Требования к содержанию и объем основных разделов

Изложение материала в курсовой работе должно быть последовательным и логичным. Все разделы должны быть связаны между собой.

Титульный лист должен содержать следующие сведения:

- полное наименование министерства, вуза, кафедры;

- название вида документа (курсовая работа);

- название темы курсовой работы;

- сведения об исполнителе (Ф.И.О. студента , номер группы, подпись);

- сведения о научном руководителе (Ф.И.О., ученое звание, ученая степень, подпись);

- наименование места и года выполнения.

Воглавлениикурсовой работы указываются названия всех разделов, подразделов и приложений, в том числе:

- введение;

- главы, параграфы;

- заключение;

- список используемой литературы;

- приложения.

Введение

Введение является вступительным обобщением к курсовой работе и должно содержать:

- обоснование актуальности выбранной темы исследования. Обосновывая актуальность темы исследования, достаточно кратко охарактеризовать сущность сложившейся в современной науке ситуации в связи с выбранной темой. В том, как именно студент подойдет к этому обоснованию, проявится его научная и профессиональная подготовка;

- указание на степень разработанности данной темы в юридической науке. Переходя к описанию степени разработанности темы в современной научной литературе, студент должен продемонстрировать достаточно глубокое знакомство с имеющимися источниками, способность к критическому мышлению и объективной оценке позиций ученых- правоведов по изучаемой теме;

- определение границ исследования (объект, предмет, рамки изучаемого вопроса);

- четко сформулированные пели и задачи исследования. Необходимо учитывать, что для работ такого рода характерна постановка одной цели исследования и нескольких задач, обеспечивающих ее достижение;

- перечисление и характеристику сложившихся подходов и методов исследования, применяемых в процессе выполнения работы.

- определение информационной базы исследования;

- краткое описание структуры.

Актуальность темы работы - это обоснование проблемы исследования с точки зрения еѐ социальной и научной значимости в настоящее время, т.е. современность, жизненность, насущность, важность, значительность выбранной темы. Иными словами – это аргументация необходимости исследования темы работы, раскрытие реальной потребности в ее изучении и необходимости выработки практических рекомендаций.

Объект исследования курсовой работы – это определенная область реальности, социальное явление, которое существует независимо от исследователя.

Предмет исследования – это значимые с теоретической или практической точки зрения особенности, свойства или стороны объекта. Предмет исследования показывает, через что будет познаваться объект. В каждом объекте исследования существует несколько предметов исследования и концентрация внимания на одном из них означает, что другие предметы исследования данного объекта просто остаются в стороне от интересов исследователя.

Объект всегда шире, чем его предмет. Если объект - это область деятельности, то предмет - это изучаемый процесс в рамках объекта курсовой работы. Предмет во введении к курсовой работе указывается после определения объекта.

Цель курсовой работы показывает то, чего хочет достичь студент в своей исследовательской деятельности, цель показывает какой необходимо достигнуть конечный результат в работе.

Задачи раскрывают путь к достижению цели. Каждой задаче, как правило, посвящена глава курсовой работы. Задачи могут вводиться словами:

- выявить;

- раскрыть;

- изучить;

- разработать;

- исследовать;

- проанализировать;

- систематизировать;

- уточнить и т.д.

Количество задач должно быть 4-5. Задачи обязательно должны быть отражены в заключении, выводах и рекомендациях.

Методы исследования. Методы – это способы, приемы познания объекта. В любой

курсовой работе используется метод анализа литературы, анализа нормативно-правовой

документации по теме курсовой , а также анализ документов, архивов и проч.

В курсовой работе вы можете написать следующие используемые методы:

- анализа литературы;

- анализа нормативно-правовой документации по теме курсовой;

- изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;

- сравнение;

- интервьюирование;

- моделирование;

- синтез;

- теоретический анализ и синтез,

- абстрагирование,

- конкретизация и идеализация,

- индукция и дедукция,

- аналогия,

- классификация,

- обобщение,

- исторический метод,

- специально-юридический и сравнительно-правовой.

