Понятие знака. Типология знака
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российский государственный
социальный университет»
Кафедра конституционного и международного права
Специальность: Юриспруденция
ДОКЛАД
по дисциплине: Технологии профессиональной коммуникации и самоорганизации
на тему: «Семиотическая теория коммуникации»
Выполнил студент
___Лошкарев Игорь Олегович__
(ф.и.о.)
Форма обучения ___очная_____
Курс ___1______
Группа ЮСТ - М - 2 - Д - 2016 - 1
Проверил:
д/н, профессор
Кузьменко Григорий Николаевич
__________ _______________
(оценка) (подпись)
Москва 2016 г.
Семиотическая теория коммуникации
Понятие знака. Типология знака
Семиотика – наука, изучающая знаки и знаковые системы, производство, строение и функционирование различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию. Семиотика, ее суть и принципы используются в любых культурных феноменах, начиная от обыденного мышления, искусства и философии, включая логико-математическую семиотику и гуманитарную семиотику – семиотику языка и литературы.
Семиотика исследует знак как материально-идеальный образ, способный характеризовать нечто в его отсутствие. Знаки в своей совокупности образуют язык. Язык исторически выполняет коммуникативную функцию.
В знаковом сообщении зашифровывается соответствующее содержание, которое и передается посредством языка, но при получении этого сообщения его требуется понять, раскодировать. Выявление значения, зашифрованного в знаковом сообщении, осуществляется путем декодирования, где код означает способ упорядочения знаков в определенную систему, благодаря чему и выполняется коммуникативная функция языка.
В конце XIX в. в связи с развитием лингвистики и математической логики изучению знака стало уделяться особое значение. А с 30-х гг. ХХ в. начала складываться наука о знаках – семиотика.
Знак имеет гносеологическую природу, т. е. непосредственно связан с познанием. Гносеологическая природа знака выявляется в тех ситуациях, в которых происходит использование знаков – при использовании естественных звуковых языков, появлении членораздельной речи, с развитием способности извлекать и перерабатывать информацию.
Знаки подразделяются на языковые и неязыковые. Среди неязыковых можно выделить знаки-копии, знаки-признаки или знаки-показатели, знаки-сигналы, знаки-символы.
Знаки-копии – это воспроизведения, репродукции, более или менее сходные с обозначаемым (фотографии, отпечатки пальцев, отпечатки следов и проявлений жизни древних животных и людей).
Знаки-признаки – это знаки, связанные с обозначаемыми предметами, как действия со своими причинами. К числу таких знаков обычно относят то, что называют симптомами, приметами, показателями (дым – признак огня, жар или озноб у человека – признак болезни).
Знаки-сигналы – это знаки спецназначения, предупреждающие о наступлении вслед за ними определенного действия (или отказа от него), например: звонок будильника, аплодисменты как знак одобрения.
Своеобразным видом знаков являются знаки – символы, которые, в силу заключенного в них наглядного образа, используются для выражения значительного, но иногда отвлеченного содержания. Знаки – символы играют большую роль в культурном, в том числе и в художественном развитии человечества. Например, изображение голубя, летящего над земным шаром, – символ мира.
Знаки, входящие в состав языков как средств общения между людьми, называются знаками общения. Характерной чертой языковых знаков является то, что они не существуют изолированно друг от друга, а образуют систему взаимосвязанных знаков, соединяемых по определенным правилам (составляющим грамматику языка), а также то, что предметное значение языкового знака более или менее одно и то же для всех людей, владеющих данным языком.
Знаки общения делятся на знаки естественных языков и искусственных знаковых систем – искусственных языков.
