Нового международного политического 8 страница
КОММУНИЗМ (от лат. communis - общий) - политическая теория, основанием которой является идея общественной организации, позволяющей всем людям всесторонне развивать свои способности в условиях свободы и господства общественной пользы, а также политическая практика попытки создания подобных отношений в форме социализма. В связи с многомерностью данного общественного явления выделяют следующие значения этой категории: 1. Общественно-экономическая формация, которая в результате пролетарской революции сменяет капитализм, разрешая его противоречия на основе общественной собственности на средства производства и превращения труда из силы порабощения человека в средство его развития. 2. Высшая форма развития социализма как переходной ступени от капитализма к коммунизму. 3. Коммунистическая идеология, претендующая на научное обоснование неизбежности и форм перехода от капитализма к коммунизму. 4. Идеологии утопического характера, в которых, по учению научного коммунизма, ставится цель достижения подобного общества, но предлагаются средства, с позиций коммунистической теории, в принципе нереализуемые. Многие современные мыслители считают, что теоретический коммунизм является утопией, а попытки преобразовать общество на основе этой идеологии - политическим преступлением.
Теорию коммунизма создали Маркс, Энгельс и Ленин (марксизм-ленинизм). Она возникает в конце первой половины XIX столетия. Она основана на принципе материалистического понимания истории: общественное бытие определяет общественное сознание и теории прибавочной стоимости: богатство современного товарного мира создается за счет эксплуатации наемной рабочей силы. Согласно теории, при помощи диктатуры пролетариата общество обобществляет средства производства и создает условия, позволяющие человеку в процессе труда всесторонне развиваться. Реальное воплощение данная теория получила в России и других странах социализма. В силу ряда причин этот социальный эксперимент не принес ожидаемого результата.
КОММУНИСТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ стали возникать в Европе в середине XIX в. после превращения наемных промышленных рабочих в многочисленный класс и идеологического оформления коммунистического мировоззрения. До Маркса и Энгельса рабочее движение носило локальный и сектантский характер. Марксистская идеология поставила задачу создания рабочим классом нового общества, в котором не будет эксплуатации. Для этого рабочие должны были стать организованной силой, вооружиться научной, как считали вожди пролетариата, теорией.
Коммунистическая партия возникла в качестве политической организации пролетариата с целью подготовки и осуществления революционного преобразования общества на основах планового коллективизма. Историческая роль, задачи и принципы построения политической партии коммунистов описаны Марксом и Энгельсом в «Манифесте Коммунистической партии» (1848).
В царской России Ленин разработал теорию о партии как высшей форме революционной организации рабочего класса. Подобная партия была создана им в 1903 г. Практически в каждой развитой капиталистической стране возникли коммунистические и рабочие партии, которые провозгласили себя «выразителями интересов трудящихся масс в борьбе за мир, демократию и социальный прогресс».
В октябре 1917 г. большевики в результате вооруженного восстания стали обладателями политической власти в России. Партия Ленина сформулировала задачу осуществления мировой пролетарской революции и построения социализма в России. Мировая революция не состоялась. В СССР ВКП(б), а затем КПСС взяла на себя всю полноту власти и организовала построение социализма. СССР стал мощной военной и промышленной державой, которая смогла одержать победу над фашистской Германией и ее союзниками во второй мировой войне. После окончания войны СССР превратился в одну из сверхдержав наряду с США. В то же время задача преодоления эксплуатации трудящихся, поставленная КПСС, решена не была.
После развала социализма КПСС лишилась монопольной власти. Преемница КПСС - КПРФ борется за власть в условиях политического плюрализма. В то же время проблема возможности преодоления эксплуатации до сих пор не решена ни теоретически, ни практически. Поэтому фактически КПРФ является такой же партией власти в России, как и многие другие.
КОМПРОМИСС В ПОЛИТИКЕ (лат. compromissum – соглашение) - сознательно заключенное политическое соглашение между противоположными политическими силами (партиями, организациями, государствами), выражающими интересы различных слоев и групп общества. Это способ разрешения конфликтов. Противоречий путем уступок сторон, участвующих в политической деятельности. Политических отношениях. В его основе лежит самоограничение политических сил, их устремлений, отказ от незначительных, второстепенных задач тактического характера при сохранении и неизменности основных, сущностных принципов, определяющих суть, лицо политической силы, заключающей компромисс.