Краткое описание структуры. В заключение раздела «введение» необходимо описать структуру курсовой работы.

Общий объем введения составляет 1,5- 2 страницы.

Основная часть

В курсовой работе необходимо изложить теоретические положения по каждому вопросу плана и показать глубокие знания учебной и научной литературы и действующего законодательства.

Изложение теоретических положений должно сопровождаться их критическим рассмотрением, осмыслением, комментариями ведущих специалистов и ученых, а также практическими примерами.

Структура основной части состоит из двух (трех) глав, разбитых на два (три) параграфа, в каждой из которых применительно к поставленным вопросам логически последовательно излагается материал по теме.

Каждая глава должна начинаться с новой страницы.

Каждый параграф необходимо завершать обобщениями и выводами, логически вытекающими из рассмотренных в нём положений.

Данные обобщения и выводы в дальнейшем надлежит использовать для формулирования заключения.

Главы и параграфы должны иметь заголовки, отражающие их содержание. Заголовки глав не должны повторять название работы, а заголовки параграфов – названия глав. Содержание основной части должно соответствовать поставленным задачам. В главах освещаются задачи работы, в параграфах – отдельные вопросы (части задачи). Поставленные задачи следует раскрывать в равной степени подробно, обстоятельно, и, следовательно, все части работы должны быть примерно равны по объему. В конце каждой части делается вывод и намечается переход к следующей части.

Все главы и параграфы располагаются в порядке, указанном в оглавлении, и должны быть логически взаимосвязаны, обеспечивая последовательное развитие основных идей темы на протяжении всей работы.

При написании работы не допускается использовать личное местоимение «я», а следует применять местоимение «мы». Например, «нами установлено, мы приходим к выводу» и т. п. Рекомендуется также использовать изложение авторской позиции от третьего лица (например, «автор полагает, что...») и страдательный залог (например, «разработан специальный подход к решению...»). Этого требует научный этикет, так как любое теоретическое или эмпирическое положение, является результатом переосмысления им научных трудов и в этом смысле представляет собой плод коллективной мысли.

Рассматриваемые положения должны быть логически взаимосвязаны и подтверждены убедительными выводами. Также рекомендуется использовать юридическую терминологию.

В работе студент обязан делать ссылки на используемые им источники.

Заключение

В заключении необходимо подвести итоги, дать рекомендации и предложения, которые, по мнению студента, будут способствовать положительному решению изучаемой проблемы. Текст заключения должен быть составлен таким образом, чтобы выводы соотносились с поставленными во введении целью и задачами исследования и свидетельствовали о разрешении всех задач и достижении цели.

Заключение должно составлять 1,5 - 2 страницы печатного текста.

Список используемой литературы

Вопросам оформления списка источников литературы, прилагаемого к курсовой работе, следует уделять серьезное внимание.

Список использованной литературы показывает источниковедческую базу исследования, отражает работу автора по сбору и анализу теоретических и нормативно-правовых источников по теме научного исследования, указывает, какие сведения были заимствованы из других публикаций.

Все библиографические описания источников в списке, прилагаемом к работе, должны составляться согласно ГОСТу 7.1.-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления», ГОСТу 7.12-93 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила» и ГОСТу 7.80-2000 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления».

Библиографические списки содержат библиографическое описание использованных источников и помещаются в конце работы под наименованием «Список использованной литературы».

Библиографическое описание источника включает в себя следующие обязательные основные сведения:

- фамилия автора и его инициалы;

- заглавие;

- выходные данные: место издания, издательство, год издания;

- количество страниц.

Описание книг должно производиться следующим образом.

Список использованных источников приводится в алфавитном порядке.

Книги одного, двух или трех авторов описываются под фамилией первого автора; при двух и грех авторах они указываются после заглавия через косую черту.

