Перестройка» в СССР (1985–1991)

В марте 1985 г. руководящие посты в государстве были перераспределены следующим образом: Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев, Председателем Президиума Верховного Совета СССР А.А. Громыко (с июля), Председателем Совета Министров СССР до осени 1985 г. оставался Н.А. Тихонов, которого затем сменил Н.И. Рыжков. Он получил название "курса на ускорение социально-экономического развития". Как понималось ускорение? Прежде всего, как повышение темпов экономического роста. В 1986-1987 гг. М.С. Горбачев не уставал предупреждать, что национальный доход должен расти темпами не ниже 4% в год, иначе пятилетка будет сорвана. Под понятие "ускорение" подводилась и "активная социальная политика". Среди них выделялись две - продовольственная и жилищная. Продовольственная считалась приоритетной, важной внутриполитической задачей 1980-х гг. и ее решение связывалось с 1990 г. Решение жилищной ("каждой семье благоустроенную отдельную квартиру") отодвигалось на конец века. Были определены следующие резервы. Полностью загрузить действующие мощности, переведя их на двух-четырехсменку. Укрепить трудовую дисциплину, равняясь на опыт передовиков. Силами местных рационализаторов и изобретателей проводить механизацию и автоматизацию своего производства. Наконец, немедленно повысить качество продукции. Ставка на энтузиазм, не подкрепленная необходимой техникой, квалификацией работающих и организацией труда, привела не к ускорению, а к резкому росту аварий и катастроф в различных отраслях народного хозяйства. В 1987 г. решено было сменить провалившуюся "концепцию ускорения" на "концепцию перестройки". Идея перевода жестко централизованного, планово-государственного хозяйства на рыночную, товарно-денежную основу (в рамках социализма) стала стержнем концепции перестройки. Предприятия переводились на самоокупаемость и хозрасчет, не централизованно, а самостоятельно могли выбирать себе партнеров, закупать сырье и реализовывать продукцию. Предприятия получили право внешнеэкономических связей, в т.ч. создания совместных предприятий и свободной продажи своей продукции на рынке, в т.ч. и внешнем. В 1988 г. были приняты еще два закона, открывшие простор для коллективного и частного предпринимательства: Закон о кооперации и Закон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД). Признание целесообразности, а затем необходимости строительства фермерских хозяйств с выходом крестьян из колхозов свидетельствовало о признании руководством страны серьезного кризиса сельскохозяйственного производства. Была провозглашена новая цель экономической реформы - не ускорение, а переход к рыночной экономике. Начать переход было намечено с 1991 г., по окончании 12-й пятилетки. В том же году активные критики избранного курса (академик С. Шаталин и др.), доказывая, что есть или план, или рынок, а то и другое вместе - это "жареный лед", разработали свою программу. В ее создании большую роль сыграл кандидат экономических наук Г. Явлинский. Она получила название "500 дней". Это была программа поэтапной "приватизации экономики". В 1990 г. абсолютное сокращение национального дохода превысило 10%. Реальные доходы населения стали падать. В стране начался острый дефицит всех товаров. Цены на них стали возрастать. Трудящиеся вышли на улицы с лозунгами протеста. В декабре 1990 г., констатируя обвал экономики и "срыв перестройки", глава правительства Н.И. Рыжков подал в отставку. В 1988 г. союзное руководство во главе с М.С. Горбачевым пришло к выводу, что экономическое развитие страны сдерживает политическая система и переключило свое главное внимание на политические преобразования. С принятием "Новой редакции" Программы КПСС официально началось практическое свертывание коммунистической идеологии в партии и обществе. Ее вытеснили "идеи перестройки", о которых активно заговорили после январского (1987 г.) пленума ЦК КПСС. Далее М.С. Горбачев предложил соединить в одних руках посты партийных и советских руководителей сверху донизу по всей стране, одновременно учредив пост "председателя Совета" (от Верховного до районного); наконец, взять курс на гласность, отказаться от неоправданной засекреченности деятельности политической системы. Перестала подвергаться государственным ограничениям деятельность церкви. Председателем Верховного Совета РСФСР в мае 1990 г. стал Б.