Классификация правоотношений.

Правоотношение - это общественное отношение, урегулированное правовой нормой. Правоотношения возникают между людьми, гражданами-предпринимателями, государственными органами, предприятиями, фирмами, кооперативными и иными организациями.

Классификация правоотношений может проводиться по различным основаниям.

По отраслям права:
• консти-ые (отношения по поводу прав и свобод). • админ-ые (в сфере гос-го управления). • гражданско-правовые имущ-ые (например, по поводу аренды помещения), а также тесно связанные с ними личные неимущ-ые отношения (например, по поводу получения автором вознаграждения за опубликование литературного произведения). Особенностями гражданско-правового отношения являются: юр-ое равенство сторон, их юр-ая независимость друг от друга и подчинение только закону; возникновение отношений, как правило, на основании договора или из причинения вреда;

• уголовно-правовые (отношения ответственности за различные виды преступлений). • финансовые (принятие, исполнение бюджета, исполнение обязанностей по уплате налогов и других обязательных платежей по предоставлению финансовой отчетности, получение и возврат кредита и др.);
• семейные (заключение брака, установление отцовства, алиментные и другие правоотношения);
По содержанию:
• общерегулятивные (например, общие отношения гражданства);
• регулятивные (конкретные правоотношения, например, отрегулированные гражданско-правовым договором);
• охранительные (например, отношения уголовной ответственности и наказания).

По характеру: • процессуальные (отношения по возбуждению уг-го дела, ведению следствия); • материальные (отношения по существу данного уголовного дела);

По количеству участников: • простые, например, двусторонний договор;
• сложные (сбор подписей за назначение референдума).

По степени определенности: • абсолютные (существуют между отдельным субъектом и всеми остальными, например, отношения частной собственности); • относительные — между конкретными субъектами (например, арендодателем и арендатором).

По характеру обязанности:• активные (обязанность оказать услугу по договору); • пассивные (непрепятствие владению имуществом).

По продолжительности: • моментальные (мена, купля-продажа);
• длительные (аренда)

Принцип разделения властей.

Главное требование принципа разделения властей заключается в том, что для утверждения пол-ой свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо соц-ой группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить гос-ю власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных). Причем каждая из этих властей, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.

Система "сдержек и противовесов", установленная в Конституции, законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной.

Согласно принципу разделения властей, основное назначение исполнительной власти состоит в осуществлении управленческой, организационной деятельности, направленной на исполнение правовых актов, принятых представительными органами. Исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ (ст. 110 Конституции РФ).

Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в России, которую образуют: федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации в пределах ведения Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Правительство РФ организует исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента, международных договоров, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства России.

Судебная власть – деят-сть направлена на обеспечение конституц. основ, охрану и восстановление законных прав, свобод, интересов граждан и организаций, привлечения виновных к юрид. ответственности. В своей деят-сти опирается только на закон, подчиняется закону, действует на демократических принципах, ни от кого независима. Судебная система включает в себя различные судебные учреждения, в различных государствах имеет свою специфику, зависит от формы гос. устройства, традиций и др. факторов. Формирование судов судьями в разных странах осуществляется по разному: судьи избираются; судьи назначаются пожизненно. Законодательная власть в РФ осуществляется в лице Федерального Собрания (Парламента РФ), который является представительным и законодательным органом. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. К ведению законодательной власти наряду с другими вопросами относится принятие законов, обязательных к применению на всей территории Российской Федерации, а также назначение на должность руководителей Правительства, Центрального банка РФ и решение других вопросов.

Наши рекомендации