Вопрос 24 Принцип всеобщего уважения прав и свобод человека
связывают с событиями конца XVIII в. — принятием Конституции США, Декларацией аббата Грегуара во Франции, попытками защиты прав человека во время вооруженного конфликта в середине XIX и начале XX в., а также учреждением Международной организации труда(МОТ). Сам принцип в универсальной форме впервые был закреплен в Уставе ООН в 1945 г. В 1946 г. Генеральная Ассамблея ООН поручила Комиссии международного права разработать и предложить государствам-членам проект универсального кодифицирующего международного договора, содержащего перечень прав и основных свобод человека, который бы соответствовал требованиям второй половины XX в. Важным, но не решающим этапом на этом пути была принятая на III сессии Генеральной Ассамблеи ООН (в порядке реализации ст. 18 Устава ООН — голосованием, в виде морально-политической, а не юридической нормы) в 1948 г. Всеобщая декларация прав человека. Документы, удовлетворяющие всем признакам источника основного принципа, — Пакты о гражданских, политических и экономических, социальных и культурных правах — были одобрены государствами только в 1966 г. и вступили в силу после сдачи 35 ратификационных грамот в 1976 г. (СССР ратифицировал Пакты в 1973 г.). Ведущая идея Пакта о гражданских и политических правах — безусловное принятие на себя государствами обязательств по защите священных или естественных или неотъемлемых прав и свобод, принадлежащих человеку по праву рождения. Второй Пакт, напротив, давал государствам возможность осуществлять реализацию прав и свобод человека соответственно своим возможностям, которые, однако, контролировались от имени сообщества государств Генеральной Ассамблеей ООН, Экономическим и Социальным советом ООН, Комиссией по правам человека и другими органами. (Оба Пакта содержат 84 статьи против 30 статей Всеобщей декларации.) Не следует думать, что тридцатилетний период от принятия Устава ООН до вступления пактов в силу прошел без результатов для процесса формирования нормативной базы принципа. Он развивался в двух направлениях.
Во-первых, формирование обязательств государств по защите важнейших прав человека — права на жизнь, права на равенство в пользовании правами и свободами независимо от расовой, религиозной, политической принадлежности (Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г., Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г., Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г., Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.).
Во-вторых, формирование обязательств по защите отдельных категорий так называемых уязвимых слоев — женщин, национальных меньшинств, коренных народов, детей, жертв вооруженных конфликтов (Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г., Конвенция о политических правах женщин 1953 г., Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщины 1979 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Конвенция о защите трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. Параллельно МОТ приняла более 300 конвенций о защите отдельных категорий трудящихся. В начале 2003 г. Россия ратифицировала Конвенцию МОТ о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда). Субъектами правоотношений в связи с защитой прав человека являются государства и межгосударственные международные организации. Перечень прав человека постоянно увеличивается, и повышается общий уровень стандарта и его защиты. Так, появились и имеют нормативное подтверждение такие права, как право человека на жизнь в ненасильственном мире, в безъядерном мире, в экологически чистом мире. В стадии становления находятся такие права, как право человека и сообщества государств на транспарентность (прозрачность) экономики государства, право на чистую питьевую воду, право на свободу от голодаи другие права. Защита перечисленных прав человека в пределах международного стандарта осуществляется государствами, которые несут ответственность перед сообществом в лице представляющих его организаций и их органов — Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности и Международного суда ООН, региональных политических организаций, таких как (ОБСЕ), Организация американских государств (ОАГ), Совет Европы и др. Обратиться с требованием о защите нарушаемых в конкретном государстве прав человека в указанные органы может любое государство, поскольку речь идет о нарушении основного принципа международного права. Наиболее грубые и систематические нарушения прав человека, такие как геноцид, апартеид, расовая дискриминация, пытки и другие деяния, считаются международными преступлениями, влекущими как ответственность государства, так и персонифицирующих его физических лиц — глав государств, правительств, военных ведомств, конкретных исполнителей преступных приказов, для чего создаются международные судебные органы — трибуналы(Нюрнбергский, Токийский — по результатам Второй мировой войны, по Югославии, по Руанде), а также постоянные международные суды, например Международный уголовный суд.