Развитие книжного дела в странах Америки, Азии и Африки.
Начало книгопечатания. Издательское дело. Первая типография на территории США была основана при Гарвардском колледже в местечке Кембридж, близ Бостона, в 1639. Первые амер. типографы Стивен и Мэтью Дей выпустили печатные издания: "Клятва свободного человека", "Альманах на 1639 год" и "Книга псалмов" (1640). К кон. 17 в. печатные станки работали в Кембридже, Джеймстауне, Филадельфии, Нью-Йорке. Первоначально всё типографское оборудование и бумага ввозились из Англии; в 1690 была открыта первая амер. бумажная фабрика, в 1772 - первая словолитня. Книжные лавки в североамер. колониях появились вслед за первыми типографиями, и сначала владелец типографии одновременно был книгопродавцем.
Развитие книгопечатания стимулировалось распространением грамотности среди населения англ. колоний в Сев. Америке. Этому в значит. мере способствовал принятый в шт. Массачусетс Акт 1647, предписывавший открывать приходские школы во всех поселениях данной англ. колонии с нас. св. 50 семей. Если в первый период печатное дело служило гл. обр. для распространения богослужебных и богословских книг, то в 18 в. появляются светские произведения, защищающие идеи нац. независимости, веротерпимости, прав человека и т. п. Перед самой Войной за независимость 1775 - 83 и во время её печатается значит. количество политич. лит-ры, в т. ч. "Декларация независимости" (1776), памфлет Т. Пейна "Здравый смысл" (1776) и его же сочинение "Права человека" (1791 - 92), ставшее манифестом бурж. демократии. Видную роль в развитии амер. книжного дела сыграл выдающийся учёный, писатель-просветитель, обществ. деятель и издатель Б. Франклин (1706 - 90). В кон. 18 - 19 вв. печатное произ-во распространялось с вост. побережья страны на новые территории вслед за отодвигавшейся на запад границей между землями переселенцев из Европы и владениями индейских племён. В книжном деле начала развиваться дифференциация и специализация.
К кон. 19 в. сформировались осн. черты издательского дела США: коммерческий характер, стремление к концентрации и монополизации, тесная связь с пром. и финансовым капиталом. Созданы крупные издательские фирмы, многие из к-рых существуют по наст. время: "Липпинкотт" (Dj. В. Lippincott and Company, 1836), "Макмиллан" (Macmillan, Inc., 1870), "Харпер энд бразерс паблишерc" (Harper and Brothers, 1817), "Эплтон" (Appleton and Co, 1838), "Ч. Скрибнер" (Charles Scribner, 1846), и др. Появляются и первые специализированные изд-ва, гл. обр. справочной и книговедческой лит-ры "Р. Баукер" (R. R. Bowker Co), "У. Уилсон" (The H. W. Wilson Co) и др. В 1823 вышло всего 120 книг, а к 1890 - уже 4886 книг. На первом месте стояла беллетристика: 23% от общего числа изданий в 1869, 35% - в 1900, что отразило бурный рост амер. Художеств. лит-ры в последней трети 19 в., в период становления реализма, выдвинувшего таких крупных писателей, как Ф. Брет Гарт, М. Твен, О. Генри и др. Положительную роль в развитии лит-ры и издат. дела США сыграл "Международный закон об авторском праве" ("International Copyright Law"), 1891, после принятия к-рого число изданий амер. авторов стало неуклонно расти. В художеств. лит-ре произведения амер. писателей в кон. 90-х гг. составляли 80% всех изданий. С каждым годом увеличивался выпуск учебных, естественно-научных, технич., медицинских книг. Выходит первое крупное справочное издание - "Новая американская энциклопедия" (т. 1 - 16, 1858 - 63), в числе авторов к-рой были К. Маркс и Ф. Энгельс.
В сер. 19 в. были опубликованы "Манифест Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Энгельса и их статьи в журн. "Революция". В 70 - 90-е гг. несколько раз издавался "Капитал" К. Маркса, вышли первые крупные труды, популяризировавшие марксизм (Ф. Зорге и Д. Де Леона). В 1919 - 20 были изданы работы В. И. Ленина "Очередные задачи Советской власти", "Государство и революция", "Великий почин", "Детская болезнь "левизны" в коммунизме". В 1924 начало работать марксистское изд-во "Интернэшонал паблишерс" (International Publishers Co, Inc.).
