллектива, региональной общности людей и т.д., а в какой оно направлено на удовлетворение интересов ЛПР |
Критерии динамики производственно-хозяйственной деятельности, обеспечиваемые управленческим решением | Рост эффективности, обеспечиваемый реализацией управленческих решений (за счет изменения технико-технологического уровня производства, технического уровня, качества продукции и услуг и т.д.) |
Существуют и другие критерии оценки качества управленческих решений, включая критерии: совершенствования технологической схемы; качества исполнения и оформления документов; качества организационной структуры; рационального распределения работ между исполнителями; программной организации работы; соблюдения сроков выполнения этапов решения; уровня квалификации исполнителей; установочно-мотивационные критерии; полноты материально-технического обеспечения; качества информационного обеспечения и др.
Конечно, не все из перечисленных показателей используются как критерии качества управленческих решений одновременно, но они позволяют сформировать интегральный критерий качества конкретных управленческих решений на основе того подмножества критериев, которые в наибольшей степени характеризуют качественные свойства прикладных управленческих решений.
При сравнении вариантов управленческих решений в отсутствие заданного критерия для многопараметрической системы используют различные принципы, например:
o принцип Парето, в соответствии с которым улучшение качества решения производится до тех пор, пока улучшается хотя бы один из его параметров;
o принцип Нэша, означающий, что выбор рационального решения при взаимодействии многих субъектов должен производиться среди множества точек равновесия, и такой выбор будет устойчивым, однако не обязательно наилучшим, поскольку не все точки равновесия эффективны;
o принцип фон Неймана-Моргенштерна, в соответствии с которым наилучшим считается решение, максимизирующее выигрыш и (или) минимизирующее проигрыш;
o принцип Байеса, предполагающий, что на основе известного распределения вероятностей появления реакций системы, наилучшим решением будет максимум математического ожидания из всех вариантов решения.
Таким образом, критерий качества представляет характеристики свойств управленческой деятельности, позволяющие сформировать суждение о ее качестве. Л в случае множества вариантов несравнимых решений, улучшить каждое из которых невозможно, предпочтение отдается одному из них по определенному формализованному критерию качества.