Периодизация истории отечественного государства и права

Предмет истории отечественного государства и права

Предметом ИОГП является изучение в хронологиче- ском порядке возникновения и развития государства и права, эволюции общественного и государственного строя на различных исторических этапах.

ИОГП изучает юридические факты и явления и законо- мерности их исторического развития.

В ИОГП выделяются два блока исследования:

1) история государства, которая изучает устройст- во государства, государственные органы и механизмы управления от их возникновения до состояния на сего- дняшний день;

2) историяправа,котораяизучаетпроцесссоздания правовых систем, отдельные правовые акты, кодифика- ции, возникновение и эволюцию различных отраслей пра- ва (гражданского, уголовного, процессуального и т. д.).

ИОГП, изучая отдельные факты и правовые акты, ис- | следует также причины, условия и закономерности, след ствием которых являются изменения, происходящие в го- сударстве и праве.

Методы изучения истории государства и права

Метод ИОГП - это совокупность приемов, способов и средств, использующихся при изучении ИОГП.

ВыделяютследующуюсистемуметодовИОГП:
1) общиеметоды;
2) специальныеметоды. Кобщимметодамотносятся:методисторизма(или

хронологический) и философский метод. Суть хроно- логического метода заключается в исследовании госу- дарства и права как явлений, последовательно изменяю- щихся во времени под воздействием характерной для изучаемого периода политической и социальной обста- новки.

Среди философских методоввыделяют диалекти- ческий материализм, диалектический идеализм, прагма- тизм, структурализм, позитивизм, экзистенциализм, инст- рументализм.

К специальным методам относят: сравнительный ме- тод, который изучает государственно-правовые явления в сопоставлении с другими странами или основные инсти- туты государства и права на разных стадиях развития-об- щественного развития; статистический, математический, социологический методы.

Периодизация истории отечественного государства и права

Периодизация ИОГП- это разделение всего курса изучаемой дисциплины на определенные периоды и эта- пы, временные рамки которых ограничены более-менее однородным течением жизни Российского государства иобщества. Разделение ИОГП на различные периоды ис- торического развития способствует лучшему изучению данного предмета и позволяет более наглядно и качест- венно проследить динамику изменений в основных инсти- тутах государства и права при смене различных истори- ческих эпох.

На процесс периодизации оказывают влияние многие явления, от уровня развития которых зависит выделение определенного исторического этапа. Из них можно выде- лить:

- уровень социального развития общества (классовая структура, наличие противоречий между определенными слоями общества);

- уровень экономического и технологического разви- тия общества (степень технического прогресса, соотно- шение ручного и машинного производства);

- уровень развития государства (политический ре- жим, форма правления, тип государства);

- уровень развития права (развитие и появление раз- личных отраслей права, изменение наиболее важных правовых институтов (например, права частной собствен- ности), появление новых).

При изучении курса ИОГП основное внимание должно быть уделено вопросам развития государства и права,


Древнерусское государство (IX-XII вв.)


Период самостоятельных феодальных государств Древней Руси (XII – XIV вв.)


Русское централизованное государство (XV – XVII вв.)


Российская империя периода абсолютизма (XVIII середина XIX вв.)


Период перехода к конституционной монархии (середина XIX – начало XX вв.) и буржуазно – демократической республике (февраль – октябрь 1917 г.)


Период социалистической революции и создания советского государства (1918 – 1920 – е гг.)


Переходный период от капитализма к социализму (1921 – 1930 – е гг.)


Период государственно – партийного социализма (1930 – начало 60-х гг.)


Период кризиса социализма (1960 – начало 1990-х гг.)


Период постсоветской России.

4. Образование Древнерусского государства («Киевская Русь»): исторические условия, предпосылки, факторы и основные этапы.

Периодизация истории отечественного государства и права - student2.ru

Особенностями формирования Древнерусского государства являются:

1) географическиеиклиматическиеусловия(большие слабонаселенные территорий, трудности сообщения ме- жду отдельными землями - реки, озера, что затрудняло координацию всех земель и проведение единой государ- ственной политики);

2) проживание на территории .Древнерусского госу- дарства различных по этническому составу племен, что выразилось в образовании многонационального государ- ства;

3) взаимоотношения с соседними народами игосу- дарствами.

5. Норманнская теория.

