Беседа о том, что есть сын Отечества», «Письмо к другу жительствующему в Тобольске», «Путешествие из Петербурга в Москву»

Вопрос №15.

/Особенности журналистской и редакторской деятельности Карамзина. «Детское чтение для сердца и разума», «Московский журнал»./

“Детское чтение для сердца и разума” (1785-1789) был первым детским журналом и издавался еженедельно. Выходил в течение 5 лет. Это было просветительское издание. Содержание было связано с общественно-педагогической и литературной деятельностью Новикова. В нем он старался восполнить пробел в детской литературе, сделать так, чтобы детям было, что читать. Исторические, естественнонаучные статьи, нравоучительные письма, религиозные материалы, короткие повести, моральные и другие пьесы – вот круг произведений, публикуемых в журнале. Последние три года выходил без участия Новикова. В 1787 г. основными сотрудниками журнала были Н.М. Карамзин и А.А.Петров. Главную задачу журнала Новиков видел в том, чтобы воспитать, сформировать взгляды молодого культурного дворянина, горячо любящего Отечество. Крестьянский вопрос тоже находит место в журнале. Обсуждается проблема отношения к государю. Примечателен язык журнала. Он соответствует возрасту читателей-детей. Здесь нет ни славянизмов, ни запутанных грамматических конструкций. Пользовался популярностью. Журнал под редакцией Н.М.Карамзина сильно отличается от новиковского. Здесь исчезают исторические и естественнонаучные статьи, маленькие пьески, библейские тексты. Остаются большие переводные повести Н.М.Карамзина и нравоучительные сказки. Журнал отходит от решения педагогических задач, а подчиняется литературным интересам Н.М.Карамзина и А.А. Петрова. Хотя продолжает играть важную роль. К работе в журнале Н.М.Карамзин подходил серьезно и опубликовал в нем немало значительных своих поэтических произведений. Тираж издания не известен.

“Московский журнал” (1791-1792) – ежемесячный литературный журнал, считающийся в истории журналистики первым настоящим журналом, где существуют постоянные разделы и рубрики. Его появление можно расценивать особой вехой в развитии журнальной периодики. Главная его задача состояла в пропаганде сентиментализма Карамзина, как нового литературного направления. Журнал отличался многообразием материалов, поданных живо и занимательно. Хороший подбор произведений, изящный язык, высокий эстетический вкус – вот что делало это изданием журналом нового для России типа. По мнению Березиной, ряд черт позволяет говорить о Карамзине как о родоначальнике “настоящего журнала: 1) определенное четкое направление; 2) жесткий отбор произведений в соответствии с этим направлением; 3) разнообразие материалов и их познавательный характер; 4) современность; 5) наличие отделов и рубрик; 6) хороший отдел критики; 7) хороший литературный язык; 8) живая, занимательная, увлекательная манера общения с читателем. Журнал состоял из русских сочинений в стихах и в прозе, переводов из немецких, французских и английских журналов, “критического рассмотрения” русских книг, известий о театральных спектаклях, описания разных происшествий и забавных случаев из жизни замечательных людей. Журнал распространяется по подписке. Ее стоимость – 5 рублей в Москве и 7 рублей в провинции. Карамзин предлагает всем желающим присылать свои произведения, но сразу отвергает только теологические, мистические, слишком научные, сухие “пиесы”. Влияние этого журнала на русское общество было сильным. После закрытия “Московского журнала” Карамзин стал издавать альманах “Аглая” (1794-1795). Это был первый настоящий русский альманах. Здесь были одни русские сочинения и не было переводов – это отличительная черта этого издания.

Вопрос №16.

/Альманахи Карамзина: «Аглая» и «Аониды»./

Создается новый тип изданий – альманах. Закончив издание «Московского журнала», Карамзин предполагал весной следующего 1793 г. выпустить альманах «Аглая», однако не сумел наладить сотрудничество друзей-литераторов. Он выпустил первую книжку в 1794 и вторую – в 1795 г., составив их почти целиком из собственных произведений. Там напечатаны были отрывки из «Писем русского путешественника», богатырская сказка «Илья Муромец», прозаический отрывок «Сиерра-Морена», рассказ «Остров Борнгольм», несколько стихотворений и статей.

