Нового международного политического 9 страница
КОНФЛИКТ (лат. conflictus – столкновение) – способ взаимодействия людей, при котором преобладает тенденция противоборства, вражды, разрушения достигнутого единства, согласия и сотрудничества. В состоянии конфликта могут находиться отдельные люди, социальные общности и гражданские институты, культуры и цивилизации, исторические системы и тенденции общественного развития. Можно сказать, что конфликту доступны все возможные проявления человеческой жизнедеятельности. Даже отдельная личность испытывает состояние внутреннего разлада, конфликта чувств и потребностей, борьбы желаний и запретов. Не случайно древнегреческий мудрец и философ Гераклит считал, что вражда лежит в основе мироздания, и единственный всеобщий закон, царящий в космосе, - это «война – отец всего и царь всего».
Проявления конфликта исключительно многообразны. Конфликты могут возникать между отдельными враждующими группировками в рамках одного коллектива и между различными коллективами, могут характеризовать взаимоотношения религиозных сект или партийных фракций, приобретать форму забастовок и революций, ожесточенных классовых битв и межнациональных столкновений, локальных и мировых войн. В зависимости от целого ряда обстоятельств они могут иметь различный характер, границы, степень остроты и тому подобные качественные состояния. Поэтому в научной литературе можно встретить самые различные определения этого понятия. Каждое из них подчеркивает одну или несколько особенностей состояния конфликта, важных для определенной науки, допустим, психологии, социологии, культурологии, истории, или для особых задач конкретного исследования.
Проблематика конфликта с давних пор привлекает внимание ученых разных специальностей. Однако только в наше время, приблизительно со второй половины 50-х гг. нынешнего столетия, можно говорить о возникновении научного направления, в рамках которого эта проблематика исследуется специально и всесторонне (см. КОНФЛИКТ (ТЕОРИИ)).
Общество предоставляет конфликтологам богатый материал для построения всевозможных моделей, теоретических концепций и выводов. Причем современное общество нисколько не уступает в этом отношении предшествующим этапам мировой истории. Об этом прямо свидетельствует история войн и крупных социальных конфликтов XX в. По числу вооруженных конфликтов, разрушительной силе оружия, взаимной ненависти противостоящих идеологий и гибели людей нынешнее столетие будет рассматриваться как наиболее воинственное и жестокое. Поэтому столь актуальным сейчасстановится исследование проблем взаимодействия конфликта и современного общества (см. КОНФЛИКТ И ОБЩЕСТВО).
Исследование особенностей протекания социальных конфликтов в исторических, национальных, политических условиях отдельных стран приводит к выводу о существовании тесной зависимости между общим состоянием социальной конфликтности и культурным наследием, традициями народного развития. Будет ли конфликт сопровождаться кровавыми событиями или ограничится парламентскими дебатами, во многом зависит от традиций культурного характера, привычных особенностей поведения в конфликтной ситуации. Поэтому вполне естественно ставить и изучать вопрос о самобытных особенностях российской конфликтности, о восприятии конфликтной ситуации русским человеком и представителями тех народов, историческая судьба которых тесно связана с Россией (см. КОНФЛИКТ (традиции)).
Как бы глубоко мы ни проникали в природу социальных отношений конфликта, мы никогда не сможем с полной уверенностью сказать, как будут развиваться и чем закончатся конфликтные события в каждом конкретном случае. И дело здесь не в ограниченных способностях нашего разума, а в особой природе самого конфликта, в высокой степени хаотичности происходящих в его рамках социальных явлений и принципиальной непредсказуемости случайных комбинаций всевозможных факторов. Социальные взаимоотношения в конфликте – это открытая система, способная усваивать внешние воздействия и тонко реагировать на внутренние качественные изменения конфликтной ситуации. Посредством конфликта реализуется возможность спонтанного возникновения «порядка из хаоса», общее свойство случайно-закономерного движения общественной жизни. Признавая неизбежность социальных конфликтов в жизни общества, нельзя, однако, считать, что любой конфликт неизбежен в той форме, в тех масштабах и такой напряженности, в какой именно он выступает. То, что нельзя избежать всех конфликтов, вовсе не означает, что нельзя избежать ни одного из них. Проблематика регулирования социальных конфликтов представляет собой часть более широкой проблемы управления социальными процессами вообще (см. МЕНЕДЖМЕНТ КОНФЛИКТНЫЙ).
