Требования к содержанию и объем основных разделов
Изложение материала в курсовой работе должно быть последовательным и логичным. Все разделы должны быть связаны между собой.
Титульный лист должен содержать следующие сведения:
- полное наименование министерства, вуза, кафедры;
- название вида документа (курсовая работа);
- название темы курсовой работы;
- сведения об исполнителе (Ф.И.О. студента , номер группы, подпись);
- сведения о научном руководителе (Ф.И.О., ученое звание, ученая степень, подпись);
- наименование места и года выполнения.
Воглавлениикурсовой работы указываются названия всех разделов, подразделов и приложений, в том числе:
- введение;
- главы, параграфы;
- заключение;
- список используемой литературы;
- приложения.
Введение
Введение является вступительным обобщением к курсовой работе и должно содержать:
- обоснование актуальности выбранной темы исследования. Обосновывая актуальность темы исследования, достаточно кратко охарактеризовать сущность сложившейся в современной науке ситуации в связи с выбранной темой. В том, как именно студент подойдет к этому обоснованию, проявится его научная и профессиональная подготовка;
- указание на степень разработанности данной темы в юридической науке. Переходя к описанию степени разработанности темы в современной научной литературе, студент должен продемонстрировать достаточно глубокое знакомство с имеющимися источниками, способность к критическому мышлению и объективной оценке позиций ученых- правоведов по изучаемой теме;
- определение границ исследования (объект, предмет, рамки изучаемого вопроса);
- четко сформулированные пели и задачи исследования. Необходимо учитывать, что для работ такого рода характерна постановка одной цели исследования и нескольких задач, обеспечивающих ее достижение;
- перечисление и характеристику сложившихся подходов и методов исследования, применяемых в процессе выполнения работы.
- определение информационной базы исследования;
- краткое описание структуры.
Актуальность темы работы - это обоснование проблемы исследования с точки зрения еѐ социальной и научной значимости в настоящее время, т.е. современность, жизненность, насущность, важность, значительность выбранной темы. Иными словами – это аргументация необходимости исследования темы работы, раскрытие реальной потребности в ее изучении и необходимости выработки практических рекомендаций.
Объект исследования курсовой работы – это определенная область реальности, социальное явление, которое существует независимо от исследователя.
Предмет исследования – это значимые с теоретической или практической точки зрения особенности, свойства или стороны объекта. Предмет исследования показывает, через что будет познаваться объект. В каждом объекте исследования существует несколько предметов исследования и концентрация внимания на одном из них означает, что другие предметы исследования данного объекта просто остаются в стороне от интересов исследователя.
Объект всегда шире, чем его предмет. Если объект - это область деятельности, то предмет - это изучаемый процесс в рамках объекта курсовой работы. Предмет во введении к курсовой работе указывается после определения объекта.
Цель курсовой работы показывает то, чего хочет достичь студент в своей исследовательской деятельности, цель показывает какой необходимо достигнуть конечный результат в работе.
Задачи раскрывают путь к достижению цели. Каждой задаче, как правило, посвящена глава курсовой работы. Задачи могут вводиться словами:
- выявить;
- раскрыть;
- изучить;
- разработать;
- исследовать;
- проанализировать;
- систематизировать;
- уточнить и т.д.
Количество задач должно быть 4-5. Задачи обязательно должны быть отражены в заключении, выводах и рекомендациях.
Методы исследования. Методы – это способы, приемы познания объекта. В любой
курсовой работе используется метод анализа литературы, анализа нормативно-правовой
документации по теме курсовой , а также анализ документов, архивов и проч.
В курсовой работе вы можете написать следующие используемые методы:
- анализа литературы;
- анализа нормативно-правовой документации по теме курсовой;
- изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;
- сравнение;
- интервьюирование;
- моделирование;
- синтез;
- теоретический анализ и синтез,
- абстрагирование,
- конкретизация и идеализация,
- индукция и дедукция,
- аналогия,
- классификация,
- обобщение,
- исторический метод,
- специально-юридический и сравнительно-правовой.