норманнская теория», создателями которой явля- ются немецкие ученые Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер и А.Л. Шлецер. Основанием для норманнской теории послужила древнерусская летопись XII века «Повесть временных лет», где говорилось о призвании на княжение на Русскую землю варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора, опи- раясь на которую сторонники этой теории делают вывод о том, что братья-варяги основали Древнерусское госу- дарство и дали ему название «Русь»;

6.Общественный и государственный строй ДГ

Государственный строй характеризует государство в определенный период и использует такое понятие, как форма государства. Форма государства состоит из трех элементов: формы правления, формы государственного устройства иполитического режима.

По форме правления Киевская Русь была раннефео- дальной монархией. Во главе государства стоял вели- кий князь, которому принадлежала верховная законода- тельная власть. При великом князе постепенно сформи- ровался совет старейшин, куда входили родственники князя, представители дружины и племенной знати. Неко- торые исследователи приписывают этому органу совеща- тельную функцию, другие считают, что мнение совета старейшин имело определяющее значение при принятии решений. Иногда созывались феодальные съезды, на которых решались вопросы разграничения власти между князьями, разделения земель. Вече - народное собра- ние - созывалось для решения наиболее глобальных во- просов общегосударственного значения, например, вой- ны и мира. По мере укрепления княжеской власти вече по- степенно утрачивало свое значение.

Вооруженные силы государства были представлены дружиной и народным ополчением. Ополчение осно- вывалось на десятичной системе управления, его воз- главлял тысяцкий. Управление на местах осуществляли наместники князя (в городах) и волостели (в сель- ской местности).
По форме государственного устройства Киевская Русь представляла собой относительно единое унитарное государство, затем отношения между княжествами и князьями оформились в систему, названную дворцо- во-вотчинной.

По типу государства большинство ученых относит Ки- евскую Русь к феодальному типу, с присущими ей осо- бенностями (многоукладность экономики, нестабильный классовый состав общества).

Политический режим имел признаки демократии (на- родное собрание), с одной стороны, и авторитаризма (власть великого князя с элементами принуждения).

Характеристика общественного строя обусловлена формированием правящего класса, что привело к появле- нию феодальной зависимости, - система «сюзерени- тета-вассалитета». Бояре из дружинников князя пре- вращаются в его вассалов, наделяются вотчиной и зани- маются земледелием, усиливая эксплуатацию кресть- ян-общинников, которые становятся от них зависимыми и являются главной рабочей силой. В результате военных походов захваченные пленные превращаются в рабов (холопов), которые выполняют вспомогательные хозяйст- венные функции.

7.Русская правда как памятник права.

Наиболее крупным памятником древнерусского права является «Русская Правда» (РП), сохранившая свое зна- чение и в следующие периоды истории. До нас дошло бо- лее ста списков РП. Наиболее распространено деление РП на три редакции: Краткую (КП), Пространную (ПП)и Сокращенную (СП). Самой древней является КП, кото- рая представляет собой первоначальный подлинный текст РП. КП называют Правдой Ярослава. Основу КП со- ставляют племенные обычаи, приспособленные к усло- виям феодальных отношений. ПП представляет собой из- мененную и дополненную КП. Она получила название Правды Ярославичей. КП и ПП вместе называются «Суд Ярослава Владимировича». Последняя редакция ПП при-

ходится на княжение Владимира Мономаха 1113-1125 гг.) и его сына Мстислава Великого (1125-1132 гг.). В ПП выделяется Устав Владимира Мо- номаха. СП является переработанной редакцией ПП и появилась в середине XV в.

Источниками кодификации явились нормы обычного права, к которым относились положения о кровной мести и круговой поруке. В РП прослеживается ограничение и стремление к отмене кровной мести и последующая ее замена вирой (денежным штрафом). Круговая порука со- храняется. Ответственность за преступление, совершен- ное членом общины, несет вся община («дикая вира»). В РП много норм, выработанных княжеской судебной практикой. Последние иногда соотносятся с именами кня- зей, их принимавших (Ярослава, сыновей Ярослава,

Владимира Мономаха).

РП носит казуальный характер, регулирует правовой статус различных групп населения, устанавливая различ- ные нормы ответственности, права и обязанности для от- дельных слоев населения.