Н. Ельцин. Инициатива реформирования политической системы перешла в руки народных депутатов. Официально новые партии и движения стали регистрироваться с января 1991 г., однако уже весной 1990 г. они заявили о своем существовании как сила, оппозиционная КПСС. Одновременно с ростом оппозиции союзным структурам власти начался процесс распада КПСС, цементирующей силы как политической системы СССР, так и самого союзного государства. Что касается идейного раскола КПСС, то он происходил как раз по вопросу, что считать "платформой КПСС". Несмотря на то, что в КПСС возникло несколько платформ (демократическая, марксистская, группа "ленинградского съезда" инициативников и др.), ни раскол, ни преобразование КПСС оформить не удалось. В 1986 г. XXVII съезд КПСС категорически заявил, что национальный вопрос в СССР решен полностью. Однако в 1988 г. оппозиционные силы в Прибалтике взяли курс на выход своих республик из СССР. Весной-летом 1990 г. прибалтийские, а за ними и другие республики СССР, включая Россию, приняли декларацию о национальном суверенитете, фактически противопоставив себя союзному государству. Центробежные силы ускорялись. Удержать власть демократическим путем руководство СССР уже не могло. Оно все чаще прибегало к военной силе, которая была применена в апреле 1989 г. в Тбилиси, в январе 1990 г. в Баку, в январе 1991 г. в Вильнюсе и Риге, наконец, в августе 1991 г. в Москве. В этих условиях М.С. Горбачев предложил первый вариант нового союзного договора по "обновлению СССР". 17 марта 1991 г. в СССР (за исключением нескольких республик) прошел референдум о судьбе СССР, на котором абсолютное большинство граждан высказались за сохранение союзного государства в обновленном виде, плохо представляя суть этого обновления. В апреле 1991 г. в "обновленный Союз" под названием "Содружество Суверенных Государств" (ССГ) согласились вступить десять из пятнадцати республик. 19-21 августа 1991 г. консервативные силы попытались силовым путем предотвратить эту перспективу, сохранив реальную власть в руках союзного центра. В то же время ГКЧП объявил о продолжении курса на экономическую реформу. Началось активное сопротивление действиям путчистов. Решающую роль в нем сыграло население Москвы, Ленинграда, ряда других городов. После провала попытки установить в стране чрезвычайное положение начался новый и заключительный этап распада СССР. 8 декабря три "славянские республики" - РСФСР, УССР и БССР заявили о роспуске СССР и создании "Содружества Независимых Государств" (СНГ). 25 декабря Президент СССР сложил свои полномочия, а 26-го Верховный Совет СССР решением одной палаты (Совета Союза) официально признал роспуск СССР и самоликвидировался. В соответствии с новыми принципами были определены новые приоритеты советской внешней политики: деидеологизация межгосударственных отношений, совместное решение глобальных наднациональных проблем (безопасности, экономики, экологии, прав человека), совместное строительство "общеевропейского дома" и единого европейского рынка, войти в который планировалось в начале 1990-х гг. Курс к безъядерному миру последовательно проводился в ходе советско-американских встреч на высшем уровне. Они были возобновлены в ноябре 1985 г. и стали ежегодными. Встречи и переговоры М.С. Горбачева с президентами США Р. Рейганом, затем Дж. Бушем способствовали уничтожению образа врага, налаживанию всесторонних отношений между двумя государствами и привели к подписанию двух договоров по военным вопросам. В 1987 г. в ходе переговоров М.С. Горбачева с Р. Рейганом была достигнута договоренность о прекращении американской военной помощи моджахедам в Афганистане и о выводе оттуда советских войск. В январе 1989 г., подписав "Венскую декларацию" СБСЕ, Советский Союз обязался привести все свои законы, правила и практику в соответствие с международными, а также уважать и гарантировать права человека и основные свободы (включая свободу мысли, совести, религии и убеждений). Весной 1989 г. Президиум ВС СССР принял Указ "О сокращении Вооруженных Сил СССР и расходов на оборону в течение 1989-1990 гг.". 1989 г. стал переломным в отношениях между СССР и КНР. Стороны заявили о нормализации отношений между двумя государствами, договорились возобновить переговоры по спорным пограничным территориям и отводу своих войск от совместной границы, а также о налаживании широкого экономического и культурного сотрудничества. Пришедшие к власти национально-демократические силы стран Восточной Европы взяли курс на сближение со странами НАТО, выразив готовность вступить в НАТО и Общий рынок, одновременно потребовав ускорить вывод советских войск со своих территорий. Весной 1991 г. был официально оформлен роспуск СЭВ и ОВД. В обмен на грандиозные односторонние уступки администрация Горбачева рассчитывала на "добрую волю" стран Запада в политической и финансовой сферах. В 1990-1991 гг. они оказали Советскому Союзу "гуманитарную" помощь (гл. обр. продовольствием, медикаментами и медоборудованием). Они все больше склонялись к поддержке отдельных республик СССР, поощряя их сепаратизм. Крушение Советского Союза вывело США в разряд единственной сверхдержавы мира. В декабре 1991 г американский президент поздравил свой народ с победой в "холодной войне".