Краткое описание структуры. В заключение раздела «введение» необходимо описать структуру курсовой работы.
Общий объем введения составляет 1,5- 2 страницы.
Основная часть
В курсовой работе необходимо изложить теоретические положения по каждому вопросу плана и показать глубокие знания учебной и научной литературы и действующего законодательства.
Изложение теоретических положений должно сопровождаться их критическим рассмотрением, осмыслением, комментариями ведущих специалистов и ученых, а также практическими примерами.
Структура основной части состоит из двух (трех) глав, разбитых на два (три) параграфа, в каждой из которых применительно к поставленным вопросам логически последовательно излагается материал по теме.
Каждая глава должна начинаться с новой страницы.
Каждый параграф необходимо завершать обобщениями и выводами, логически вытекающими из рассмотренных в нём положений.
Данные обобщения и выводы в дальнейшем надлежит использовать для формулирования заключения.
Главы и параграфы должны иметь заголовки, отражающие их содержание. Заголовки глав не должны повторять название работы, а заголовки параграфов – названия глав. Содержание основной части должно соответствовать поставленным задачам. В главах освещаются задачи работы, в параграфах – отдельные вопросы (части задачи). Поставленные задачи следует раскрывать в равной степени подробно, обстоятельно, и, следовательно, все части работы должны быть примерно равны по объему. В конце каждой части делается вывод и намечается переход к следующей части.
Все главы и параграфы располагаются в порядке, указанном в оглавлении, и должны быть логически взаимосвязаны, обеспечивая последовательное развитие основных идей темы на протяжении всей работы.
При написании работы не допускается использовать личное местоимение «я», а следует применять местоимение «мы». Например, «нами установлено, мы приходим к выводу» и т. п. Рекомендуется также использовать изложение авторской позиции от третьего лица (например, «автор полагает, что...») и страдательный залог (например, «разработан специальный подход к решению...»). Этого требует научный этикет, так как любое теоретическое или эмпирическое положение, является результатом переосмысления им научных трудов и в этом смысле представляет собой плод коллективной мысли.
Рассматриваемые положения должны быть логически взаимосвязаны и подтверждены убедительными выводами. Также рекомендуется использовать юридическую терминологию.
В работе студент обязан делать ссылки на используемые им источники.
Заключение
В заключении необходимо подвести итоги, дать рекомендации и предложения, которые, по мнению студента, будут способствовать положительному решению изучаемой проблемы. Текст заключения должен быть составлен таким образом, чтобы выводы соотносились с поставленными во введении целью и задачами исследования и свидетельствовали о разрешении всех задач и достижении цели.
Заключение должно составлять 1,5 - 2 страницы печатного текста.
Список используемой литературы
Вопросам оформления списка источников литературы, прилагаемого к курсовой работе, следует уделять серьезное внимание.
Список использованной литературы показывает источниковедческую базу исследования, отражает работу автора по сбору и анализу теоретических и нормативно-правовых источников по теме научного исследования, указывает, какие сведения были заимствованы из других публикаций.
Все библиографические описания источников в списке, прилагаемом к работе, должны составляться согласно ГОСТу 7.1.-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления», ГОСТу 7.12-93 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила» и ГОСТу 7.80-2000 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления».
Библиографические списки содержат библиографическое описание использованных источников и помещаются в конце работы под наименованием «Список использованной литературы».
Библиографическое описание источника включает в себя следующие обязательные основные сведения:
- фамилия автора и его инициалы;
- заглавие;
- выходные данные: место издания, издательство, год издания;
- количество страниц.
Описание книг должно производиться следующим образом.
Список использованных источников приводится в алфавитном порядке.
Книги одного, двух или трех авторов описываются под фамилией первого автора; при двух и грех авторах они указываются после заглавия через косую черту.