8. Развитие древнерусского феодального права

  С развитием феодализма и обострением классовых противоречий обычное право теряет свое значение. Во времена Владимира Святославовича (978/980-1015 гг.) все большее значение приобретает законодательство, выражающее интересы феодалов, утверждающее феодальные принципы и влияние церкви. Первым правовым документом, дошедшим до нас, был устав князя Владимира Святославовича "О десятинах, судах и людях церковных". Устав создан на рубеже X-XI вв. в виде короткой уставной грамоты, которая была придана церкви Святой Богородицы. Оригинал до нас не дошел. Известны лишь списки, составленные в XII в. (Синодальные и Оленецкие редакции). Устав выступает как соглашение между князем (Владимиром Святославовичем) и митрополитом (предположительно Лионом). По уставу изначально - князь: а) покровитель церкви (защищает церковь и обеспечивает ее материально); б) не вмешивается в дела церкви; Для существования церкви определяется десятина. По уставу князь должен 1/10 часть средств полученных от: - судебных дел; - в виде дани от других племен; отдать церкви - от торговли. Подобно князю, каждый дом 1/10 часть приплода, дохода от торговли, урожая должен был отдавать также церкви. Уставная грамота была составлена под сильным влиянием византийской церкви, о чем говорит содержание статей в части определения состава преступления. Целевое назначение устава - утверждение в Древнерусском государстве христианской церкви. Положение устава Владимира "О десятинах, судах и людях церковных" направлены на: * сохранение семьи и брака, утверждение незыблемости семейных уз; * защиту церкви, церковной символики и христианского церковного порядка; * борьбу против языческих обрядов. Распространенные в Древнерусском государстве сборники византийского церковного права (номоканоны) имели большое значение. Впоследствии на их основе с привлечением норм из русских и болгарских источников на Руси были составлены "кормчие" (руководящие) книги как источники церковного права. Таким образом, после принятия христианства (988 г.) церковь выступает как элемент государства. В IX в. получает развитие и светское право. Появляются сборники права, содержащие накопленный княжеским и общинным судом правовой материал. До нас дошло таких сборников более 110 в различных списках. Эти сборники получили название "Русская правда" или "Закон русский". Русскими историками они по сходству между собой объединены в 3 редакции: 1. Краткая правда (КП). 2. Пространная правда (ПП). 3. Сокращенная правда (СП). Некоторые списки именуются по месту нахождения: * Синодальный - хранился в библиотеке Синода; * Троицкий - хранился в Троице-Сергиевской Лавре; * Академический - хранился в библиотеке Академии Наук. Краткая правда делится на 2 части: 1. Древнейшая правда (см. ст. 1-18) - составлена в 30-х гг. XI в. Ярославом Мудрым (1019-1054 гг.), поэтому известна как Правда Ярослава. В ней встречаются нормы обычного права (например - кровная месть), недостаточно выражена привилегия феодалов (устанавливается одинаковое наказание за убийство любого человека). 2. Правда Ярославичей (см. ст. 19-43), составленная в 70-х гг. XI в., когда в Киеве княжил сын Ярослава Изяслав (1054-1072 гг.). В правде Ярославичей отражена более высокая ступень развития феодального государства: защищается княжеская собственность и лица администрации; вместо кровной мести устанавливается денежное взыскание, причем разное, в зависимости от классового положения. Пространная правда составлена в княжение Владимира Мономаха (1113-1125 гг.). Она состоит из 2 основных частей: 1. Устав Ярослава, включающий краткую правду (см. ст. 1-52) "Суд Ярославль Володемеречь". 