Важная роль в развитии конфликтных отношений, а значит и в управлении ими, принадлежит посредникам, функции которых с успехом могут выполнять как организации, так и частные лица. В современной теории конфликта накоплен богатый опыт использования посреднических услуг в конфликтных ситуациях, а также возникающих в этом процессе особых проблем и закономерностей (см. МЕДИАТОРИНГ КОНФЛИКТНЫЙ).
Наблюдение над развитием социальных конфликтов показывает, что продуманные усилия, направленные на их предупреждение и регулирование, вполне достигают поставленных целей. С их помощью возможно оттянуть начало социального конфликта, направить в безопасное русло его разрушительную энергию, предупредить или ослабить его негативные социальные последствия. Конечно, к каждому конфликту должен быть осуществлен максимально индивидуализированный подход, ибо как не бывает двух одинаковых людей, так не бывает и двух совершенно одинаковых конфликтов.
КОНФЛИКТ И ОБЩЕСТВО — совокупность проблем, характеризующих сложный процесс взаимодействия, зависимости и проявления конфликтов в общественной жизни. Социальный конфликт, как и любое сложное социальное явление, тысячами нитей связан с теми общественными структурами, в которых он возникает и развивается. В зависимости от самого общества, его структурных н функциональных особенностей, общего типа социальной системы и ряда других социальных параметров находится общее состояние явной и скрытой конфликтности.
Прежде всего на общее состояние конфликтности определенно влияют структурные характеристики социальной системы. Социальная структура общества — один из основных источников социальных конфликтов. Причем она оказывает существенное влияние как на количественную сторону состояния конфликтности, так и на качественную особенность его проявления.
По мере общественного развития отнюдь не происходит упрощения социальной структуры общества и отсутствует линейная направленность в сторону социального единообразия. Процесс разделения труда как основа развития социальной дифференциации не только не прекратил своего существования, но, наоборот, в условиях революционных научно-технических перемен, значительно усилился, порождая динамику и разнообразие форм социальной жизнедеятельности. Многообразие форм современной жизни, динамика социальных процессов, по крайней мере, способствует значительному увеличению числа случайных и необходимых контактов между людьми, их объединениями и организациями, что в свою очередь потенциально увеличивает число возможных конфликтов в обществе. Из этого положения, конечно, нельзя делать вывод о закономерности возрастания числа социальных конфликтов по мере общественного развития, но оно вполне достаточно опровергает иллюзию бесконфликтности общественных отношений в обозримом будущем.
Помимо особенностей социальной структуры общества значительное влияние на состояние социальной конфликтности оказывает изменчивость социальных процессов. Стабильная общественная система, в которой изменения общественной жизни происходят при сохранении устойчивого качественного состояния общественных отношений, и динамичная модель общества, где изменчивость касается основ общественной жизни, конфликтны различным образом. Социальный конфликт может иметь место как в стабильной, так и в динамичной системе. В этом смысле между ними нет существенной разницы. Однако принципиальные особенности каждой из этих систем накладывают отпечаток на общее своеобразие конфликтности, тяготеющей к той или иной модели общественного развития. Социальные конфликты в стабильной системе не носят разрушительного характера, не меняют основ общественной жизни. Больше того, их наличие ведет к изменениям, лишь усиливающим устойчивость основ общественного устройства, укрепляющим эти основы.
Взаимосвязь конфликта и общества может быть конкретизирована с помощью введения понятия функции, которая фиксирует, с одной стороны, общее значение конфликта в жизни общества, а с другой - зависимость, возникающую между конфликтом и другими компонентами общественной жизни. Так, сигнальная функция характеризует конфликт как показатель определенного состояния общества. Там, где существует конфликт, там в привычных общественных связях и отношениях что-то расстроилось и нуждается порой в серьезных преобразованиях. Поэтому социальный конфликт - это своего рода заявка на необходимость принятия срочных, а иногда и неотложных мер к поиску и устранению причин общественной напряженности, к внимательному изучению обстоятельств, породивших конфликтную ситуацию, и путей выхода из нее.
Близкой к сигнальной, но не тождественной ей, является информационная функция социального конфликта. Информационная сторона конфликта значительно шире, чем простое свидетельство общественного неблагополучия. Конфликт всегда порожден конкретными причинами, объективно связан с ними и в нем эти причины находят свое отражение. Развертывание, течение, повороты конфликтной ситуации несут определенную информационную нагрузку о породивших его причинах, изучение которых представляет собой важное средство познания общественных процессов.