В сер. 20 в. в США проявились типичные черты империалистич. книжного дела: связь издательств с банками и органами политической и пром. олигархии, создание гигантских издательских монополий, "индустрии книги". В совр. амер. бурж. обществе книга используется как одно из важнейших средств пропаганды, идеологич., политич. и социального воздействия на массы с целью формирования общественного мнения как внутри страны, так и за её пределами. В США нет официальной цензуры в мирное время, но есть множество способов не допустить издания книг, не отвечающих интересам монополий, в т. ч. система авторскоправовых отношений, к-рая обеспечивает достаточно жёсткий контроль за автором и служит интересам крупных издателей, местный контроль над печатью в отдельных штатах и т. д.
Современная организация книгоиздательского дела в США сложна, децентрализована и многотипна: коммерческие изд-ва, университетские изд-ва, издающие орг-ции (науч. учреждения, различные об-ва, пром. фирмы и т. п.). Общего центра, координирующего издательское дело, в США нет. Наиболее распространённый тип издат. предприятия - коммерческое изд-во, состоящее, как правило, из самостоятельных отделов: издательского, производственного, рекламного и т. п. Возглавляет фирму директор-издатель (не всегда её владелец) со своим административным штатом или Совет директоров. В зависимости от вида собственности можно выделить четыре типа коммерческих изд-в: 1) частная фирма, являющаяся собственностью одного лица или одной семьи; 2) издательская компания, акции к-рой принадлежат неск. совладельцам; 3) издательская корпорация (акционерное об-во) - собственность групп держателей акций и вкладчиков; 4) компания-конгломерат, владельцами к-рой являются тысячи частных лиц, предприятия, банки, различные тресты и компании. Всё большее распространение получают компании-конгломераты, объединяющие фирмы, деятельность к-рых не имеет между собой ничего общего. Типичным примером может служить компания "ИТТ" (ITT Publishing), выпускающая оборудование для связи, контролирующая фирму по прокату автомобилей, ряд строит. предприятий, отелей и включающая в свой состав изд-ва "Бобс-Меррилл" (The BobbsMerrill Co, Inc), "Дж. К. Холл энд компании (G. К. Hall and Co).
По видам выпускаемой книжной продукции изд-ва подразделяют на неск. категорий: 1) выпускающие "трейдбукс" ("tradebooks"), т. е. книги, предназначенные для общего книжного рынка (художеств. лит-ра, книги по истории, о спорте и путешествиях, биографии, документальная проза, кулинарные книги и пр.); 2) издающие учебную лит-ру для начальных и средних школ; 3) издающие лит-ру для колледжей; 4) выпускающие книги в бумажных обложках для массового книжного рынка ("массмаркет пейпербэкс", "massmarket paperbacks"); 5) издающие книги по заказам, присылаемым по почте ("мейл ордер пабликейшенс", "mailorder publications"), и для книжных клубов ("бук-клаб букс", "book-club books"); 6) выпускающие т. н. профессиональную книгу (научно-техническую, медицинскую лит-ру и т. п.); 7) изд-ва университетов ("юниверситипресс букс", "University-press books") и научно-исследоват. центров, выпускающие науч. и учебную лит-ру; 8) выпускающие справочную и энциклопедич. книгу ("сабскрипшен референс букс", "subscription reference books").
В 70-х гг. в США насчитывалось св. 6,5 тыс. издат. предприятий, в большинстве своём - средние и мелкие изд-ва. Наиболее крупными считаются 250 изд-в, среди к-рых есть неск. гигантов, чей годовой оборот превышает стоимость книжной продукции целых стран, напр. "Мак-Гроу-Хилл" (Мс Graw-Hill Publications Company - 470 млн. долл.), "Макмиллан" (Масmillan, Inc.- 395 млн. долл.).