2. Устав Владимира Мономаха (см. ст. 53-121) "Устав Володемер Всеволодовичь". В этом документе: * полностью оформляется феодальное право как привилегия; * более подробно регламентируется гражданское право, уголовное право, судоустройство и судопроизводство; * появляются статьи об охране боярской вотчины, об отношениях феодалов и закупов, о смердах. Сокращенная правда возникла в XV в. из Пространной правды и действовала в Московском государстве. Кроме Русской правды источниками светского права на Руси являются русско-византийские договоры, содержащие не только нормы международного права, но и нормы, регулирующие внутреннюю жизнь. Известны 4 договора Руси с Византией: 907, 911, 944 и 971 гг. Договоры свидетельствуют о высоком международном авторитете Древнерусского государства. Много внимания в них уделено регулированию торговых отношений. Основным источником древнерусского феодального права является "Русская правда". Основная часть ее посвящена уголовному и процессуальному праву, вместе с тем имеются статьи, содержащие нормы гражданского права, особенно обязательственного и наследственного. Кратко рассмотрим содержание "Русской правды" по схеме: * право собственности; * обязательственное право; * наследственное право; * процессуальное право; * преступление и наказание. В Краткой правде нет общего термина, обозначающего право собственности, т.к. содержание этого права было различным в зависимости от того, кто был субъектом и что подразумевалось под объектом права собственности. Вместе с тем проводилась грань между правом собственности и правом владения (см. ст. 13-14 КП). В "Русской правде" значительное внимание уделено охране частной собственности феодалов. Предусматривается строгая ответственность за порчу межевых знаков, перепахивание межи, за поджог, порубку бортного дерева. Из имущественных преступлений большое внимание уделено краже ("татьбе"), т.е. тайному похищению вещи. В Пространной правде закреплено право собственности феодалов на холопов, в том числе порядок отыскания, задержания, возвращения беглого холопа, установлена ответственность за укрывательство холопа. Давший холопу хлеб (равно за укрывательство) должен был уплатить цену холопа - 5 гривен серебра (холопы стоили от 5 до 12 гривен). Поймавший холопа получал вознаграждение - 1 гривну, но если упускал его, то платил цену холопа за вычетом 1 гривны (см. ст. 113, 114). В связи с развитием частной собственности формируется и развивается наследственное право. В нормах наследственного права отчетливо просматривается стремление законодателя сохранить имущество в данной семье. С его помощью богатства, накопленные многими поколениями собственников, оставались в руках одного и того же класса. По закону наследовать могли только сыновья. Отцовский двор без раздела переходил к младшему сыну. (ст. 100 ПП). Дочери были лишены права наследовать, т.к. выходя замуж, они могли забрать имущество за пределы своего рода. Этот обычай существовал у всех народов в переходный период от первобытнообщинного строя к классовому обществу. Он нашел отражение и в Русской правде. С усилением княжеской власти было закреплено положение "Если смерд умрет бездетным, то наследует князь, если остаются в доме незамужние дочери, то выделить на них некоторую часть, если же будет замужем, то не давать им части" (ст. 90 ПП). Для дочерей бояр и дружинников (позднее и духовенства), ремесленников и общинников было сделано исключение, их наследство при отсутствии сыновей могло переходить к дочерям (ст. 91 ПП). Дети же, прижитые рабыней, в наследстве не участвовали, а получали свободу вместе с матерью (ст. 98 ПП). До совершеннолетия наследников наследственным имуществом распоряжалась их мать. Если мать-вдова выходила замуж, то получала часть имущества "на прожиток". В этом случае назначался опекун из ближайших родственников. Имущество передавалось при свидетелях. Если опекун терял часть имущества, то должен был возместить. Различалось наследование по закону и по завещанию. Отец мог разделить имущество между сыновьями по своему усмотрению, но не мог завещать дочерям. Господство частной собственности обусловило появление обязательственного права. Оно было развито сравнительно недостаточно. Обязательства возникали не только из договоров, но и из причинения вреда: повреждение изгороди, недозволенная езда на чужом коне, порча одежды или оружия, гибель господского коня по вине закупа и др. В этих случаях возникал не гражданский иск (возмещение), а штраф. Обязательства распространялись не только на имущество должника, но и на его личность. По Русской правде добросовестный банкрот (купец) не продавался в рабство, а получал от кредитора рассрочку. Злостный же банкрот продавался со всем имуществом в рабство. В "Русской правде" нашло свое отражение и обязательство из договоров. Договоры, как правило, заключались устно в присутствии послухов или мытника (свидетелей). В "Русской