В конфликтах получают более адекватное выражение потребности, интересы, устремления субъектов и участников конфликта, а также причины их социальной неудовлетворенности или протест, что в спокойной обстановке скрыто за привычными нормами поведения и деятельности. В состоянии конфликта стороны более четко осознают как свои, так и противостоящие им интересы, более глубоко выявляют существование объективных проблем и противоречий общественного развития.
Важное значение имеет дифференцирующая функция социального конфликта. Она характеризует процесс социальной дифференциации, возникающей под влиянием конфликта, который часто идет через изменение и разрушение прежних социальных структур. Данная функция отражает общую особенность социального поведения в конфликте, состоящую в переориентации и перегруппировке задействованных в нем социальных сил.
Конфликты в обществе не проходят бесследно. Последствия конфликта исключительно многообразны и могут иметь как позитивное, так и негативное значение. Особенно важно это учитывать в наше время. Современный мир очень хрупок. Человечеством накоплен небывалый арсенал средств разрушения и уничтожения всего живого на планете. Нужно быть очень внимательным к возникающим конфликтам, чтобы не допустить их чрезмерного разрастания, обострения и превращения в существенное препятствие на пути общественного прогресса.
КОНФЛИКТ (теории) — совокупность теоретических концепций, методологических приемов и направлений исследования явлений, имеющих прямое или косвенное отношение к конфликту, в различных его проявлениях. Ученые разных стран много сделали для того, чтобы раскрыть общую природу социального конфликта, исследовать его роль и значение в общественной жизни. Ими накоплен обширный материал — от сугубо теоретических разработок феномена конфликтности до практических рекомендаций по профилактике, контролю» разрешению и регулированию конкретных конфликтных ситуаций. В их работах широко представлена разнообразная методология, содержатся многочисленные определения самого понятия, накоплен опыт типологии и классификации конфликтов, даны характеристики их социальных функций. Это, прежде всего, западные ученые: Дж. Бернард, Р. Бейли, К. Боулдинг, Д. Бухер, Дж. Дьюк, Л. Козер, Л. Крисберг, Д. Лэндис, Р. Макк, А. Рапопорт, Р. Снайдер, Р. Стагнер, Т. Шеллинг (США); Т. Боттомор, Дж. Рекс (Англия); Г. Бутуль, М. Крозье, А. Турен, А. Филип, Ж. Фройнд (Франция); Р. Дарендорф (Германия); Я. Муха, Я. Штумски (Польша).
Наибольшую известность среди специалистов получили теоретические концепции конфликта Л_Козера, Р. Дарендорфа и К. Боулдинга.
В нашей стране проблематика конфликта была долгие годы запретной темой для общественных наук. Причин тому много, но наиболее общая, определяющая, состоит в той метаморфозе, которая произошла с марксизмом, как только он стал в обществе политически господствующей идеологией. Из революционного учения, рассматривающего все вопросы развития через борьбу противоположностей, он постепенно превратился в апологетическую доктрину поступательного движения к светлому будущему. Ссылаясь на теоретические положения классиков относительно общей исторической перспективы бесклассового, преодолевающего все формы эксплуатации и отчуждения общества социальной гармонии, политические режимы ряда поколений видели в конфликтах лишь досадные примеры еще недостаточной полноты своего политического господства.
Однако было бы ошибкой считать, что отечественная наука совершенно игнорировала проблематику конфликта. В литературе периодически появлялись работы, посвященные этому явлению. В основном это были исследования искусствоведческих, семейных, трудовых конфликтов, построенные на произведениях литературы и искусства, конкретно-социологическом материале и не предполагающих широких политических обобщений. К сожалению, и здесь исследования осуществлялись под достаточно жестким партийным и идеологическим контролем.
В наши дни значительный вклад в развитие теории конфликта вносят Анцупов А.Я., Дмитриев А.В., Здравомыслов А.Г., Кудрявцев В.Н., Лебедева М.М., Сперанский В.И., Степанов Е.И., Фельдман Д.М., Чумиков А.Н., Шипилов А.И. и др.