Например:
Малько А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах : учеб.- метод. пособие / А. В. Малько . - 4-е изд., перераб. и доп . - М. : Юристъ , 2013. - 298 с.
Матузов Н. И. Теория государства и права : учебник для вузов /Н.И. Матузов. А.В. Малько. - М. : Юристъ , 2012. -511 с.
Книги более грех авторов указываются под заглавием (названием) книги. После названия книги за косой чертой пишется фамилия одного автора вместо следующих фамилий слово - [и др.].
Например:
Теория государства и права: учебник для вузов по спец. «Юриспруденция» / С.С. Алексеев /и др.], ред. В.Д. Перевалов. - Изд. 2-е, изм. и доп . - М. : НОРМА ; ИНФРА-М, 2016. - 595 с.
Книги, в которых не указан автор, указываются под заглавием (названием) книги. За косой чертой пишется фамилия редактора, составителя или другого ответственного лица.
Например:
Теория государства и права : учебник / ред. А.С. Пиголкин. - М. : ЮРАЙТ, 2015. - 613 с.
При описании статей из журналов указываются автор статьи, се название, за двумя косыми чертами указывают название журнала, в котором она опубликована, год, номер, страницы, на которых помещена статья.
Например:
Сорокин В.В. Теория государства и права - фундамент юридического образования / В.В. Сорокин / / Юридическое образование и наука. - 2014.
№ 2. - С. 7-8.
Статьи одного, двух или трех авторов описываются под фамилией первого автора; авторы, если их больше одного, указываются после заглавия через косую черту.
Например:
Громов Н.А. Принципы уголовного процесса, их понятые и система / Н. А. Громов, В.В. Николайченко // Государство и право. 1997. № 7. - С. 33 40.
Статья четырех и более авторов описывается под заглавием (названием) статьи, однако после заглавия через косую черту указывается фамилия одного автора и добавляется [ и др.].
Например:
Неоднозначность оценки субъективного права юридическим позитивизмом / Глушачепко С. Б. [и др.] // История государства и права. 1999. № 4. С. 38-39.
При описании статей из газет указываются фамилия и инициалы автора, (название статьи, фамилия автора указывается после заглавия через косую черту, а затем за двумя косыми чертами - название газеты, год, дата. Если газета имеет более 8 страниц, необходимо указать помер и страницы.
При описании статьи из сборника указываются автор статьи, ее название, после заглавия через косую черту указывается автор, затем после двух косых черт дается библиографическое описание книги, в которой статья опубликована, и указываются страницы, па которых размещена описываемая статья.
В подзаконных актах в качестве первого элемента приводя т заголовок, содержащий наименование официального учреждения (организации). Далее приводятся название нормативно-правового акта, его вид, дата, помер, за двумя косыми чертами - место официального опубликования.
Описание актов судебных органов производится в следующем порядке: называется Российская Федерация или субъект Федерации; указывается наименование суда, название акта, дата его принятия и номер, за двумя косыми чертами - место официального опубликования (см. Приложение 4, п.п. 4, 9).
В списке использованной литературы источники указываются в следующей последовательности:
1)Международные нормативные акты;
2)Конституция РФ;
3)Федеральные Конституционные законы;
4) Постановления Конституционного Суда РФ;
5) Федеральные законы (сначала указывается кодифицированные законы - кодексы, уставы, основы);
6) Законы;
7)Указы Президента РФ;
8) Постановления Правительства РФ;
9) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
10)акты органов государственной власти, не являющиеся источниками права (ненормативные указы Президента, распоряжения Правительства, методические рекомендации, письма и т.п. органов исполнительной власти);
11) постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ;
12)нормативные правовые акты субъектов РФ (в том же порядке, как и федеральные);
13)нормативные правовые акты органов мест ног о самоуправления;
14) работы отдельных авторов или коллективов авторов.
