Классификация правоотношений.
Виды правоотношений могут быть выделены по разным основаниям.
1. В системе права правоотношения делятся на:
o конституционные;
o гражданско-правовые;
o семейные;
o уголовные и прочие правоотношения.
2. По функциям права правоотношения делятся на:
o регулятивные, которые связаны с установлением позитивных прав и обязанностей и их реализацией (трудовые, пенсионные отношения, осуществление избирательного права и т.д.). Они представляют собой нормальное явление в жизни общества, являются формой осуществления норм права;
o охранительные, которые возникают в результате нарушения правовых предписаний, и их цель - защита существующего правопорядка, возмещение причиненного вреда, наказание правонарушителей. Таковы, например, отношения, возникающие между государством, его правоохранительными органами, с одной стороны, и личностью - с другой, в случае совершения ею преступления.
3. По методам регулирования все правоотношения делятся на:
o управленческие, основанные на властных взаимоотношениях субъектов (директор завода и работник, командир воинского подразделения и его подчиненный);
o договорные, для которых характерно равенство сторон, автономное положение их относительно друг друга (взаимоотношения коммерческих фирм).
4. В зависимости от взаимоотношений субъектов правоотношения делятся на:
o относительные, в которых четко определяются и управомоченный, и обязанный субъекты (договор купли-продажи, трудовое правоотношение и др.);
o абсолютные, в которых персонально определено лишь управомоченное лицо, а обязанными являются все остальные субъекты, призванные воздерживаться от посягательств на интересы управомоченного (право собственности, авторские правомочия и др.).
5. По времени действия правоотношения делятся на:
o длящиеся (трудовые, служебные);
o разовые, однократные (участие в выборах, договор мены).
6. В зависимости от характера правоотношений можно выделить:
o материальные, устанавливающие содержание прав и обязанностей (брачно-семейные, пенсионные);
o процессуальные, регулирующие порядок разрешения конкретных дел (разрешение трудовых споров, уголовно-процессуальные отношения).
7. По составу участников правоотношения делятся на:
o двусторонние, возникающие между двумя субъектами (договор аренды);
o многосторонние, где есть три или более участников (купля-продажа через посредника).
Состав правоотношения.
Правоотношения- урегулированные нормами права общественные отношения, участниками которых являются носители субъективных прав и юридических обязанностей.
В составправоотношения входят: субъекты, содержание, объект.
Субъектправоотношений - это участники, стороны правовых отношений, обладающие корреспондирующими юридическими правами и обязанностями. Различают индивидуальных и коллективных субъектов.
Объектправоотношений - то, по поводу чего возникает, существует само правоотношение, то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности сторон. Представляет собой:
• материальные/нематериальные блага
• действие, поведение людей
• культурные ценности, нематериальный результат человеческого труда и т.п.
• ценные бумаги, официальные документы.
Содержание правоотношений - субъективные права и юридические обязанности.
Субъективное право- мера возможного, дозволенного поведения. Структура субъективного права (что в него включается):
1. возможность положительного действия самого управомоченного лица, т. е. возможность
на собственные действия.
2. возможность требования соответствующего поведения от правообязанного лица, т.
е. право на чужие действия.
3. возможность прибегнуть к государственному принуждению в случае неисполнения противостоящей стороной своей обязанности (притязание).
4. возможность пользоваться на основе данного права определенным социальным
благом.
Юридическая обязанность— мера должного поведения. Структура юридической обязанности:
1. необходимость совершать определенные действия либо воздержаться от них.
2. необходимость для правообязанного лица отреагировать на обращенные к нему
законные требования управомоченного.
3. необходимость нести ответственность за неисполнение этих требований.
4. необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, в
отношении которого он имеет право.