Административно-правовой статус федерального округа. Федеральный округ не является частью административного деления Российской Федерации (субъектом Российской Федерации).

В связи с произошедшими изменениями институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в регионах Российской Федерации был преобразован в институт полномочных представителей Главы Российской Федерации в федеральных округах.

Полномочный представитель Президента России в федеральном округе является должностным лицом, представляющим Главу Российской Федерации в пределах соответствующего федерального округа. Полномочный представитель обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа. Полномочный представитель является федеральным государственным служащим и входит в со­став Администрации Президента России, соответственно он назна­чается на должность и освобождается от должности Главой Российской Федерации по представлению Руководителя Администра­ции. Полномочный представитель непосредственно подчиняется Президенту Российской Федерации и подотчетен ему. Срок назна­чения на должность, определяется Главой Российской Федерации, но не может превышать срока исполнения Главой России своих полномочий.

Полномочный представитель имеет заместителей, распределяет между ними обязанности и руководит их деятельностью. Замести­тели полномочного представителя также являются федеральными государственными служащими и входят в состав Администрации Президента Российской Федерации. Назначение на должность за­местителей полномочного представителя, освобождение их от должности, а также применение к ним мер поощрения и дисцип­линарного взыскания осуществляются Руководителем Админист­рации.

Основными задачами полномочного представителя являются:

¾ организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных на­правлений внутренней и внешней политики государства, опреде­ляемых Главой Российской Федерации;

¾ организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;

¾ обеспечение реализации в федеральном округе кадровой по­литики Главы Российской Федерации;

¾ представление Главе Российской Федерации регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федераль­ном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе, внесение Президенту Россий­ской Федерации соответствующих предложений.

Полномочный представитель в целях решения возложенных на него задач осуществляет следующие функции:

¾ обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе;

¾ анализирует эффективность деятельности правоохранитель­ных органов в федеральном округе, а также состояние с кадровой обеспеченностью в указанных органах, вносит Главе Российской Федерации соответствующие предложения;

¾ организует взаимодействие федеральных органов исполни­тельной власти с органами государственной власти субъектов Фе­дерации, органами местного самоуправления, политическими пар­тиями, иными общественными и религиозными объединениями;

¾ разрабатывает совместно с ассоциациями экономического взаимодействия субъектов Федерации программы социально-экономического развития территорий в пределах федерального округа;

¾ согласовывает кандидатуры для назначения на должности федеральных государственных служащих и кандидатуры для на­значения на иные должности в пределах федерального округа, ес­ли назначение на эти должности осуществляется Главой Россий­ской Федерации, Правительством Российской Федерации или фе­деральными органами исполнительной власти;

¾ организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Главы Российской Федерации, постанов­лений и распоряжений Правительства Российской Федерации, за реализацией федеральных программ в федеральном округе;

¾ согласовывает проекты решений федеральных органов государственной власти, затрагивающих интересы федерального окру­га или субъекта Российской Федерации, находящегося в пределах этого округа;

¾ согласовывает направляемые в федеральные органы исполнительной власти органами государственной власти субъектов Федерации, находящимися в пределах федерального округа, пред­ставления о награждении государственными наградами Россий­ской Федерации, об объявлении благодарности Главы Российской Федерации, а также о присвоении почетных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных званий;

¾ вручает в федеральном округе по поручению Главы Россий­ской Федерации государственные награды Российской Федерации, а также объявляет благодарность Главы Российской Федерации;

¾ принимает участие в работе органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа;

¾ организует по поручению Главы Российской Федерации про­ведение согласительных процедур для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органа­ми государственной власти субъектов Федерации, находящимися в пределах федерального округа;

¾ вносит Главе Российской Федерации предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъ­ектов Федерации, находящихся в пределах федерального округа, в случае противоречия этих актов законодательству;

¾ взаимодействует с Главным контрольным управлением Главы Российской Федерации и органами прокуратуры Российской Фе­дерации при организации проверок исполнения в федеральном округе федеральных законов, указов и распоряжений Главы Рос­сийской Федерации, постановлений и распоряжений Правительст­ва Российской Федерации.