КОНФЛИКТ (традиции) — направление культурологического исследования проблем социальной конфликтности, изучающее связь и зависимость особенностей зарождения, протекания и преобразования конфликтных отношений в контексте конкретных культурных образований, архетипических черт и системных качеств народной жизни. Исследование особенностей протекания социальных конфликтов в исторических, национальных, политических условиях отдельных стран приводит к выводу о существовании тесной зависимости между общим состоянием социальной конфликтности и культурным наследием, историческими традициями народного развития. Примеры такой зависимости можно найти и в истории русского народа.
Русская история богата событиями, которые трудно разместить в одной плоскости, представить чередой закономерно сменяющих друг друга процессов. Вместе с тем в ней, как и во всякой другой, есть типичные особенности, характерные черты, составляющие основные свойства национальной самобытности. К ним, несомненно, относятся типичные черты конфликтности российского общества.
В мире нет страны, нет народа, которые не знали бы смутных времен, раздора, войн и конфликтов. Но, если присмотреться повнимательней, их частота, общее количество, глубина и другие особенности не являются величинами постоянными в истории каждого народа. Для русской истории характерно относительно небольшое число войн, в которых Россия выступала как бы в качестве агрессора или вела их на чужой территории. Крупные социальные конфликты на территории собственной страны также свидетельствуют об устойчивом нежеланию россиян стремиться к состоянию конфликта. Как правило» многочисленные социальные столкновения здесь заканчивались весьма оригинальной ситуацией, когда возникший конфликт не завершался типичным для западных стран переговорным процессом и последующим сосуществованием победившей и побежденной страны, а сопровождался временным бегством одной из них, фактическим растворением конфликта в бескрайних просторах России. Огромные и относительно свободные пространства страны позволяли потенциальным участникам конфликта просто уклоняться от социального столкновения путем физического перемещения по территории. Какие архетипические качества народного характера формировались на основе этой исторической особенности?
Прежде всего, долготерпение, стремление как можно дольше не вступать в открытое столкновение. Россиянин склонен бесконечно долго терпеть нужду, лишения, притеснения, даже прямое насилие, хорошо осознавая их пагубное воздействие, но не находя в себе мужества до поры, до времени вступить с ними в открытое противоборство. Даже тогда, когда притеснения становились невыносимыми, у россиянина оставалась возможность собрать свои пожитки и пуститься в бегство, надеясь в необжитых районах страны найти спасение от невзгод и насилия. Лишь загнанный окончательно в угол, он начинал ожесточенно сопротивляться, либо покорно, без всяких условий подчинялся победителю.
Во-вторых, крайние формы пребывания в конфликте, исходящие из расчета, во что бы то ни стало одержать верх, добиться победы над противником. Вяло текущий конфликт, позволяющий сторонам длительное время сохранять независимость, свободу выражения и отстаивания своих позиций, - большая редкость. Гораздо чаще ситуация выглядит как долготерпение одной из сторон, нежелание вступать в конфликт, переходящее затем в бунт, взрыв, ярко выраженное сопротивление давлению противоположной стороны. Крайности этого поведения хорошо выражены поэтом, который говорил, что нет ничего страшнее русского бунта, «бессмысленного и беспощадного».
В-третьих, ментальное неприятие конфликта, подсознательное отношение к нему как к тяжелейшему бремени. Атмосфера конфликта непривычна и нежелательна для русской души. В Европе и других странах, где история приучила людей к состоянию перманентного конфликта, у них сформировались устойчивые особенности индивидуализма в качестве реакции на необходимость сохранить себя в постоянном поле конфликтного напряжения. В отличие от них, русский характер еще живет грезами братского единства, доверчивости, всеобщей любви, которые и по сей день питают идеи соборности, мессианства, особой роли и предназначения России к спасительному объединению всех народов во имя всеобщего мира и согласия на земле.
Ряд особенностей российской конфликтности тесно связан с элементами византийского влияния. Традиции и атрибуты государственности Восточной Римской империи после гибели Византии нашли благодатную почву в единоверной Руси. Она переняла н.5 только элементы внешней атрибутики государственной власти,но и ряд важных содержательных особенностей государственности. С этого времени берет свое начало российское самодержавие как устойчивая форма ярко выраженной централизованной власти. Самодержавное строение государства оказало значительное влияние на состояние социальной конфликтности общества.
Когда централизованное государство прочно обросло представительными органами на местах, государственный интерес стал решающим образом присутствовать на любом провинциальном уровне существования конфликта. «Вот приедет барин, барин нас рассудит», — устойчивый стереотип российского сознания в конфликтной ситуации.