правде" были известны договоры: купли-продажи, займа, поклажи (договор займа между купцами), личного найма, закупничества. Уголовное право в Древнерусском государстве сформировалось как право-привилегия, но сохранились оттенки более раннего периода. Оно отражено в русско-византийских договорах и Русской правде. Особенностью "Русской правды" является то, что она карает только за умышленные преступления или причинение вреда. (Преступления, совершенные по неосторожности нашли отражение только в XVII в. в "Соборном уложении"). В "Русской правде" преступление называется "обидой", под которой понимается причинение морального, материального или физического ущерба. Это вытекало из понимания "обиды" в древности, когда нанесение обиды отдельному лицу означало оскорбление племени, общины или рода. Но со становлением феодализма возмещение ущерба за преступление (обиду) шло не в пользу общества, а князя. Ответственность несли только свободные люди. За холопов отвечал хозяин. "Если же воры будут холопы..., которых князь не карает продажей, потому что они не свободные люди, то за холопью кражу платить двойные урочные цены и вознаграждение за убытки" (ст. 46). Виды преступлений, предусмотренные "Русской правдой", можно разделить на: а) преступления против личности; б) преступления против собственности или имущественные преступления; К первой группе относится убийство, оскорбление действием, телесные повреждения, побои. Различалось убийство в ссоре (драке) или в состоянии опьянения (на пиру) и убийство разбоем, т.е. умышленное убийство. В первом случае виновный платил уголовный штраф вместе с общиной, а во втором случае община не только не платила штраф, а обязана была выдать убийцу вместе с женой и детьми на "поток и разорение". Оскорбление действием, физическое оскорбление (удар палкой, жердью, рукой, мечом и т.д.) каралось "Русской правдой", а оскорбление словом рассматривалось церковью. К телесным повреждениям относились ранение руки ("так, что рука отпадает и усохнет"), повреждение ноги ("начнет хромать"), глаза, носа, отсечение пальцев руки. К побоям относились избиение человека до крови и синяков. К преступлениям против чести относились вырывание усов, бороды, за что взыскивался большой штраф (12 гривен серебра). Ко второй группе относятся преступления: разбой, кража (татьба), истребление чужого имущества, порча межевых знаков и др. Разбой, связанный с убийством, наказывался "потоком и разорением". Кражей по "Русской правде" считается похищение коня, холопа, оружия, одежды, скота, сена, дров, ладьи и др. За кражу коня "коневой тать" полагалась выдача профессионального конокрада князю на "поток и разорение" (ст.35). За простую (разовую) кражу княжеского коня полагалось взыскание в 3 гривны, смердом - 2 гривны (ст.45). Вора можно было убить на месте (ст.40). Но если он был связан, потом убит, то взыскивалось 12 гривен. Наказания по "Русской правде" предусматривали прежде всего возмещение ущерба. В Правде Ярослава была предусмотрена кровная месть со стороны родственников потерпевшего (ст.1). Ярославичи кровную месть отменили. Вместо мести за убийство свободного человека устанавливалась вира - денежное взыскание в размере 40 гривен. За убийство "княжеского мужа" было установлено возмещение в размере двойной виры - 80 гривен. За убийство смерда или холопа взыскивалась не вира, а штраф (урок) в размере 5 гривен. Среди денежных взысканий за убийство - вира в пользу князя и головничество (как правило вира) в пользу семьи убитого, за иные преступления - продажа в пользу князя и урок в пользу потерпевшего. "Дикая вира" взыскивалась с общины в случае отказа выдать преступника. Высшей мерой наказания по Русской правде бело поток и разорение - обращение (продажа) в рабство и конфискация имущества в пользу князя. Это наказание применялось за 4 вида преступления: конокрадство, поджог, убийство разбоем и злостное банкротство. Судопроизводство носило состязательный характер. Главная роль в суде принадлежала сторонам. Процесс представлял собой тяжбу (спор) сторон перед судьей. Суд выступал в роли арбитра и выносил решение в устной форме. Своеобразными формами этого процесса были "заклич", "свод" и "гонение следа". Доказательствами выступали показания послухов, видаков, ордалии, судебные поединки, присяга.

