Проблема самоидентификации русской правовой культуры.
1. Отечественная правовая культура в настоящее время находится на переходном этапе, в связи с чем представляется актуальным теоретическое осмысление влияния на правовую культуру как позитивных, так и негативных явлений и процессов, происходящих в современном российском обществе. Для дальнейшего развития и совершенствования правовая культура нуждается в научно-теоретическом осмыслении ее собственной сущности, выработке ценностных правовых ориентаций.
2. Коренные преобразования последних десятилетий в России совпали со временем активнейших процессов глобализации, что несомненно вызвало некритическое массовое копирование образцов иных культур. До сих пор остается открытым вопрос о мере и способах заимствования элементов других правовых культур и сохранения особенностей национальной правовой культуры, что требует расстановки смысловых концептов в правовой политике страны.
Негативное отношение к праву, сложившееся в современной России, является одним из серьезных препятствий на пути решения важнейших перспективных задач. В этих условиях становится все более затруднительно на паритетных началах входить в международно-правовое пространство, необходимость чего объективно требует развитие международных отношений, потребность решения глобальных проблем современности, взаимодействие и диалог культур.
3. В современных условиях, когда Россией взят курс на модернизацию страны, важный теоретический и практический интерес представляет научный анализ аспектов этого процесса, в том числе правовой культуры как показателя правового прогресса, важнейшего условия его эффективности.
«Модернизация только тогда даст ожидаемый эффект, когда в обществе будут действовать справедливые законы, функционировать независимые и уважаемые суды и органы правопорядка, которые пользуются настоящим доверием граждан» , - говорится в одном из последних посланий Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации.
Практика общественной жизни показала, что, несмотря на немалый арсенал накопленных теоретических знаний, требуются безотлагательные меры правового характера для улучшения социально-политической ситуации в современном трансформирующемся российском обществе.
Модернизация страны актуализирует многие процессы, одним из которых является переосмысление закономерностей и сущности правовой реальности современного российского общества.
правовую культуру как исторически сложившуюся, обусловленную экономическим, политическим, социальным и духовным уровнем развития общества разновидность культуры, которая материализуется в формировании, передаче, сохранении правовых ценностей, служащих ориентиром юридически значимого поведения, и представляет собой качественное состояние правовой системы, степень правового развития личности и общества.
3. Правовая культура, по мнению автора, представляет собой совокупность правовых ценностей, образующих продуктивно-позитивный пласт в правовой жизни отдельных людей, социальных групп и общества в целом, где под ценностями понимаются только позитивные, прогрессивные явления и процессы. В силу этого нельзя согласиться с авторами, которые включают в содержание правовой культуры и негативные явления, вплоть до правонарушений.
Полагаем, что деструктивные явления следует определять категорией «правовая антикультура», которая представляет собой антипод правовой культуры, объединяющий разнообразные формы проявления, в том числе правовой нигилизм, правонарушения, коррупционные проявления, технико-юридические дефекты законодательства, юридические ошибки и др., которые отрицательно влияют на уровень эффективности права и состояние правопорядка. Поэтому включение перечисленных негативных явлений в понятие «правовая культура» не способствует сохранению и защите подлинной, а не мнимой правовой культуры.
4. В современном российском обществе возрастает негативное отношение к существующей социальной реальности. Вызвано это тем, что реформы, проводимые в постсоветский период: земельная, политическая, правовая и другие, - не проходили стадии общественных дискуссий и были инициированы «сверху» и, как показывают опросы общественного мнения, в интересах меньшинства. Правовые основы реформы резко расходятся с социально-культурными доминантами российского общества. Это обстоятельство породило проблему легитимности общественно-экономических отношений, тот статус-кво, который имеет место в настоящее время. Право и закон стали ассоциироваться с привилегиями, исключениями, избирательностью.
5. Переход к рынку в российском исполнении вызвал резкую имущественную дифференциацию среди некогда однородного общества. Разрушение традиционной системы социальной защиты, коррумпированность государственных структур, несовершенство системы политического представительства, рост преступности привели к тому, что у значительной части россиян отсутствует осознанная мотивация к соблюдению закона. В силу этого правовая культура начинает приобретать политический подтекст с серьезными протестными и антагонистическими настроениями по отношению к существующей политико-правовой реальности.
6. В силу переходности типологического состояния правовой системы постсоветского российского общества и, несмотря на неоднородность, различие культур, религий и традиций внутри него, представляется возможным определить правовую культуру современного российского общества как культуру общества переходного типа, которую можно характеризовать как многомерное, многоплановое, социально-экономическое, политическое культурное явление, включающее ценностные мотивации и ориентации разновекторного направления, порой взаимоисключающего характера.
7. Положение России как евразийской страны с многонациональным населением, безусловно, осложняет желание России стать частью мирового культурно-правового пространства. В силу того, что в Европе ощущается кризис модели мультикультурного общества, реализация этих устремлений является еще более проблематичной.