Выделяют два вида политических компромиссов: 1) вынужденные, возникающие под давлением объективных и субъективных политических условий и интересов; 2) добровольные, заключаемые с взаимной выгодой для двух или более политических сил.
Политические компромиссы – неотъемлемая составляющая демократической политической системы, основное средство разрешения политических проблем и конфликтов. В условиях становления российской политической системы. Когда налицо множество политических партий, общественно-политических организаций и движений, когда каждый субъект старается всеми способами обозначить собственное политическое лицо, часто не замечая себе подобных, что порождает конфронтацию, стремление к компромиссам – единственно правильный путь преодоления возникающих конфликтов, создания понимающего общества. При этом особенно важно находить те положения в деятельности политических субъектов, которые объединяют их, а не разъединяют. А для этого следует быть политически культурной силой, одним из критериев чего выступает способность идти на уступки, искать компромиссы. Вне компромиссов достичь стабильности и порядка в российском обществе государстве невозможно. Поэтому компромисс есть необходимость, важная составляющая, определенная черта культуры субъекта демократического государства и общества.
КОНВЕРГЕНЦИИтеория (от лат. convergere - сближаться, сходиться) основана на идее преобладания тенденций объединения элементов в систему над процессами дифференциации, различения и индивидуализации. Первоначально теория конвергенции возникла в биологии, затем была перенесена в сферу социально-политических наук. В биологии конвергенция означала преобладание одинаковых, идентичных значимых признаков при развитии различных организмов в одинаковой, тождественной среде. Несмотря на то, что это сходство, зачастую, носило внешний характер, подобный подход позволял решить целый ряд познавательных задач.
Последователи пролетарской идеологии марксизма - ленинизма считали, что между капитализмом и социализмом принципиально не может быть ничего общего. Идея вечной борьбы социализма и капитализма, вплоть до окончательной победы коммунизма на всей планете, пронизывала всю социалистическую и, отчасти, буржуазную политику.
После двух мировых войн во второй половине ХХ столетия складывается идея о единстве современного мира в рамках индустриального общества. Идея конвергенции оформилась в работах Дж. Гэлбрейта, У. Ростоу, П. Сорокина (США), Я. Тинбергена (Нидерланды), Р. Арона (Франция) и многих других мыслителей. В СССР в эпоху господства марксистско-ленинской идеологии с идеями конвергенции выступал известный физик и мыслитель - диссидент А. Сахаров. Он неоднократно обращался к руководству страны, призывая покончить с «холодной войной», вступить в конструктивный диалог с развитыми капиталистическими странами для создания единой цивилизации с резким ограничением милитаризации. Руководство СССР проигнорировало обоснованность подобных идей, изолировав А. Сахарова от научной и общественной жизни.
Теории конвергенции в своей основе гуманистичны. Их возможность обосновывает вывод о том, что развитие капитализма, который был критически осмыслен коммунистами в XIX-XX вв., претерпел очень много изменений. Индустриальное общество, сменившееся в 70-е гг. постиндустриальным, а в конце столетия информационным, приобрело много сторон, о которых говорили идеологи социализма. В то же время многие моменты, являющиеся программными для социализма, не были реализованы на практике в СССР и других социалистических странах. Например, жизненный уровень в странах социализма был гораздо ниже, чем в развитых капиталистических странах, а уровень милитаризации - гораздо выше.
Достоинства рыночного общества и трудности, возникающие при социализме, позволяли предложить уменьшение конфронтации между двумя социальными системами, увеличить порог доверия между политическими системами, добиться ослабления международной напряженности и уменьшения военного противостояния. Эти политические меры могли бы привести к объединению потенциала, который накопили страны капитализма и социализма, для совместного развития всей цивилизации Земли. Конвергенция могла бы осуществляться через экономику, политику, научное производство, духовную культуру и многие другие сферы социальной действительности.
Возможность совместной деятельности открывала бы новые горизонты в сфере развития научного потенциала производства, повышения уровня его информатизации, в частности компьютеризации. Можно было бы сделать гораздо больше в области экологической защиты. Ведь экология не имеет государственных границ. Природе и человеку все равно, в какой системе политических отношений загрязняется вода и воздух, земля и околоземное пространство. Атмосфера, недра земли, Мировой океан - это условия существования всей планеты, а не капитализма и социализма, правительств и депутатов.