К числу крупнейших универсальных изд-в США относятся: "Даблдей" (Doubleday and Company, Inc., осн. в 1897), "Макмиллан", "Рэндом хаус" (Random House, Inc., 1927), "Харпер энд Роу" (Harper and Row Publishers, 1817). Наиболее крупные специализированные изд-ва: "Мак-Гроу-Хилл бук К°" (McGraw-Hill Book Company, 1908) - лит-ра по точным и прикладным наукам, технике, естествознанию; "Дж. Уайли энд санс" (John Wiley and Sons, Inc., 1807) и "Прентис-холл" (Prentice-Hall, Inc., 1913) - каучно-технич. лит-ра; "Ван Ностранд Рейнолд компани" (Van Nostrand Reinhold Co, 1848) - лит-ра по естествознанию, металлургии, химии, энергетике и др.; "Ч. Скрибнерс санс" (Charles Scrib-ner's Sons, 1846) - художеств. лит-ра; "Саймон энд Шустер" (Simon and Schuster, Inc., 1924) - художеств. лит-ра, иск-во. Ведущие изд-ва в области справочной и энциклопедич. лит-ры - "Энциклопедия Британника" (Encyclopaedia Britannica, Inc.), "Грольер" (Grolier); на выпуске изданий по библиографии и библиотечному делу специализируются фирмы "Р. Баукер" (1876) и "У. Уилсон" (1838). Крупнейшее изд-во по выпуску учебной лит-ры для школ - "Скотт, Форсмен энд компани" (Scott, Foresman and Co), для ун-тов и колледжей - "Прентис-холл" (Prentice-Hall, Inc.). Особое место занимают в США университетские изд-ва. Первое университетское изд-во было создано в 1869 при Йельском ун-те. Совр. "Ассошиэйшен оф Американ юниверсити пресс" (Association of American University Press, осн. в 1937) объединяет 70 университетских изд-в, крупнейшее из к-рых - изд-во Гарвардского ун-та (Harvard University Press). Университетские изд-ва публикуют гл. обр. архивные материалы, труды учёных, политических и обществ. деятелей. Они издают осн. массу лит-ры по "советологии", большая часть к-рой - фальсификация теоретич. основ марксизма-ленинизма, практики строительства социализма в СССР и странах социалистич. содружества; истории международного коммунистич. движения и классовой борьбы. С 70-х гг. университетские изд-ва выпускают также беллетристику и дешёвые массовые издания.
После 2-й мировой войны чрезвычайно увеличился выпуск дешёвых массовых типов изданий, появившихся в 30-е гг. - покетбукс ("карманные" книги), пейпербэк. В 1977, по данным "Паблишерс yикли"(Publishers Weekly), было выпущено многомиллионными тиражами 12,5 тыс. назв. всех типов массовых изданий (в последнее десятилетие на их долю приходится в среднем до 3/4 изданий, проданных на книжном рынке США). Преимущественно это книги "ужасов", вестерны, детективные полицейские романы и прочая развлекательная лит-ра, имеющая определённую идеологич. задачу - дать "среднему" американцу "чтиво", способное отвлечь его от острых социальных проблем. Выпуск изданий массового типа в большей степени, чем др. отрасли книжного дела, монополизирован небольшим кол-вом крупных фирм, из к-рых на долю крупнейших - "Бантем букс" (Bantam Books, Inc., осн. в 1946; с 1977 под контролем концерна ФРГ "Бертельсман", Bertelsmann, Verlagsgruppe Gmbh), "Делл" (Dell Publishing Co, Inc., входит в состав издательской фирмы "Даблдей"), "Фосетт" (Fawcett, входит в состав концерна "Коламбия бродкастинг системе", Columbia Broadcasting Systems), "Нью американ лайбрэри" (The New American Library, Inc., дочернее предприятие газетно-журнального комплекса "Таймс-Миррор", The Times Mirror Company), "Эйвон букс" (Avon Books, собственность газетного концерна Хэрста) - приходится 80% общего выпуска. В 70-е гг. наблюдается отчётливая тенденция к слиянию двух типов изд-в - выпускающих книги в бумажной обложке (пейпербзк) и в твёрдом переплёте (трейдбукс), как правило, под эгидой последних: так, фирма "Саймон энд Шустер" (Simon and Schuster, Inc.) подчинила себе изд-во "Покетбукс" (Pocket-Books), компания "Даблдей" (Doubleday and Company, Inc.) владеет изд-вом "Делл паблишинг компани" (Dell Publishing Co, Inc.), компания "Патнемс сане" (Putnam's Sons) - изд-вом "Беркли паблишинг корпорейшен" (Berkley Publishing Corporation).