Полномочный представитель имеет право:

¾ запрашивать и получать в установленном порядке необходи­мые материалы от самостоятельных подразделений Администра­ции Главы Российской Федерации, от федеральных органов госу­дарственной власти, а также от органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, организаций, находящихся в пределах соответствующего федерального округа, и от должностных лиц;

¾ направлять своих заместителей и сотрудников своего аппара­та для участия в работе органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа;

¾ пользоваться в установленном порядке банками данных Администрации Президента России и федеральных органов государственной власти;

¾ использовать государственные, в том числе правительствен­ные, системы связи и коммуникации;

¾ организовывать в пределах своей компетенции проверки исполнения указов и распоряжений Главы Российской Федерации, а также хода реализации федеральных программ, использования федерального имущества и средств федерального бюджета в феде­ральном округе;

¾ направлять на рассмотрение федеральных органов государ­ственной власти, а также органов государственной власти субъек­тов Федерации, органов местного самоуправления, руководителей организаций, находящихся в пределах федерального округа, и должностных лиц жалобы и обращения граждан;

¾ вносить в соответствующие федеральные органы исполни­тельной власти предложения о поощрении руководителей их тер­риториальных органов, находящихся в пределах федерального округа, и применении к ним мер дисциплинарного взыскания;

¾ привлекать сотрудников Главного контрольного управления Главы Российской Федерации, а в необходимых случаях и сотруд­ников федеральных органов исполнительной власти и их территори­альных органов к проведению проверок, анализу состояния дел в ор­ганизациях, находящихся в пределах федерального округа;

¾ образовывать совещательные и консультативные органы.

Полномочный представитель при исполнении должностных обязанностей имеет право беспрепятственного доступа в любые организации, находящиеся в пределах соответствующего федераль­ного округа.

Оперативное руководство деятельностью полномочного представителя осуществляет Руководитель Администрации Президента России.

Непосредственное обеспечение деятельности полномочного представителя осуществляет аппарат полномочного представителя, являющийся самостоятельным подразделением Администрации Президента России. В состав аппарата полномочного представите­ля входит соответствующая окружная инспекция Главного кон­трольного управления Президента России.

Главное контрольное управление Главы России осуществляет методическое руководство указанной окружной инспекцией по во­просам организации контроля за исполнением федеральных зако­нов, указов и распоряжений Главы Российской Федерации, поста­новлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, реализацией федеральных программ.

Руководитель Администрации Президента Российской Федера­ции утверждает структуру и штатную численность аппарата пол­номочного представителя, определяет количество заместителей полномочного представителя.

Полномочный представитель:

— руководит деятельностью аппарата полномочного предста­вителя, обеспечивая решение возложенных на него задач;

— распределяет обязанности между своими заместителями;

— утверждает должностные инструкции работников аппарата полномочного представителя;

— назначает на должность и освобождает от должности со­трудников своего аппарата, поощряет их и применяет к ним меры дисциплинарного взыскания;

— подписывает служебную документацию в пределах своей компетенции;

— издает распоряжения по вопросам деятельности аппарата полномочного представителя;

— решает вопросы о командировании сотрудников аппарата полномочного представителя в пределах Российской Федерации.

Полномочный представитель размещается в центре федераль­ного округа. Место размещения заместителей полномочного пред­ставителя и его аппарата на территории федерального округа оп­ределяется полномочным представителем.

3. Приоритетные национальные проекты без всякого преувеличения стали важным явлением в жизни Российской Федерации. В 2006 году в их реализацию включились не только институты федеральной, региональной, местной власти, но и значительная часть общества. Масштаб и многогранность национальных проектов позволяют говорить о том, что сама их идея выходит далеко за рамки отдельных, пусть даже очень крупных государственных программ. Речь идет об изменениях, которые отражаются и будут отражаться на социально-экономической, психологической, общественной и, в конечном счете, политической сферах развития страны. Сама возможность реализации приоритетных национальных проектов появилась благодаря формированию качественно новых условий развития. Россия к 2006 году стала другой страной. За время, прошедшее после финансового кризиса 1998 года, удалось решить наиболее острые проблемы обеспечения безопасности и национального суверенитета. Было укреплено внешнеполитическое положение, достигнута внутриполитическая стабильность, существенно улучшилась макроэкономическая ситуация.
Впервые за последние десятилетия появились и ресурсы для развития. Но летом 2006 года произошло знаковое событие: Россия превратилась из страны-должника в страну-кредитора. Из страны, получающей займы, в страну, кредитующую другие государства. Безудержное падение экономики 90-х годов было остановлено, последствия кризиса во многом преодолены. 2006 год стал годом качественного перехода. Общество и власть обсуждали, осмысливали, решали уже не столько проблемы стабилизации, сколько задачи развития. Рост производства стройматериалов за 2006 год превысил 14%. Это, однако, не позволяло ему поспевать за ростом строительства, создавая проблему дефицита некоторых строительных материалов.