Например:

Малько А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах : учеб.- метод. пособие / А. В. Малько . - 4-е изд., перераб. и доп . - М. : Юристъ , 2013. - 298 с.

Матузов Н. И. Теория государства и права : учебник для вузов /Н.И. Матузов. А.В. Малько. - М. : Юристъ , 2012. -511 с.

Книги более грех авторов указываются под заглавием (названием) книги. После названия книги за косой чертой пишется фамилия одного автора вместо следующих фамилий слово - [и др.].

Например:

Теория государства и права: учебник для вузов по спец. «Юриспруденция» / С.С. Алексеев /и др.], ред. В.Д. Перевалов. - Изд. 2-е, изм. и доп . - М. : НОРМА ; ИНФРА-М, 2016. - 595 с.

Книги, в которых не указан автор, указываются под заглавием (названием) книги. За косой чертой пишется фамилия редактора, составителя или другого ответственного лица.

Например:

Теория государства и права : учебник / ред. А.С. Пиголкин. - М. : ЮРАЙТ, 2015. - 613 с.

При описании статей из журналов указываются автор статьи, се название, за двумя косыми чертами указывают название журнала, в котором она опубликована, год, номер, страницы, на которых помещена статья.

Например:

Сорокин В.В. Теория государства и права - фундамент юридического образования / В.В. Сорокин / / Юридическое образование и наука. - 2014.

№ 2. - С. 7-8.

Статьи одного, двух или трех авторов описываются под фамилией первого автора; авторы, если их больше одного, указываются после заглавия через косую черту.

Например:

Громов Н.А. Принципы уголовного процесса, их понятые и система / Н. А. Громов, В.В. Николайченко // Государство и право. 1997. № 7. - С. 33 40.

Статья четырех и более авторов описывается под заглавием (названием) статьи, однако после заглавия через косую черту указывается фамилия одного автора и добавляется [ и др.].

Например:

Неоднозначность оценки субъективного права юридическим позитивизмом / Глушачепко С. Б. [и др.] // История государства и права. 1999. № 4. С. 38-39.

При описании статей из газет указываются фамилия и инициалы автора, (название статьи, фамилия автора указывается после заглавия через косую черту, а затем за двумя косыми чертами - название газеты, год, дата. Если газета имеет более 8 страниц, необходимо указать помер и страницы.

При описании статьи из сборника указываются автор статьи, ее название, после заглавия через косую черту указывается автор, затем после двух косых черт дается библиографическое описание книги, в которой статья опубликована, и указываются страницы, па которых размещена описываемая статья.

В подзаконных актах в качестве первого элемента приводя т заголовок, содержащий наименование официального учреждения (организации). Далее приводятся название нормативно-правового акта, его вид, дата, помер, за двумя косыми чертами - место официального опубликования.

Описание актов судебных органов производится в следующем порядке: называется Российская Федерация или субъект Федерации; указывается наименование суда, название акта, дата его принятия и номер, за двумя косыми чертами - место официального опубликования (см. Приложение 4, п.п. 4, 9).

В списке использованной литературы источники указываются в следующей последовательности:

1)Международные нормативные акты;

2)Конституция РФ;

3)Федеральные Конституционные законы;

4) Постановления Конституционного Суда РФ;

5) Федеральные законы (сначала указывается кодифицированные законы - кодексы, уставы, основы);

6) Законы;

7)Указы Президента РФ;

8) Постановления Правительства РФ;

9) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

10)акты органов государственной власти, не являющиеся источниками права (ненормативные указы Президента, распоряжения Правительства, методические рекомендации, письма и т.п. органов исполнительной власти);

11) постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ;

12)нормативные правовые акты субъектов РФ (в том же порядке, как и федеральные);

13)нормативные правовые акты органов мест ног о самоуправления;

14) работы отдельных авторов или коллективов авторов.