Византийское влияние сказывается и в отношении идеологической зависимости российской конфликтности. С давних пор все более или менее крупные социальные конфликты в России чрезмерно идеологизированы.
Сильная идеологическая составляющая российской конфликтности также убеждает в отсутствии у россиян европейского опыта длительного пребывания в состоянии конфликта на основе свободного противостояния сторон, дополняя его отсутствием демократического опыта светского поведения в конфликте. Идеологическое чувство вины за пребывание в несанкционированном конфликте по-прежнему довлеет над социальным менталитетом среднестатистического россиянина.
Формы проявления социальной конфликтности во многом зависят от особенностей конкретной материальной и духовной культуры общества, исторических и политических традиции, существующих норм организации общественной и политической жизни. Предполагаемые наукой о конфликтах методы, приемы и способы предупреждения и регулирования социальных конфликтов дают соответствующий эффект лишь в том случае, когда они учитывают самобытные особенности той общественной среды, в которой происходят конфликты.
КОНФОРМИЗМ В ПОЛИТИКЕ {лат. conformis- подобный, сходный) — способ политического приспособленчества, который характеризуется пассивным принятием существующего порядка, отсутствием собственных политических позиций, принципов, «слепым» подражанием любым политическим стереотипам поведения, господствующим в данной политической системе. Г. Алмонд и С. Верба одним из трех чистых типов политической культуры выделили «подданническую политическую культуру», которая характеризуется конформизмом. Ее отличает сильная ориентация на политическую систему и результаты ее деятельности, но со слабой направленностью на участие в ее функционировании. Личность с подданнической политической культурой признает авторитет правительства, но не стремится к участию в политической жизни.
Конформистское сознание и поведение интенсивно формируется в условиях тоталитарного и авторитарного политических режимов. Главное в них - не высовываться, быть таким, как все, не чувствовать себя личностью, быть податливым материалом, «человеческим фактором», за который добрые властители сделают все как нужно. Конформистское сознание становится типичным для этих режимов, в результате чего индивид теряет свою самобытность, неповторимость, индивидуальность. Из-за приспособленчества на работе, в деятельности партийной организации, на избирательном участке и т. д. у человека деформируется способность к самостоятельному, творческому мышлению, он приучается бездумному выполнению функций, становится рабом.
Данный тип сознания, культуры и действия не исчез в политике. Многие политики с легкостью пылинки перемещаются из одной политической партии в другую, из одного государственного учреждения в другое с надеждой получить весомую должность и т.п. Приспособленчество губит нарождающуюся демократию, является показателем отсутствия политической культуры у граждан, политиков.
КОНЦЕПЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ (от лат. conceptio - понимание) - форма или уровень политического сознания, в котором дается метафизическое обоснование какого-либо процесса политической жизни. В политической концепции находят выражение такие моменты политической сферы, как теоретическое обоснование и правомочность ее осуществления в системе политики и общества в целом; оформление системы ценностей и политических следствий, вытекающих из концептуальной основы; планирование и осмысление способов реализации идеологических построений в политической реальности; подготовка политических механизмов и институтов, создание которых позволит воплотить данную систему идей.
Политическое сознание на концептуальном уровне, как правило, носит теоретический метаполитический характер. Затем концептуальные положения по законам дедукции транслируются в следствия, которые тем или иным образом подтверждаются или опровергаются эмпирически. На теоретическом уровне исследуется проблема, которая возникает перед политической элитой. Данная проблема осмысливается в контексте ее основы, при помощи методов теоретического мышления находятся способы ее разрешения. После того как концептуальное решение найдено, из него выводится ряд следствий, которые позволяют оформить решение в определенную систему или модель и определить, что необходимо иметь в качестве предпосылок и условий для реализации концептуальной модели.
Прикладная стадия позволяет концепцию довести до уровня воплощения. В этой форме концептуализации теоретические модели конкретизируются как платформы и программы. На теоретической стадии основными участниками выступают политические лидеры и теоретики - социальные философы, социологи, политологи и т. д. На эмпирической стадии в концептуальной разработке кроме лидеров принимают участие партийные структуры. В реализации концепций участвует практически все население, которое подготавливается соответствующим образом. В российской политике наиболее актуальны концепции правового государства, конверсии, частичной демилитаризации и т. д.