Нормативно-правовые акты одного вида и постановления судебных органов располагаются в хронологической последовательности, начиная от принятых ранее; книги и статьи приводятся в алфавитном порядке по фамилии авторов или по заглавию книги (статьи), исходя из правил описания источника.
Список использованной литературы нумеруется от первого до последнего названия источника. Подзаголовки к отдельным видам литературных источников не делаются.
Как правило, список использованной литературы должен содержать не менее 20 наименований. Не менее 5 источников должны быть опубликованы в течение 5 последних лет.
Ссылки на использованные источники могут указываться порядковым номером библиографического описания источника в списке использованных источников. Порядковый номер ссылки заключают в квадратные скобки. Нумерация ссылок ведется арабскими цифрами в соответствии с номером источника в списке использованных источников независимо от деления работы на главы, например: [12; С.48] и [1; Ст. 2].
Приложения
Характер и количество приложений определяется автором самостоятельно исходя из содержания. Приложения к курсовой работе обычно содержат исходный вспомогательный материал, используемый для полноты представления результатов работы.
Курсовая работа может иметь приложения, которые приводятся после списка использованной литературы. Они могут быть в виде схем, таблиц, графиков, диаграмм, копий правоприменительных документов, извлечений из статистических документов и т.п. Приложения нумеруются с указанием их номера в верхнем правом углу листа, если их больше одного. Слово «Приложение» печатается строчными буквами, за исключением начальной. Затем с новой строки строчными буквами указывается название приложения. Каждое приложение должно начинаться с повой страницы.
При использовании в курсовой работе каких-либо материалов или данных из приложений в тексте следует сослаться на номер соответствующего приложения.
4. Рецензирование курсовой работы
Полностью завершенная курсовая работа передается на кафедру, где она регистрируется в журнале кафедры и поступает научному руководителю на проверку. В течение 10 дней работа оценивается, и на нее пишется рецензия.
В рецензии проверяющий отмечает достоинства и недостатки изложения материала и делает вывод о допуске (или не допуске) студента к защите курсовой работы, о чем делается соответствующая надпись. Рецензия должна содержать положения о конкретности и ясности сформулированных в курсовой работе целей и задач исследования, ее последовательности и аргументированности, глубине понимания ключевых вопросов, корректности приводимых примеров, самостоятельности суждений и выводов автора работы, соблюдении установленных требований к оформлению последней (здесь особое внимание следует обратить па титульный лист, список литературы и ссылки на цитируемые источники). В случае не допуска работы к защите студент обязан выполнить работу вновь в соответствии с четкими и ясными указаниями рецензента. Причем к повторно выполненной работе необходимо приложить рецензию на первую работу.
Основные недостатки, которые часто встречаются в курсовых работах:
-во введении не указывается актуальность темы исследования, не обозначены цели и задачи исследования;
-явное несоответствие формулировки темы содержанию исследования;
-отсутствие убедительных доказательств, обоснований, выводов и рекомендаций;
-нарушение логики рассмотрения проблемы, последовательности изложения материала, неясные формулировки определений (либо вообще отсутствие последних), повторения аналогичных мыслей (авторских либо цитируемых);
-отсутствие чёткости в определении основного содержания курсовой работы;
- использование в работе недействующих нормативных правовых актов;
- использование устаревшей литературы и статистических данных;
- излагаемые по тексту примеры не подкрепляются смысловым содержанием, размышлениями студента;
- курсовая работа пишется как набор цитат, фраз и выдержек из книг, брошюр и других источников, как пересказ одной-двух журнальных статей;
- неправильное внешнее оформление (несоблюдение параметров страницы, межстрочного интервала, правил оформления сносок и т.д.);
- оформление списка использованной литературы не в соответствии с утвержденным стандартом;
- слишком большой объем курсовой работы;
-прямое заимствование курсовых работ, широко размещенных в сети Internet.
