Время создания с точностью до половины столетия
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ИСТОРИИ. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 10-11 КЛАСС
(максимальное количество баллов – 100)
1. Поясните происхождение и значение указанных наименований (1 балл за каждый правильный ответ; максимально – 5 баллов).
а) закупы –
_____________
б) рядовичи –
_____________
в) однодворцы –
_____________
г) половничество –
_____________
д) месячина –
_____________
2. Соотнесите элементы правого и левого столбцов таблицы. В перечне справа есть лишняя характеристика. Максимальный балл – 8.
А)
1. Ясский договор | А. Ликвидация Черноморского военного флота |
2. Адрианопольский договор | Б. Разграничение по р. Прут и Килийскому руслу |
3. Ункяр-Искелесийский договор | В. Автономия для Сербии и Дунайских княжеств |
4. Парижский трактат | Г. Признание Крыма частью России |
Д. Военный союз России и Турции |
___________________________
Б)
1. Московское барокко | А. Таврический дворец |
2. Классицизм | Б. «Бедная Лиза» |
3. Сентиментализм | В. Церковь Покрова в Филях |
4. Реализм | Г. «Записки охотника» |
Д. Особняк Рябушинского |
____________________________
3. Восстановите правильную хронологическую последовательность событий. Ответ запишите в виде ряда цифр (по 2 баллу за каждую правильную последовательность, дополнительный балл за указание исторической эпохи, к которой она относится; максимальный балл за все задание – 6).
А)
1. «Азовское сидение» донских казаков
2. Поход на Москву Василия Уса
3. Смоленская война
4. Соляной бунт
5. Медный бунт
________________________
____________________________________________________________
Б)
1. Введение всеобщей воинской повинности
2. Введение суда присяжных
3. Создание городских дум и управ как органов бессословного представительства
4. Отмена крепостного права
5. Частичная отмена предварительной цензуры
_________________________
______________________________________________________________
4. Заполните таблицу буквенными обозначениями предложенных элементов, учтите, что среди них могут находиться и лишние (максимально – 4 балла).
А) Австро-Венгрия, Б) Англия, В) Болгария, Г) Россия, Д) Франция, Е) Румыния, Ж) Германия, З) Турция, И) Италия, К) США
К 1 августа 1914 г. | К концу 1915 г. | |
Антанта | ||
Союз Центральных держав |
5. Изображения каких исторических деятелей представлены ниже? Укажите
Их фамилии (или имя),
Сферу их деятельности,
Время их деятельности с точностью до половины столетия
(по 1 баллу за каждый правильный ответ, максимально – 9 баллов).
А Б В
____________________________________________________________________________
6. Применительно к каждому представленному ниже произведению укажите:
Его название,
Художника,
время создания с точностью до половины столетия
(по 1 баллу за каждый правильный ответ, максимально – 6 баллов).
А. Б.
________________________________________________
7. Идентифицируйте фрагменты исторических источников и датируйте их (по 1 баллу за название документа и за датировку; максимально – 10 баллов).
А. «И смешал Бог народы, и разделил на семьдесят и два народа, и рассеял по всей земле. От этих же семидесяти двух язык произошел и народ славянский. Сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели…»
_____________
Б. «…Кто имеет сыновей, и хочет, единому из оных дать недвижимое чрез духовную (по завещанию), тому в наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имении, которые должен отец их или мать разделить им при себе как сыновьям, так и дочерям, сколько их будет, по своей воли, кроме онаго одного, который в недвижимых наследником будет. А ежели у онаго сыновей не будет, а имеет дочерей, то должен их определить таким же образом…»
_____________
В. «Мы, рабочие и жители города С.- Петербурга разных сословий, наши жены, и дети, и беспомощные старцы-родители, пришли к тебе, государь, искать правды и защиты. Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над нами надругаются, в нас не признают людей, к нам относятся как к рабам, которые должны терпеть свою горькую участь и молчать. Мы и терпели, но нас толкают все дальше в омут нищеты, бесправия и невежества, нас душат деспотизм и произвол, и мы задыхаемся. Нет больше сил, государь. Настал предел терпению. Для нас пришел тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук…»
_____________
Г. «Вместо преподавания гражданской истории в живой занимательной форме с изложением важнейших событий и фактов в их хронологической последовательности, с характеристикой исторических деятелей − учащимся преподносят абстрактное определение общественно-экономических формаций, подменяя таким образом связное изложение гражданской истории отвлеченными социологическими схемами».
_____________
Д. «После установления большевистского режима догма марксизма, еще более агрессивно и фанатично звучащая в ленинской интерпретации, стала отличным проводником чувства незащищенности, которое укоренилось в умах большевиков прочнее, нежели у предыдущих российских правителей. В этой догме, основанной на альтруизме целей, они нашли оправдание своего инстинктивного страха перед внешним миром; диктатуры, без которой они не представляли себе управления государством; жестокости, без которой они не могли обойтись; жертвам, которые они считали своим долгом принести».
_____________
8. 100 лет назад, 27 августа 1913 г. в небе над Киевом на самолете «Ньюпор» выпускник Нижегородского кадетского корпуса впервые выполнил фигуру высшего пилотажа, названную впоследствии его именем.