Как инвестировать, а не бессмысленно тратить? Какие методы и технологии будут у нас работать, а какие — нет? Что делать в первую очередь, а что — потом? Идея национальных проектов появилась как один из ответов на эти и другие злободневные вопросы. Стало очевидно: нельзя упустить время для модернизации России, без которой ей не сохранить себя в жесткой мировой конкуренции. Из международного, да и отечественного опыта следует: только вложения в человека способны помочь уйти от экономики "ресурсной и индустриальной" к экономике знаний, к экономике "ежедневной технологической революции", которая создается личными усилиями активных, здоровых, образованных граждан. А развитие потенциала личности напрямую зависит от доступности и качества образования, здравоохранения, информации, коммуникаций и т. д. Понимание подобных задач и стремление найти наиболее эффективную форму для их решения привело к идее проектного подхода.

Сама по себе идея была взята, строго говоря, из бизнес-опыта. И доказала свою жизнеспособность на деле. Благодаря этой методологии часто удавалось резко сократить сроки от принятия решений до их реализации. В том числе и в нормотворческой работе. Весь 2006 год проблемы образования, здравоохранения, агропромышленного комплекса и строительства жилья постоянно, в прямом смысле ежедневно, находились в центре внимания государства на всех его уровнях. Эти усилия были подкреплены серьезными ресурсами — политическими, административным и финансовыми. Это — крайне важно. Только дополнительные выплаты врачам и учителям привели к росту доходов около 1,5 млн семей. Сочетание двух факторов — политического приоритета и проектной формы организации работы — позволило добиться эффективного взаимодействия на федеральном, региональном и местном уровнях. В целом правильно были спрогнозированы проблемы и трудности, возникающие в процессе реализации ПНП. Благодаря приоритетным национальным проектам наша страна пришла в движение. Во всех регионах руководители субъектов очень серьезно занимаются приоритетными проектами. Собственно, они и раньше работали по этим направлениям, но не чувствовали поддержки. А сейчас они видят, что решение подготовлено. Что это даже не вопрос желаний или личной инициативы. Это требование жизни, требование времени. Если раньше точки социального развития были в небольшом количестве регионов, то теперь в приоритетные национальные проекты включилась вся страна.

Есть еще один важный результат. Вырос рейтинг социального оптимизма. Только за период с октября 2005 года по октябрь 2006 года число граждан, считающих, что в будущем они будут жить хуже, впервые за последние годы сократилось до 12%, а число оптимистов стало стабильно превышать 30%.

В 2006 году в рамках реализации приоритетных проектов основное внимание было уделено первичному звену. Это основа будущего развития. Вот некоторые итоги. В проекте "Здравоохранение" — это вложения в первичную медицинскую помощь. Именно участковая служба должна обеспечивать профилактику, своевременную диагностику и лечение заболеваний на ранних стадиях. Но кадровое обеспечение участковых служб совсем недавно было одной из самых проблемных зон нашего здравоохранения. Однако ситуацию удалось переломить: число участковых врачей выросло примерно на 3,5 тыс. человек. Работать на участки пошла молодежь — выпускники медвузов и медучилищ. Вместе с проблемой набора кадров решалась и задача повышения квалификации. В 2006 году ее прошли более 13,5 тыс. врачей участковой службы, что вдвое выше запланированного. Дополнительно к первоначальным планам была повышена оплата труда 160 тыс. медицинских работников фельдшерско-акушерских пунктов и скорой помощи. В рамках проекта за год новое диагностическое оборудование и санитарный автотранспорт получили более 5,5 тыс. учреждений здравоохранения. Закуплено более 6,7 тыс. машин, оснащенных всем необходимым медицинским оборудованием, в том числе для оказания помощи детям. Ничего подобного не было на протяжении десятилетий. И уже виден результат — срок ожидания диагностических исследований сократился в среднем с десяти до семи дней, а прибытия скорой приходится ждать в среднем на десять минут меньше, чем год назад. Для многих людей эти десять минут — вопрос жизни и смерти.
Первичное звено образования — школы и учителя. Учебно-наглядными пособиями и оборудованием по физике, химии, биологии оснащены 8 тыс. школ, приобретено 3,5 тыс. школьных автобусов. И это кроме грантов, которые получили 3 тыс. инновационных школ и 10 тыс. лучших учителей. Безусловно, для повышения престижа учительского труда предстоит сделать еще очень многое. Дополнительное ежемесячное вознаграждение за классное руководство, которое получали в 2006 году почти 900 тыс. учителей, только первый шаг.