Развертывание конвергенции могло бы привести к сокращению рабочего дня у подавляющего большинства работающих, выравниванию доходов у разных слоев населения, расширению сферы духовных и культурных потребностей. Специалисты считают, что образование изменило бы свой характер и произошел бы переход от знаниецентристского уровня к культуроцентристскому. В принципе, теоретическая модель общества в пределах конвергенции по содержанию приближается к коммунистически-христианскому пониманию, но с сохранением частной собственности.
Демократизация стран бывшего социализма расширяет основу для воплощения идей конвергенции в наши дни. Многие специалисты считают, что в конце XX в. общество подошло к рубежу кардинальной смены культурных форм. Тот способ культурной организации, который опирается на индустриальное производство и национально-государственную организацию в политической сфере, уже не может развиваться дальше такими темпами, как сейчас. Это связано с ресурсами природы, тотальной угрозой уничтожения человечества. В настоящее время разграничение между странами капитализма и постсоциализма проходит не по линии политического устройства, а по линии уровня развития.
Можно констатировать, что в современной России одной из основных проблем является поиск основы для нового развития и демилитаризации, без которых цивилизованное развитие общества просто невозможно. Поэтому возможности современной конвергенции проходят через проблему создания условий для восстановления цивилизованных отношений в постсоциаистических странах. Мировое сообщество просто обязано создать для этого благоприятные условия. Основными элементами современной конвергенции принято считать правовое государство, становление рыночных отношений, развитие гражданского общества. Мы к ним добавляем демилитаризацию и преодоление национально-государственной изолированности в содержательной деятельности. Россия не может не стать полноправным субъектом мирового сообщества в самом обширном культурном контексте. Нашей стране нужна не гуманитарная помощь и займы, идущие на потребление, а включенность в глобальную мировую систему воспроизводства.
КОНВЕРСИЯ (от лат. conversio - превращение, изменение) - политика принципиального изменения военной, милитаризационной структуры общества. Конверсия захватывает самые широкие сферы общественной жизни. К ним следует отнести политическую, экономическую, социальную, образовательную, культурную, потребительскую и другие.
Противостояние между капитализмом и социализмом породило невиданный в мире уровень милитаризации. Основная тяжесть милитаризма легла на плечи населения СССР. Можно сказать, что социализм в России позволил осуществить за несколько десятилетий промышленную революцию. В то же время это была индустриализация, ориентированная на милитаризм. Сверхмилитаризация соцлагеря была вызвана двумя причинами: реакцией капиталистического окружения на новые общественные отношения и сверхэксплуатацией населения, которая для своего оправдания требовала обстановки «военного лагеря».
После развала социализма в обществе возникла новая ситуация, породившая цепь проблем. Для создания рыночных отношений необходимо преодолеть сверхэксплуатацию рабочей силы, чтобы обеспечить общество полноценным качественным трудом. Без сокращения военных расходов эту задачу решить нельзя. В то же время сокращение военных расходов, проведение глубокой демилитаризации, в свою очередь, нуждается в громадных затратах. Сложилась очень сложная ситуация. Один из центральных моментов демилитаризации - необходимость перевода «оборонной» промышленности на мирные рельсы. В СССР значительная часть промышленных мощностей обслуживала военную сферу. До сих пор мы не знаем точных пределов этого явления.
Отрицательная роль милитаризации заключается в том, что промышленность, работающая на нее, для потребления народа не дает ничего, а сама является прожорливейшим потребителем материальных, духовных благ и труда. Таким образом, для бывшего СССР проблема конверсии была одной из самых важных.
В процессе рыночного реформирования это противоречие приобрело еще большую актуальность для России и других стран бывшего социализма. В 1992 г. был принят закон «О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации». Этот закон основывался на ряде принципов. Во-первых, конверсию планировалось осуществить при сокращении бюджетных расходов на производственную деятельность в оборонном комплексе. Высвобождающиеся мощности предполагалось привлекать к реализации приоритетных государственных целевых программ социально-экономического характера. Во-вторых, современные технологии ориентировались на производство продукции, которая могла бы конкурировать на международном рынке. Задачи поддержания обороноспособности России должны были решаться за счет средств военного бюджета. В-третьих, в законе была предусмотрена полноценная социальная защита работников этой сферы в соответствии с законодательством России.