Поэтому в целях избежание совершения ошибок рекомендуется внимательно изучить настоящие методические рекомендации.
Защита курсовой работы
Защита курсовой работы происходит комиссионно, в состав комиссии входит руководитель по теме защищаемой работы и один, два преподавателя кафедры, назначенные заведующим кафедрой. Допускается открытая защита в присутствии всей группы, где обучается автор курсовой работы. В данном случае комиссия не формируется.
Защита курсовой работы проводится в установленные учебным планом и расписанием сроки и заключается в следующем: студент в течение 5-8 минут излагает основное содержание работы, даст пояснения по существу критических замечаний по работе, отвечает па заданные вопросы.
При защите студент должен продемонстрировать умение использовать Теоретические знания для объективного и всестороннего анализа исследуемой проблемы. Студент должен сформулировать своё отношение к изучаемой теме, выделить положительные и отрицательные стороны, Предложить наиболее эффективные пути и средства по их устранению. При этом излагаемые положения должны подкрепляться результатами изучения примеров из жизни, личного опыта, публикаций в средствах массовой информации и других источников.
Курсовые работы оцениваются по пятибалльной системе, при этом основными критериями оценки являются:
- «отлично» - при наличии глубоких знаний в объеме темы курсовой работы; свободном владении терминологией, теоретическим и практическим материалом; ориентации в основных дискуссионных вопросах темы курсовой работы; обоснованности актуальности темы, достижении поставленных в работе цели и задач проводимого исследования; грамотном и аргументированном обосновании положений, выдвинутых в курсовой работе; глубоком, всестороннем, самостоятельном анализе собранного материала, творческом подходе к решению проблемных вопросов; наличии умения работы с нормативно-правовой базой; при условии знания содержания специальной литературы по рассматриваемой проблеме, а также при строгом соблюдении требований к оформлению курсовой работы;
- «хорошо» - при наличии достаточно полных знаний в объеме курсовой работы, уверенном владении теоретическим материалом, умении рвязывать теоретические знания с практикой, правильном уяснении сущности законов, логически последовательном и самостоятельном изложении материала, соблюдении требований к оформлению, при допущении незначительных ошибок по отдельным вопросам работы;
- «удовлетворительно» - при наличии недостаточных знаний в объеме темы курсовой работы, неполной аргументации выводов в ходе обоснования теоретических положений и толкования законов, при использовании в работе недействующего законодательства, допущении ошибок при изложении материала и нечетком соблюдении требований, предъявляемых к оформлению работы, если в работе теоретические вопросы освещены в основном правильно, хотя и не разносторонне и без должной самостоятельности, и во время защиты курсовой работы студент испытывал затруднения при ответах на некоторые вопросы;
- «неудовлетворительно» - при наличии грубых ошибок в раскрытии темы курсовой работы и оформлении работы, проявлении недопонимания сущности рассматриваемой проблемы, отсутствии обоснований, выводов и предложений по теоретическим положениям работы, неумении связывать теорию с практикой, при неправильном применении норм права, при отсутствии ссылок на соответствующие источники в случае использования в работе чужих опубликованных работ, в случае дословного переписывания учебников и другой литературы.
Таким образом, выставляемая оценка зависит от полноты изложения темы, правильности освещения вопросов, степени использования литературы и законодательства по теме, грамотности и качества оформления, а также с учетом уровня защиты. Преподаватель обращает внимание не только па представленный в письменном виде вариант курсовой работы, по и па умение студента защитить собственное мнение, отстоять те или иные позиции по выбранной для исследования проблеме.
Отметка за курсовую работу выставляется в ведомость за подписью как минимум двух членов комиссии. Кроме отметки в ведомости при положительном результате защиты оценка выставляется в зачетную книжку за подписью руководителя курсовой работы и проставляется на Титульном листе работы, а также па бланке оформленной рецензии, приложенной к работе.