Проект в области АПК дал толчок развитию малых форм хозяйствования. По итогам года общий объем заимствований — 36,5 млрд рублей (за весь 2005 год — 3,4 млрд рублей). Выдано более 100 тыс. кредитов (за весь 2005 год — 2,5 тыс.). Особенно заметно вырос спрос со стороны личных подсобных хозяйств. Традиционно фермерские хозяйства и личные подворья играют значительную роль в отрасли. Только по овощной продукции на их долю приходится более 87% от общего производства. В рамках приоритетного проекта предусмотрена поддержка потребительских кооперативов, которые смогут расширить возможности реализации произведенной продукции. В 2006 году было создано около 970 кооперативов — вдвое больше запланированного. И конечно, здесь нельзя не учитывать социальный аспект. Залог благополучия села — возможность каждому достойно зарабатывать: и работнику крупного сельхозпредприятия, и фермеру, и человеку, ведущему личное хозяйство. Нет сомнения в том, что малые формы хозяйствования должны быть предметом большой заботы государства.

Одной из острых проблем, стоящих сегодня перед Россией, остается преодоление диспропорций в развитии отдельных регионов. По оценкам экспертов, разрыв по душевому региональному доходу между регионами составляет десятки раз, по уровню потребления — 20-30 раз, а по инвестициям — сотни! Такие диспропорции уже не только экономическая и социальная проблема. Это — проблема национальной безопасности. При сохранении подобных перепадов экономического ландшафта рвется ткань страны. Найдите еще развитое государство с такими перепадами в экономической географии! Именно поэтому приоритетные проекты рассматривались и в качестве инструмента регионального развития, нивелирования социально-экономических проблем.

Чтобы добиться подобного результата, приходится одновременно решать две задачи. С одной стороны, усиливать внимание федерального центра к ситуации на местах (без перераспределения властных полномочий). А с другой стороны, принципиально важно стимулировать активность региональных властей, дать им возможность проявить инициативу. То есть необходимо было усилить все элементы госуправления. Что в целом удалось.

Как следствие, в большинстве регионов был получен активный отклик на усилия центра. Например, в Уральском федеральном округе в 2006 году на реализацию национальных проектов из федерального бюджета было потрачено 2,8 млрд рублей, а из бюджетов субъектов федерации — 15,5 млрд, то есть в пять с лишним раз больше. Почти сравнялись с федеральными источниками финансирования масштабы расходов из местных бюджетов — 2,5 млрд рублей. Более того, из внебюджетных источников было привлечено еще около миллиарда.

В Красноярском крае приняты краевые национальные проекты, названные "4Д+К" (Дом. Деревня. Демография. Дети + Культура). В Челябинской области выделение дополнительных средств из бюджета на реализацию проекта "Образование" привело к началу массового ремонта и оснащения школ, системной переподготовки кадров. Что позволило решить не только социальные проблемы, но и добавило оживления в экономическую жизнь всей области. Одной из важнейших задач развития должно стать создание экономики знаний. Когда не отдельные отрасли развиваются за счет технологического креатива, а когда вся экономическая жизнь структурирована на интеллектуальной основе. В основе создания новой экономики и нового общества лежит развитие потенциала личности. Этот потенциал, в свою очередь, является производным от уровня доступности и качества образования, здравоохранения, информации и коммуникаций, достижений науки и культуры.

От успеха отдельного человека, от его возможности реализовать свой талант зависит и успех страны. Но чтобы человек смог раскрыть и развить свой творческий потенциал, государство должно обеспечить условия для такой самореализации. А это не только вопрос денежных вливаний или моментальных поворотов неких политических рукояток. Это длительный и сложный процесс, в нашем случае отягощенный очень неоднозначным национальным опытом. Нельзя в один момент поменять психологию народа, который вполне сознательно отучали от личной активности, самостоятельности, предприимчивости. Надежда на госпатернализм вовсе не умерла вместе с крахом коммунистической идеологии. Ее корни, по сути, еще в крепостной общине.