После «Аглаи» Карамзин в 1796–1799 гг. одну за другой издал три книжки альманаха «Аониды», составленные из стихотворений русских авторов.

В «Аонидах» напечатаны стихотворения Хераскова, Державина, Капниста, Дмитриева, Кострова, Нелединского-Мелецкого, В.Л. Пушкина, Клушина, Николева и других поэтов, представившие читателю состояние русской поэзии в обширной и умело расположенной редактором картине.

Вопрос №17.

/Появление первых провинциальных журналов в России. «Уединенный пошехонец», «Иртыш, превращающийся в Ипокрену.»

Иртыш превращающийся в Ипокрену

— первый орган периодической печати в Сибири; выходил в Тобольске, ежемесячно, с сент. 1789 по 1791 г. В 1790 г. журнал издавался только первые 8 месяцев. Средства на его издание давал Тобольский приказ общественного призрения, а редакция журнала была возложена на учителей Тобольского главного народного училища, которые в то же время являлись и главными сотрудниками журнала. Несколькими речами, прославляющими деяния Екатерины II, и еще немногими малосодержательными пьесами исчерпывается вся оригинальная проза журнала. Помещались в И. и переводные статьи (с лат., нем., франц. и персидского языков) разнообразного содержания. Богаче по содержанию и по количеству пьес был отдел поэтических произведений. Наиболее даровитым и деятельным сотрудником журнала был П. П. Сумароков; участвовали еще Наталья Панкратьевна Сумарокова, И. Бахтин, Лафинов, Прудковский, Мамин, Михаил Пушкин и друг. Журнал успеха не имел. Несмотря на почти принудительную подписку, в 1789 -90 гг. И. расходился в количестве 186 экземпляров, а в 1791 г. — только в 106 экз.

«Уединенный пошехонец» - ежемесячный журнал, выходивший в Ярославле в 1786 году. Первый русский провинциальный журнал. Редактор - В.Д.Санковский. Многие статьи печатались анонимно. Среди авторов - учителя М.В.Розин и И.Ф.Фортунатов, семинарист В.Васильевский, архиепископ Арсений Верещагин, В.Д. и Н.В.Санковские. Журнал издавался при участии и активной поддержке А.П.Мельгунова и был органом его кружка.

В названии журнала отразились идейные установки мельгуновского кружка. Журнал рассматривался как средство духовного влияния, воспитания читающей публики. На его страницах достаточно последовательно излагается определенная социально-философская программа издателей. В ее основе - просвещенно-монархический идеал, совмещающийся с масонской заботой о нравственном самосовершенствовании, с проповедью уединения и практикой размышления на возвышенные темы. Второе объяснение названия журнала связывает его с пошехонской усадьбой Мельгунова Суханово, куда, согласно легенде, он удалялся с Санковским для работы над изданием.

Похвалы Екатерине II как просвещенной государыне сочетаются в журнале с советами, обращенными к местным помещикам. Им рекомендовано разумно устраивать свои отношения с крестьянами. Высказывается и мнение о том, что принудительный труд на земле «пленников или преступников» оскорбляет ее и мешает изобильному приношению плодов. Предметом критики становятся моральные пороки дворянства: лень, безделье, расточительность, пренебреженье крепостными. Достоинствами же видятся образованность, любовь к книгам, разумность, а также добродетельность, каковая является не сословным отличием, а общим достоянием всех высоких душ.

Призывы к осознанию своего общественного долга и к деятельному участию в жизни сменяются в журнале меланхолическими размышлениями о бренности живущего, о скоротечности человеческой жизни, об изменчивости и непостоянстве в мире, который «желает, подвержен, быть обману». Авторы журнала предлагают отрешиться от светской суеты и в мирном уединении искать покоя и гармонии в общении с природой, вдали от городов, в сосредоточенном труде на земле, в размышлениях и занятиях науками. Человеку приличествует «жизнь смешенная со злоключениями», которая научает его «познавать самого себя и изыскивать в себе способы к поправлению» - и в это же время личности, не понимаемой обществом, достойно уйти из него в пустыни и дебри, к тем близким людям, которые способны к благодарности и любви.