Студент, не представивший в установленный срок курсовую работу или не защитивший ее, считается имеющим академическую задолженность. Продление срока защиты производится деканатом факультета по согласованию с кафедрой при наличии уважительных причин.
После защиты курсовых работ они хранятся на кафедрах у материально ответственного лица. Срок храпения - два года. При необходимости кафедрам предоставляется право увеличения срока хранения отдельных работ с ответственностью за их сохранность и соблюдение правил использования. По истечении срока хранения курсовые работы, не представляющие для кафедры интереса, списываются по акту через архив института и сдаются в соответствии с утвержденным графиком.
Срок доработки курсовой работы устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.
Темы курсовой работы
1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина.
2. Предмет и методология теории государства и права.
3. Социальная власть и нормы догосударственного периода.
4. Причины и условия возникновения государства и права.
5. Соотношение государства и права.
6. Происхождение государства и права.
7. Государственная власть: понятие, сущность, формы осуществления.
8. Понятие и сущность государства.
9. Проблемы типологии государства.
10. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства..
11. Современные функции государства: понятие и классификация.
12. Формы (пути) развития государства и права..
13. Формы государственного правления.
14. Политические (государственно-правовые) режимы.
15. Механизм государства: понятие, структура, совершенствование.
16. Политическая система общества.
17 Формы национально-государственного и административно-территориального устройства.
18. Правовое регулирование и правовое воздействие.
19. Государство в политической системе общества.
20. Современные подходы к правопониманию.
21. Право как регулятор общественных отношений.
22. Правовая система Российской Федерации.
23. Правовой статус личности: понятие, структура, виды.
24. Правовое государство: принципы, формирование в Российской Федерации.
25. Концепция разделения властей: история и современность.
26. Государство, общество и личность.
27. Гражданское общество: понятие, структура и формирование.
28. Правосознание и правовая культура как юридические категории.
29. Право в системе социальных норм.
30. Нормативные правовые акты России.
31. Соотношение права и морали.
32. Закон: понятие и роль в демократическом государстве.
33. Правотворчество Российской Федерации.
34. Законотворческий процесс в Российской Федерации и его этапы.
35. Формы и методы осуществления функций государства.
36. Правовое регулирование и его механизм.
37. Кодификация как особая форма систематизации права.
38. Понятие, сущность и стадии процесса применения права.
39. Систематизация нормативных правовых актов.
40. Правовые отношения.
41. Юридические факты.
42. Реализация права и ее механизм.
43. Акты применения правовых норм.
44. Пробелы в праве.
45. Юридические коллизии и пути их преодоления.
46. Толкование норм права.
47. Правомерное поведение и правовая активность.
48. Правонарушение: понятие и виды.
49. Юридическая ответственность.
50 Норма права: понятие и структура.
51. Законность и правопорядок.
52. История российской правовой мысли.
53. Современная правовая политика России.
54. Проблемы совершенствования Российского законодательства.
55. Государственная служба и муниципальная служба.
56. Российский государственный аппарат в современных условиях.
57. Политические партии и общественные объединения РФ как субъекты политической системы.
58. Правовой нигилизм и пути его преодоления.
59. Права и свободы человека и гражданина в РФ.
60. Формы (источники) права.
61. Юридическая политика в правовой системе общества.
62. Юридическая техника.
63. Стимулы и ограничения в праве.
64. Англосаксонская правовая система.
65. Романо-германская правовая система.
66. Мусульманская правовая система.
67. Социалистическая правовая система.
68 Система права.
69. Тенденция развития системы права и системы законодательства в РФ.
70. Законодательная и исполнительная власти в правовом государстве.
71. Судебная власть и ее роль в построении правового государства.
72. Государство и церковь.
73. Поощрение и наказание в праве.
74. Современные подходы к пониманию нормы права.
75. Правовые средства: понятие, признаки, виды.
Приложение № 1
Образец оформления титульного листа курсовой работы