Мировая практика конверсионных мероприятий позволяет сделать вывод, что это очень дорогой и длительный процесс. Это связано с высокой специализацией данного производства, которое очень трудно перестроить на другой вид продукции. Видимая простота конверсии и у нас обернулась совсем по-иному. На практике оказалось, что армия и сфера ВПК (военно-промышленного комплекса) в условиях сокращения вооружений и конверсии требуют еще больших затрат, чем при их традиционном использовании. Сокращение бюджетных ассигнований на проведение конверсии оказалось неоправданным. С другой стороны, у России в настоящее время средств на эти программы просто нет. Это привело к фактическому свертыванию производства в оборонном комплексе. Масса работников стала фактическими пенсионерами на содержании у государства. Российское государство попало в ситуацию пока неразрешимую: для того, чтобы осуществлять реформы на рыночной основе, необходимо экономическое воспроизводство сделать рентабельным, а его подавляющая часть представляет собой ВПК.
Если ВПК не поддается конверсии, то его рентабельность возможна либо в условиях войны либо при превращении России в субъекта мирового рынка вооружений такого уровня, которые пропорционален объему ВПК. Как видим, ни политически, ни практически эти проблемы до сих пор неразрешимы.
КОНСЕРВАТИВНЫЕ ПАРТИИ - политические организации, находящиеся на правом фланге политического спектра, стремящиеся сохранить традиционный социальный порядок в условиях преобразований, происходивших под воздействием индустриализации и революционных движений.
Консервативные политические партии - необходимый элемент современной демократии, основное орудие осуществления связи между обществом и государством.
До 70-х годов XIX века основными политическими партиями Западной Европы были консерваторы и либералы (в Англии соответственно тори и виги). В XVII и XVIII вв. именем тори называли сторонников короля, позднее - консервативную группировку землевладельцев, сторонников сохранения организации государства на феодальных началах. Имя вигов носили шотландские пресвитериане, защищавшие интересы буржуазии и нового дворянства.
В ходе проведения парламентской реформы в 1832 году тори выбрали для себя название "консерваторы", которое им дал Р. Пилль. Он ввел новый термин для того, чтобы их не связывали исключительно с землевладельцами и чтобы объединить всех, кто заинтересован в сохранении существующих порядков. Английским консерваторам был характерен прагматизм, готовность считаться с переменами.
Подобные особенности передались консервативным партиям других стран Британского Содружества Наций. В европейской континентальной части, где черты абсолютизма сохранялись достаточно долго, консерваторы противодействовали реформам более жесткими методами. Только после второй мировой войны, когда были сформированы христианско-демократические партии, консервативные партии Европы полностью приняли постулаты демократического политического строя.
Представителей консервативных сил отличает приверженность к порядку, дисциплине, крепкой власти. В этом отношении тори в Великобритании, республиканская партия в США, голлисты во Франции, христианские демократы практически в каждой европейской стране являются консервативными партиями в полном смысле этого слова. В Японии на консервативных позициях стоит либерально-демократическая партия. Интересы бизнеса, которые отстаивает эта партия органично вписывается в такие традиционные ценности как лояльность, долг, иерархия.
Консервативные силы смогли быстрее и эффективнее адаптироваться к современному уровню развития западных обществ. Перегруппировка сил в пользу консерватизма была вызвана не в последнюю очередь серией кризисов, потрясших западную экономику в 70-80-е годы. Доминирование консерваторов выразилось в двойной победе Рейгана на президентских выборах США (1980,1984),победе Буша (1988), тройной победе М.Тэтчер в Англии (1979, 1983, 1987), блока ХДС/ХСС в ФРГ, консерваторов во Франции, Италии, Японии.
Индустриально развитый мир в лице неоконсерваторов взял курс на структурную перестройку в соответствии с новейшими достижениями НТР, использую те средства и приемы, которые резко расходились с программными установками социал-демократических партий. Были подвергнуты резкой критике экономические и политические постулаты левых, находившихся у власти до 70-х годов, за их социальный реформизм, увеличение доли государственных расходов на социальные нужды, усиливающееся вмешательство государства в экономические процессы, теорию и практику «государства благосостояния».
Экономисты - неоконсерваторы обосновали расчеты, согласно которым увеличение на 5% доли государственных расходов в общем объеме распределения национального дохода уменьшает темпы роста ВНП на 1%, и соответственно происходит снижение общего уровня общественного благосостояния в последующие годы.