Официальные издания, сб-ки правительственных документов, нек-рые науч. издания, материалы служебного и пропагандистского характера выпускает гос. изд-во - "Гавернмент принтинг оффис" (Government Printing Office, осн. в 1860). Пропагандистскую лит-ру для зарубежного читателя издаёт Управление международных связей США (ЮСИКА) (бывшее ЮСИА), работающее в тесном контакте с Госдепартаментом, Министерством обороны, ЦРУ. Издания ЮСИКА пропагандируют внутреннюю и внешнюю политику США, их экономич., науч. и культурные достижения, "американский образ жизни", но главная их задача - "разоблачение", "ниспровержение" коммунистич. идеологии и практики построения социализма; издания ЮСИКА под видом "научного исследования" насаждают антисоветизм.
Одновременно со всё усиливающимся процессом концентрации издательского дела и созданием гигантских компаний-конгломератов активизируется и процесс инвестиции издат. капиталов в капиталистич. страны Европы, Канаду, развивающиеся страны Азии, Африки, Лат. Америки; создаются зарубежные филиалы, дочерние предприятия. Так, фирма "Мак-Гроу-Хилл" (McGrawHill) имеет 13 заграничных филиалов в Канаде, Великобритании, Франции, Мексике, Бразилии, Австралии и т. д.; изд-во "Прентис-холл" (Prentice-Hall) - 8 филиалов и 6 офисов за рубежом, изд-во "Бизнес интернэшонал" (Business International) - 12 отделений в различных странах мира. В развивающихся странах издат. концерны скупают местные издат. фирмы, сохраняя видимость их самостоятельности (название, основные кадры и пр.). Так осуществляется экспансия США в книгоиздат. деле.
Единственным крупным изд-вом США марксистского направления остаётся "Интернэшонал паблишере" (International Publishers Co, Inc.). Оно издаёт сочинения К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, руководителей коммунистич. и рабочих партий; совместно с Американским институтом марксистских исследований выпускает труды по истории, теории и практике международного рабочего движения. Большое внимание уделяет выпуску произведений, посвящённых марксистскому анализу внутреннего положения и внешней политики США, актуальным проблемам современной междунар. жизни. Издательским центром США является Нью-Йорк, где выпускается 80% книжной продукции страны и находятся штаб-квартиры большинства амер. издат. корпораций. Ряд крупных изд-в расположен в Бостоне, Филадельфии, Чикаго.
Во 2-й пол. 70-х гг. в США ежегодно выпускалось ок. 80,5 тыс. назв. книг. Примерно половина этого кол-ва приходится на продукцию коммерческих книжных изд-в и поступает на книжный рынок страны. Около половины книжной продукции составляют диссертационные работы (университетские изд., ок. 34 тыс. назв.) и правительств. публикации (ок. 17 тыс. назв.).
В нач. 20 в. ведущее место в амер. книгоиздании занимала художеств. лит-ра. Однако в 60-х гг. - 1-й пол. 70-х гг. наиболее быстрыми темпами возрастал выпуск книг по социологии и экономике, истории внеш. политики и междунар. отношениям, медицине, литературоведению, психологии и философии, спорту и отдыху. В 1976 1-е место среди публикаций амер. коммерческих изд-в принадлежало книгам по социологии и экономике (16,8%), за ними шли художеств. лит-ра (12,2%), научне-технич. лит-ра (11,8%), издания для детей и юношества (5,9%), религиозная лит-ра (4,9%).