Человек, по логике авторов журнала, призван к самовоспитанию. Это воспитание духовно развитой, душевно богатой и щедрой личности в процессе упорного и напряженного переживания и осмысления проблем собственного существования. Идеальная личность в журнальном описании - это человек, застигнутый историческими испытаниями, который отнюдь не отказывается от просветительского оптимизма, но все чаще поверяет его логикой стоического долженствования «вопреки всему» - и душевно эмигрирует из вероломного общества в братство масонской ложи и на лоно всепримиряющей природы.

В журнале публиковались также историко-географические очерки уездных ярославских городов Ростова, Рыбинска, Романова-Борисоглебска, Мышкина, Петровска, Мологи, Пошехонья, «Сведения о Ярославском наместничестве» и очерк «О городе Ярославле». Они были одним из этапов составления топографического описания Ярославского края.

Тираж журнала едва ли превышал сотню экземпляров. Очевидно, он распространялся бесплатно или по благотворительной подписке среди ярославского дворянства, а возможно, и шире.

В 1787 году журнал выходил под названием «Ежемесячное сочинение». Выход его был прерван болезнью и смертью А.П.Мельгунова. Л.Н.Трефолев безуспешно пытался переиздать комплект журнала.

Ныне журнал существует в считанных экземплярах и является библиографической редкостью.

Вопрос№18.

/Появление и развитие рекламы в отечественной периодической печати 18 века. Пародийные отделы рекламы в изданиях Новикова./

Настоящие рекламные объявления в большом количестве появляются в «Санкт-Петербургских ведомостях», газете, которая начала выходить с 1728 г. В первые годы существования в этом издании преобладали казенные объявления, исходившие от государственных учреждений. Объектами коммерческой рекламы были книги и подписка на саму газету. Затем множество объявлений стало исходить от купцов, причем частные рекламные тексты содержали только необходимую информацию. Например: «У купца Якова Далмена на большой улице против Зимнего дворца продаются самые свежие устерсы, цитроны и каштаны повальною ценою, о чем через сие объявляется» (1737 №5).

В 1756 г начала издаваться газета «Московские ведомости» под эгидой Московского Университета. Первоначально новая газета в оформлении и языке следовала «Санкт-Петербургским ведомостям». При этом объем рекламы в обоих изданиях увеличивался так интенсивно, что с 1764 г объявления классифицируют по содержанию – так появляется рубричная реклама. Самые популярные рубрики – «Продажи», «Подряды», «Отъезжающие» и др. Постоянное увеличение количества рекламных объявлений приводит к тому, что их начинают публиковать в специальном приложении («Санкт-Петербургские ведомости» печатались с приложением с 1775 г). Что касается языка газетных объявлений, то во второй половине XVIII века наблюдается переход от сухого официоза к более живому разговорному стилю рекламы.

В 1779 г «Московские ведомости» были переданы в аренду известному деятелю российского просвещения Н. И. Новикову. На протяжении десяти лет Новиков редактировал издание. Главным нововведением стал раздел «О российских книгах», где регулярно размещалась реклама книг, выпускаемых университетской типографией и продававшихся в университетской книжной лавке. Популярность «Московских ведомостей» выросла в этот период. Частные рекламные объявления продолжали публиковаться в газете при Новикове. Например: «Недавно приехавшая мадам Франтуе делает самое лучшее и новомодное дамское платье и обучает девок, живет на Ильинке против музыкальной лавки» (номер за 1786 г).

Пародийный отдел.

В своем первом сатирическом журнале «Трутень» Новиков пародировал рекламное поветрие, начатое «Санкт-Петербургскими ведомостями». Шутливо обыгрывая традиционные рубрики «Подряды», «Продажи», «Зрелища», «Книги», «Отъезжающие», сатирик писал под первой из них: «Для наполнения порожних мест по положенному у одной престарелой кокетки о любовниках штату, потребно поставить молодых, пригожих и достаточных дворян и мещан до 12 человек, кто пожелает в поставке оных подрядиться, или и сами желающие заступать те убылые места, могут явиться у помянутой кокетки, где и кондиции им показаны будут». И далее там же: «В некоторое судебное место потребно правосудия до 10 пуд; желающие в поставке этого подрядиться, могут явиться в оном месте». Под рубрикой «Продажа» сатирик извещал: «Недавно пожалованный воевода отъезжает в порученное ему место и для облегчения в пути продает свою совесть; желающие купить, могут его сыскать в здешнем городе».
Мы приводим эти пародийные тексты, главным образом, затем, чтобы показать, сколь глубоко укоренился в русской культуре середины XVIII века жанр рекламного объявления. Во все века сатирики стремились высмеивать наиболее популярные, распространенные явления своего времени. Популярность жанра объявлений в ту эпоху не оставляет сомнений. Лучшие журналисты эпохи не считали зазорным их комментировать. Например, Н. М. Карамзин во втором номере нового журнала «Вестник Европы» за 1802 год в заметке «Странность» выражал недоумение по поводу объявления, помещенного в одном из столичных изданий: французский гувернер сообщал об открытии близ Парижа пансиона для русских дворян и предлагал учить их «всему нужному», в том числе русскому языку. Патриотические чувства Карамзина были покороблены: «Живучи в уединении, я не знаю, что другие подумали о таком объявлении. Мне кажется оно более смешным, нежели досадным: ибо я уверен, что наши дворяне не захотят воспользоваться благосклонным предложением господина ММ».