Не случайно, в 80-е годы произошла смена парадигм регулирования: на смену этатизму с его кейнсианской моделью регулирования приходит неоконсерватизм с теорией «рациональных ожиданий», «экономикой предложения», социальной политикой в духе Ф.Хайека. Повсеместно утверждается монетаризм. Неоконсерваторы обрушились на «коллективизм» и «корпоративизм», видя в них ущемление прав и институтов отдельной личности, свертывание личной инициативы, нарушение свободы выбора, а также то, что порождает паразитизм и иждивенчество. Усиленное продвижение по пути прогресса, по убежденному мнению консерваторов, требует осуществления дерегулирования, дебюрократизации, денационализации. Такие подходы предполагают отказ от принципов планирования и национализации собственности, достижения "полной занятости", от идеи равенства в распределении доходов, экономического подъема за счет бюджетного дефицита и т.д.
Существенные изменения, перестройка экономических структур, становление «информационного общества», происшедшие в индустриально развитых странах в 70-80-е годы, привели к значительному изменению социальной структуры, сократив традиционную социальную базу левых партий. Другим следствием явилось усиление в политической жизни консервативных политических партий, сумевших лучшим образом уловить тенденции развития общества и привлечь на свою сторону широкие слои избирателей.
КОНСЕРВАТИЗМ - (от лат.conservate - сохранять, охранять, заботиться о сохранении) - политическая идеология, выступающая за сохранение существующего общественного порядка, в первую очередь морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности.
Многочисленные социальные изменения, потрясшие европейский порядок в связи с крушением феодализма, вызвали к жизни такое явление как консерватизм. Впервые термин «консерватизм» был введен в обиход французским писателем Ф.Р.Шатобрианом (1768-1848), основавшим журнал «Консерватор», который выражал взгляды сторонников политической и религиозной реставрации в послереволюционной Франции. Консерватизм в то время означал идеологию феодально-аристократической реакции, критику идей Просвещения «справа», апологию феодальных устоев и дворянско-клерикальных привилегий.
Ведущими теоретиками консерватизма конца XVIII-начала XIX веков были Э.Берк, С.Колридж, У,Вордсворт, Ж.де Местр и др. Э.Берк написал в 1790 году книгу «Размышления о французской революции», которая стала «Библией» консерватизма.
На раннем этапе своего развития консерватизм отражал интересы дворянских кругов, а в XIX веке, приняв во внимание ряд положений классического либерализма, стал превращаться в идеологическое оружие буржуазии. Самым важным вкладом в развитие либеральной политической и экономической философии стало укрепление консерватизмом социальной интеграции.
Традиционализм как разновидность консерватизма делает упор на необходимости сохранения социальных устоев и соблюдении моральных традиций, присущих рыночному капитализму, а в некоторых случаях и феодализму.
В ходе своего развития консерватизм приобрел ярко выраженные черты либертаризма, центральными позициями которого стали крайний антиэтатизм, неограниченная свобода индивида. Либертаризм утверждает первенство прав индивида над интересами коллектива, недопустимость государственного вмешательства в экономику, рассматривает государство благосостояния лишь вариантом социализма.
Другой разновидностью консерватизма, как считают многие политологи, является неоконсерватизм. По своему подходу к решению важнейших политических и социальных вопросов очень близок к неолиберализму
Исследование различных форм неоконсерватизма в Западной Европе и США позволил ряду политологов сделать вывод о том, что существует три его разновидности. Первая - либерально-консервативная, которая ярко выражена в Великобритании и США, где слияние либерализма и консерватизма полностью завершилось, и либерализм представляет единая партия, находящаяся на правом фланге политического спектра, обладающая однородной идеологией и устойчивой социальной базой. Эта форма неоконсерватизма утверждает максимально тесные связи между рыночной экономикой, индивидуальной свободой и властью закона.
Следующая разновидность - христианская демократия. Здесь главный акцент ставится на ценности христианского морального порядка. Христианская демократия одобряет в отличие от либерального консерватизма государственное регулирование поведения людей, а концепция органичного общества сохраняет большое влияние.
Наблюдается растущее сближение этих двух разновидностей современного консерватизма.