По данным ЮНЕСКО, в 1976 в США было переведено 1968 назв. книг: художеств. лит-ра - ок. 30%, исследования по социальным дисциплинам - ок. 20%, наука и техника - 16 - 17%, остальное - св. 30% распределены примерно поровну между работами по географии, истории, иск-ву, религии. В США больше, чем в любой др. стране капиталистич. мира, переводят сов. научно-технич. лит-ру. Важным событием в развитии американо-советских культурных и издательских связей явились перевод и издание в США трудов Л. И. Брежнева, а также 3-го изд. Большой советской энциклопедии, предпринятые в 70-х гг. изд-вом "Макмиллан".
В США существует неск. объединений издателей и книготорговцев, наиболее значительное из к-рых - "Ассоциация американских издателей" (Association of American Publishers, осн. в 1970). В 1976 она объединяла 280 крупных издат. фирм. "Американская книготорговая ассоциация" объединяет представителей книготорговых фирм и совместно с "Ассоциацией американских издателей" ежегодно проводит книжную выставку-ярмарку. В 1917 были учреждены премии Пулитцера, к-рые присуждаются ежегодно в области журналистики и литературы за лучший репортаж, корреспонденцию, произведение художеств. лит-ры и др.
В двадцатом веке книжное дело расцветало, как никогда прежде особенно в конце тысячелетия - об этом свидетельствует исторические документы, но перед этим в связи с мировыми войнами книгопечатанье было на грани.
В тех источниках были данные, которые показывают развитие книжного дела. Из них следует, что производство книг во всем мире на промежутке от 1900 до 1991г. увеличилось в несколько раз. А точнее: книжное дело с 1900 - 1955 год возросло только на 70 %, а с 1955 – 1991 год выпуск книжной продукции увеличилось примерно в 3 раза.
Рассматривая регионы Земли, книжное дело развивалось по-разному: в Северной Америки в течении примерно 25 лет с 1955 по 1980 года выпуск книжных изданий увеличился 7 раз, а в Латинской Америки и Карибского бассейна где-то порядком в 4 раза. Но в сравнении с Австралией, а также Океанией это не большие темпы, в этих странах был очень высокий рост книжного дела, примерно в тоже время выпуск возрос в 12 раз, но здесь имеется один нюанс начальный ”капитал” книжных издательств было всего лишь 1000 названий. В странах Азии, “апогей” книжного производства наступил немного позже: в течении с 1970 по конец 1990 года количество произведенных и выпущенных книжных изданий преумножилось в трое. Удельный вес стран Азии во всемирном производстве книжных изделий возрос примерно вдвое: с 14% до 27%.
Западно-африканские страны добились больших успехов в области культуры после освобождения от колониальной зависимости. Создаются и формируются национальные кадры интеллигенции - инженеры, учителя, врачи, работники науки и искусства. Значительных успехов добились франкоязычные страны и в области книжного дела. Увеличивается количество изданий, расширяется и развивается система книгораспростране-ния. Некоторые западно-африканские страны (Сенегал, Кот д'Ивуар, Бенин, Мали, Гвинея) начинают принимать участие в мировой книжной торговле, участвовать в различных международных книжных ярмарках. Тем не менее, проблема «книжной нехватки», неравномерности развития книжного дела остаются нерешенными.
Книжное дело во франкоязычных странах Западной Африки стало развиваться в полной мере только после провозглашения независимости этих стран в I960 году. Правительство этих стран успешно положило конец духовному угнетению и порабощению народа и открыло широкие перспективы для развития самой прогрессивной, действительно общенародной системы библиотечного обслуживания и книжной торговли, превратившейся на современном этапе в одну из важнейших движущих сил культурно-технического развития народа.
В отдельных странах (Сенегал, Мали, Кот д'Ивуар, Бенин) правительство уделило особое внимание развитию книгораспространения в сельской местности. Были открыты книжные магазины и библиотеки в селах, имеющих колледжи и школы.
Одним из показателей, характеризующим успехи в развитии книжного дела во франкоязычных странах Западной Африки, является обеспеченность населения произведениями печати. Если в колониальный период общее число издательств в отдельных странах было только 2-3, и их выпуск составлял 10 названий в год, то после провозглашения независимости, общее число издательств увеличилось в 4 раза, а их выпуск в 15 раз .
