С удочерившей ее Е.Я. Михайловой. 1950-е годы
Если в первой половине 1943 года партизанское движение около Кингисеппа едва теплилось, то с осени оно получило мощное развитие и усиливалось с каждым днем. Это явление было связано с переходом из района Пскова в леса Гдова и Сланцев 9-й партизанской бригады под командованием И.Г. Светлова, Приход сюда бригады ознаменовался массовым вступлением в нее местных жителей. Среди них были не только окруженцы и местные подростки, но и сельские полицейские, старосты, и «добровольцы» из 207-й восточной кавалерийской дивизии Вермахта. Она была сформирована из пленных, являвшихся в основном уроженцами Украины. В короткий срок 9-я партизанская бригада выросла в сорок раз. Часть ее личного состава командование было вынуждено передать в 12-ю партизанскую бригаду под командованием А.А. Ингенена, прибывшую из района Волосова в леса южнее Кингисеппа. С осени 1943 года партизанские разведчики проникали в Кингисепп, устанавливали контакты с подпольем, усиленно вербовали агентуру, с каждым днем множили ряды своих сторонников. В этих условиях часть подпольщиков сумела перейти к партизанам. В их числе была Екатерина Мелихова (в 12-й бригаде она стала выпускать газету-многотиражку), учитель кингисеппской гимназии А.Н. Лобашев (в партизанском отряде он возглавил разведку), «доброволец» Н.И.Крупенин (он успешно занимался разведкой, а также подрывным делом).
Пытались уйти к партизанам, но были схвачены и расстреляны учитель гимназии ленинградец Г.К. Хайбулов, заведующий театром В.В. Иванов и его жена Ольга Васильева со своими родителями (уцелела двухмесячная дочка Ивановых — Людочка). Еще раньше был арестован и расстрелян режиссер театра Е.И. Готкевич, Готовились по первой команде уйти в лес профессор В.И. Яковлев с семьей, Э. Устав, учительница гимназии Т.М. Меркурьева (в настоящее время она проживает в поселке Кингисеппском и носит фамилию Некрасовой) и многие другие.
В конце года подпольщики решили перейти к решительным действиям, к вооруженному выступлению. Его планировалось начать с подходом советских войск к Кингисеппу. Некоторые данные говорят о том, что во главе заговора стоял начальник полиции города Кингисеппа И.И.Кудрявцев. Но очевидно фашистская контрразведка была оповещена о заговоре. 6 декабря 1943 года начались массовые аресты. Характерно, что примерно в это же время начались аресты и в Гатчине, где был арестован кингисеппский подпольщик врач Н.А. Поклонов, переведенный туда работать. Этот факт говорит о связи подпольщиков Кингисеппа и Гатчины. Вместе с Кудрявцевым были арестованы полицейские Овсянников, Константинов, Грачев; бывшие партизаны отряда Полякова — Савельев, Сидоров, Рунге, Магазейников; «добровольцы» Котов, Гусев, Шляпо и многие другие. Фашисты увезли их в Нарву, где и расстреляли. Интересно, что среди арестованных и расстрелянных был и немецкий чиновник, начальник земельного отдела Кингисеппа, Вильфман. О нем ничего не известно, даже имени.
Если не было серьезного расследования деятельности и гибели Н.П. Пасхина, то о каком-то изучении подпольщиков 1943 года после войны в Кингисеппе не могло быть и речи. Подпольщики 1943 года не укладывались в привычные исторические схемы доперестроечного времени. Послевоенные кингисеппские власти, да и соответствующие функционеры и структуры в Ленинграде сознательно не хотели замечать и признавать это «странное» подполье. Это и неудивительно. Складывается впечатление, что кингисеппские подпольщики 1943 года организовались стихийно, без указаний партийного руководства. Хотя безусловно возникновение автономного от центра кингисеппского подполья не было случайным. Определяющую роль здесь сыграли успехи на советско-германско фронте и особенно разгром фашистов под Сталинградом и на Курской дуге.
Сегодня понятно, что окрашивать кингисеппских подпольщиков только в один цвет нельзя. Оценивать их можно только так, как они есть. Но это непросто. Думается, что к большинству их не подойдет привычный термин «забытые герои». Но не признать их забытыми жертвами войны нельзя. И, конечно, нельзя вновь предать их имена забвению. Ведь эти люди — наши соотечественники, которые жили, работали, делали ошибки, каялись и боролись... Их жизненный опыт все-таки чему-то учит и воспитывает,..
Фотоматериалы и подлинный документ периода оккупации предоставлены редакции Кингисеппским историко-краеведческим музеем