В развитых государствах вложения в образование, науку, культуру, здравоохранение примерно в разы превышают вложения в машины, оборудование, здания, сооружения. Соответственно и основной прирост национального богатства определяется прежде всего качеством жизни и условиями, созданными для раскрытия человеческого потенциала. Но создание экономики знаний не ограничивается решением проблемы инвестиций. Здесь требуются институциональные преобразования — и в экономике, и в обществе в целом. Необходимо развернуть весь огромный экономический и социальный организм России в сторону инновационного пути.

В рамках проектов принимаются системные меры для повышения активности граждан, общественных организаций, для структурирования их усилий. В этой связи уместно напомнить о принятом в конце прошлого года законе об "эндаументах" — целевом частном капитале, направляемом на финансирование приоритетных социальных задач. Уверен, этот закон будет иметь большое значение. До последнего момента у бизнеса не было прозрачного, ясного механизма вложения средств в образование, науку, некоммерческие и благотворительные организации. С принятием закона такой инструмент появился, что позволит некоммерческим организациям получить финансовую устойчивость и независимость.

Бизнес же получит возможность проявлять себя в самых разных социальных начинаниях. Это гармонизирует отношения между предпринимателями и их социальными партнерами. Не менее важно и то, что во многих областях государство неэффективно, а быстро повзрослевший, социально ответственный российский бизнес может проявить себя. Как, например, в создании двух бизнес-школ для подготовки менеджеров высшего класса.

Один из ключевых элементов концепции национальных проектов (кстати, очень важный для изменения общественной экологии) — ставка на лидеров. Именно лидеры в первую очередь получают поддержку своих усилий, что должно привести к постепенному качественному изменению обстановки в отраслях.

Важнейшая задача проекта "Образование" — стимулировать наиболее способных учеников и учителей, ускорять внедрение инновационных методов обучения. 10 тыс. лучших учителей России, отобранных по конкурсу, стали обладателями президентских премий по 100 тыс. рублей. Коллективы 3 тыс. школ, активно работающих по инновационным образовательным программам, получили по 1 млн рублей. Присуждено 5350 премий победителям и призерам международных и российских олимпиад. А 17 лучшим инновационным университетам России были предоставлены гранты в сумме 5 млрд рублей.

Важно, что эти 17 вузов были выбраны из более чем 200 учебных заведений. Еще важнее то, что в 2007 году в конкурсе планирует участвовать уже порядка 400 высших учебных заведений. В процесс соревнования включается все большее число субъектов. В Южном и Сибирском федеральных округах в результате объединения нескольких вузов созданы два национальных университета. Цель этого — не сложить, а умножить потенциал учебных заведений. Создать фундаментальный вуз XXI века, который обеспечит регион современными специалистами.

Завоеванные в соревнованиях деньги помогут лидерам сделать еще несколько шагов вперед. В то же время они должны стать стимулом для других: уравниловки больше не будет. Господдержку получит только лучший.

В проекте "Доступное и комфортное жилье — гражданам России" поддержку получают прежде всего те муниципалитеты и субъекты Российской Федерации, кто готов инвестировать в решение задач и свои ресурсы. Именно отсюда — акцент на ипотечное кредитование. При плановом значении в 108 млрд по итогам года ожидается привлечение кредитов на сумму около 200 млрд рублей. Снижается и ставка по таким кредитам, требования к первоначальному взносу. Сегодня, например, можно получить кредит под 11% годовых, что в среднем на 2-4% ниже, чем год назад. Другие направления: софинансирование приобретения жилья молодыми семьями; субсидии на подготовку инженерной инфраструктуры для новых участков под жилищное строительство, в особенности под масштабную малоэтажную застройку. К примеру, в Екатеринбурге будет построено более 9 млн квадратных метров жилья для 325 тыс. жителей. Крупные проекты реализуются в Московской области в Красногорске и Домодедове, готовится массовая современная малоэтажная застройка под Петербургом. По сути, будут построены новые города. Будет развиваться не просто жилищное строительство, будет формироваться новая среда проживания миллионов наших граждан.

В проекте "Развитие АПК" льготное кредитование строительства крупных животноводческих комплексов — это поддержка в первую очередь тех, кто готов к долгосрочным инвестициям. По итогам 2006 года выдано около 50 млрд рублей восьмилетних кредитов (на 20% больше, чем было запланировано). За счет кредитных ресурсов идет строительство и реконструкция более 1240 животноводческих комплексов. По лизингу поставлено более 50 тыс. голов высокопродуктивного племенного скота и оборудование для содержания 185 тыс. голов скота.