Представляется, что альтернатива мультикультуризму – поликультурность как способность сосуществования различных культур и их носителей в одном, едином обществе, в едином правовом, социальном и экономическом поле при поддержании исходных культурных ценностей через поиск путей и способов согласования культур, что является наиболее перспективным, гуманным выходом их конфронтации.
8. Правовая культура и правовое сознание – составная часть политико-правовой парадигмы, определяющей цель, средства и, самое главное, результаты общественного развития. В современном российском обществе в этом смысле ощущаются определенные проблемы. Об этом говорит частая смена декларируемых проектов, которые явно не соответствуют исторической миссии России, учитывая ее прошлое, настоящее и будущее.
Представляется, что заметные позитивные изменения в политико-правовой культуре российского общества наступят только тогда, когда у большинства россиян появится уверенность в последовательном, эффективном, прогрессивном развитии государства и общества, которое будет гармонировать с традиционными российскими ценностями: справедливостью, подлинным равенством, социальной защищенностью, сопричастностью частного к общему.
9. Правовая культура как сложное многоаспектное социальное явление формируется, в том числе в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности, что позволяет выделить культуру правотворчества и культуру правоприменения. Не случайно античные философы, такие как Платон и Аристотель, выдающиеся деятели эпохи Просвещения, такие как Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, а также теоретики права, такие как И. Кант, придавали исключительно важное значение закону и законотворчеству как наиболее совершенному средству управления обществом. Мотивация следования правовым предписаниям формируется, помимо всего прочего, качеством законов, соответственно, дальнейшее совершенствование правотворческой и правоприменительной деятельности представляет собой важнейший фактор повышения правовой культуры общества. При этом следование закону в значительной степени зависит от отношения общества к правотворческим органам, как впрочем, и к государству в целом.
10. Проведение правовой политики в комплексе с экономической, социальной, духовно-нравственной, административной и культурной политикой является необходимым условием успешного осуществления курса страны, направленного на борьбу с правовым нигилизмом и повышение правовой культуры населения. Наличие социально-экономической стабильности в стране, улучшение условий жизни людей, эффективности работы государственных структур и общественных институтов, подлинная реализация принципа верховенства права создадут необходимые предпосылки для повышения правосознания россиян.
11. Реформы в правовой сфере диктуют настоятельную потребность в расширении правовой информированности общества и личности, а как следствие этого - и их социально-правовой активности, формировании новой системы правового воспитания и образования, которая призвана оказать существенное влияние на правовую психологию, правовую идеологию и юридически значимое поведение субъектов права. Тем самым актуализируется проблема целенаправленного формирования правовой культуры личности.
Для современной юридической науки и практики в России продолжают быть актуальными следующие задачи: четкое определение роли правового воспитания в жизни страны; установление наиболее оптимальных его форм, адаптированных к нынешним условиям общественного развития; координация усилий государства, общественных организаций, институтов гражданского общества, направленных на обеспечение эффективности данной работы; связь правового воспитания с нравственным и гражданским, - что позволит формировать правокультурную активную личность как основу гражданского общества.
12. Формирование правовой культуры и правосознания происходит в процессе правовой социализации личности. Определенную роль в совершенствовании правовой культуры общества играют юридическая наука и образование, представители юридических профессий. По образному выражению академика О.Е. Кутафина: «построить правовое государство без юристов - это все равно, что построить дом без строителей» .
Рассматривая юридическую науку и юридическое образование в контексте формирования правовой культуры на этапе активного периода модернизации высшего профессионального образования, следует отметить возможность российского пути обновления формы и содержания подготовки юристов. Для этого необходима трансформация российского юридического образования к реалиям нового времени, умелое сочетание традиционного и инновационного образования. Основа видится в развитии новых образовательных технологий наряду с исторически присущей отечественному юридическому образованию фундаментальной интеграцией науки и образования, воспитания и обучения в соответствии с духовными ценностями и культурно-историческими традициями российского общества, что позволит сохранить историческую преемственность, готовить высококвалифицированных юристов нового поколения, обладающих профессиональным правосознанием и высокой правовой культурой.
В эпоху необычайной динамичности современной жизни, активного входа российского образования в европейское образовательное пространство от образовательных учреждений требуется качественное обновление содержания правовой подготовки студентов, предполагающей наличие у них не только определенной суммы знаний и умений, полученных при изучении юридических дисциплин, но и формирование компетенций, развитости правового стиля мышления, способов эффективного включения в новые правоотношения, то есть наличие у них развитой правовой культуры.
13. Переход на уровневую систему подготовки осложняет подготовку юристов с высоким теоретическим уровнем в рамках бакалавриата, что представляется возможным компенсировать за счет продолжения обучения в магистратуре. Учитывая общественную значимость профессии юрист, следует стремиться к тому, чтобы в сфере юриспруденции большая часть выпускников имела магистерскую степень.
Это позволит формировать в магистратуре юриста, который умет самостоятельно обогащать и совершенствовать знания, обладает творческим и критическим мышлением, владеет инновационными технологиями, может самостоятельно принимать ответственные решения, является нравственно целостной личностью с высоким уровнем правовой культуры и профессионального правосознания.