Естественные языки выполняют роль общения людей друг с другом. Знаки естественных языков (прежде всего слова, грамматически правильно построенные выражения, предложения) состоят как из звуковых знаков, так и из соответствующих этим знакам рукописных, типографических и иных знаков. Языковые знаки могут существовать на основанных материальных явлениях, таких, как язык глухонемых, в котором отдельные знаки строятся в виде комбинаций и последовательности комбинаций, положений пальцев или письменного языка слепых (знаки которого образуются посредством наколок на бумаге). В качестве языковых знаков могут использоваться удары барабана, сигналы флажков, кратких и долгих звуков (телеграфный код).
Первичное теоретическое обоснование семиотика получила в трудах американского философа Ч. Пирса, он обосновал основные семиотические понятия, такие, как знак, его свойства, значение, отношения знаков и их классификацию. Почти одновременно с Пирсом необходимость выделения научной дисциплины семиологии обосновал швейцарский лингвист Ф. де Соссюр. Соссюр исходил из того, что данная дисциплина должна изучать роль знаков внутри общества и подчеркивал необходимость изучения языковых знаков и их социальную обусловленность.
Наряду с Ч. Пирсом и Ф. де Соссюром честь основателя семиотики принадлежит и американскому философу Ч. Моррису. Его вклад состоит в том, что он понимал семиотику как междисциплинарную сферу, как общую теорию знаков во всех их формах и проявлениях, как у человека, так и у животных, как в норме, так и в патологии, как в языке, так и вне его, как в индивиде, так и в обществе.
Развивая общую теорию знака на основе разных взаимоотношений между означающим (формой) и означаемым (содержанием), Ч. Пирс выделял три типа знаков:
1) иконический, действие которого основано на фактическом подобии означающего и означаемого (например, рисунок льва и сам лев);
2) индекс, действие которого основано на реальной смежности означающего и означаемого (например, стон является индексом ранения, болезни; веселый, жизнерадостный смех – индексом радости, счастья);
3) символ, действие которого основано на условной, установленной по соглашению связи означаемого и означающего (например, кивок головой, как правило, означает утвердительный ответ, однако, у некоторых народов это движение характеризуется как ответ отрицательный). Здесь мы видим, что связь между означающим и означаемым обозначает не отдельный предмет или вещь, а род вещи и зависит от менталитета той или иной культуры. Выделяя перечисленные типологии знаков, Пирс полагал, что иконический знак является самым простым, поскольку передавая информацию, он в принципе, принадлежит прошлому опыту.
Индекс способен передавать информацию. Но и иконические знаки, и индексы не способны образовать суждение. Только символы могут породить суждение и воздействовать на мышление человека, только символы способны вызвать ту или иную реакцию партнера в процессе коммуникации и способны воздействовать на поведение партнера.
Знак, в данном случае, выполняет прагматическую функцию, важнейшую функцию социальной коммуникации. А поэтому знак имеет важное значение для осуществления целей коммуникации. Если человек не знает социально обусловленного значения принятого в данном обществе и культуре символического значения цвета или предмета, это обстоятельство может привести к тому, что коммуникация либо не состоится, либо будет существенно затруднена.
Так, например, чехословацкий исследователь Гизел Оствальд, анализируя цветовую символику, обнаружил ограничение использования цвета в некоторых странах. В частности, белый цвет нежелателен в Испании, Китае, Южной Африке, так как он обозначает траур и смерть. Сочетание красного, белого и голубого не рекомендуется в Тайланде. Голубой цвет, по политическим мотивам, не любят арабы.
Знания о социальной обусловленности знака очень важны, ибо это способствует успешному и результативному общению, коммуникации. Знак выступает посредником между субъектами определенной, конкретной общественной системы и способствует взаимопониманию между ними только на основе символики, принятой в данном сообществе.
В роли социальных символов могут выступать жесты или позы, которые передают информацию о социальном статусе или социальных ролях коммуникантов. В сфере многоплановой деятельности человека в обществе
в роли символов выступают определяющие ценности общества, такие, как добро, истина, свобода, ответственность, справедливость. Социальными символами могут быть представлены и антиподы этих ценностей – зло, рабство, безответственность, ложь, ненависть.