Рост книжных фондов имеет большое не только количественное, но и качественное значение: выбор печатающихся изданий отвечает и доступен читательским вкусам и спросу.
Кроме того, развитие книжного дела, разумеется, определяет и персонал. Здесь также есть как количественные, так и качественные успехи. Если в колониальный период работники книжного дела, в основном, не имели профессионального образования, то после
I960 г. во всех отраслях книжного дела начинают работать профессионально подготовленные специалисты. Одновременно число работников книжного дела также увеличилось.
Анализ книжного дела показывает, что за время, прошедшего с момента завоевания независимости, сделано немало, особенно если учесть, что начинать надо было почти с нуля. Помощь, оказанная по линии ЮНЕСКО, дала неплохие результаты. Однако добиться равномерного поступательного развития издательского, книготоргового, библиотечного строительства и библиографической деятельности нельзя только путем единовременных, пусть даже весьма значительных дотаций и помощи извне. Необходимо государственное планирование и соответствующее финансирование всего комплекса мероприятий, направленных на развитие национальной культуры, одним из важнейших элементов которого является книжное дело.
Несмотря на рост производства печатной продукции, франкоязычные страны по-прежнему не обеспечены необходимым количеством книг, по-прежнему основное книгоиздание ведется на французском языке. Основная необходимая книжная продукция импортируется из Франции или выпускается на местные станки филиалами французских книгоиздательских компаний.
Развитие национального книжного дела сдерживается медленной ликвидацией неграмотности населения. Последняя же связана с бедностью франкоязычных стран западной Африки и, в известной степени, со спецификой демографической ситуации: расширение образования, увеличение числа школ, институтов, центров для обучения грамоте взрослых и т.п. Экспансия иностранных издателей, осуществляемая в разной форме (инвестиции капитала, открытие филиалов), отсутствие собственной полиграфической базы также обусловливают медленное расширение национального книжного дела. И, наконец, бедность франкоязычных стран западной Африки не позволяет их правительствам вкладывать большие средства в книжное дело, а это обстоятельство, в свою очередь, обусловливает отсутствие необходимого финансового фундамента и делает национальные книгоиздательства, типографии и книготоргующие организации неконкурентоспособными по отношению к богатым французским фирмам.
Изучая систему и функционирование книжного дела, следует иметь в виду и значительное развитие аудиовизуальных средств информации и коммуникации. При низком уровне грамотности основным средством агитации и пропаганды, идеологического воздействия, формирования мировоззрения и хоть какого-то приобщения к национальной и мировой культуре, являются радио, телевидение, кино и всевозможные формы «кассетников». Возникают проблемы взаимодействия печатного и звучащего слова, печатного текста и теле-, кино- или видеоизображения.
Реализация стратегии независимого развития включает и вопросы дальнейшего развития книжного дела, его структуру, соотношения национального и иностранного книгоиздания, уменьшения импорта и -прочее. Разумеется, это потребует не только дополнительных ресурсов, но и дальнейшее развитие образования, культуры и науки. В дальнейшем должна повышаться доля национальной книги. Решение этих проблем -дело правительств этих стран. Тем не менее, и мировое сообщество должно оказать содействие в развитии книжного дела во франкоязычных странах западной Африки. Итак, рассматривая историю книги и современное состояние книжного дела в этой части Африки, мы пришли к яркому подтверждению и наглядной иллюстрации известного ленинского положения о двух культурах внутри каждой национальной культуры.
На африканском континенте книжное дело, наука, литература возникли и развивались, как известно, в Египте. Каир в X веке является крупнейшим центром книжного дела; библиотеку в Александрии справедливо считали одним из семи чудес света.
Известно, что книжное дело интенсивно развивалось в Африке именно на юге Сахары с момента появления европейцев. Но книгопечатание в Африке связано не только с европейцами, но и с местным населением. В XIX в. ив первой половине XX века книжное дело в Африке развивалось по двум основным направлениям. Первое - деятельность христианских миссионеров; второе направление - деятельность колониальных правительств .