Права

Вещное право

В Русской Правде в подавляющем большинстве случаев речь идет о праве собственности людей на движимое имущество, движимые вещи, но­сившие общее название«имения» (того, что можно взять, «имати»). Для обозначения принадлежности вещи использовались термины: мой, твой, его и т.д. В качестве объекта «имения» фигурируют одежда, оружие, кони, другой скот, орудия труда, торговые товары и пр. Право частной собст­венности на них было полным и неограниченным. Собственник мог ими вла­деть (фактически обладать ими),пользоваться (извлекать доходы) и рас­поряжаться (определять юридическую судьбу вещей) до их уничтожения, вступать в договоры, связанные с вещами, требовать защиты своих прав на вещи и др. То есть можно говорить, что собственность на Руси – весь­ма древний институт, считавшийся во времена Русской Правды объектом полного господства собственника.

Можно предполагать, что субъектами права собственности в указанное время были все свободные люди (без холопов, ибо последние относились к разряду имущества). Собственник имел право на возврат своего имущест­ва из чужого незаконного владения на основе строго установленной в Рус­ской Правде процедуры (о ней чуть позже). За причиненный имуществу ущерб назначался штраф. Возвращение вещей требовало свидетельских показаний и т.д. Причем можно утверждать, что охрана частной собст­венности усиливается от Краткой Правды к Пространной: если в первой величина штрафа зависела только от вида и количества украденного ско­та, то в последней (ст. 41–42) она определяется и местом совершения преступления (украден ли скот из закрытого помещения или с поля).

Гораздо сложнее обстоит дело с собственностью недвижимой и, в пер­вую очередь, сземельной собственностью. В Русской Правде ей посвяще­но всего несколько статей (ст. 70–72 Пр. Пр., ст. 34 Кр. Пр.), в которых устанавливается штраф в 12 гривен за нарушение земельной или бортной (пчельника) межи. О том, кому принадлежит земля (князю, феодалу или крестьянину), закон молчит.

Обязательное

Обязательство представляет собой правоотношение, возникающее меж­ду лицами либо вследствие обоюдной ноли (из договора), либо вследствие правонарушения (деликта). В любом случае, лицо, нарушившее интересы другого лица, обязывается совершить определенные действия в пользу потерпевшего.

оговорные обязательства оформляются в систему при становлении частной собственности, хотя ещё не существует ни самого термина «договор», на определения его понятия. Очевидно, что под договором по­нимали соглашение двух или нескольких лиц (контрагентов), в результате которого у сторон возникают юридические права и обязанности. Для за­ключения договора стороны (субъекты) должны были отвечать следую­щим требованиям:возраста, правоспособности (умалишенный или раб не имели ее) и свободы(или доброй воли). Договоры, заключенные по при­нуждению, не имели силы.

Поначалу договоры были, как правило, словесные, с употреблением и ходе их заключения символических обрядов (магарыч, рукобитье) и с обя­зательным присутствием свидетелей (послухов). Система договоров была простой и предусматривала следующие их виды: мены, купли-продажи, займа, поклажи, личного найма. Договор мены – один из самых древних; из него как особая разновидность мены вырос договор купли-продажи. Русская Правда знает лишь сделки с движимым имуществом, к которому принадлежали и холопы. Сделки с холопами заключались при обязатель­ном их присутствии (послухов было не достаточно). Договор мены или купли-продажи мог быть расторгнут, если обнаруживалось, что продавец ввел в заблуждение покупателя насчет качества вещи, или признан несо­стоявшимся, если обнаруживалось, что продавец не имел права собствен­ности на проданную вещь.

Заем – следующий вид договора, он оформлял право заимодавца на личность должника, вплоть до продажи неисправного должника в рабст­во. Предметом займа могли быть деньги (куны), мед, жито, семена, скот и др. вещи. Русская Правда знает несколько видов займа: 1) Простой заем, предполагавший возврат долга с процентами, которые назывались резо.м (с занятых денег),наставим (с меда), присопом (с жита). Проценты были велики и делились нагодовые, третные и месячные. Размер годовых рав­нялся 20 (1 к 5), третные и тем более месячные были ещё выше. Нарушение договора, неисполнение обязательств, вело к потере свободы. 2) Своеоб­разной формой займа былозакупничество или так называемый самозакладный заем и заем с отработкой процентов в хозяйстве кредитора.

Поклажа – передача вещей на хранение. Русская Правда предполага­ла, что в случае утайки какой-то их части и обвинения в этом хранителя он очищался от него принятием присяги (клятвы).

Договор личного найма влёк за собой право нанимателя на личность наймита, что, в конечном счете, приводило к холопству. Это разновид­ность самозакладного займа, в котором имеет место задаток, некая сумма найма, уплачиваемая в двойном размере в случае, если наймит захочет оставить своего хозяина до срока («Правосудие Митрополичье»).

Наследственное

Наследство в Русской Правде носит название статка или задницы, то есть того, что оставляет после себя уходящий в другой мир. Русская Правда, перечисляя вещи, переходящие к наследникам, знает лишь движимости (дом, двор, товар, рабов, скот), ничего не говоря о землях, очевидно, в си­лу того, что право собственности на землю находилось, как мы уже отме­чали, в стадии становления и не достигло того уровня, при котором закон определяет процедуру передачи собственности по наследству. Наследова­ние осуществлялось по двум основаниям: по завещанию и по закону (или по обычаю). Наследование по завещанию (ряду) по своей сути не отличалось от наследования по закону, ибо допускало к наследованию только тех лиц, которые бы и без него вступили в обладание имуществом. То есть завеща­ние имело целью не изменение обычного (законного) порядка наследова­ния, а лишь простое распределение имущества между законными наслед­никами.