Нормативно-правовые акты одного вида и постановления судебных органов располагаются в хронологической последовательности, начиная от принятых ранее; книги и статьи приводятся в алфавитном порядке по фамилии авторов или по заглавию книги (статьи), исходя из правил описания источника.

Список использованной литературы нумеруется от первого до последнего названия источника. Подзаголовки к отдельным видам литературных источников не делаются.

Как правило, список использованной литературы должен содержать не менее 20 наименований. Не менее 5 источников должны быть опубликованы в течение 5 последних лет.

Ссылки на использованные источники могут указываться порядковым номером библиографического описания источника в списке использованных источников. Порядковый номер ссылки заключают в квадратные скобки. Нумерация ссылок ведется арабскими цифрами в соответствии с номером источника в списке использованных источников независимо от деления работы на главы, например: [12; С.48] и [1; Ст. 2].

Приложения

Характер и количество приложений определяется автором самостоятельно исходя из содержания. Приложения к курсовой работе обычно содержат исходный вспомогательный материал, используемый для полноты представления результатов работы.

Курсовая работа может иметь приложения, которые приводятся после списка использованной литературы. Они могут быть в виде схем, таблиц, графиков, диаграмм, копий правоприменительных документов, извлечений из статистических документов и т.п. Приложения нумеруются с указанием их номера в верхнем правом углу листа, если их больше одного. Слово «Приложение» печатается строчными буквами, за исключением начальной. Затем с новой строки строчными буквами указывается название приложения. Каждое приложение должно начинаться с повой страницы.

При использовании в курсовой работе каких-либо материалов или данных из приложений в тексте следует сослаться на номер соответствующего приложения.

4. Рецензирование курсовой работы

Полностью завершенная курсовая работа передается на кафедру, где она регистрируется в журнале кафедры и поступает научному руководителю на проверку. В течение 10 дней работа оценивается, и на нее пишется рецензия.

В рецензии проверяющий отмечает достоинства и недостатки изложения материала и делает вывод о допуске (или не допуске) студента к защите курсовой работы, о чем делается соответствующая надпись. Рецензия должна содержать положения о конкретности и ясности сформулированных в курсовой работе целей и задач исследования, ее пос­ледовательности и аргументированности, глубине понимания ключевых вопросов, корректности приводимых примеров, самостоятельности суждений и выводов автора работы, соблюдении установленных требований к оформлению последней (здесь особое внимание следует обратить па титульный лист, список литературы и ссылки на цитируемые источники). В случае не допуска работы к защите студент обязан выполнить работу вновь в соответствии с четкими и ясными указаниями рецензента. Причем к повторно выполненной работе необходимо при­ложить рецензию на первую работу.

Основные недостатки, которые часто встречаются в курсовых работах:

-во введении не указывается актуальность темы исследования, не обозначены цели и задачи исследования;

-явное несоответствие формулировки темы содержанию исследования;

-отсутствие убедительных доказательств, обоснований, выводов и рекомендаций;

-нарушение логики рассмотрения проблемы, последовательности изложения материала, неясные формулировки определений (либо вообще отсутствие последних), повторения аналогичных мыслей (авторских либо цитируемых);

-отсутствие чёткости в определении основного содержания курсовой работы;

- использование в работе недействующих нормативных правовых актов;

- использование устаревшей литературы и статистических данных;

- излагаемые по тексту примеры не подкрепляются смысловым содержанием, размышлениями студента;

- курсовая работа пишется как набор цитат, фраз и выдержек из книг, брошюр и других источников, как пересказ одной-двух журнальных статей;

- неправильное внешнее оформление (несоблюдение параметров страницы, межстрочного интервала, правил оформления сносок и т.д.);

- оформление списка использованной литературы не в соответствии с утвержденным стандартом;

- слишком большой объем курсовой работы;

-прямое заимствование курсовых работ, широко размещенных в сети Internet.