Надо сказать, что изменения, которые происходят в животноводческих комплексах в результате реконструкции, впечатляют. Это принципиально новые технологии и производительность. Это, если хотите, иная культура труда, другая философия жизни на селе.

Кумулятивный, системный эффект ПНП практически сразу был внесен в разряд результатов, которых следует добиваться. Развитие образования, здравоохранения, АПК, строительство жилья неизбежно вовлекает в прорыв и другие отрасли. Реализация приоритетных проектов привела к форсированному переходу к долгосрочному планированию и бюджетированию, что крайне важно для устойчивого экономического развития. Еще более значимо то, что в процессе бюджетного планирования получает логическое развитие стратегия эффективных инвестиций в человека, в рост качества жизни. Работа в рамках ПНП потребовала долгосрочных отраслевых и межотраслевых стратегий, что необходимо и для всей экономики страны. Важным аспектом является и то, что реализация приоритетных национальных проектов приводит к внедрению современных технологий. Оснащение за два года всех российских школ широкополосным доступом в интернет открывает принципиально новые возможности. Дистанционные уроки и консультации можно будет проводить даже в самых отдаленных регионах. С другой стороны, школьный интернет в деревне будет полезен и местному доктору, и специалистам в разных областях сельского хозяйства. Развитие самых совершенных коммуникационных сетей в конце концов повысит инвестиционную привлекательность регионов, поможет им привлечь средства, решить социальные вопросы и т. д.

Новые подходы и технологии требуют более совершенного управления. Это неизбежно. И на примере многих регионов мы уже видим, как начинают внедряться современные, эффективные методы управления, взаимодействия и контроля. С самого начала было решено работать максимально открыто. Отчеты министерств и ведомств принципиально должны были носить публичный характер. В этой связи интересен опыт Минсвязи. В подтверждение подключения школы к интернету министерство требует цифровые фотографии: с номером школы и изображением самого компьютерного класса. Эти фотографии размещаются на общедоступном сайте. Если в школе нет компьютеров, если деньги не дошли до адресата, то попытаться подделать можно почти любые документы. Но добиться, чтобы кто-то из школьников или их родителей не возмутился, увидев несоответствие представленной информации в интернете, невозможно. Это и называется общественным контролем.

Подобные методы вместе со специальными электронными системами мониторинга национальных проектов приведут и к большей открытости, которая так ненавистна недобросовестным бюрократам. Приведут и к социальной активности граждан, без которой развитие любого общества невозможно.

Приоритетные проекты задали хороший темп системному развитию отраслей социальной сферы. Этот темп не должен быть потерян. В здравоохранении с 2007 года начинается реализация "пилотных" проектов в 17 регионах страны. Мы планируем выработать наиболее эффективные организационно-экономические механизмы, в том числе перейти к одноканальной модели финансирования здравоохранения. Предстоит разработать отраслевую систему оплаты труда, учитывающую результаты деятельности медработников.

Продолжится и поддержка лидеров в образовании. Инновационные школы во всех регионах России станут центрами для повышения квалификации учителей. Будет уделено серьезное внимание учреждениям начального и среднего профессионального образования. Особый акцент — на развитие малоэтажного домостроения. Должна начаться работа органов местного самоуправления по передаче в залог земельных участков, предназначенных для жилищного строительства. Цель — облегчить привлечение кредитов для создания коммунальной инфраструктуры. Будут поддержаны крупные региональные проекты комплексного освоения земельных участков для строительства жилья. Есть ли проблемы в реализации национальных проектов? Есть, причем немалые. Здесь и несовершенство механизмов проектной работы, и диспропорции при оказании поддержки отдельным категориям работников или направлениям деятельности при недостаточном внимании к другим. Есть чисто управленческие, административные проблемы. Главное, это сохранить и развить конструктивное и творческое начало, сберечь доверие и заинтересованное отношение профессионалов, всего общества. Опыт работы всех уровней власти "на результат", опыт взаимодействия с бизнесом, профессиональными сообществами, обществом в целом может и должен использоваться для решения широкого круга задач в экономике и социальной сфере. Тем самым обеспечивая общую эффективную работу в интересах каждого человека.

Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация (далее - целевые программы), представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.

Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.