Кто же обладал правом наследования? Исключительно члены семьи.

Семейное

Уже в языческую эпоху восточные славяне знали брак, т.е. такой союз с целью сожительства мужчины и женщины, который основывался на взаим­ном согласии и был заключен в установленную форму. Невест либо выбира­ли на игрищах, либо родители по предварительному соглашению приво­дили их в дом жениха (у полян), получая затем плату (вено). Имело место и похищение (умыкание) невесты.

Принятие христианства изменило брачное право. Брак укрепляется и приобретает значение некоего таинства. Под влиянием византийско­го права православная церковь установила пределы свободы расторже­ния брачных уз,устранила многоженство, ввела церковную форму за­ключения брака(венчание). Правда, все эти новшества с трудом про­бивали себе дорогу, ибо семейно-брачные отношения составляют весь­ма консервативную сторону народной жизни. Источники содержат многочисленные факты полного игнорирования церковного венчания; вплоть до XVIII в. встречаются следы свободного расторжения брака по обоюдному соглашению.

Условия совершения брака. 1. Брачный возраст. По византийским зако­нам он равнялся 15 годам для мужчин и 13 годам для женщин. На Руси эти сроки не соблюдались, браки совершались и в более юном возрасте (11 и 10 лет). Что касается крайнего старческого возраста, за пределами кото­рого брак невозможен, то русское право такого возрастного предела не знало. Во всяком случае, данных на сей счет нет. 2. Свободная ноля и согла­сие родителей. 3.Свобода брачующихся от другого брака. 4. Не допускалось вступление в 3-й брак. 5. Отсутствие близкого родства. 6. Венчание (при исключениях, о которых шла речь). Несоблюдение указанных условий могло стать причиной признания брака недействительным, со всеми выте­кающими юридическими последствиями.

Условия расторжения брака. По церковному учению брак прекращает­ся только физической смертью одной из сторон. Однако вследствие важ­ных причин брак подлежал расторжению. Ими могли быть прелюбодеяние, неспособность мужа к супружеской жизни, неспособность жены к дето­рождению, поступление одного из супругов в монашество (принятие по­стрига), «заразительная» болезнь, покушение на жизнь, и т.п.

Жена находилась под властью мужа. Отцовский обычай позволял ему наказывать жену по своему усмотрению. Имущественные права супругов, не в пример нравственным, склонялись к большему равенству. И в этом отношении права жены постоянно росли. Кроме прав на приданое, она. с принятием христианства, получает право на общесемейное имущество, оставаясь после смерти мужа либо его распорядительницей, либо приоб­ретая выдел наравне с сыновьями.

Отношения между родителями и детьми строились на условиях неукос­нительного подчинения последних первым. Отец – глава семьи – поль­зовался неограниченной властью над своими детьми. Родители имели право продать своих детей в холопы, лишить наследства и даже убить, не неся за это никакого наказания.

10.Уголовное и процессуальное права в ДР


Нарушение закона, преступление, носит в ней название обиды, под чем понимаетсяпричинение лицу или группе лиц физического, материального или морального ущерба. Не выделяя особо государственного преступления, защищая права частных лиц, Русская Правда, однако, обнаруживает и полное понимание государственных интересов: все штрафы за «обиду» поступают не в карман потерпевшего, а в пользу общественной власти (князя). Этот уголовный штраф Русская Правда называет продал/сей.

Субъектами преступления, т.е. лицами, способными отвечать за кри­минальные действия, могли быть все свободные люди при наличии у них ясного сознания.Злодеяния, совершенные холопами, преступлениями не считались и не влекли за собой уголовных взысканий. За их деяния отве­чали их хозяева, которые либо выкупали провинившегося, либо выдавали его «лицом» потерпевшему. По Правде Ярослава, раба, ударившего сво­бодного мужа, можно было убить, но сыновья Ярослава это наказание «установили на куны», т.е. перевели на денежный выкуп, разрешив при этом побить холопа.