Вопрос№19.

/История создания «Вестника Европы». Карамзин-литератор, редактор./

Инициатива издания «Вестника Европы» принадлежала арендатору типографии Московского университета И. Попову, который обратился к Карамзину с просьбой стать редактором нового журнала. За эту работу назначалось вознаграждение 3 тыс. рублей в год — первый случай оплаты редакторского труда. Карамзин издавал «Вестник Европы» дважды в месяц в течение двух лет (1802-1803). Задуманный как журнал литературно-политический, он имел два постоянных отдела — «Литература и Смесь» и «Политика». Журнал оказался долгожителем и просуществовал до 1830 г. За это время не раз сменялись редакторы, обновлялся состав сотрудников, переименовывались отделы. Неизменной оставалась проправительственная ориентация издания, признание монархии и крепостного права гарантами стабильности и процветания российского государства.

Политический отдел «Вестника Европы» имел два подотдела: «Общее обозрение» и «Известия и замечания». В первом присутствовала перепечатанная из иностранных источников оперативная политическая информация, во втором — политическое обозрение событий внутренней и внешней российской и зарубежной действительности, автором которого выступал преимущественно редактор.

Карамзин придал своему журналу просветительскую и гуманистическую направленность, вел его на высоком профессиональном уровне, сам активно участвовал как автор и привлек к сотрудничеству талантливых писателей: Г.Р. Державина, М.М. Хераскова, В.В. Измайлова,В.А. Жуковского, И.И. Дмитриева и др. Все это обеспечило успех журнала среди читателей. Уже к середине января 1802 г. «Вестник Европы» имел 580 подписчиков, вскоре их число возросло до 1200, потребовалось переиздание.

Идею благоденствия России Карамзин связывал с надеждами на просвещенного монарха, с распространением образования среди всех сословий, с гуманистическим совершенствованием общества. Его статья «Приятные виды, надежды и желания нынешнего времени» рисовала картину идеальных взаимоотношений крестьянина и помещика: «Российский дворянин дает нужную землю крестьянам своим, бывает их защитником в гражданских отношениях, помощником в бедствиях случая и натуры: вот его обязанность! Зато он требует от них половины рабочих дней в неделе: вот его право!»

В статьях «О новом образовании народного просвещения в России» и «О верном способе иметь в России довольно учителей» он ратовал за открытие сельских школ, установление «казенного кошта» для неимущих студентов. С притоком талантливой молодежи из низших слоев общества Карамзин связывал будущие достижения отечественной науки и образования: «Россия на первый случай может единственно от низших классов гражданства ожидать ученых, особенно педагогов. Дворяне хотят чинов, купцы — богатства через торговлю, они, без сомнения, будут учиться, но только для выгод своего особенного состояния, а не для успехов самой науки, не для того, чтобы хранить и передавать ее сокровища другим».

Карамзин писал, что «нравственные и политические революции свойственны земному шару». В то же время он отрицательно оценивал последствия французской революции, так как она показала, что «народ делается жертвою ужасных бедствий, которые необыкновенно злее всех обыкновенных злоупотреблений власти». Он приветствовал возобновление монархических порядков во Франции с приходом Наполеона.

Сделавшись придворным историографом, Карамзин отошел от журнала, его редактором в 1804 г. стал П.Сумароков.

Вопрос №20.

Наши рекомендации