Классификация правоотношений.

Виды правоотношений могут быть выделены по разным основаниям.

1. В системе права правоотношения делятся на:

o конституционные;

o гражданско-правовые;

o семейные;

o уголовные и прочие правоотношения.

2. По функциям права правоотношения делятся на:

o регулятивные, которые связаны с установлением позитивных прав и обязанностей и их реализацией (трудовые, пенсионные отношения, осуществление избирательного права и т.д.). Они представляют собой нормальное явление в жизни общества, являются формой осуществления норм права;

o охранительные, которые возникают в результате нарушения правовых предписаний, и их цель - защита существующего правопорядка, возмещение причиненного вреда, наказание правонарушителей. Таковы, например, отношения, возникающие между государством, его правоохранительными органами, с одной стороны, и личностью - с другой, в случае совершения ею преступления.

3. По методам регулирования все правоотношения делятся на:

o управленческие, основанные на властных взаимоотношениях субъектов (директор завода и работник, командир воинского подразделения и его подчиненный);

o договорные, для которых характерно равенство сторон, автономное положение их относительно друг друга (взаимоотношения коммерческих фирм).

4. В зависимости от взаимоотношений субъектов правоотношения делятся на:

o относительные, в которых четко определяются и управомоченный, и обязанный субъекты (договор купли-продажи, трудовое правоотношение и др.);

o абсолютные, в которых персонально определено лишь управомоченное лицо, а обязанными являются все остальные субъекты, призванные воздерживаться от посягательств на интересы управомоченного (право собственности, авторские правомочия и др.).

5. По времени действия правоотношения делятся на:

o длящиеся (трудовые, служебные);

o разовые, однократные (участие в выборах, договор мены).

6. В зависимости от характера правоотношений можно выделить:

o материальные, устанавливающие содержание прав и обязанностей (брачно-семейные, пенсионные);

o процессуальные, регулирующие порядок разрешения конкретных дел (разрешение трудовых споров, уголовно-процессуальные отношения).

7. По составу участников правоотношения делятся на:

o двусторонние, возникающие между двумя субъектами (договор аренды);

o многосторонние, где есть три или более участников (купля-продажа через посредника).

Состав правоотношения.

Правоотношения- урегулированные нормами права общественные отношения, участниками которых являются носители субъективных прав и юридических обязанностей.

В составправоотношения входят: субъекты, содержание, объект.

Субъектправоотношений - это участники, стороны правовых отношений, обладающие корреспондирующими юридическими правами и обязанностями. Различают индивидуальных и коллективных субъектов.

Объектправоотношений - то, по поводу чего возникает, существует само правоотношение, то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности сторон. Представляет собой:

• материальные/нематериальные блага

• действие, поведение людей

• культурные ценности, нематериальный результат человеческого труда и т.п.

• ценные бумаги, официальные документы.

Содержание правоотношений - субъективные права и юридические обязанности.

Субъективное право- мера возможного, дозволенного поведения. Структура субъективного права (что в него включается):

1. возможность положительного действия самого управомоченного лица, т. е. возможность
на собственные действия.

2. возможность требования соответствующего поведения от правообязанного лица, т.
е. право на чужие действия.

3. возможность прибегнуть к государственному принуждению в случае неисполнения противостоящей стороной своей обязанности (притязание).

4. возможность пользоваться на основе данного права определенным социальным
благом.

Юридическая обязанность— мера должного поведения. Структура юридической обязанности:

1. необходимость совершать определенные действия либо воздержаться от них.

2. необходимость для правообязанного лица отреагировать на обращенные к нему
законные требования управомоченного.

3. необходимость нести ответственность за неисполнение этих требований.

4. необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, в
отношении которого он имеет право.

Наши рекомендации