О возрасте при уголовном вменении ни Русская Правда, ни другие па­мятники публичного права не содержат данных вплоть до середины XVII в. Очевидно, им было время, когда дети начинали «сами себя печаловати». Зато Русская Правда знает о субъективной стороне преступления, относя к ней умысел илинеосторожность. И хотя четкого разграничения мотивов преступления и понятия виновности ещё не существует, они уже намечают­ся в законе. Так, ст. 6 Пространной Правды говорит об убийстве «в сваде или на пиру», по которому виновный наказывается штрафом. Другое де­ло, если убийство произошло в разбое, во время грабежа. Тогда преступ­ник вместе с семьей подвергается самому тяжкому наказанию – отдается на поток и разграбление. К отягчающим вину обстоятельствам закон отно­сит корыстный умысел, а к смягчающим вину, кроме опьянения («на пиру»), – состояние аффекта («если кто ударит кого батогом, а тот, не стерпевши, ткнет мечом, то вины ему в этом нет»).

Объекты преступления – это личность и имущество. Среди преступ­лений против личности Русская Правда знает убийство, телесные повреж­дения, побои, оскорбления (преступления против чести). Преступления имущественные (против собственности) – это разбой, кража, нарушение земельных границ, незаконное завладение или пользование чужим имущест­вом.

Наказания за уголовные преступления. Русская Правда употребляет раз­ные термины, имеющие смысл «наказания»: казнь, месть, продажа и др.

Именно штрафы доминируют в системе наказаний Русской Правды как своеобразный денежный эквивалент причиненного ущерба. Штрафы делятся науголовные (в пользу общественной власти) и частное вознагра­ждение потерпевшему.

Из других видов наказаний известны также наказания, обращенные на свободу,и наказания, обращенные на здоровье. К первым относились: из­гнание, ссылка, заключение (в железо – цепи, и более тяжёлое – в погребе), заточение(заключение, соединённое со ссылкой), обращение в рабство. Ко вторым –членовредительство (битье кнутом, вырывание ноздрей), широ­ко распространившееся позднее как заменяющее денежные выкупы в слу­чае имущественной несостоятельности виновного.

11. Общая характеристика государства и права в период феод раздробленности.

Феодальный способ производства, господство натурального хозяйства и неразвитые экономические связи между отдельными землями обусловили неизбежность феодальной раздробленности. К XII в. центральная власть Великого киевского князя все более ослабевала и стала чисто номинальной. Центробежные тенденции существенно усиливались и в XII-XV вв.

Русь переживает период политической и экономической раздробленности.

Политической формой государственной власти этого периода остается раннефеодальная монархия, характеризующими составляющими которой являются следующие факторы:

1) Отношения между главой государства и феодалами, строятся на основе принципа на основе принципа сюзеренитета-вассалитета.

2) Деятельность главы раннефеодальной монархии в большинстве случаях направлялась феодальной верхушкой, курией, т.е. Советом наиболее крупных феодалов (Совет при князе или феодальный совет).

3) В центре господствовала дворцово-вотчинная система управления, а на местах - система кормления.

Через стадию раннефеодальной монархии прошли, кроме России, Литвы, Молдавии, Грузии, Армении, Азербайджана, среднеазиатские и центрально-азиатские государства.

Целью настоящей лекции является рассмотрение особенностей развития государства и права на Руси в период феодальной раздробленности на примере Галицко-волынского, Ростово-Суздальского (Владимирского) княжеств, Новгородской и Псковской феодальных республик.

12. Особенности общественного и государственного строя Новгорода и Пскова

Имели особенности формы правления в Новгородском , и Псковском государствах - в Новгороде сложилась Новгородская феодальная аристократическая республика, а в Пскове - республиканская форма управления. Государственное управление осуществлялось через вече,ко- торое формально было высшим органом власти, решав- шим важнейшие вопросы. Боярский совет («Оспода») был организационным и подготовительным органом при вече. Вече избирало князя ипосадника. Посадник - исполнительный орган веча - руководил вечевым собрани- ем и боярским советом, представительствовал во внеш- них сношениях, вместе с князем ведал вопросами управления и суда, командовал войском. Тысяцкий занимался вопросами торговли и торгового суда, возглавлял народное ополчение. Архиепископ был хранителем государственной казны и главой церкви.

Общественный строй примечателен наличием широкого среднего класса торговцев. Городское население делилось на «людей лучших» (бояре, купцы) и «людей молодших» (ремесленники, работники). Крестьянство со- стояло из смердов-общинников и зависимых крестьян (половников), закладчиков и холопов.

13.Основные черты права новгородской и псковской феодальных республик.

Наши рекомендации