К третьей разновидности относится авторитарный консерватизм или консервативный национализм, который отстаивает сильное государство, необходимой для защиты консервативных ценностей. За государством признается право вмешиваться как в экономику, так и в деятельность отдельных институтов, поскольку рынок и личность считаются выражением анархистских начал. Национализм и популизм в значительно большей степени присущи именно данной разновидности. Консервативный национализм придает первенствующее значение национальным традициям, национальному единству и национальной гордости, что работает на укрепление государства. Все три разновидности консерватизма, несмотря на различия в своих идеологических нюансах и акцентах, должны рассматриваться как составные части целостной консервативной плеяды, имеющей ряд основных принципов, которые разделяются всеми его подразделениями. К ним относятся следующие:
- существует универсальный моральный порядок, санкционируемый и поддерживаемый религией;
- природа человека несовершенна, в ней скрывается неразумие и греховность;
- естественное неравенство людей в отношении физического и умственного развития;
- попытки социального уравнительства с помощью силы закона бесперспективны;
- важнейшая роль частной собственности для достижения личной свободы и защиты социального порядка;
- ненадежность прогресса; традиционные нормы являются главной движущей силой прогресса;
- сфера человеческого разума ограничена, отсюда вытекает важность традиций, институтов, символов, ритуалов и даже предрассудков;
- рассредоточение, ограничение и сбалансированность политической власти, которая способна предотвратить возможную тиранию правления большинства.
КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ (фр. contre-revolution) - политический процесс, обратный революции. Контрреволюция может быть нисходящей и восходящей. Нисходящая контрреволюция представляет собой попытку политиков, отстраненных от власти, вернуть ее. Восходящая контрреволюция, напротив, представляет собой попытку новых субъектов власти охранить ее от притязаний на нее бывших соратников по революции, которые пытаются продолжить преобразование общества. Для политиков, лишившихся власти, контрреволюция представляет собой воплощение справедливости. Идеология революционеров показывает контрреволюцию как регрессивное, возвратное движение истории. Как правило, революции имеют двойственный характер: их идеология не соответствует реальным отношениям и, одновременно, революции не могут не осуществляться в наличном социально-политическом пространстве. Это приводит к необходимости приведения к единству реальных социальных условий и моментов революционной деятельности.
Исход революций, как правило, носит двойственный характер. Происходят изменения в общественном устройстве, но они никогда не совпадают с теми целями, которые декларировались при подготовке революций. Например, буржуазные революции имели лозунги "свобода", "равенство" и "братство", но только новая политическая элита считала, что эти ценности реализованы в ходе революции. Зачастую революции терпят крах под напором контрреволюции, не добившись политического господства или утеряв его (революция 1848-1849 гг. в Германии, Парижская коммуна 1871 г.). Разрешение противоречия двойственности революции приводит к частичной контрреволюции, во всяком случае, в отношении идеологии (реставрация монархии Стюартов в английской революции XVII в., Бурбонов во французской революции XVIII в., и т. д.).
В истории можно зафиксировать случаи, когда контрреволюция побеждает при сохранении прежней оппозиционной идеологии и революционной власти. Таким процессом можно считать большевистскую революционную политику, которая представляла отступление от собственных идеалов после Октябрьской революции 1917 г. в России, которая осуществлялась под лозунгом разрушения буржуазного мира и построения социализма и коммунизма. На самом деле производственные отношения буржуазного типа как форма были распространены в экономической сфере. Поскольку проблема революции в нашем сознании трактовалась в марксистской традиции, которая сейчас подвергается пересмотру, вопрос о формах и содержании контрреволюции в современном обществознании остается открытым.
КОНФЕДЕРАЦИЯ (лат. confoederatio – союз, объединение) – форма межгосударственного союза, основой которого являются общие политические интересы, связанные с координацией и реализацией совместных действий данных государств. В конфедерации каждое государство сохраняет свою независимость, суверенитет и имеет собственные органы государственной власти. В конфедерации отсутствует единая конституция, нет единого гражданства. Высшие органы конфедерации не имеют прямой власти над гражданами государств – членов конфедерации. Совместные решения требуют их ратификации членами конфедерации.
Конфедерация – не форма государственного устройства. Таковыми являются унитарное и федеративное государства, которые при определенных условиях могут перерастать в конфедерацию
Нынешнее состояние общественно-политического развития России, ее регионов и субъектов федерации, при котором резко ослаблено влияние центра на «нижестоящие» уровни власти, особенно в экономическом плане, побуждает усилить зависимость политическую, но на новых демократических, мирных принципах взаимоотношений. В бедных регионах рождаются сепаратистские настроения, которые усиливаются националистическими устремлениями отдельных региональных политических элит, суверенизацией вглубь. Это ведет к игнорированию федеральных элементов и российской конституции, расширению региональной компетенции вне связи с федеральной, нарушению основных принципов становящегося федерализма и т.п. В результате создаются условия для зарождения конфедеративных отношений, которые при попустительстве федерального центра и амбициозности регионов может привести к «дикой» конфедерации России.