Культура России в XX в.

Социальные отношения. Социальная структура советского общества: рабочий класс и служащие, колхозное крестьянство, интеллигенция, партийно-государственная бюрократия. Межнациональные отношения: расцвет и сближение наций (официальная точка зрения), реально - зрели серьезные национальные противоречия и конфликты. Социальные гарантии: бесплатное образование, бесплатное здравоохранение, социальное обеспечение, общественные фонды потребления. Достаточно высокий уровень жизни населения. Показатели: рост продолжительности жизни, снижение заболеваемости, устойчивая рождаемость. Негативные тенденции: ножницы между денежными доходами и их товарным обеспечением, появление дефицита, рост социальной дифференциации (привилегии, нетрудовые доходы), рост иждивенчества, преступности, пьянства, массовость мелких хищений.

Духовная и общественная жизнь страны в 70-х - начале 80-х гг. характеризуется:

1. Свертыванием либеральных начинаний хрущевской поры.

2. Идеологизацией науки и культуры.

3. Твердым партийным руководством общественным и культурным процессом, жесткой официальной линией.

4. Бюрократизацией духовной жизни страны (созданием всевозможных комитетов, комиссий, всеобъемлющим контролем, усилением цензуры).

5. Административным, идеологическим и уголовным преследованием инакомыслящих.

6. Ограничением на знакомство с западной культурой.

7. Усилением идеологического и административного диктата над всеми сферами общественной жизни и контролем за «умами людей».

8. Жесткой регламентацией тематики в развитии культурной жизни страны. Диссидентское движение (общественно-политическая и духовная оппозиция) - развернулось в 70-е гг. Диссиденты - лица, не согласные с режимом и открыто выступавшие против попрания гражданских свобод; приверженцы принципа самоценности человеческой личности.

1. Цели движения: борьба с существующим строем (одни боролись только с коммунизмом, другие же и с советской государственностью, ставя задачу разрушения СССР).

2. Методы: антикоммунистическая и антисоветская пропаганда; организация демонстраций под правозащитными лозунгами, пресс конференций, кружков и групп; обращения в адрес руководителей страны и судебные инстанции в защиту прав тех или иных лиц; издательская деятельность ("самиздат" и "тамиздат") и т.д. Так в 1966 г. группа либерально настроенной интеллигенции - художники, писатели, музыканты - обратилась с открытым письмом к Брежневу. В письме речь шла о появлении опасности реабилитации Сталина и о недопустимости возрождения неосталинизма. В 1968 г. участники правозащитного движения организовали демонстрации протеста в связи с вторжением войск СССР и других стран ОВД в Чехословакию. В середине 70-х гг. диссиденты организовали в Москве группу содействия выполнению хельсинских соглашений.

3. Классификация движения:

а) либерально-демократическое течение (правозащитники: Даниэль, Синявский, Сахаров и др.);

б) патриотическая (русская) оппозиция: Солженицын;

в) религиозная оппозиция;

г) националистическая оппозиция (Прибалтика, Западная Украина, Закавказье);

д) молодежная оппозиция.

4. Действия диссидентов расценивались руководством страны как «вредные» и «враждебные». Карательные меры государства в отношении диссидентов: ссылка (Сахаров); заключение в тюрьмы (Даниэль, Синявский, Григоренко и др.), психбольницы (Шемякин); высылка за границу и лишение гражданства (Вишневская, Бродский, Войнович, Владимиров, Любимов, Тарковский, Неизвестный, Солженицын, Ростропович и др.). Преследованиям подвергались сотни деятелей культуры, науки, искусства, осмелившихся мыслить неугодным «системе» образом и так или иначе проявлявших свои взгляды.

5. Значение движения: диссидентское движение сыграло определенную роль в расшатывании режима, в пробуждении сознания народа

Все эти формы протеста получат признание и расцветут в период «гласности».

Наши рекомендации