КРАТОЛОГИЯ (греч. kratos - власть, греч. logos - учение) - для России это новая наука (Халипов, 1995), изучающая многочисленные общественные явления, связанные с властью, осмысленные через общественные институты власти. В этой науке исследуются проблемы власти, ее происхождение, функционирование и развитие, виды и формы власти, ее носители и объект воздействия, способы воздействия, функции и задачи, взаимодействие с другими общественными процессами и т. д. Считается, что в рамках кратологии должна развиваться система знаний, включающая общую теорию, историю власти, прикладную и сравнительную политологию, социологию власти, логику власти, ее морфологию (строение), педагогику, психологию, философию власти, этику и ряд специальных разделов.
Если предлагаемый проект осуществим, при развитии этой науки с необходимостью встанет ряд серьезных проблем, связанных с ее специфическими границами и соотношением с другими науками о политике. В то же время следует признать, что в России длительное время власть как таковая исследовалась слабо, поскольку и в условиях царизма, и социализма ей пытались придать надобщественный, сакральный (священный) характер. Развитие демократии, в особенности правового государства России диктует необходимость детального изучения власти во всех отношениях и поэтому кратология вполне актуальна.
КУЛЬТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ есть антропологический феномен политики, выражающийся в обожествлении политических лидеров. Политический культ не составляет исключительную особенность восточных обществ, но встречается во всех обществах (в том числе западных) и во все периоды их развития.
Культ вождя в архаических социумах опирался на культ предков и осуществлялся через ритуал как первичный механизм социального управления. В античности культ властителей представлял собой религиозно-мистическое почитание их сверхъестественных, магических способностей и божественного происхождения. В средневековой Европе (включая Россию) возник идейно-политический симбиоз христианской церкви и светской власти, нашедший своё наивысшее выражение в эпоху абсолютизма, в обожествлении личности короля (царя). Для традиционного политического культа характерны телесно-театральные формы выражения с особыми жестами покорности и подчинения. Напротив, секуляризированный культ политических лидеров, типичный для Нового времени, выражался по преимуществу вербально или изобразительно. В тоталитарных обществах 20 века наблюдался своеобразный ренессанс традиционной палитры культовых политических выражений, обогащённой новыми коммуникативными ^ средствами. В современных демократиях политические культы, как правило, лишены черт традиционной религиозности, что, однако, успешно компенсируется фетишизацией политических лидеров посредством современных СМИ.
В политических культах можно выделить ряд типичных черт, которые одновременно обозначают стадии развития культа политических лидеров.
- Возвеличивание политического лидера, начинающего
олицетворять собой определённую идеологию, политическую систему или общественно-политический процесс. Политический лидер начинает трактоваться и восприниматься как национально-родовой символ ("отец нации", "отец-основатель", "гарант демократии" и т.п.).
Монументализация политического лидера как личности, стоящей
вне политической конкуренции и наделенной исключительными (сверхъестественными) способностями, недоступными для других лидеров (людей).
Мифологизация политического лидера посредством придания ему атрибутов непогрешимого, всеведущего, вездесущего и всемогущего существа. Культовый лидер переносится в сферу сакрального и противопоставляется повседневности. Его почитатели преклоняются перед ним как перед божеством и бессознательно приписывают ему способность к бессмертию.
Ритуализация отношений с обожествлённым политическим лидером, поскольку обычные формы отношений не отвечают его сакральной сущности. Культовый лидер общается с массой посредством ритуальных церемоний, подчёркивающих его сакральный статус и ставящих его вне всякой критики.
Одновременно ритуализуется образ вождя как образца для подражания, особенно для молодежи.
КУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕСКАЯ - совокупность элементов и феноменов сознания, культуры в целом, политического поведения, формирования и функционирования государства и политических институтов, обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества, политического процесса.
Исследователи выделяют несколько концепций политической культуры, играющих роль базовых, основополагающих. К таким относится концепция американского политолога Г. Алмонда. В статье «Сравнительные политические системы», вышедшей в 1956 году, Алмонд формулирует основные понятия, структурные элементы такого специфического явления как политическая культура. Политическая культура обладает следующей структурой:
· «познавательные ориентации» (знание о политической системе, ее ролях и носителях ролей);
· «эмоциональные ориентации» (чувства, испытываемые к политической системе, ее функционированию и тем, кто ее олицетворяет);
· «оценочные ориентации» (представления и суждения о политических объектах, опирающиеся на ценностные стандарты и критерии в сочетании с информацией и эмоциями).