Целевая программа состоит из следующих разделов:

· характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа;

· основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей;

· перечень программных мероприятий;

· обоснование ресурсного обеспечения целевой программы;

· механизм реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков;

· оценка социально-экономической и экологической эффективности целевой программы.

Целевая программа также содержит паспорт федеральной (межгосударственной) целевой программы.

К содержанию разделов целевой программы предъявляются соответствующие требования. Требования, предъявляемые к целям программы: специфичность (цели должны соответствовать компетенции государственных заказчиков целевой программы); достижимость (цели должны быть потенциально достижимы); измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей); привязка к временному графику (должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации целевой программы с определением соответствующих целей).

Программные мероприятия должны предусматривать комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации.

В отдельных случаях для достижения целей программы, внесения изменений в нормативные правовые акты целевая программа может содержать приложение с планом подготовки и принятия необходимых нормативных правовых актов.

Методика оценки эффективности целевой программы разрабатывается государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) с учетом специфики программы и должна служить приложением к тексту программы.

Вопросы для повторения:

1. Охарактеризуйте федеральное устройство РФ.

2. Сколько субъектов входят в состав РФ и каковы их виды?

3. На какие экономические районы делится РФ?

4. Назовите федеральные округа и дайте им характеристику.

5. Как осуществляется управление федеральными округами?

6. Какую роль в интеграции регионов РФ играют национальные приоритетные проекты и целевые программы?

Литература

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).
  2. Конвенция ООН об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г.
  3. Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г.
  4. Европейская Хартия местного самоуправления (принята Советом Европы 15 октября 1985 г. и ратифицирована Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления»).
  5. Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств от 29 октября 1994 г. «О принципах местного самоуправления в государствах – участниках Содружества».
  6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изменениями).
  7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изменениями).
  8. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изменениями ).
  9. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (с изменениями)
  10. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изменениями).
  11. Федеральный закон 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» (с изменениями).
  12. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изменениями).
  13. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (с изменениями).
  14. Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изменениями)
  15. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями)
  16. Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
  17. Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
  18. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».
  19. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (с изменениями от 23 июля 2008 г.).
  20. Совет при Президенте РФ по развитию местного самоуправления, утвержденный Указом Президента РФ от 2 ноября 2007 г. № 1451
  21. Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Президентом РФ 31 июля 2008 г. Пр-1568.
  22. Васильев В.И. Законодательная основа муниципальной реформы. – М.: Формула права, 2005.
  23. Гордиенко А.А. Территориальное общественное самоуправление в местном сообществе. Монография. – Новосибирск, 2005.
  24. Грибанов М.И. Государственное и муниципальное управление: Учебник для ВУЗов – М.: Дрофа, 2007. – 582 с.
  25. Еремян В.В. Взаимосвязь государственной гражданской и муниципальной службы как двух видов публичной службы и профессиональной деятельности (к постановке проблемы) //Право и политика. – 2006. – № 5.
  26. Киреева Е.Ю. Муниципальная служба: проблемы теории и практики: Монография. – М.: Изд-во РАГС, 2007.
  27. Концептуальные основы местного самоуправления. Учебное пособие. – Ставрополь: АГРУС, 2006.

28. Куряев К.Н. Государственное управление. – Саратов, 2007.

  1. Овчинников И.И., Писарев А.И. Муниципальное право России. – М., 2007.
  2. Парахина В.Н., Галеев Е.В. , Ганшина Л.М. Муниципальное управление: Учебное пособие. - М.: Кнорус, 2007. – 496 с.
  3. Развитие кадрового потенциала муниципальных образований: Пособие к электронному учебно-методическому комплексу «Стратегия развития муниципальных образований». Часть IV /Под общ. ред. В.В. Бакушева. – М.: Изд-во РАГС, 2007.
  4. Система муниципального управления: под редакцией Зотова В.Б. Учебник для ВУЗов, 4-е издание.– СПб.: Питер, 2008. – 512 с.
  5. Тимофеев Н.С. Местное самоуправление в системе государственных и общественных отношений: История и современность. Опыт России. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005.
  6. Юртаев Г.М. Государственное и муниципальное управление в РФ: Учебник для ВУЗов. – М.: Высшая школа, 2008. – 594 с.
  7. Яковлева Н.А. Местное самоуправление в России: Пути развития. – М.: Слово, 2008. – 762 с.

36. Якунин В.Е. Система государственного и муниципального управления. – М.: Юрист, 2007.

Наши рекомендации