Поэтому в целях избежание совершения ошибок рекомендуется внимательно изучить настоящие методические рекомендации.

Защита курсовой работы

Защита курсовой работы происходит комиссионно, в состав комиссии входит руководитель по теме защищаемой работы и один, два преподавателя кафедры, назначенные заведующим кафедрой. Допускается открытая защита в присутствии всей группы, где обучается автор курсовой работы. В данном случае комиссия не формируется.

Защита курсовой работы проводится в установленные учебным планом и расписанием сроки и заключается в следующем: студент в течение 5-8 минут излагает основное содержание работы, даст пояснения по существу критических замечаний по работе, отвечает па заданные вопросы.

При защите студент должен продемонстрировать умение использовать Теоретические знания для объективного и всестороннего анализа исследуемой проблемы. Студент должен сформулировать своё отношение к изучаемой теме, выделить положительные и отрицательные стороны, Предложить наиболее эффективные пути и средства по их устранению. При этом излагаемые положения должны подкрепляться результатами изучения примеров из жизни, личного опыта, публикаций в средствах массовой информации и других источников.

Курсовые работы оцениваются по пятибалльной системе, при этом основными критериями оценки являются:

- «отлично» - при наличии глубоких знаний в объеме темы курсовой работы; свободном владении терминологией, теоретическим и практическим материалом; ориентации в основных дискуссионных вопросах темы курсовой работы; обоснованности актуальности темы, достижении поставленных в работе цели и задач проводимого исследования; грамотном и аргументированном обосновании положений, выдвинутых в курсовой работе; глубоком, всестороннем, самостоятельном анализе собранного материала, творческом подходе к решению проблемных вопросов; наличии умения работы с нормативно-правовой базой; при условии знания содержания специальной литературы по рассматриваемой проблеме, а также при строгом соблюдении требований к оформлению курсовой работы;

- «хорошо» - при наличии достаточно полных знаний в объеме курсовой работы, уверенном владении теоретическим материалом, умении рвязывать теоретические знания с практикой, правильном уяснении сущности законов, логически последовательном и самостоятельном изложении материала, соблюдении требований к оформлению, при допущении незначительных ошибок по отдельным вопросам работы;

- «удовлетворительно» - при наличии недостаточных знаний в объеме темы курсовой работы, неполной аргументации выводов в ходе обоснования теоретических положений и толкования законов, при использовании в работе недействующего законодательства, допущении ошибок при изложении материала и нечетком соблюдении требований, предъявляемых к оформлению работы, если в работе теоретические вопросы освещены в основном правильно, хотя и не разносторонне и без должной самостоятельности, и во время защиты курсовой работы студент испытывал затруднения при ответах на некоторые вопросы;

- «неудовлетворительно» - при наличии грубых ошибок в раскрытии темы курсовой работы и оформлении работы, проявлении недопонимания сущности рассматриваемой проблемы, отсутствии обоснований, выводов и предложений по теоретическим положениям работы, неумении связывать теорию с практикой, при неправильном применении норм права, при отсутствии ссылок на соответствующие источники в случае использования в работе чужих опубликованных работ, в случае дословного переписывания учебников и другой литературы.

Таким образом, выставляемая оценка зависит от полноты изложения темы, правильности освещения вопросов, степени использования литературы и законодательства по теме, грамотности и качества оформления, а также с учетом уровня защиты. Преподаватель обращает внимание не только па представленный в письменном виде вариант курсовой работы, по и па умение студента защитить собственное мнение, отстоять те или иные позиции по выбранной для исследования проблеме.

Отметка за курсовую работу выставляется в ведомость за подписью как минимум двух членов комиссии. Кроме отметки в ведомости при положительном результате защиты оценка выставляется в зачетную книжку за подписью руководителя курсовой работы и проставляется на Титульном листе работы, а также па бланке оформленной рецензии, приложенной к работе.