Типографии при миссионерах одновременно выполняли издательские функции и занимались книгораспространением. Они выпускали в основном на европейских, или в переводах на национальные языки (там, где уже была письменность) Библию, книги псалмов, Евангелие, религиозные трактаты, учебники. Разумеется миссионеры преследовали свои цели, но объективно их деятельность сыграла и играет до сих пор весьма существенную роль .
История и развитие африканского книжного дела свидетельствуют о сотрудничестве с бывшей метрополией, что подтверждает отсутствие опыта африканцев в этом деле. Поэтому оно является еще эмбриональным. Во второй половине XX века Африка переживает сложное время: это освобождение от колониальной зависимости, которое решило одну важную проблему - создание национального государства и относительную политическую независимость. Здесь книжное дело играет едва ли не основную роль. Развитие его, как и культуры в целом, обусловлено характером социальных отношений, политического устройства и экономики. Не останавливаясь на глубоких проблемах межэкономических отношений в Африке, отметим, что в большинстве государств население говорит на языках разных лингвистических семей или на языках одной семьи, или на диалектах одного языка. Все эти тенденции создают неблагоприятные условия для быстрого развития книжного дела, несмотря на огромную политическую волю правительств. Поэтому сохранение иностранного языка (французского) или создание одного или нескольких национальных языков являются решением для осуществления унификации письменных языков, и делают практически возможной ликвидацию неграмотности населения. В дальнейшем в развитии культуры в Африке важнейшую роль должно сыграть государство.
Рассматривая процессы книгоиздания, книгораспространения и книгоиспользования, надо иметь в виду, что все-таки единства во франкоязычных странах западной Африки нет. Но имеется, по крайней мере, несколько стран, где ситуация в книжном деле сходная. К тому же социально-экономическое и политическое устройство этих стран также неоднородно. Следует учитывать и исторические традиции (Мали, Сенегал, Кот д'Ивуар, Буркина-Фасо). Но при всех различия западно-африканских государств (т.е. социальных, экономических и культурных) одна черта безусловно общая: низкий уровень развития книжного дела. Поэтому в большинстве западно-африканских франкоязычных стран до 1950-го года ситуация полностью зависела от книжного импорта и зависимость эта осталась до настоящего времени. В этих странах доминируют иностранные издательства в ряду национальных.
Во всех странах также имеются государственные и церковные издательства. В Сенегале, например, работает межгосударственное издательство «Лес Нувелл Эдитион Африкон», которое объединяет страны: Сенегал, Республика Кот д'Ивуар и ряд французских фирм. Книжное дело в большинстве западных франкоязычных стран находится под контролем властей. Дакар является одним из двух крупных центров книжного дела в западно-африканских франкоязычных странах (разумеется, после Браззавиля). Существует ряд причин, мешающих развитию национального книгоиздательства. Одной из них является отсутствие собственной бумажной промышленности, что влечет за собой зависимость от -импорта. Наконец, книгораспространение, книготорговля и культура чтения являются тоже предметом дискуссий. Но все-таки перспективы в развитии книжного дела во франкоязычных странах западной Африки есть.
Еще немного об Азии
Самые ранние сохранившиеся гравюры происходят из Китая эпохи династии Хань (до 220 года н. э.), они использовались для оттиска на шёлке трёхцветных изображений цветов, а самый ранний пример гравюры на бумаге, также китайский, относится в середине седьмого столетия.
В девятом веке печать на бумаге уже профессионально практиковалась, именно этим периодом датирована первая сохранившаяся полная печатная книга — Алмазная сутра (находящаяся ныне в Британской библиотеке). В десятом веке были напечатаны 400 тысяч копий некоторых сутр и картин, выходила конфуцианская классика. Опытный печатник за день мог напечатать до 2000 листов, состоящих из двойных страниц.
Из Китая книгопечатание распространилось в Корею и Японию, которые использовали китайские логограммы; методы китайской печати также применялись в Турфане и Вьетнаме с использованием других шрифтов. Однако в отличие от другого изобретения — бумаги, техника книгопечатанья так никогда и не была заимствована исламским миром.