Студент, не представивший в установленный срок курсовую работу или не защитивший ее, считается имеющим академическую задолженность. Продление срока защиты производится деканатом факультета по согласованию с кафедрой при наличии уважительных причин.

После защиты курсовых работ они хранятся на кафедрах у материально ответственного лица. Срок храпения - два года. При необходимости кафедрам предоставляется право увеличения срока хранения отдельных работ с ответственностью за их сохранность и соблюдение правил использования. По истечении срока хранения курсовые работы, не представляющие для кафедры интереса, списываются по акту через архив института и сдаются в соответствии с утвержденным графиком.

Срок доработки курсовой работы устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.

Темы курсовой работы

1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина.

2. Предмет и методология теории государства и права.

3. Социальная власть и нормы догосударственного периода.

4. Причины и условия возникновения государства и права.

5. Соотношение государства и права.

6. Происхождение государства и права.

7. Государственная власть: понятие, сущность, формы осуществления.

8. Понятие и сущность государства.

9. Проблемы типологии государства.

10. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства..

11. Современные функции государства: понятие и классификация.

12. Формы (пути) развития государства и права..

13. Формы государственного правления.

14. Политические (государственно-правовые) режимы.

15. Механизм государства: понятие, структура, совершенствование.

16. Политическая система общества.

17 Формы национально-государственного и административно-территориального устройства.

18. Правовое регулирование и правовое воздействие.

19. Государство в политической системе общества.

20. Современные подходы к правопониманию.

21. Право как регулятор общественных отношений.

22. Правовая система Российской Федерации.

23. Правовой статус личности: понятие, структура, виды.

24. Правовое государство: принципы, формирование в Российской Федерации.

25. Концепция разделения властей: история и современность.

26. Государство, общество и личность.

27. Гражданское общество: понятие, структура и формирование.

28. Правосознание и правовая культура как юридические категории.

29. Право в системе социальных норм.

30. Нормативные правовые акты России.

31. Соотношение права и морали.

32. Закон: понятие и роль в демократическом государстве.

33. Правотворчество Российской Федерации.

34. Законотворческий процесс в Российской Федерации и его этапы.

35. Формы и методы осуществления функций государства.

36. Правовое регулирование и его механизм.

37. Кодификация как особая форма систематизации права.

38. Понятие, сущность и стадии процесса применения права.

39. Систематизация нормативных правовых актов.

40. Правовые отношения.

41. Юридические факты.

42. Реализация права и ее механизм.

43. Акты применения правовых норм.

44. Пробелы в праве.

45. Юридические коллизии и пути их преодоления.

46. Толкование норм права.

47. Правомерное поведение и правовая активность.

48. Правонарушение: понятие и виды.

49. Юридическая ответственность.

50 Норма права: понятие и структура.

51. Законность и правопорядок.

52. История российской правовой мысли.

53. Современная правовая политика России.

54. Проблемы совершенствования Российского законодательства.

55. Государственная служба и муниципальная служба.

56. Российский государственный аппарат в современных условиях.

57. Политические партии и общественные объединения РФ как субъекты политической системы.

58. Правовой нигилизм и пути его преодоления.

59. Права и свободы человека и гражданина в РФ.

60. Формы (источники) права.

61. Юридическая политика в правовой системе общества.

62. Юридическая техника.

63. Стимулы и ограничения в праве.

64. Англосаксонская правовая система.

65. Романо-германская правовая система.

66. Мусульманская правовая система.

67. Социалистическая правовая система.

68 Система права.

69. Тенденция развития системы права и системы законодательства в РФ.

70. Законодательная и исполнительная власти в правовом государстве.

71. Судебная власть и ее роль в построении правового государства.

72. Государство и церковь.

73. Поощрение и наказание в праве.

74. Современные подходы к пониманию нормы права.

75. Правовые средства: понятие, признаки, виды.

Приложение № 1

Образец оформления титульного листа курсовой работы

Наши рекомендации